1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Письма из Эль-Амарны подтверждают библейскую историю

В 1886 году в Амарне (современное название столицы, основанной фараоном Эхнатоном в Верхнем Египте) местной жительницей были обнаружены клинописные таблички. Сегодня они известны, как «Тель-Эль-Амарнский архив». Обнаруженные в Египте клинописные таблички оказались на самом деле перепиской, которая велась между египетским царским двором и князьями Ханаана в начале четырнадцатого столетия до Рождества Христова.

 

Какую связь таблички из Эль-Амарны имеют с библейской историей?

 

Эти письма из Тель-эль Амарны проливают свет на условия жизни в древнем Ханаане того времени. Многие ученые считают, что в них содержатся сведения о начале иудейского вторжения в Палестину под руководством Иисуса Навина.

В Библии говорится, что, до того как в 1070 году до н. э. Давид завоевал Иерусалим, им правили ханаанские цари (Иисус Навин 10 глава; 2 Царств 5:4- 9). Некоторые ученые сомневались в этом. Но в 1887 году одна крестьянка нашла в Амарне (Египет) глиняную табличку. Со временем там было обнаружено около 380 текстов, которые оказались дипломатической перепиской между правителями Египта (Аменхотепом III и Ахенатоном) и царями Ханаана. Шесть писем были написаны Абди-Хебой, правителем Иерусалима.

В журнале «Библейское археологическое обозрение» отмечалось: «То, что в табличках, найденных в Амарне, о Иерусалиме говорится как о городе, а не как о земельном владении, и то, что Абди-Хеба называется… правителем, у которого в Иерусалиме была резиденция и гарнизон из 50 воинов, предполагает, что Иерусалим был небольшим, расположенным на холме городом-государством». Позднее в том же журнале писалось: «Амарнские письма дают все основания полагать, что тогда существовал город, имевший большое значение».

 

Вот перевод одной из табличек, который удалось найти:

 

 

Письма из Эль-Амарны подтверждают библейскую историю

К господину моему, царю, речение: так сказал Абдихеп, раб твой, семь раз припадаю я к ногам твоим, господин.

 

Посмотри на то, что Малкиилу < царь Гезера> и Шувардата < царъ Киила> сделали против страны господина < т.е. Иерусалима, верного фараону> : они наняли солдат из Гезера, Гата и Киила и захватили земли города Рубуту. Земли царя попали в руки хабиру, и кроме того, город земли Иерусалимской по имени Бет-Ниниб, город царя, стал пристанищем людей Киила. Да послушает царь раба своего Абдихепа и пошлет лучников, которые смогут вернуть земли царя царю. Но если не прибудут лучники, попадет земля царя в руки хабиру. Такова будет участь земли этой…

 

 


 

 

 

Послание Абдихепа, царя Иерусалима, египетскому фараону, найденное в архиве Эль-Амарны, XIV в. до н.э.

Известно всего 382 таблички, большинство из которых происходят из «Места писем царёвых», здания, идентифицированного как официальный «архив» в центе города эль-Амарны. Хронологию этих табличек можно уложить в пятнадцати — тридцатилетний период (полагаясь на интерпретацию царских правлений в это время), начинающийся примерно 30-м годом правления Аменхотепа III (1390 — 1352 гг. до н.э.) и продолжающийся не позднее 1-го года правления Тутанхамона (1336—1327 гг. до н.э.). Большинство из этих писем было написано на диалекте аккадского языка.

Все, за исключением тридцати двух документов архива, являются составляющими дипломатической переписки Египта с такими могучими державами Западной Азии, как Вавилония и Ассирия, так и с вассальными государствами Сирии и Палестины. Они рисуют нам очаровательную картину взаимоотношений между Египтом и этими странами, несмотря на то, что писем от египетских правителей очень мало.

Состояние империи времён правления Эхнатона очень остро и ярко задокументировано в возрастающем количестве безнадёжных просьб о помощи и поддержке от Сиро-Палестинских государств, находившихся в осаде. Также, как проницательно они описывают нам политическую ситуацию того времени, письма проливают свет и на торговые отношения, дипломатические браки и частично на цены на различные товары, такие как стекло, золото и новый товар — железо.

Первым археологом, который предпринял систематическое исследование места обнаружения переписки, был Уильям Флиндерс Питри в 1891—1892 гг. Под его руководством был обнаружен 21 фрагмент переписки. Эмиль Шассина, возглавлявший Французский институт восточной археологии в Каире, нашёл ещё 2 таблички в 1903 г.

 

Где хранятся письма из Эль-Амарнского архива?

 

Материалы амарнского архива, обнаруженные местными жителями, первоначально не задерживались в Египте и уходили на зарубежный антикварный рынок. По этой причине многие из их числа ныне рассеяны по музеям Каира, Европы и США:

 

  • 202 или 203 фрагмента — в Берлинском музее Передней Азии;
  • 80 — в Британском музее
  • 49 или 50 — в Каирском египетском музее;
  • 7 — в Лувре;
  • 3 — в ГМИИ имени А. С. Пушкина;
  • 1 — в Институте Востока в Чикаго.

 

На нашем сайте вы можете найти статьи на темы: Библейская археология. Библия и археология. Раскопки Нового и Ветхого Завета. Библия и наука. Археологические доказательства библейских событий. Заходите в раздел «Библейская археология«


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики