1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Причины страдания человека: почему страдают хорошие люди?

В чем основные причины страдания человека в современном мире? Почему плохие вещи происходят с хорошими людьми? Почему в мире так много различных болезней и катастроф? Здесь вы можете найти полную версию эссе на тему страдания и боли человека. В этой статье мы решили отдельно опубликовать основные причины страданий, через которые проходят люди. 

 

Причины страдания человека в современном мире

 

Являются ли страдания человека ошибкой Бога? В моем собственном опыте взаимоотношений я пришел к выводу, что возложение вины на кого-то является крайне непродуктивной практикой. На самом деле это даже является контрпродуктивным. Несмотря на это, в подобных дискуссиях на тему причин человеческих страданий этой темы не избежать. Конечно, есть чувство, что во всех человеческих страданиях виноват Бог. Это Вселенная, которую Он создал. Если бы Он ее не создал, не было бы никакой боли, страданий и зла. Президент, который направляет народ на войну, ответственен в итоге за всё, что произойдет потом. Даже если какие-то преступления произойдут по вине одного единственного солдата. Однако на личном уровне мы не считаем человека, принявшего решение о начале войны, ответственным за того, кто, вопреки политике и четким указаниям сверху, совершил преступление на почве страсти. Как эта дихотомия относится к Создателю всего сущего? Нам надо внимательно разобраться в этом, но, как я уже говорил, простых ответов не будет.

 

Свобода воли человека, как причина страданий

 

Одной из причин существования страданий, хоть и не прямой, является наличие у человека свободы воли. Если мы начнем исследовать «свободу воли» в Библии, то обнаружим, что эта фраза нигде не встречается на страницах Священного Писания. В Библии почти не обсуждается то, что мы называем «свободой воли». Несмотря на это, сама идея «свободы воли» однозначно является библейской идеей. Свобода выбора или воли, по определению, подразумевает, что любой индивид может делать выбор относительно того, как ему прожить свою дальнейшую жизнь. Доказывает ли Библия, что люди обладают такой свободой выбора?

Во Второзаконии 30:15-20 говорится о том, что Бог дает возможность всем людям выбрать между жизнью и смертью, благословениями и проклятием. В конце этой эмоциональной речи Бог призывает людей выбрать жизнь: «Изберите жизнь, и тогда и вы, и дети ваши будете жить! Любите Господа, Бога вашего, будьте послушны Ему, никогда не оставляйте Его».

Подобным образом в конце своей жизни Иисус Навин оставляет вызов для людей:

Но если вы не хотите служить Господу, тогда вы должны выбрать для себя сегодня, кому вы будете служить: будете ли вы служить богам, которым поклонялись ваши предки, когда жили на другой стороне Евфрата, или будете служить богам аморреев, на земле которых вы живёте. Вы должны сделать для себя выбор, я же и дом мой приняли решение. Мы будем служить Господу! (Иисус Навин 24:15)

Иисус Христос тоже согласен с тем фактом, что человеку дана свобода выбора, в том числе и в том, кому служить — Богу или кому-то другому. Он не заставляет людей следовать за Ним. Вместо этого он взывает к их сердцам, к их умам и совести.

Если человек хочет делать угодное Богу, то узнает, от кого это учение: от Бога или от Меня Самого. (От Иоанна 7:17)

И сказал Иисус всем: «Если кто-то хочет идти за Мной, пусть отречётся от себя, пусть изо дня в день несёт свой крест и следует за Мной». (От Луки 9:23)

Очевидно, что Иисус призывает людей сделать выбор следовать за Ним на основе их личного желания и воли.

Есть некоторые отрывки в Библии, которые показывают, что в некоторых ситуациях Бог временно вмешивается в свободу выбора конкретного человека. Я говорю об историях, когда Бог ожесточил сердце Фараона и когда Иуде Искариоту было сказано делать то, что он задумал. В каждом случае Бог временно вмешивался в свободу выбора человека с целью осуществить Свою суверенную волю — спасти человека. Тем не менее, в обоих случаях Бог вмешивался в жизнь человека, который уже находился во власти зла. Я также верю, что и Фараон, и Иуда могли покаяться в итоге. Суверенная воля Бога не лишила их окончательного выбора. Ясным библейским учением является тот факт, что Бог дал человеку свободу делать добро или делать зло.

Будем ли мы винить Бога за это? Разве было бы лучше жить во Вселенной, где у людей нет свободы выбора? Разве отсутствие свободы выбора улучшит наш мир? Настоящая любовь всегда дает выбор. Разве люди, критикующие Бога, согласились бы жить в мире, где они были бы «роботами»? Давайте рассмотрим ситуацию, в которой родители слишком контролируют своих детей, лишая их почти всякого выбора в их жизни. Разве это будет проявлением любви? Любящие родители, как и любящий Бог, будут тренировать своих детей и учить их делать правильный выбор. Они будут влиять через личный пример, любовь и наставление, но они не будут манипулировать ими или лишать их свободы выбора.

Божье желание было в том, чтобы люди, по их собственной свободной воле, решили отречься от гордости и себялюбия, приняли любовь Бога и служили Ему. Разве это плохо? Пусть каждый примет свое собственное решение насчет этого, но только будьте благодарны, что вы в принципе можете иметь собственное мнение и принимать решения! Вопрос в том, является ли Бог одновременно любящим и всемогущим? Я думаю, что Бог настолько любящий и настолько всемогущий, что Он создал людей, имеющих настоящий выбор и свободу как любить своего Создателя, так и не любить Его.

Давайте посмотрим на это с Божьей перспективы, если это вообще возможно сделать. Бог создал нас по Своему образу и подобию. Он дал нам эмоции, способность творить и свободу воли. В Иисусе Христе Он даже пожертвовал Собой, чтобы мы имели возможность быть прощенными за наши ошибки. Это было очень рискованно. Давайте посмотрим на Адама и Еву. Бог рисковал в случае с ними. Большая часть их потомков поступала хуже, чем они.

Господь увидел, что люди земли полны зла, что они только о зле и думают, и пожалел, что создал на земле людей, и стало у Него на сердце грустно. (Бытие 6:5-6)

Случилось ли это потому, что Бог недостаточно любящий или не обладает достаточной властью? Каждый, кто вкладывает свою жизнь в человека, обладающего свободой воли, рискует быть отвергнутым. Если вы являетесь родителями, вы поймете меня. Быть родителем — значит заниматься очень рискованным делом!

Все, кто решил дать возможность появиться новым детям на свет, рискуют, вкладывая всю жизнь, все силы, всю любовь в них. Они рискуют тем, что их дети когда-то могут отвергнуть все их жертвы. Мы все знаем, что наши дети могут стать наркоманами, уголовниками или просто очень злыми людьми. Почему мы, как родители, так рискуем? Мы поступаем так, потому что в этом смысле мы очень похожи на Бога. Мы хотим давать и взаимно получать любовь, основанную на личном желании и воле.

Читайте также:  Проблема страдания и боли человека. Причины и поиск решения

 

Грех, как причина страдания человека

 

Мы уже поняли, что одной из причин страданий и зла в этом мире является свобода воли человека. Как мы уже говорили ранее, это косвенная причина. Свобода воли ведет к страданиям, если только человек выбирает неповиновение воле Бога. Свобода воли является причиной страданий из-за грехов людей. Любящий Бог дал нам выбор, и мы воспользовались этим выбором, чтобы творить зло. Я считаю, что именно грех каждого человека в отдельности является самой частой причиной страданий людей на земле. Не вся наша боль происходит из-за грехов, но большая ее часть в наших жизнях, наших семьях, обществе и даже в наших народах является их следствием.

Гнев, жадность, различные зависимости, гордость, зависть, насилие, сексуальные грехи, себялюбие, недостаток самообладания, нездоровое желание власти и другие грехи становятся причиной эмоциональных страданий, а иногда и физических страданий в наших жизнях. Винить ли Бога в этом? Какая альтернатива? Мы можем жить в мире, где у нас нет свободы выбора. Лично вы захотели бы жить в таком мире?

