1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Искусство христианской проповеди. Даглас Джакоби

Искусство проповеди и проповедники

 

От редактора: Эта статья, урок и очень интересное исследование поможет каждому, кто готовит и проводит библейские проповеди и уроки, делать это так, чтобы Слово Бога оставалось главным центром всего выступления. Каждый из проповедников имеет свой опыт в публичных выступлениях, но этот урок Дагласа Джакоби несомненно поможет любому вырасти в своём служении!

 

Введение

 

Как и многие из тех, кто принадлежит к консервативному крылу движения Реставрации1, я в течение нескольких лет слушал библейские проповеди, а потом переехал поближе к Бостону. Там я поступил в аспирантуру и стал членом Лексингтонской церкви Христа. У меня горели глаза, мне очень нравились лидеры, и я мечтал о том, что в один прекрасный день я сам стану эффективным проповедником. Я привык к дословным и часто сухим проповедям, а в Бостоне проповеди были динамичными, вызывающими и мотивирующими. Два года, которые я там провел, были временем духовного роста, в результате чего я переехал в Лондон, чтобы начать первую церковь за пределами США. В Бостоне, несмотря на то, что библейским принципам тоже, конечно же, учили, больший акцент делался на практическое применение. Теология считалась подозрительной2.

В проповедях часто особое внимание уделялось духовному смыслу, а не смыслу в соответствии с библейским текстом, и я с таким раньше никогда не сталкивался. С точки зрения толкования эйзегеза3 была, возможно, более распространена, чем экзегеза4. Казалось, все интерпретировалось для поддержки нескольких жизненных рефренов: все члены церкви должны быть преданы телу, целью христианина является приводить других к Христу, мы должны быть наставляемы более зрелыми христианами. Эти доктрины находили даже в самых неподходящих стихах. Я помню одну из первых проповедей, которую я услышал в 1980 году. Это было учение по 15 главе 1-го Царств, где Самуил вызывает Саула: “Не Господь ли послал тебя исполнить миссию?». Миссией здесь называлось пойти и истребить амаликитян. Но акцент в проповеди делался на то, что Господь послал нас исполнить миссию – Великое поручение. Действительно ли Дух хотел, чтобы мы именно это взяли из данного учения? Смысл неплохой, но он не вытекает из отрывка той проповеди. Из-за того, что церковь быстро росла, я не посмел задать интересующий меня вопрос и усомниться в сомнительном учении. Рост был очевидным признаком присутствия Бога и его благословения, которое было на церкви. В конце концов, разве это неправильно применять странную интерпретацию отрывка, если это помогает стольким людям?

В 1982 году я переехал в Европу и прожил там в общей сложности 12 лет. Британцев намного меньше впечатляют веселенькие проповеди, и учения из трех пунктов для них не всегда звучат так же, как для американского уха. Возможно, это потому, что у них недолгое христианское прошлое, а в Америке оно в цене. Остаточные знания с занятий в воскресной школе и неясное чувство вины от невыполнения христианских обязанностей делает американца более открытым для восприятия эмоциональной проповеди, даже если оно не основано на Писании. Британцы нуждаются и больше ценят более глубокое учение, особенно студенты, с которыми я проводил много времени. Они, как и большинство европейцев меньше подвержены влиянию не имеющей отношения к делу болтовни.

За годы, проведенные за границей, я понял, что христиане больше всего ценят знания, полученные из Библии. Понимание слова Бога ведет к более глубокому пониманию самого Бога. Именно это делает нас верными навсегда. Будучи лидером студенческого служения (несмотря на то, что я очень ценю полученную мной в Бостоне тренировку и время от времени по-прежнему опираюсь на мудреную экзегезу) я учился другому мышлению по отношению к Библии. В следующем 1983 году я провел целый месяц в Азии. Я думаю, что внешнее (международное) воздействие повлияло на то, что я начал искать альтернативные пути понимания и эффективного применения писаний.

В конце концов, в 1989 году мы с женой и нашим маленьким сыном переехали в Швецию. За время, проведенное в Скандинавии, я понял, как глубоко сердца людей жаждут простого, разъяснительного стиля проповедования5. Изучение Библии в большом объеме помогает людям оставаться верными. И большинство тех шведов верны Богу и по сей день. Это из-за того, что они полагаются не на человеческое слово, а на слово Бога (1-е Фессалоникийцам 2:13).

С 90-ых годов, когда мы переехали в США, я работал в международном обучающем служении. Совершая 20-30 поездок в год, я получил возможность наблюдать проповеди, которые приносят долгосрочный результат, и проповеди, которые приводят к разрушению общин. Работая с 1995 по 2003 год над двухгодичным проектом библейского обучения проповедников по всему миру, я увидел, как много проповедников слова борются с тем, чтобы найти время для подготовки к проповеди. Большинство из тех, кто окончил курс6, были готовы больше читать, лучше готовиться и углублять свой собственный уровень библейских знаний, но временные рамки в большинстве случаев делали это невозможным. Они были под давлением находить время, чтобы учить, проповедовать, консультировать, обращать мир, наставлять все большее количество людей, а также выполнять данные им Богом обязательства быть хорошими мужьями и отцами. Во многих служениях теологические и экзегетические принципы, на которые делался акцент при изучении курса, сталкивались с местной философией служения7.

В течение этих лет я все больше убеждался в следующих вещах:

  • Большинство членов церкви знают Библию плохо;
  • Многие лидеры церквей знают лишь немногим больше членов своих церквей;
  • Подрастающее поколение христиан очень пострадает, если не внести поправки в их духовное образование.

