Доказательства существования Иисуса Христа: нехристианские источники
Существует как минимум 9 нехристианских источников первого и начала второго веков, которые содержат доказательства существования Иисуса Христа. Конечно, существует масса христианских источников того же периода, рассказывающих о жизни и служении Иисуса Христа.
Но скептики предпочитают игнорировать эти свидетельства очевидцев жизни Христа, полагая, что авторы Евангелий и других трудов являются кучкой лжецов. Это является отличным примером плохого обращения с историей.
Доказательства существования Иисуса Христа
В этой статье я хочу представить лишь небиблейские источники, где вы можете найти доказательства существования и служения Иисуса Христа.
Корнелий Тацит (56-118 год н.э.), римский историк упоминал об Иисусе Христе и христианах
Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. (Анналы 15:44)
Обратите внимание, что Тацит немного ошибся. Пилат был префектом, а не прокуратором. Об этом свидетельствует табличка, найденная в Кесарии Палестинской. Имейте в виду, что Анналы упускают 29-32 годы, которые, скорее всего, тоже упоминают Иисуса Христа. По всей видимости этот отрывок ссылается на раннее упоминание об Иисусе.
Иосиф Флавий (38-100 год н.э.) говорил о существовании Иисуса Христа
Иосиф Флавий — фарисей, еврейский историк. Он был отступником, перешел с еврейской повстанческой стороны на сторону Рима, чтобы служить при Нероне и Веспасиане. Иосиф Флавий относительно надежный историк.
Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени. (Иудейские древности, 18:3:3)
Но есть небольшая проблема с этим отрывком из Иудейских древностей, т.к. существуют доказательства, что некоторые части в этом отрывке содержат интерполяцию (позже добавленные материалы, не содержащиеся в оригинале) из христианских источников. Вот как, скорее всего, выглядел текст изначально у Иосифа Флавия:
«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любил его, не прекращали этого и теперь. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя, таким образом, по его имени».
Иосиф Флавий упоминает Иисуса Христа еще в одном месте, когда говорит о казни Иакова:
Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями. (Иудейские древности, 20:9:1)
Вавилонский талмуд (1-2 век н.э.) упоминает Иисуса Христа
«Накануне Пасхи Иешуа был повешен. За сорок дней до казни глашатай объявил, что “он будет побит камнями за колдовство и за то, что склонял Израиль к отступничеству. Любой, кто может сказать слово в его защиту, пусть выйдет и замолвит словечко за него”. Но поскольку в его защиту никто не выступил, его повесили накануне Пасхи!» (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 43а).
В этом Талмуде также написано, что Иисус обвиняется в колдовстве, что является очевидной параллелью с отрывком из Евангелия от Матфея 12:22-24:
«Иисус Назарянин занимался магией и вводил Израиль в заблуждение». (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 107б)
В tHul 2:22-23 сообщается, что исцеления также были совершены именем Иисуса Христа. (tHul — ссылка на одно из иудейских писаний первых веков нашей эры. Это Писание технически не является частью Талмуда, но скорее частью основной талмудической литературы иудеев, относящейся к двум первым векам после жизни Христа.)
Так что у нас есть доказательства распятия Иисуса и косвенное подтверждение того, что Иисус публично творил чудеса, правда его обвиняли в том, что Он творил эти чудеса силой бесовской.
Светоний (примерно 120 год н.э.), очень надежный римский историк упоминает Христа
Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима. (Жизнь двенадцати цезарей. Клавдий, 5 книга, 25 стих)
Светоний употребляет форму не Христос, а Хрестос (лат. Chrestus), что представляет собой латинскую транскрипцию слова Χριστός в классическом аттическом произношении.
Лукиан, древнегреческий писатель и критик христианства говорит об Иисусе Христе
Христиане почитали его как бога, прибегали к помощи его как законодателя и избрали своим покровителем вслед за тем человеком, которого они еще и сейчас почитают, который был распят в Палестине за то, что ввел в жизнь эти новые таинства»… Ведь эти несчастные уверили себя, что они станут бессмертными и будут всегда жить; вследствие этого христиане презирают смерть, а многие даже ищут ее сами. Кроме того, первый их законодатель вселил в них убеждение, что они братья друг другу, после того как отрекутся от эллинских богов и станут поклоняться своему распятому мудрецу и жить по его законам. (Лукиан. О смерти Перегрина, 11, 13)
Плиний Младший (112 год н.э.), древнеримский политический деятель и писатель, адвокат
Считаю своим священным долгом обратиться к тебе, государь, за разъяснением тех вопросов, которые возбуждают во мне недоумение. Я никогда не бывал при процессах против христиан. Поэтому я не знаю, о чем их обыкновенно допрашивают и за что и в какой мере наказывают. Я находился в немалом затруднении, признавать ли различие их по возрасту, или совсем не следует различать несовершеннолетних от более крепких, давать ли прощение за раскаяние, или тому, кто когда-либо был христианином, отречение от христианства не приносит никакой пользы, казнить ли их за самое имя (nomen ipsum), при отсутствии других преступлений, или за преступления (flagitia), стоящие в связи с именем. Между тем с теми, на которых мне доносили, как на христиан, я поступал следующим образом. Я допрашивал их, христиане ли они, и когда они сознавались, то я спрашивал их о том же второй и третий раз, пригрозив казнью. Тех, которые упорствовали, я приказывал отвести (видимо, на смертную казнь, ducijussi). Я не сомневался, что каково бы то ни было то, в чем они сознавались, их упорство и нераскаянность, конечно, заслуживают кары.