Бог создал физический мир, в котором действуют законы природы. Эти законы имеют неизбежные последствия. Если я на автомобиле врежусь в дерево на скорости 180 км/ч, то мне не следует винить в этом Бога. На самом деле все эти законы природы как раз и дают нам возможность существовать, как мы сможем убедиться позже. Помимо прочего, Бог создал моральные законы. Некоторые греховные поступки имеют неизбежные последствия в нашей жизни. Существуют даже вечные последствия грехов, но сейчас не об этом. Себялюбие, пьянство, насилие, сексуальные грехи будут являться причиной страданий как тех, кто их совершает, так и тех, по отношению к кому они совершены. Этим моральным законам так же сложно противостоять, как и закону гравитации. Грех является причиной многих страданий. Даже если наши собственные грехи прощены благодаря крови Христа, они все еще оказывают свое действие на нас и на тех, против кого были совершены и кому причинили боль. Библия нигде не говорит, что кровь Христа и Божье прощение избавляют нас от последствий грехов.

Давайте рассмотрим несколько отрывков из Ветхого Завета, говорящих о последствиях грехов. Первый отрывок находится в книге Иезекииля 18 главе:

Все люди принадлежат Мне, и с каждым Я буду обходиться одинаково. И не будет иметь значения, отцом был этот человек или сыном. Тот, кто грешит, тот и умрёт. (Иезекииль 18:4)

А потом он продолжает:

Но у этого плохого сына может тоже родиться сын, который будет понимать всё, что делает его отец, и он откажется жить по-отцовски, он будет справедлив к другим людям. Он не пойдёт есть в горы, не будет молиться грязным идолам в Израиле и грешить прелюбодеянием с женою соседа. Он не эксплуатирует других людей. Если у него берут в долг, он не держит залог. Он не ворует. Он даёт голодным хлеб и нагим — одежду. Он не делает плохого. И если даёт бедным в долг, то даёт деньги не в рост, не наживается на этом. Он подчиняется заветам Моим и следует Моим законам, и за грехи отца своего он не обретёт смерти, он останется жить. Отец его может приносить людям вред, может воровать и никогда не делать добра для людей Моих. Тогда он умрёт за свои грехи, но его сын не будет наказан за его грехи. (Иезекииль 18:14-18)

Этот отрывок говорит нам о том, что сын не отвечает за грехи своего отца. Справедливее даже будет сказать, что окружающие люди не отвечают за поступки того, кто совершает грех.

Теперь давайте посмотрим еще один отрывок, который, на первый взгляд, противоречит предыдущему отрывку:

Не поклоняйтесь идолам и не служите им, ибо Я Господь, Бог ваш, не потерплю, чтобы Мой народ поклонялся другим богам. Те, кто грешит против Меня, становятся моими врагами, и Я наказываю их, и детей их, и внуков их, и даже их правнуков. (Исход 20:5)

Так виноваты ли мы в грехах других людей или нет? То, что кажется противоречивым на первый взгляд, на самом деле очень просто объяснить. Отрывок из книги Иезекииля говорит нам о вечных последствиях: Небеса или ад. Сын не отвечает за грехи отца. Тем не менее, отрывок из книги Исход говорит нам о последствиях грехов в этой, земной, жизни. Мы будем страдать из-за Божьего наказания тех, кто нам близок. Очевидно, что это будет доставлять нам и эмоциональную боль.

Когда народ иудейский был забран в рабство к Навуходоносору, праведные люди страдали из-за наказания Богом Иерусалима наравне с теми, кто был виноват в грехах. Это так же верно сейчас, как было и во времена Моисея. Если отец причиняет сексуальную боль собственному ребенку, будьте уверены, что ребенок тоже будет страдать из-за грехов своего отца. Мы знаем также, что и дети тех, кто подвергся насилию, тоже страдают из-за этого. Если не вмешаться, цикл насилия будет продолжаться до «четвертого поколения».

Этот нравственный закон страдания появился из-за греха, и он не прекращает своего действия, даже если жертва насилия приходит ко Христу. Она может быть исцелена Богом духовно и эмоционально. Это может быть правдой, но, если мы думаем, что в будущем поведение этой матери-христианки не отразится на ее детях, мы мало что понимаем о последствиях греха. Нам хорошо известно, что грех алкоголизма имеет очень похожие последствия и похожий эффект на многие будущие поколения.