К 1995 году мне все чаще говорили о необходимости «кормить стадо». К 1999 году я понял, что наша практика изучения Библии, сводящаяся к нерегулярным урокам среди недели и особенным учениям, приведет нас к тому, что мы не сможем обратить весь мир, как мы этого хотим. В 2000 году моя работа «Статистика и духовный рост «8 подвигла лидеров по всему миру перестать основываться на цифрах, целях и нормах, чтобы двинуть церковь вперед, а основываться больше на доверии, что Господь благословит нас, если мы отбросим наш гуманистический подход и уделим внимание тому, на чем акцентирует свое внимание Библия.

Я не хотел бы называться самодельным проповедником. Меня учили. Без обучения от других людей, которые были лучшими ораторами, чем я, у меня бы не было прогресса. Более того, я учился медленно, и это подтвердят те, кто был свидетелем моих ранних попыток проповедовать. Я не хочу сказать, что я всегда умел хорошо толковать слово Бога, это не так. Я, как и большинство из нас, — продукт окружающих меня условий. И я все еще делаю ошибки. Я тоже испытываю давление от чувства удовлетворения, и даже спустя восемь лет после получения теологического образования чувствую борьбу. Я хотел хорошо готовиться и быть верным слову Бога, но ожидания часто делали процесс подготовки вызывающим. Но, несмотря на это я не могу не видеть нужды. По всему миру работает поколение проповедников, которых никто не учил вопросам теологии, и которые постоянно неправильно используют писания, подкрепляя ими решение назревших вопросов. Это неправильный подход. Он лишает слушателей инструментов правильного доступа к тому, что они слышат.

Эта статья направлена на принципы духовного наставления. Как каждый человек на земле имеет свою философию или мировоззрение, так и каждый проповедник слова имеет свой подход к проповедованию – осознает он это или нет. Предметом обсуждения данной статьи является то, как нездоровый подход к проповедованию мешает церковным общинам по всему миру. Давайте проанализируем основные компоненты философии последних лет во многих церквях и библейские предложения о том, как найти более здоровое направление для наших церквей в будущем.

 

Нездоровые принципы проповедования

 

Прежде чем двинуться дальше, необходимо признать, что многие проповедники (некоторые из которых продолжают проповедовать) многие годы стараются оставаться верными слову Бога. Они прилежно готовятся и неплохо подают свое выступление. Не то чтобы все они совсем не виноваты в своих ошибках, но, в общем, они верные пастыри доверенного им стада. Конечно, все мы видели примеры угодного Богу лидерства, когда люди учат слову Бога правильно, и их общины процветают, это бесспорно9.

Необходимо понимать, что все сказанное в дальнейшем является составным портретом проповедника, нуждающегося в обучении теологическим вопросам и вопросам служения. Еще раз повторю, это не относится ко всем проповедникам в нашей группе церквей. Это относится лишь к тем, кому еще нужно научиться тем ценным духовным урокам, которым Бог учил нас в последнее время о более здоровом взгляде на духовное служение. Давайте рассмотрим взгляд проповедника на Слово Бога, себя и тех, для кого он проповедует.

 

А. Взгляд проповедника на Библию.

 

1. «В толковании нет необходимости» («Библия говорит за себя»). Толкование можно определить как «понимание текста через грамматику, исторический и литературный контекст». Невозможно изучать Библию без толкования. Более того, есть два вида толкования – тщательное и бездумное. Распространенное мнение о том, что «Библия говорит сама за себя» неверное. Да, некоторые отрывки из писаний легко понять, и не нужно прилагать много усилий, чтобы в них разобраться, но чтобы понять другие отрывки, требуются значительные усилия. Предположение, что каждый может легко разобраться в оригинальном значении текста, не приложив усилий, выглядит самоуверенно. Это просто неправда.

Я не говорю, что обычный человек не может сразу же понять основные принципы Библии. Наше внимание приковывают основные принципы учения. Но существует немало доктринальных вопросов разного уровня важности, чтобы понять которые, необходимо потрудиться. Очень важно иметь фундаментальные знания! Как, например, без изучения соответствующих основ Ветхого Завета проповедник сможет точно толковать новый?

Я вспоминаю проповедь одного молодого евангелиста, у которого были правильные намерения, но недоставало библейских знаний. Он очень хотел донести до слушателей важность присутствия на всех собраниях церкви, и использовал для примера отрывок о «субботнем пути» (Деяния 1:12). Он сказал, что христиане в первом веке были так преданы Господу, что в субботний день были вынуждены идти пешком весь день, чтобы быть на христианском собрании церкви. Субботний день – это максимальное расстояние, которое израильтянам разрешалось преодолевать в субботу, и составляло оно 2000 локтей10. Более долгий путь считался «работой», и возможность передвижения строго ограничивалась. Как чувствовала себя церковь, когда этот евангелист продолжал свой рассказ о субботнем дне?

Не то, чтобы суть его проповеди можно напрямую назвать неверной — суть была в том, что нам нужно ставить Господа на первое место. Но неверное толкование отрывков из писаний разочаровывает. Это очевидный пример необходимости толкования. Еще раз – толкование обязательная вещь, а не просто желательная. Это трудная работа. Я проповедую уже более 20 лет, и до сих пор готовлюсь к каждому часу проповеди по пять часов, и не пытаюсь срезать углы11. Еще раз — толкование требует усилий, концентрации и дисциплины.

2. Использование только одного издания Библии. Ни одна версия Библии не является безошибочной кроме оригинальных манускриптов. Конечно, нам нужно вдохновлять членов церкви использовать разные переводы. Это лучший путь избежать ограниченных или своеобразных интерпретаций. Слушатели должны получать много информации из разных источников. Часто они не понимают, что в этом случае они склонны получать неверное учение, основанное на определенном выборе перевода.

Одна из самых распространенных пропагандируемых в течение многих лет доктрин, состоит в том, что Бог ищет динамичных лидеров, которые будут «сильными людьми». Оригинальный греческий вариант Матфея 11:12, а также переводы почти на все языки называют таких людей «горячими». Однако в NIV впервые это слово переведено как «сильные», и некоторые церковные лидеры неправильно поняли этот отрывок, и назвали влиятельность важным качеством лидера. Но то, что у тебя всегда все получается, вряд ли можно назвать духовным качеством, говоря библейским языком12.

Читайте также:  Принципы толкования Библии (4 золотых правила читателя)

Мы часто смеялись над теми, кто использовал перевод Короля Иакова, говоря, что этот перевод не является Богодухновенным и содержит множество ошибок. Но многие читатели версии NIV стали жертвами той же самой ошибки. Есть «один Господь, одна вера и одно крещение», но, конечно же, не один перевод.

3. Обратный ход проповеди (построение проповеди, исходя из «нужд» и поиск отрывков, поддерживающих точку зрения проповедника, а не от изучения текста и относящихся к нему пунктов к практическому применению). Я не говорю, что это плохо – проповедовать с целью удовлетворения нужд. Письма Павла – хороший пример такого типа учения13. Но нужно иметь веру, что тщательное изучение отрывка действительно удовлетворит нужды тела. Некоторые проповедники боятся, что проповеди такого типа разрушат церковь, и она упадет духовно. Я горжусь теми братьями, которые думают по-другому, и продолжают методично и вдохновлено изучать книги из Библии путем применения разъяснительного толкования, или делая серии уроков. Они уверены, что Господь, который лучше всех знает нужды людей, удовлетворит эти нужды через проповедь текста. В конце концов, Господь – тот, кто «взращивает» (1-е Коринфянам 3:5-7).

К примеру, лидер церкви хочет учить общину о том, как быть более жертвующими в сборе. Он также озабочен отношением к миссии, и тем, что некоторые члены церкви не посещают собрания. Во-первых, хочу сказать, что я верю в то, что у нас должны быть жертвенные сердца, мы должны делиться верой и посещать собрания, и постоянно поддерживаю этот взгляд. Но эти три нужды одинаково важны для проповедника. Независимо от первоначального акцента в отрывке из евангелия от Иоанна, который он использует, и от того, что имеет в виду Павел в 1-м Фессалоникийцам, проповедник ухитряется использовать эти отрывки для того, чтобы научить церковь не пропускать собрания и жертвовать финансами. Опять же, это не запрещенные темы для разговора, и не то, о чем не разрешается говорить публично. Но ученики быстро устают от постоянных призывов приходить на христианские собрания, давать, приходить на христианские собрания, давать, посещать, жертвовать, посещать… Я верю, что когда христиане накормлены, они будут мужать, и естественным результатом этого станет рост, миссия, финансовые пожертвования и преданность телу Христа14.

Моя жена вспоминает мою проповедь в 1994 году. Неважно, на какую тему я говорил, я почти всегда использовал в проповедях отрывок из Деяний 2:38, независимо оттого, что он мог даже не относиться к рассматриваемому вопросу. Возможно, я делал это из-за давления крестить, «делать учеников», под которым находились евангелисты в то время. Это понятно, когда молодой проповедник вставляет в проповедь назревшие на его взгляд вопросы, но это не может быть стилем проповедования. Прилепитесь к тексту!

В противовес обычному течению воскресной проповеди, разъяснительное учение обладает сильной властью. Проповедь может состоять из одного отрывка, но быть глубокой, режущей сердце и дающей убеждения. И даже в этом случае её можно сделать более глубокой и библейской, если использовать толковательную манеру с соответствующим применением принципов правильной библейской толкования. Чисто тематические (не разъяснительные) проповеди не так глубоки и в конце оставляют слушателей голодными. Так как они узнают совсем немного нового (если вообще узнают), их внимание начинает рассеиваться и фильтровать услышанное, и проповеди становятся для них скучными.

Подведу итог: это не вопрос разъяснительного или тематического стиля проповедования. Эти методы можно применять одновременно. Проповеди с целью удовлетворения нужд – это хорошая вещь. Создание программ, которые помогают общине плодотворно действовать (Послание Ефесянам 4:11-16), — это компетенция лидера церкви. Огорчает не его желание вести и получать результаты, а недостаток уважения к Библии.

4. Выстрелы дробью (в отличие от «пулевых» проповедей, как выразился Хаддон Робинсон15). Проповедь не является одним целым, это, скорее, серия мини-проповедей. Такой подход, видимо, основан на постоянном желании удовлетворить множество нужд. Чаще всего в проповеди затрагиваются три-четыре темы. Вместо того чтобы тщательно изучить одну проблему, поверхностно затрагиваются несколько тем. Вряд ли слушатели вспомнят что-либо кроме некоторых примеров, и их знание Библии не станет глубже. Изучение проповедей в книге Деяний, однако, показывает, что чаще всего проповеди затрагивали только одну тему. Одна мысль должна проходить через все учение и один вызов человек должен взять домой. Послания являются более поучительными и затрагивают множество нужд, а проповеди были более упорядоченными.