Но кроме казненных, были другие такие же безумцы. Но так как это были римские граждане, то я предназначал их к отсылке в столицу. Но раз затронутое дело пошло дальше; встречались новые осложнения. В поданном мне безыменном доносе значилось в списке христиан много таких лиц, которые заявили, что они не христиане и даже никогда не были христианами. Когда они вслед за мною произнесли воззвание богам и воздали поклонение твоему изображению, которое я велел принести вместе со статуями богов, и прокляли Христа (действительных христиан, говорят, нельзя принудить ни к тому, ни к другому, ни к третьему), то я счел возможным отпустить их.
Другие, значившиеся в списке, сознались, что были некогда христианами, но вышли из их общества, одни три года тому назад, другие несколько раньше, а некоторые даже двадцать лет назад. Все они почтили твое изображение и статуи богов и Христа прокляли. Вся их вина, по их словам, состояла в том, что в известные дни, рано утром, они сходились вместе и пели песнь Христу, как Богу, что во имя религии (sacramento) они обязывались не на преступление какое-нибудь, но к тому, чтобы не красть, не грабить, не прелюбодействовать, честно держать свое слово и возвращать вверенные залоги, что после этого они расходились и затем собирались снова для вкушения пищи, впрочем, обыкновенной и невинной. Да и это они перестали делать после того, как я по твоему велению запретил гетерии.
Тем не менее, счел я необходимым двух рабынь, которые назывались ministrae (очевидно, греческое ai diakonoi — диакониссы), подвергнуть пытке, чтобы разузнать, что здесь справедливого. Но я ничего другого не нашел здесь, кроме суеверия грубого и безмерного. Поэтому, отложив дальнейшее разбирательство, я обращаюсь к тебе за советом. (Письмо Траяну, книга X. 96)
Цельс упоминает Иисуса Христа в своих трудах
Цельс — греческий историк и философ. Он признавал, что Иисус Христос творил чудеса, но утверждал, что делал Он это силою сатаны. Вот, что пишет Ориген в своем труде «Против Цельса»:
Цельс затем берет из Евангелия от Матфея записанный здесь рассказ о бегстве Иисуса в Египет; но он не питает никакого доверия к чудесным событиям, которые связываются с этим (бегством): не верит ни тому, что Ангел побудил к нему, ни тому, что удаление Иисуса из Иудеи и прибытие Его в Египет имело глубокое значение. Он объясняет это событие несколько иначе: он допускает до некоторой степени чудесные деяния, которые совершил Иисус и которыми Он многих убедил последовать за Ним как за Христом, но в то же время он старается низвести их на положение действий, совершенных при помощи магии, а не Божественной силы. «Иисус, – утверждает он, – воспитывался тайно, потом пришел в Египет и здесь, занимаясь поденной работой, постиг некоторые искусства творить чудеса (δινάμεων), отсюда снова возвратился (в свое отечество) и при помощи тех искусств объявил себя богом».
Я, со своей стороны, не могу даже понять, каким образом чародей мог употреблять все свои усилия на то, чтобы возвестить учение, которое располагает людей делать все в том убеждении, что Бог каждого за каждое его деяние подвергнет суду, и это убеждение внедрить также в своих учеников, которых он намерен был сделать провозвестниками своего учения. А эти (ученики) приобретали себе последователей только потому ли, что они научились от Него творить чудеса, или, может быть, они достигали этого и помимо чудес? Если будем утверждать, что они не совершали положительно никаких чудес, но только уверовали и без всякого знания красноречия и диалектики, какое можно получить в греческих школах, поставили себе целью проповедовать новое учение всюду, куда бы они не пришли, то утверждать это было бы слишком неразумно. В самом деле, где же они могли получить столько мужества, чтобы проповедовать учение и вводить новую веру? Но если творили чудеса и эти (ученики Христа), то можно ли считать тогда правдоподобным тот факт, что чародеи подвергали себя столь великим опасностям при распространении учения, которое запрещало чародейства? (Ориген. Против Цельса. Книга 1:28)
Мара Бар Сарапион об Иисусе Христе
Языческий философ Мара Бар Сарапион написал письмо своему сыну, в котором он упоминает Иисуса в качестве мудрого царя иудеев. Мара был сирийским стоиком. Он описывает падение Иерусалима как наказание богов за евреев, убивших Иисуса. Мара перечисляет Иисуса Христа среди трех мудрецов, наравне с Сократом и Пифагором, которые были убиты и после чьей смерти последовало Божественное возмездие. Иисус не упоминается в письме, но упоминается «мудрый царь» евреев. Мара называет Иисуса законодателем и не говорит о Его воскресении.