Себялюбие, жадность, гнев, зависть. Все эти грехи причиняют боль невинным людям. Будем ли мы обвинять Бога за это? Это хороший вопрос. Будет ли само существование греха и страданий доказывать, что Бог либо недостаточно любящий, либо обладает недостаточной властью изменить что-то? Бог дал нам свободу выбора, и мы злоупотребили ей. Лично я не виню Бога за то, что Он дал мне свободу выбора. Я благодарен за Его смелость и любовь ко мне. Я мотивирован прожить жизнь так, чтобы Бог не жалел о том, что дал мне свободу выбирать между добром или злом.

Прежде чем продолжить, я хочу сказать важную вещь. Не все страдания являются результатом грехов. Мы совершаем ошибку, а иногда мы бываем несправедливы, полагая, что все страдания происходят из-за грехов. Книга Иова очень много говорит о страданиях. Иов подвергся очень непомерным страданиям. Его очень волновал вопрос: «Почему я?» Его друзья говорили, что Бог наказывает его за грехи. Иов говорил, что он праведен и не должен подвергаться таким страданиям. Кто прав? Никто не был прав в этой истории, кроме самого Бога. Бог сказал Иову, что его друзья ошибаются. Он не был наказан за свои грехи. Но затем Бог сказал Иову, что тот неправ тоже. Он не настолько праведен, чтобы обвинять Бога в несправедливости. Идея в том, что Иов и правда много страдал, но не из-за своих грехов.

Читайте также:  Проблема страдания и боли человека. Причины и поиск решения

Книга Иова помогает нам понять, как иметь дело со страданиями. Интересно, что Бог так и не сказал Иову, что стало причиной его страданий. Из этого следует, что Бог может и нам не ответить, по какой причине в нашей жизни происходят те или иные страдания. Помня об этом, нам надо быть крайне осторожными, говоря нашим близким о причинах их страданий.

Из Ветхого Завета мы поняли, что зло становится причиной не всех страданий на земле. А Иисус говорит об этом в девятой главе Евангелия от Иоанна:

Ученики Иисуса спросили Его: «Учитель, раз он родился слепым, то кто согрешил: он сам или его родители?» Иисус ответил: «Ни он, ни его родители, но родился он слепым ради того, чтобы Бог проявил Свою силу». (От Иоанна 9:2-3)

Мы хорошо видим человеческую тенденцию автоматически считать страдания людей следствием их же собственных грехов. Предрассудки, подобные тем, что были продемонстрированы апостолами, не исчезли с лица земли и сегодня. Некоторые самодовольные “христиане” утверждают, что СПИД — это Божье наказание за гомосексуализм. Какое высокомерие! Кто мы такие, чтобы говорить в подобных случаях за Бога? Нам надо быть очень осторожными, называя грех причиной всех страданий людей вокруг нас. Во второй части этого эссе мы еще шире разберем ответ на этот вопрос.

 

Естественные причины страдания человека

 

Мы с вами уже рассмотрели свободу воли и более детально обратили внимание на грех как на причину большинства человеческих страданий в этом мире. Как мы уже поняли, грех не является причиной всех страданий человека. Некоторые страдания приходят в жизнь человека из-за природных явлений. Самое простое, что приходит на ум, это землетрясения, ураганы и другие природные катастрофы. К ним можно добавить болезни и естественные последствия старения человеческого организма.

Когда на земле происходят землетрясения или когда человек заболевает вирусным заболеванием, жертвы этих событий кажутся случайными. Выглядит неразумно считать эти события наказанием за грехи данных людей или даже целых народов. Агностики и даже многие верующие задаются вопросом, как любящий и всемогущий Бог допустил смерть 200 000 тысяч человек во время цунами в 2004 году? Разве все умершие дети были виновны в чем-то? Что хорошего в смерти целых семей?

Как мы уже говорили выше, Бог создал этот мир с моральными законами, которые имеют причину и следствие. Подобное можно сказать и о законах природы, которые созданы тем же самым Богом. Созданная Богом Вселенная имела невероятно точную и тонкую настройку, работающую таким образом, чтобы в ней могла существовать жизнь. Ученые говорят о том, что гравитационная сила, электромагнитная сила, а также сильное и слабое ядерное взаимодействие имеют очень точную настройку. Другими словами, если что-то из этих значений отклонилось бы хоть на малую долю в любую сторону, то существование жизни во Вселенной было бы невозможно.