5. Неточное толкование (ссылки на слова священных писаний безотносительно оригинального контекста). Есть распространенное мнение, что если берется актуальный вопрос, то неважно, если он будет подкрепляться отрывком, не относящимся к данной теме. Но цель не оправдывает средства. Бог особенно предупреждает проповедника не искать чего-то особенного там, где этого нет в Библии (2-е Тимофею 2:15). Каждый публичный урок – это своего рода модель толкования, как нужно обращаться с писаниями. Если слушатель слышит неправильную методологию, он может стать восприимчивым к ошибочной теологии16. Из всех людей Бога проповедник должен особенно стремиться к тому, чтобы проповедовать только то, чему учит Библия, и чтобы его жизнь соответствовала истине, которую он проповедует другим17.

 

В. Взгляд проповедника на себя

 

1. Претензия на якобы полученное от самого Бога послание (проповедник говорит или подразумевает, что он получил послание от Бога). Когда оратор говорит «Бог вложил это в мое сердце», он ожидает, что толпа воспримет его мнение, как будто оно является Евангелием, и тем самым может неосознанно подразумевать, что мнение других люде неверное18. Но даже в дни Боговдохновения, во времена служения апостолов и дара пророчества, Павел говорил, что ученикам нужно оценивать слова ораторов, держаться того, что верно, и избегать того, что неправильно (1-е Фессалоникийцам 5:19-22). Слова каждого нуждаются в оценке. В противном случае слушающие могут начать поклоняться служению говорящего и его словам. Или же результатом может стать цинизм. Верийцы оставались верными не потому, что беспрекословно следовали за апостолом Павлом, а благодаря их собственному скрупулезному подходу к изучению библейской истины (Деяния 17:10-12).

2. Проповедника назначают проповедовать только из-за его влияния в церкви (не принимая во внимание его знание Библии). С библейской точки зрения важно и то, и другое. Конечно, человек не сможет служить проповедником, если он сам не считает Иисуса Господом, и не ожидает этого от других. Он должен быть человеком убеждений, держащимся истины и веры с чистой совестью. Он не изображает убеждения и ревность, он глубоко убежден в словах писания, и принял его значимость, как для себя, так и для всего окружающего его мира. Но человеку нечего делать на кафедре, если он плохо подкован в слове Бога и не стремится расти в теологических знаниях. Кроме того, глубина в познании Бога напрямую связана с личной глубиной. Неглубокий человек вряд ли будет делать глубокие проповеди.

Многие из проповедников были воспитаны на отрывках из Марка 3:14 и Луки 6:39-40. Мы учимся у других евангелистов практическим знаниям о том, как быть служителями слова. Фактически противопоставление между практическим и теоретическим преувеличено. Глубокий разъяснительный стиль проповедования является очень практическим учением. Он помогает людям становиться и остаться христианами, посещать церковь, жертвовать финансами, делиться словом Бога с другими, служить другим в теле и т.д. Когда мы хорошо натренированы, мы становимся такими же, как наш тренер. Но часто тот, кто нас тренирует, сам не очень опытен. Кроме того, в послании Иакова 3:1 Библия предупреждает нас, что тот, кто учит, с того спросится строже. Ученичество (в смысле – стажерство) – хорошая вещь, но если ученик не имеет глубоких знаний кроме основных 50-60 отрывков, — это не подражание Христу. Иисус часто учил своих учеников. Он открывал им писания. Он укреплял их в слове Бога.

К сожалению, часто проповедников не только тренировали и назначали, но и оценивали с точки зрения успеха и результатов. Нередко я слышал такие важные вопросы:

  • Твоя община растет?
  • Ваши сборы растут?
  • Ты собираешься достигать целей?

Но в Новом Завете результатом считалось не количество крещений или суммы денег. Эти моменты едва ли вообще упоминаются. Но Дух подчеркивает в Новом Завете такие вещи, как превосходство Христа, важность отношений друг с другом, милость, долготерпение и радость. В моей жизни меня лишь изредка спрашивали «Члены твоей церкви молятся Богу? Растут ли они в познании Бога? Близкие ли между ними отношения? Счастливы ли люди на самом деле?».

Упрощенческий подход возвышает продуктивность и принижает значимость духовного здоровья, и это может дать людям чувство бесполезности. Это происходит из-за подчеркивания разницы между лидерством и простыми учениками, убеждения, что духовность заключается не столько познании господа (что, в конце концов, является довольно субъективным понятием), сколько в более узком понимании «плодоносности».

3. Он – «служит Богу» (а другие – нет). В его понимании «служение» — это труд работающих на церковь полное время. У этого подхода есть тенденция к игнорированию других и созданию единственной дорожки к святости19. Разрушительный подход – считать, что церковь ограничивается теми, кому платят зарплату за служение. Не говорит ли Библия о том, что у нас у всех есть свои служения (Послание Ефесянам 4:11-16, 1-е Петра 4:8-11 и т.д.)? Разделение на духовенство и общину, как в деноминационном христианстве, глубоко проникло в наши церкви. Деноминации забыли о том, что мы все в служении примирения (2-е Кориняфнам 5:18-6:1). Человека с таким мышлением нелегко переучить.

Конечно, я не хочу сказать, что не существует оговоренных в Библии лидерских ролей! В Писании четко и часто упоминаются роли старейшин, евангелистов и другие позиции. Более того, это уважаемые роли20.

 

С. Взгляд проповедника на общину.

 

1. Теология исполнительности (да, милость важна, но все и вся оценивается на основании дел). Излишний фокус на результатах, а не на корнях, из которых произрастает праведное поведение, ведет к законничеству и безрадостной религии. Это нездоровая ситуация, потому что слушающие часто идут одним из двух путей. Либо у них развивается чувство ложной вины, либо религиозная гордость.

На этой ноте, если вы все еще читаете эту статью, я настоятельно рекомендую вам приобрести новую книгу Тома Джонса «Сильный благодаря милости»21, автор которой мастерски разбирает теологические вопросы милости и дел. Эту книгу обязательно нужно прочитать.

