Загрузка...

Россия переживает третью волну сиротства

За последние сто лет Россия переживает третью волну сиротства. Детей-сирот в России сейчас даже больше, чем после окончания Первой и Второй мировых войн, унесших огромное число человеческих жизней. Так, в 1945 году число детей-сирот составило около 600 тыс., а на конец 2008 года более 700 тыс., из них девяносто процентов – социальные сироты. Дети, родители которых лишены родительских прав.

Условия жизни и развития сирот, воспитывающихся в учреждениях, формируют у них особую внутреннюю позицию – психологическое «капсулирование» отчужденное отношение к другим и к себе (восприятие себя ничейным), отсутствие самостоятельности и ответственности за свое поведение, временная ограниченность жизненных планов). Несмотря на то, что дети чувствуют себя защищенными в детском доме, такая психологическая защищенность носит примитивный, компенсаторный характер и может рассматриваться как псевдозащищенность, так как легко разрушается при столкновении с реальной жизнью. В результате возникает феномен социальной и психологической незащищенности выпускника в условиях полностью законодательно обеспеченной социальной защиты. В постинтернатый период, позиция «ничейного» перерастает в отчужденную позицию выпускника («один против всех»). Выпускники испытывают дискриминацию со стороны внешнего мира, для них возникает риск вовлечения в криминальное сообщество. Дети, воспитанные в детских домах, привыкают, что от них мало что зависит. Отсюда — повышенное чувство виктимности (т.е. готовность стать жертвой), рецептивные ориентации (т.е. нужен рядом взрослый советчик) и стремление выжать все льготы, которые дает статус сироты.

Выходя из стен интерната, выпускники сталкиваются со многими трудностями: финансовые, бытовые (квартплата, ведение дом. хоз-ва), социальные (неумение общаться с окружающими людьми и организациями), профессиональные (устройство на работу) и т.д. Из-за плохой профессиональной подготовки не могут устроиться на работу. Выпускники, которым находят работу, обычно быстро теряют ее. Кроме всего прочего, часто сироты становятся жертвами преступлений или сами их совершают, попадая в криминальную среду. Причиной нарушения закона, как правило, становится полная неподготовленность воспитанников детских домов к самостоятельной жизни. Получая отдельные квартиры, они сталкиваются с новой проблемой: нет финансовой и физической возможности её обустроить, не умеют за нее платить. Бывает, в квартире устраиваются притоны. Часто их сдают, при этом сталкиваются с обманом и теряют жилье, становясь бомжами, алкоголиками. Зачастую девочки сталкиваются с нежелательной беременностью и вынуждены оставлять своих детей на полное попечение государства (в дом малютки), т.к. у них нет желания, умения и возможности их воспитывать. Таким образом, их дети становятся такими же социально неблагополучными, как и их родители. Как свидетельствует наш личный опыт, полученный после общения с выпускниками детских домов и наблюдений полученных в ходе работы с воспитанниками интернатов – ситуация развивается по одной и той же схеме.

Трудовое воспитание в интернатах чаще всего ограничивается навыками самообслуживания – убрать постель, накрыть на стол. И даже этим дети занимаются только под жестким давлением взрослых, привыкая к тому, что труд неинтересен и принудителен. Так воспитывается иждивенчество: сирота обучается жить бедно, но на всем готовом. Хотя есть примеры интернатов, где стараются менять эту ситуацию, вовлекая детей в процесс самоуправления. Хотя это очень непросто т.к. детям сложно поверить, что к их мнению на самом деле будут прислушиваться. Неумение сдерживать свое раздражение, конфликтность отдаляют их от сверстников и общества в целом, делая их еще более озлобленными и беспомощными. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что существует очевидное противоречие между подготовленностью подростков и потребностями (требованиями) современного общества. Современные воспитанники детских домов являющиеся свидетелями нравственных противоречий современного общества, испытывают огромную потребность в поиске нравственной опоры, что является необходимым условием формирования личности. Становление жизненной позиции у каждого отдельного подростка приобретает особую актуальность. В этой связи трудно переоценить значимость расширения социальных связей и отношений детей-сирот с окружающим миром, возможность вступления их в разнообразные отношения с обществом и при этом сохранение своего собственного «я».

Читайте также:  Пути Господни неисповедимы: история Алексея и Юлии

«Развитие нравственной культуры человека обеспечивает как его собственное духовное благополучие, так и благополучие общества.

Нравственность личности подразумевает как нравственное отношение к себе, так и нравственное отношение к окружающим. Этот процесс, взаимосвязанный самым тесным образом. Понимание этого фактора является важнейшим условием формирования нравственной культуры личности.

Нравственность, должна пониматься и восприниматься как важнейшее условие успешного взаимодействия с обществом, необходимый фактор личного счастья человека.

Личностная значимость нравственного поведения, сформированная как собственное убеждение учащихся, не может быть передана как умение или навык, но формируется в процессе освоения определенных знаний.