Если бы гравитационная сила была бы хоть немного слабее, то галактики, звезды и планеты вообще бы не сформировались. Если бы она была хоть немного сильнее, Вселенная схлопнулась бы обратно. Существует единственный элемент, углерод, с качествами, необходимыми для формирования больших молекул, которые нужны для существования жизни. Есть единственный элемент, обладающий магнитными свойствами, — это железо. Без магнитных свойств железа высокоэнергетичные заряженные частицы от Солнца уничтожили бы все живое на земле. Конечно, без уникальных свойств водорода звезды не могли бы производить огромное количество энергии, необходимое для поддержания жизни на земле.

Такое «удачное» совпадение необходимых условий для жизни на земле включает в себя тепло, которое производится в недрах земли благодаря радиоактивному урану, а также движение тектонических плит, вызванных выделением этого тепла. Без тектонического движения плит земля потеряла бы свою атмосферу, а почва потеряла бы способность поддерживать жизнь. Тектоническое движение, необходимое для поддержания жизни на земле, ко всему прочему приводит к землетрясениям. Люди страдают из-за землетрясений. Перед тем как мы обвиним Бога в землетрясениях, нам лучше подумать о том, сможем ли мы предложить лучшую модель Вселенной, не включающую в себя тектонические движения плит. Являются ли землетрясения злом сами по себе? Нет, они необходимы для существования жизни на земле.

То же самое можно сказать и об ураганах, торнадо, наводнениях и других бесчисленных природных катастрофах. Бог создал хорошо настроенную Вселенную, Солнечную систему и Землю. Когда тепло распространяется от круглого объекта к круглому объекту на большие расстояния, оно распределяется неравномерно. Без естественных механизмов распределения тепла в океанах и атмосфере, земля была бы непригодна для жизни из-за экстремально высоких температур. Погода является нашим другом, даже если она производит опасные для жизни природные явления. Альтернатива гораздо хуже! Критики, заявляющие, что Бог недостаточно потрудился над созданием Вселенной, предложите лучший вариант Вселенной, а пока вы делаете это, попробуйте создать всё из ничего.

Экстремальные погодные условия могут стать причиной многих страданий, но пока кто-то не предложит лучшей системы, мы должны благодарить Бога, а не сомневаться в Нем. Являются ли шторма и те разрушения, что они приносят, злом? Нет, погода — это благословение, а не проклятие.

Давайте продолжим нашу аргументацию. Сможет ли кто-либо выжить в мире, в котором нет бактерий? Само существование различных форм жизни полностью зависит от бактерий. Та же категория одноклеточной жизни, являющаяся причиной многих болезней, отвечает за внесение азота в почву, за поддержание углеродного цикла в равновесии, за производство витамина К в нашем организме и за бесчисленное количество других необходимых химических задач! Бактерии, без которых невозможна сама жизнь, являются причиной многих заболеваний. Жизнь существует на хрупком балансе, но она существует. Лично я не стал бы называть бактерии и заболевания злом.

В конечном счете, любая естественная система, необходимая для поддержания высокоразвитых форм жизни, будет опасна. Это плохая вещь? Значит ли это, что Бог слабый или нелюбящий, раз не может решить эту проблему? Вовсе нет. Давид хорошо сказал об этом в своем Псалме:

«Небеса возвещают о славе Господней, свод небесный возвещает о творениях Его. Каждый день говорит о большем, в каждой ночи новое знание».

Божьи творения удивительны и прекрасны. Если бы Бог спросил меня, то я попросил бы Вселенную с меньшим количеством физических опасностей и с более совершенной погодой. Но кто я такой, чтобы критиковать Бога и Его природную систему?

Мы рассмотрели с вами свободу воли, последствия греха, а также природные причины страдания человека. Это еще не конец истории. Дополнительные причины страданий включают в себя естественное старение, боль и смерть. Помните также о том, что многие причины страданий мы вообще не можем логически объяснить. Мы не сможем просто отмахнуться от подобных вещей, это не Божий путь. В Библии мы видим, что Бог серьезно относится к проблеме страданий.

 

Джон Окс

Перевод Петров Игорь


Напишите нам, если у вас возникли вопросы, связанные с христианской верой.

Пройдите христианские тесты, если хотите проверить свои знания Библии и основ христианства.

Другие статьи и новости раздела



Христианские видео и ролики