2. Практика недоверия (членов церкви нужно контролировать, или они не будут поступать правильно). Как же это отличается от отношения Павла в послании Римлянам 15:14! Людям говорят, что у них «плохое сердце», или если ничто другое не помогает – что они «гордые». Я не отрицаю, что люди, бывает, сбиваются с пути, и что гордость – это грех. Но по моему опыту (я снова обобщаю) у большинства христиан хорошие сердца. Они хотят делать то, что правильно. Они долготерпеливы и хотят жертвовать. Большинство хочет расти и не против, когда их наставляют, при условии, что лидер сам следует за Христом. Поэтому так сильно ранит, когда постоянно чувствуешь на себе пристальный испытующий взгляд. Но это также и не духовно. Между пастухом и овцами не может быть вражды. Пастухи – это, в конце концов, не волки. С другой стороны, не хорошо не доверять всем лидерам, независимо от того, как к человеку относились в прошлом. Негативный опыт в отношениях с кем-то, имеющим власть (родителем, учителем, полицейским) не должен разрушать доверие ко всем лидерам. Цинизм – это не хорошее качество.

Читайте также:  Христианская конференция старейшин в Далласе 2019

Доверие к тому, что церковь, в общем, состоит из хороших людей, конечно, не означает, что больше не нужно «учить, обличать, исправлять, наставлять в праведности» (2-е Тимофею 3:16). Нужен дух любви. Павел выражал доверие на фоне корректировки (посмотрите 1-2 Коринфянам), как и автор послания к Евреям (Послание Евреям 6:9-12) и другие библейские личности. Быть уверенным в истине, и также в том, что дух Христа постоянно пребывает в церкви – вот как преодолевается практика недоверия.

3. «Надо все двигать» (проповедник, а не слово Бога двигает все в церкви). Движущая сила появляется и приводится в действие благодаря «ученической пирамиде»22 в направлении сверху вниз. Проповедник, несомненно, должен иметь больше влияние на церковь и говорить с властью (Титу 2:15). Но толчок к изменениям происходит из слова Бога, а не от влияния человека. Больше об этом вы можете узнать из книги Гордона Фергюсона «Мотивация: милость или чувство вины?».

4. Просьба о поддержке до достижения понимания (проповедник хочет, чтобы церковь говорила «аминь» на его доводы, независимо от того, были ли они подкреплены библейски или нет). Но людям нужно время подумать, а большое количество интерактивной поддержки затрудняет восприятие. Но как человек может дать оценку словам, если он их не понял? И почему он должен давать эту оценку? (1-е Коринфянам 14:16). Слушатели приобретают вредную спортивную привычку: энергия и положительный настрой группы ценится больше понимания слова Бога. Бездумное повторение слова «аминь» и других громких восторженных выражений льстит незащищенному самолюбию лидера, но мешает настоящему духовному росту (Аминь?)23

5. Потакание толпе (компромисс с целью угодить). Во 2-м Тимофею 4:2-4 ясно говорится, что проповедник не должен отступать от проповедования слова Бога, несмотря на давление приспособиться и угодить аудитории! В наши дни быть проповедником сложнее, чем всегда. Эта деятельность очень незащищенная, уровень критики высок, и может возникнуть искушение подыгрывать людям. Настоящий проповедник никогда не поддастся этому искушению.

6. Гуманистическое влияние (человек оценивает человека). Библия учит, что мы должны проповедовать Христа, а не себя (2-е Коринфянам 4:2). Кроме того, Павел писал: «Они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно» (2-е Коринфянам 10:12). Человек не может оценить человека (определение гуманизма). Только Бог и его слово являются стандартом. Живая иллюстрация может иметь место, но избыточное описание духовных достижение других людей ведет к гуманистическому мышлению. Когда слушающие смотрят на человека, а не на Бога, чтобы получить одобрение – это нездоровая ситуация.

 

Здоровые принципы проповедования

 

Каковы компоненты здоровой проповеднической практики? Хотя об этом уже говорилось выше, эти пункты стоит просмотреть еще раз.

 

А. Взгляд проповедника на Библию.

 

Он держится за слово Бога, и не подстраивает мысли Бога под свои собственные утверждения. Вместо этого он меняет свои взгляды в соответствии с тем, что находит в писании. В греческом тексте 2-го Тимофею 2:15 говорится, что внимательный толкователь, «верно разделяет слово истины». Слово orthotomounta может переводиться как «обращаться», но также и как «делать существенные различия» (когда мы различаем, мы разделяем). Если мы проповедуем по пунктам, или если на нас «сошло озарение», то имеет ли значение различие? Является ли это важным для текста или это проекция нашего собственного мышления? Эти вопросы всегда должен задавать себе внимательный толкователь.

В качестве иллюстрации я вспоминаю одного проповедника, признававшегося перед аудиторией в том, что он неправильно использовал Библию. Он рассказал о том, что искал в Писании отрывки на тему, что нужно без колебаний доверять лидерам (особенно ему!) и понял, что не прав. Он не нашел ничего, что напрямую подтверждало верность доктрины, о которой он думал, что она верна. Более того, он нашел огромное количество отрывков о доверии Богу. В его случае его первоначально неверный подход стал плодотворным уроком для всех. Из-за того, что он убеждал слушателей не заставлять Библию говорить что-то, чего она на самом деле не говорит, уровень доверия к нему со стороны общины вырос.

Его проповеди стимулируют изучать Библию тех, кто чувствует огромное благословение в том, как он ставит Библию превыше всего. И также, как в дни Ездры (5 век до нашей эры), естественным результатом будет поклонение!

«И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа [были приклонены] к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам. И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, — и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли. Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное. Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона. И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас. И левиты успокаивали весь народ, говоря: перестаньте, ибо день сей свят, не печальтесь. И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им» (Неемия 8:2-12).

Кроме того, в Новом Завете видно, что те, кто был более подкован в слове Бога, были более эффективными. Петр имел сильное влияние, это несомненно. Но большинство из нас согласится, что Павел, который учился у Гамалеила, который был непревзойденным специалистом по писаниям в первом столетии, имел гораздо большее влияние. Но слишком часто отрывки из Деяний 4:13 и Иоанна 7:15 используются для оправдания недостатка теологических и библейских знаний.

О чем на самом деле говорится в отрывке Иоанна 7:15? Иудеи были изумлены и спросили «как Он знает Писания, не учившись?». Обратите внимание на то, что в этом отрывке не говорится, что Иисус плохо знал писания. В нем не говорится, что он бездумно относился к использованию Ветхого Завета. Вдохновляет то, что его познания в слове Бога были великолепными, несмотря на то, что он не проходил «аккредитованную» программу обучения, как фарисеи. Есть много путей обрести библейскую компетенцию. Цель – не просто стать библейски грамотным, но достичь великолепного знания писаний.

Нет, университетский курс по теологии не для всех. Чистая теология, особенно та, которой обучают в либеральных государственных учебных заведениях, далека от веры. Не каждый верующий студент сможет это осилить. Еще одним опасным моментом является высокомерие, с которым те, кто обладают особенными знаниями, смотрят на тех, кто ими не обладает24. Мы должны находить золотую середину между практическим и теоретическим, и каждый обучающийся проповедник имеет свои сильные стороны и свои нужды. Но все же библейское обучение – это обязательная вещь25.

И наконец, есть у нас библейское образование или нет – нам всем нужно молиться за мудрость (Послание Иакова 1:5). У Бога есть способы изменить человека для выполнения Его задач, если он хочет на Него полагаться. Человек Бога произносит вместе с Павлом: «Я хочу познать Его (Послание Филиппийцам 3:10). Во все дни его жизни его главной страстью должно оставаться желание – угодить Христу.

 

В. Взгляд проповедника на себя.

 

Он просто слуга, и он это понимает (1-е Кориняфнам 4:1-2, 1-е Фессалоникийцам 2:3-13). Он адекватен в понимании духовного мира, и знает, что через него работает Бог, но он не посмеет приравнивать свое служение к работе святого духа. Он не претендует, что на него сошел дух святой, и не считает, что те, кто отвергает его взгляды – глупцы, слабые или духовно испорченные люди. Он считает всех учеников Христа своими партнерами по служению, потому что у них есть свое собственное служение, и не считает никого исключением. Он может делиться, как писания повлияли на него лично, но он не проповедует себя, но Христа распятого26. «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса» (2-е Коринфянам 4:5).

Духовный проповедник проповедует и учит с властью, потому что слово Бога говорит ему делать это. «…Увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Титу 2:15). Конечно, единственным проповедником, кому в совершенстве удавалось объединить великую власть и скромное служение – это Иисус Христос. Все остальные в той или иной степени будут ошибаться на этом пути.

 

С. Взгляд проповедника на общину

 

Так как он не возвышается над учениками, он смотрит на них и относится к ним с пониманием и уважением (Послание Галатам 5:23, Филиппийцам 4:5, Колоссянам 3:12, 1-е Тимофею 6:11, 1-е Петра 3:15). Он не подавляет людей, но помнит жизненные уроки Филимона (ст. 8-9, 14). Он может быть активной личностью, но так как он не такой жесткий (волевой, давящий) человек, как описано в Евангелии от Матфея 11:12, то он дает людям время для изменений, и дает Богу время работать. Он не относится к стаду недоверчиво, но он их любящий пастух, ожидающий от них самого наилучшего.

«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, оБогатились надеждою. И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати» (Послание Римлянам 15:13-15).

Его уважение к братьям и сестрам не переходит в сентиментальность и нежелание вызывать, но человек Бога обладает пророческим взглядом и не отступает от проповедования слова Бога27. Это относится не только к тем, кто проповедует со сцены. Каждый учитель, старейшина и лидер – все, кто имеет эти пасторские ответственности – должны обращаться со словом очень осторожно, корректно и смело. «Блаженны миротворцы» — говорит Господь в Евангелии от Матфея 5:9. Не те, кто достигает мира всеми возможными средствами. Не те, кто ведут переговоры с врагом на равнине Оно, упуская из внимания великие дела. Те, кому предопределено говорить пророческие речи, не всегда встретят одобрение людей, да они и не должны его ожидать (Послание Галатам 1:10)! Давайте стремиться иметь такой характер, как имел Неемия, Исаия, Иеремия и Иезекииль.

Читайте также:  Разногласия в церкви: причины и решение

Возможно, надо добавить, что духовное состояние общины для него важнее этой серии уроков. И поэтому этот проповедник гибкий. Он готов отложить свои измышления, чтобы разобраться с проблемной ситуацией. Он понимает, что он, вероятно, неправильно судил об общине, и поэтому начинает доверять другим. Он не ведет церковь авторитарно, а разделяет лидерство с другими28. Когда люди чувствуют себя любимыми и уважаемыми, в идеале они расцветут (увы, плоть всегда слаба – посмотрите на коринфян, некоторые из которых, несмотря на любовь и уважение Павла, отступили от веры). Но если люди будут чувствовать, что их используют и не уважают, обида укоренится и усугубится. Пастух должен любить стадо как отец (и как мать), как это делал Павел (1-е Фессалоникийцам 2). Для него его овцы были на самом деле очень дороги (1-е Фессалоникийцам 2:8).