Исследование показало, что восприятию личностной значимости нравственного поведения в наибольшей степени мешают следующие суждения старшеклассников:

1. Социально успешный человек, безусловно, счастлив и успешен в сфере личного общения.
2. Социально успешный человек чаще всего недостаточно нравственен.
3. Деньги, социальный статус в наилучшей степени способствуют сохранению здоровья и успешной личной коммуникации.

На основании полученных выводов были выделены те аспекты информации, на которых имеет смысл особенно акцентировать внимание в процессе общения с учащимися:

1. Личное счастье не зависит от денег или социального статуса.
2. Здоровье на прямую зависит от внутреннего, душевного состояния человека.
3. Социальная успешность не является признаком нравственности или безнравственности личности».

Преодоление противоречия между потребностями общества XXI века, формирующего новое поколение людей, обуславливает целесообразность использования инновационных методов и форм в организации работы с детьми-сиротами и воспитанниками школ-интернатов. Работая в этом направлении, Нами был разработан и начат ряд программ, которые успешно работают на протяжении уже нескольких лет и подтверждают эффективность выбранных форм и методов.

Из-за того, что дети общаются с узким кругом взрослых и это общение в целом смещено из сферы практической деятельности в сферу дисциплинарную. Эмоциональная бедность контактов с взрослыми определяет особую потребность ребенка во внимании. Тем более что и круг его сверстников тоже ограничен.

Нравственные потребности ребенка детского дома характеризуются, как мы уже говорили, рядом отличительных особенностей, несвойственных ребенку воспитывающегося в семье. Поэтому особую роль в нашей работе играет индивидуальный подход, как метод формирования нравственных знаний, необходимых для удовлетворения их нравственных потребностей. Потребность рассматривается как движущий фактор активности личности, имеющая различные формы проявления и находящаяся в процессе постоянного развития.

Директор по связям с общественностью Благотворительного фонда «Надежда по всему миру» Федоров И.В. говорит о том, что: «…самое главное, это, конечно же, общение с каждым в отдельности ребенком – к чему мы и стремимся. Наши наблюдения показали, что к добровольцам дети-сироты относятся совсем иначе, чем к воспитателям и педагогам. Последних дети воспринимают как данность, как людей, занимающихся с ними по обязанности, и исключения здесь чрезвычайно редки. Добровольцы дарят свое время и свое внимание, безусловно, и это помогает детям оценить себя как личность, что является шагом на пути формирования нравственных качеств подростка. Обогащается их социальный опыт, появляется опыт общения с разными людьми, формируется терпимость к непривычному поведению других людей, признания их права на такое поведение, расширяется круг друзей. Дети бывают у нас дома, мы вместе ходим в магазин, готовим еду, стремимся, чтобы они общались с нашими друзьями, учились выражать свое мнение и чувствовать свою значимость и место в обществе, как полноценного гражданина, тем самым, вовлекая их в реальную жизнь еще до того, как они окажутся за стенами интерната».

Читайте также:  В екатеринбургской церкви состоялась молитвенная встреча

Как быть «хорошим» добровольцем

(Несколько советов для построения отношений с воспитанниками детских домов)

Если Вы хотите серьезно повлиять на будущее выпускников, выход один – патронаж над таким ребенком, т.е. глубокая дружба на долгие годы. Что Вы можете сделать, чтобы им помочь? Хорошие, крепкие, стабильные отношения помогут выпускнику интерната лучше социально адаптироваться и сориентироваться в жизни.

При первой встрече важен доброжелательный настрой на знакомство (улыбка, мягкая интонация). Позиция в отношениях с детьми – на равных, а не как воспитатель, без нравоучений. Важно уметь слушать ребенка и самому уметь рассказать что-то интересное. Не нужно ожидать сразу близкого глубокого контакта. Вы присматриваетесь друг к другу. Можно поговорить на нейтральные темы, узнать интересы ребенка. Не стоит завоевывать дружбу детей подарками и обещаниями.

Для построения долговременных отношений

Дружба – это обоюдный процесс. Важно, чтобы не только Вы знали что-то о своем новом друге, но и он знал что-то о Вас – Вашей семье, учебе, работе, интересах.

Самое лучшее влияние, которое Вы можете оказать на детей – это личный пример, личное отношение к жизни. Отношения «старший брат», «старшая сестра» заключаются в том, что Вы стали для ребенка «родным», завоевали его доверие и авторитет. В этом случае дети смогут и захотят чему-то учиться у Вас. необходима стабильность встреч и контактов. Посмотрите, кто из детей тянется к Вам, проявляет внимание, находится рядом. Постарайтесь пообщаться, поближе с 1-2 детьми. В течение всей программы будьте вместе с ним(и). Найдите общие интересы, скажите, что не против, если он(а) позвонит, оставьте телефон (Если вы сами готовы к этому). Важно, чтобы помимо общения в самом детском доме поддерживалась связь с ребенком (телефонные звонки, письма, приветы, приглашения в гости).

 

 

 

Источник: http://www.hopeww.ru/

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


Больше статей по теме


Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»