И что ещё можем мы сказать, если мудрецы терпят насилие от рук тиранов, и мудрость их уловляется клеветою, и угнетаемы они без защиты от разума своего? Так, что доброго стяжали Афиняне, убив Сократа, возмездие за коего получили они в гладе и моровой язве? Или сыны Самоса, сжегши Пифагора? Ибо земля их в одночасье сокрыта была песком Или Иудеи, Казнив Мудрого Царя своего? Ибо царство их с того времени отнялось у них Ибо по правде отмстило божество Мудрость сих трёх: Ибо афиняне умирали от глада, и сыны Самоса одолены были мором, не имея средств помочь себе, иудеи же, покинутые и прогнанные из царства своего, рассеяны по всякой стране. Сократ бессмертен через Платона; Пифагор же-через кумир Геры; а Царь Мудрый-через законы, им данные.
Таллос (50 год н.э.) об Иисусе Христе, пересказ Секста Юлия Африкана
Таллос был ранним историком, который написал на греческом языке Koine. Он написал трехтомную историю средиземноморского мира до троянской войны к 167-й Олимпиаде, c. 112-109 до н.э. Большая часть его работы, как подавляющее большинство древней литературы, погибла, но некоторые части писем были прежде повторены Секстом Юлием Африканом (раннехристианский грекоязычный писатель, один из первых христианских историков) в его «Истории Мира».
Юлий Африкан похоже был не согласен с природой этого затмения. Он пишет: «В третьем томе летописей Таллус объясняет эту темноту — великую тьму, наступившую во время распятия Христа солнечным затмением, что кажется мне безосновательным, так как, когда Христос умер, было время пасхального полнолуния».
Независимо от того, доказывает ли это само затмение, а вот о воскрешении Христа в 50-е годы, похоже, знали даже люди, не являющиеся христианами. Как раз в это время была написана первая книга Нового Завета. Из-за того, что у нас нет самих трудов Таллоса, а есть лишь христианская интерпретация, а не цитаты, то это можно считать слабой поддержкой христианских утверждений.
Итого у нас есть 9 языческих источников (1-2 веков нашей эры), имеющих доказательства существования Иисуса Христа. Для примера — у нас есть 9 языческих источников (1-2 веков нашей эры), доказывающих существование императора Тиберия.
Почему Филон и другие древние историки и философы не упоминали об Иисусе Христе?
Один из наших читателей задал такой вопрос: Философ Филон Александрийский в своих трудах не упоминал о распятии Иисуса Христа, а также ничего не говорит о затмении, которое наступило во время Его распятия, хотя он был современником Христа. Христиане считают Иосифа Флавия и Тацита нехристианскими источниками доказательств распятия Христа, хотя они жили гораздо позже Иисуса Христа. Почему мы должны верить Иосифу Флавию и Тациту, а не Филону Александрийскому?
Вот, что по этому поводу пишет наш постоянный автор Джон Окс:
Если честно, то мы понятия не имеем, почему Филон не упомянул о распятии Иисуса Христа. Я думаю, что это из-за того, что у нас имеется лишь малая часть его трудов.
Я хочу вам привести такой наглядный пример. Представим, что кто-то собрал коллекцию из 40-50 ваших электронных писем. Давайте представим, что в этих письмах (выбранных случайным образом), вы никогда не упоминали про президента Барака Обаму. Будет ли это служить доказательством того, что Барак Обама никогда не был президентом США? Вовсе нет. Так и недостаток упоминаний каких-либо фактов в небольшой выборке трудов древнего философа НЕ является доказательством против Иисуса Христа. Отсутствие доказательств само по себе не является доказательством. Это всегда было истиной.
Давайте теперь представим, что в 40-50 письмах вы упоминали, что Барак Обама был президентом США. Это могло бы быть доказательством того, что он был президентом? Конечно! Вот почему труды Иосифа Флавия и Тацита являются доказательством в пользу Иисуса Христа, в то время как труды Филона не являются доказательством против Иисуса.
Кстати, вы сказали, что Иосиф Флавий и Тацит жили намного позже Христа. Это просто неправда. Иосиф родился примерно в 37 году нашей эры и писал об Иисусе в первом веке. Тацит был современником Иосифа Флавия. Они оба жили во времена, когда большинство очевидцев событий жизни Иисуса Христа были еще живы!
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! |
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»