Короче говоря, проповедник должен по-настоящему любить церковь, и его учение должно всячески акцентировать внимание слушающих о том, что Бог любит нас и мы должны любить Его. Он понимает, что церкви нужно лидерство. Даже самым лучшим автомобилям нужен водитель, который будет постоянно следить за их состоянием, чтобы они хорошо вели себя на дороге. Стаду необходим пастух.

 

Заключение

 

Большинство согласится, что обучение проповедников сейчас очень актуально29. Обучение должно быть основано на простой здоровой философии проповедования. Жизненно важным является взгляд проповедника на себя, других и слово Бога. Мы были глубоко задеты недуховным влиянием и нам нельзя пренебрегать этими моментами. Игнорирование Библии не имеет оправдания, покаяние должно произойти на каждом уровне. Эти изменения будет нелегко произвести, но так как мы приблизимся к писаниям, изменения обязательно будут.

Однако я призываю вас набраться терпения. Если говорить напрямую, многих проповедников научили проповедовать без глубокого вникания в смысл текста. Их учили фокусироваться на результатах, ценить больше умение вести за собой, а не сердце. В большинстве случаев они с абсолютно чистыми намерениями выполняли свои обязанности в церкви так, как понимали их сами. Большинство лидеров по всему миру сложили с себя обязанности или были уволены. Недуховными были лишь некоторые из них, но основная масса это люди Бога, и они стремились делать то, что правильно. Это грустно, но даже те проповедники, кто показывал величайшую преданность Слову, стали заниматься другими делами. Однако многие служители слова остались.

Среди тех, кто в настоящее время служит полное время для церкви, большинство очень настойчивы и получают то учение, которое им необходимо. Как мне и вам, им нужно время, чтобы измениться, и им нужно пространство, чтобы расти, учиться, познавать и экспериментировать (можно, я использую это слово?). В любом случае нужно время. Тот, кто требует немедленных изменений, должен понимать, что это не просто нереально и недальновидно, но и несправедливо, и в этом нет любви. Как же действовать нашим общинам? Я предлагаю вот что:

 

Обращение к церквям:

 

  • Если ты видишь изменения к лучшему в речи проповедника, отреагируй на это. Но не возвышайся. Проповедование – тяжкий труд. Если ты никогда не готовил проповедей, ты легко можешь стать критиком в кресле. Легко быть требовательным к спортсмену, подающему мяч, и считать, что игроки на поле не делают ничего особенного и не прилагают совершенно никаких усилий. Будьте реальными! Проповедник – это один из тех видов деятельности, к которой у людей есть очень много требований.
  • Поддерживайте своих проповедников, как вы поддерживаете люБого брата во Христе. Отрывки из Библии, где упоминаются слова «друг друга» убеждают нас быть поддерживающими по отношению ко всем членам церкви.
  • Убедитесь, что часть сборов церкви идет на обучение проповедующих. Степень магистра, сертификаты библейских курсов, курсы, семинары и конференции – важно все. Пусть проповедники не чувствуют, что учиться тому, что им необходимо, – это так сложно организовать.
  • Молитесь за проповедников и учителей. Говорите им, что вам не все равно до них, как до личностей и их служения.
  • Если вы приглашаете проповедников, не спешите делать выводы. С другой стороны, если вы ищете «совершенного проповедника», подумайте, а существует ли такой вообще. Будет мудрее пригласить зрелого проповедника и вложиться в его обучение, чем потратить годы на поиски того, кто подойдет вашей общине.

 

Также я хочу обратиться к проповедникам с таким вызовом:

 

  • Каковы ваши принципы проповедования? Здоровые ли они? Изменился ли ваш взгляд на проповедование? Или, если ваш подход соответствует тому, что имеется в писании, действительно ли вы стараетесь помочь другим проповедникам принять их вызовы?
  • Давление статистики в прошлом. Те, кто работают на церковь, должны иметь больше времени, чем когда-либо, чтобы изучать писания, готовиться к проповедям и нести слово людям. Что вы делаете в «свободное» время? Пользуетесь ли вы возможностью, чтобы освободить свое расписание и произвести необходимые изменения? Время для таких изменений не ограничено.
  • Ваша церковь желает, чтобы вы были самыми лучшими толкователями слова, насколько это возможно. Имейте веру в Бога и его слово, что это самый лучший путь помочь общине расти в вере и в числе и взрослеть. Не поддавайтесь разочарованию. Писание говорит, что Бог призывает и растит лидеров. Если Бог призвал вас проповедовать, вы можете принять вызов измениться.
  • Все христиане знают отрывок 2-е Тимофею 2:15. Я прошу вас глубоко изучить этот золотой стих, написанный одним проповедником другому. Чего вам будет стоить жизнь по этому великому призыву?

«Делай все, что в твоих силах, чтобы заслужить одобрение Бога, как работник, которому нечего стыдиться, и который преподносит слово истины со всей прямотой».

 

Ссылки

 

1 Если читатель не принадлежит к движению Реставрации, немного истории. В 19 веке на обоих берегах Атлантики – в Великобритании и в Северной Америке – появилось движение, считающее Библию единственным авторитетом. Его последователи назывались христианами или учениками. Они заявляли: «Только христиане, но не единственные христиане». Чтобы узнать больше о движении Реставрации, посмотрите информацию в Интернете. Вот некоторые ссылки: Александр Кэмпбелл, Бартон Стоун, церкви Христа.

2 Думаю, что среди студентов Гарвардской теологической школы я был белой вороной, так как Гарвард – строго либеральное заведение.

3 Эйзегеза – термин, означающий рассмотрение текста с точки зрения читателя.

4 Экзегеза означает применение точного значения библейского текста. Подробнее см. в работе Гордона Фи и Дагласа Стюарта «Как читать Библию и видеть всю её ценность» (Grand Rapids: Zonderwan, 1993)

5 Разъяснительный стиль проповеди происходит из попытки понять текст и его оригинальное значение (или контекст) через вопросы: кто кому это говорит? при каких обстоятельствах? почему этот текст включен в Библию? как он применим к нам? Сторонники разъяснительного стиля понимают, что знание истории, грамматики, литературы и теологии частенько имеет большое значение. Иногда этот подход называют историко-грамматическим.

6 Свыше 400 человек.

7 Кроме того, многие из обучавшихся женщин – примерно 40% от всех участников – высказали пожелание о том, чтобы было меньше теологии, а больше практики, например в области консультирования.

8 Она есть на сайте www.DouglasJacoby.com. Нажмите на поиск и ведите слово statistics

9 Более того, тысячи христиан по всему миру это понимают, но остаются благодарными. На самом деле многие церковные лидеры молились и работали над тем, чтобы правильно толковать писания и понять церковную культуру и практики. Многие поняли свои ошибки, и сделали соответствующие выводы. Это продолжается по всему миру уже в течение нескольких лет, и свидетельством этому служат здоровые, счастливые, растущие церкви.

10 Локоть равен 45 см — Прим.пер.

11 Конечно, я не хочу сказать, что при подготовке проповеди опытный проповедник не может опираться на работу, которую он проделал в течение долгих лет. Теоретически, как некоторые могли бы возразить, чем больше проповедник учится, тем меньше времени у него должно занимать понимание текста и разъяснение отрывка.

12 См. мою работу «Сильный человек» на сайте www.DouglasJacoby.com. Это то, что случается, когда используется только один «авторитетный» перевод, хотя в общем NIV – это довольно неплохой перевод.

13 Это специальные, приуроченные к определённому событию, документы, написанные с определенной точки зрения.

14 Это мое понимание отрывка Деяния 2:42-47 в контексте корней и плодов: фокусируйтесь на основном (корень, ст. 42), а результат не заставит себя ждать (ст. 43-47)

15 Библейские проповеди (Grand Rapids: Baker, 1980)

16 Более того, в наш век компьютерных библий, симфоний и словарей очень просто посмотреть слово на греческом или еврейском и дать слушающим некоторые аспекты грамматики, этимологии или формулировки, что добавит проповеди интереса. Но нужно задать вопрос: изучал ли оратор древний язык? Относятся ли к теме его взгляды и предположения?

17 См. Д.Мартин Ллойд-Джоунс «Благовестие и проповедники» (Grand Rapids: Zonderwan, 1971) и Джон Скотт «Проповедь Библии сегодня» (Grand Rapids: Eerdmans, 1961)

18 В свете отрывка из Марка 11: 24 он может свято верить, что может «побудить» Бога сделать то, что он хочет, если он достаточно духовен. Он может буквально воспринять отрывок 1-е Петра 4:11 («говори словами Божьими»), тогда как Петр говорит «как слова Божьи», указывая на степень серьезности и скромности, которыми должен обладать оратор.

19 Этот путь известен: наставник → лидер маленькой группы → стажер → евангелист и т.д.

20 Например, в 1-ом Тимофею 3:1 епископство описывается как доброе дело. В 1-ом Тимофею 5:17 говорится: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». Более того, 1-е Тимофею 5:19 предупреждает: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях».

21 Billerica, Mass.: DPI, 2004. Новая очень ценная книга Гордона Фергюсона и Уиндама Шоу «Золотые правила лидерства: как построить команду и семью в теле Христа» (Billerica, Mass.: DPI, 2001)

22 На основании специфической толкования принципа Иофора (Исход 18).

23 Эти выкрики из зала в какой-то степени имеют культурный подтекст. Для некоторых стран это естественно, и не может рассматриваться как выражение глубокого уважения со стороны собравшихся. В других странах они кажутся людям отвлекающими внимание и даже неуважительными. В каждой нации и церкви своя собственная культура, но ни в одной культуре требование поддержки не является хорошим тоном. Обязательно повиноваться мы должны лишь Богу.

24 Отличная книжка на эту тему – это «Маленькое упражнение для юного теолога» Гельмута Тьелика (Grand Rapids:Eerdmans, 1999)

25 Интересно почитать на тему эволюции религиозных групп о том, как происходил сдвиг от неформального учения к институтскому. Являются ли школы и семинарии неизбежной последней стадией философии религиозного образования?

26 Фактически проповедник понимает, что проповедь не всегда должна являться центром служения, и в некоторых видах служения её вообще нет (особенно служения поклонения или которые включают фильмы или другие или другие средства передачи информации).

27 Я бы порекомендовал книгу Чарльза Эдварда Джефферсона «Служение через пророчество» (New York: Thomas Crowell, 1905). Хотя она больше не издается, но её стоит почитать.

28 Это, конечно, не касается молодых церквей, где немного членов и нет других лидеров, с кем можно разделить руководство. Но все равно нам нужно радикально пересмотреть то, как мы посылаем людей открывать новые церкви.

29 Стоит заметить, что есть большая нужда в обычном лидерстве. В этой статье мы не исследуем разницу между лидерством и талантом быть проповедником, и не пытаемся фундаментально разобраться в разнице в том, кто есть евангелист, а кто – лидер церкви.

 

Даглас Джакоби

Афины, штат Джорджия

Июнь 2004 г.


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики