1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Проблема страдания и боли человека. Причины и решение

Прошлым летом я путешествовал в Англию, где меня попросили выступить на тему проблемы страдания и боли в жизни человека. Когда я получил это приглашение, то сильно удивился тому, что именно меня попросили выступать именно по этой теме. У меня точно не было каких-то экстраординарных страданий и испытаний в жизни. Но в конце своего исследования я стал очень благодарен, что меня попросили заняться этой темой. По мере того как я все больше раскрывал ее, я начинал понимать, что проблема боли и страданий, как и проблема существования зла в мире, являются одними из важнейших тем христианской апологетики для большинства людей.

Некоторые люди не могут сопоставить данные науки и данные Библии, другие не понимают кажущиеся противоречия в Библии, третьи считают Библию исторически недостоверным документом. Я верю, что для человека, желающего на самом деле разобраться в этих вопросах, найти ответы не составит большого труда. Те же, кто продолжают настаивать на том, что Библия полна научных ошибок, либо так никогда всерьез не занялись поиском ответов, либо изначально очень предвзяты по данным вопросам.

 

Проблема страдания — это проблема апологетики и проблема человека

 

Проблема боли и страданий — это проблема апологетики и проблема человека одновременно. Данное эссе написано для того, чтобы помочь разобраться с обеими проблемами. Это является проблемой апологетики по причине того, что проблема существования зла в мире обычно поднимает и вопросы о Боге. Агностики задают верующим два вопроса. Первый вопрос такой: «Правда ли, что Бог всё знает и всё может?» Библейский ответ на него, конечно: «Да». Будьте осторожны и не окажитесь зажатыми в угол этим вопросом. Следующий вопрос от агностиков звучит так: «Правда ли, что библейский Бог есть Бог любви?» И вновь ответ: «Да».

Держа в уме два этих ответа, мы приходим к логическим противоречиям, если рассматривать их в свете существования страданий, боли, насилия, преступлений, смерти и многого другого в этом мире. Мы даже можем прийти к двум возможным вариантам развития событий. Либо Бог очень любящий, но не всемогущий, раз не может убрать все эти страдания из жизни людей. Либо Бог всемогущий, но не такой уж и любящий по отношению к человеку, которого Сам же и создал. Если бы Бог на самом деле был любящий и всемогущий, Он бы точно положил конец всем человеческим страданиям в этом мире! Как верующему человеку вписать эти мысли в свою теологию и ответить на подобный вопрос из области апологетики? На данный вопрос мы ответим в первой части этого эссе.

Боль и страдания — это еще и человеческая проблема. Если мы способны иметь дело с интеллектуальными вызовами апологетических вопросов, то это еще не значит, что мы решили проблему. Даже если мы каким-то образом сможем доказать, что Бог — любящий и всемогущий одновременно, нам по-прежнему как-то надо объяснить присутствие боли и страданий в этом мире. А это уже не просто интеллектуальная проблема. Это проблема сердца. Даже если мы сможем понять природу страданий, нам нужно научиться правильно реагировать на боль и страдания, которые происходят в жизнях близких людей вокруг нас. Как люди в мире реагируют на боль и страдания? Как должны реагировать христиане на это? Проводя данное исследование, я увидел, что большинство авторов книг и статей имеют дело либо с интеллектуальной проблемой, либо только с человеческой проблемой страданий. Я предлагаю объединить эти две проблемы и рассматривать их вместе. Как мы должны думать, как мы должны себя чувствовать и как мы должны реагировать, когда наблюдаем существование зла и страданий вокруг нас?

 

Страдания и боль. Интеллектуальный ответ

 

Давайте рассмотрим разные вопросы. Что такое страдание вообще? Понятно, что есть разные виды страданий. Стоит ли их рассматривать одинаково? Приводят ли страдания к разным вопросам? Рассматривая разные страдания, мы придем к вопросам. Являются ли эти страдания ошибкой Бога? Виноват ли Бог в этих страданиях и этой боли? Действительно ли страдания являются злом? Интеллектуальное затруднение заключается в том, считать ли страдания и боль сами по себе злом? Если страдания и боль не являются злом, то у скептиков и любых искренних исследователей появляются противоречия. Пожалуйста, помните, что на эти вопросы нет простых ответов. Давайте рассмотрим некоторые виды страданий, которые часто приходят в жизнь большинства людей.

  • Боль. Острая боль. Переломы костей. Хроническая боль.
  • Различные заболевания, включая хронические. Рак, менингит, заболевания сердца и т. д.
  • Сломанные взаимоотношения, неразделенная любовь, потеря друзей.
  • Нищета, голод, грабежи.
  • Насильственные преступления, изнасилования, сексуальное насилие, терроризм, геноцид, политические преступления.
  • Хронический страх, большая часть которого происходит из-за преступлений, описанных в предыдущем пункте.
  • Расстройства, чувство неудачи, потеря надежды, потеря работы и т. д.
  • Смерть любимого человека, утрата, траур.

Когда я был ребенком, мои родители сказали мне, что «палки и камни могут сломать мне кости, но слова никогда не причинят мне боль». Теперь я вижу, что это не так. Некоторые из страданий, описанных выше, согласно моему личному опыту, являются эмоциональными страданиями, и именно их мы стремимся избежать больше всего. Физическая боль после совершенного сексуального насилия в детстве может продлиться несколько минут или лет, но эмоциональная боль продолжается всю жизнь. Физическая боль, связанная со смертью, может быть очень сильной, но боль близких людей, оставшихся в живых, часто сильнее и продолжительнее.

В этом эссе я попытаюсь дать разумное объяснение природе этих страданий, а также попытаюсь объяснить их с Божьей точки зрения. Еще раз прошу вас помнить о том, что на эти вопросы нет простых ответов. Есть примеры страданий, на которые мы не найдем объяснений, удовлетворивших бы наши сердца. Эти примеры включают, например, смерть маленьких детей от рака мозга. Родовые травмы, которые делают дальнейшую жизнь ребенка невыносимой. Смерть сотен тысяч людей из-за цунами в 2004 году. Уничтожение евреев нацистами во время Второй Мировой войны, или геноцид армян турками в 2015 году. Даже если мы и сможем как-то объяснить эти вещи с логической точки зрения ниже, оно в любом случае будет сухим и отчасти жестоким. Я уверен, что ни я, никто другой не сможет дать ясный «ответ», почему происходят подобные вещи.

Основная мысль заключается в том, что в мире много страданий. Бог создал этот мир, и он был очень хорош (Бытие 1:31)! Что стало причиной страданий и каково объяснение с Божьей точки зрения? Это очень серьёзный вопрос. Это случилось из-за того, что у Бога не хватило власти остановить всё это? Это произошло потому, что Бог недостаточно любит нас? Доказывает ли наличие страданий в этом мире то, что Бог злой или, по крайней мере, не такой уж и добрый?

 

Причины страданий человека

 

Являются ли страдания человека ошибкой Бога? В моем собственном опыте взаимоотношений я пришел к выводу, что возложение вины на кого-то является крайне непродуктивной практикой. На самом деле это даже является контрпродуктивным. Несмотря на это, в подобных дискуссиях на тему причин человеческих страданий этой темы не избежать. Конечно, есть чувство, что во всех человеческих страданиях виноват Бог. Это Вселенная, которую Он создал. Если бы Он ее не создал, не было бы никакой боли, страданий и зла. Президент, который направляет народ на войну, ответственен в итоге за всё, что произойдет потом. Даже если какие-то преступления произойдут по вине одного единственного солдата. Однако на личном уровне мы не считаем человека, принявшего решение о начале войны, ответственным за того, кто, вопреки политике и четким указаниям сверху, совершил преступление на почве страсти. Как эта дихотомия относится к Создателю всего сущего? Нам надо внимательно разобраться в этом, но, как я уже говорил, простых ответов не будет.

 

Свобода воли человека и выбор человека

 

Одной из причин существования страданий, хоть и не прямой, является наличие у человека свободы воли. Если мы начнем исследовать «свободу воли» в Библии, то обнаружим, что эта фраза нигде не встречается на страницах Священного Писания. В Библии почти не обсуждается то, что мы называем «свободой воли». Несмотря на это, сама идея «свободы воли» однозначно является библейской идеей. Свобода выбора или воли, по определению, подразумевает, что любой индивид может делать выбор относительно того, как ему прожить свою дальнейшую жизнь. Доказывает ли Библия, что люди обладают такой свободой выбора?

Во Второзаконии 30:15-20 говорится о том, что Бог дает возможность всем людям выбрать между жизнью и смертью, благословениями и проклятием. В конце этой эмоциональной речи Бог призывает людей выбрать жизнь: «Изберите жизнь, и тогда и вы, и дети ваши будете жить! Любите Господа, Бога вашего, будьте послушны Ему, никогда не оставляйте Его».

Подобным образом в конце своей жизни Иисус Навин оставляет вызов для людей:

Но если вы не хотите служить Господу, тогда вы должны выбрать для себя сегодня, кому вы будете служить: будете ли вы служить богам, которым поклонялись ваши предки, когда жили на другой стороне Евфрата, или будете служить богам аморреев, на земле которых вы живёте. Вы должны сделать для себя выбор, я же и дом мой приняли решение. Мы будем служить Господу! (Иисус Навин 24:15)

Иисус Христос тоже согласен с тем фактом, что человеку дана свобода выбора, в том числе и в том, кому служить — Богу или кому-то другому. Он не заставляет людей следовать за Ним. Вместо этого он взывает к их сердцам, к их умам и совести.

Если человек хочет делать угодное Богу, то узнает, от кого это учение: от Бога или от Меня Самого. (От Иоанна 7:17)

И сказал Иисус всем: «Если кто-то хочет идти за Мной, пусть отречётся от себя, пусть изо дня в день несёт свой крест и следует за Мной». (От Луки 9:23)

Очевидно, что Иисус призывает людей сделать выбор следовать за Ним на основе их личного желания и воли.

Есть некоторые отрывки в Библии, которые показывают, что в некоторых ситуациях Бог временно вмешивается в свободу выбора конкретного человека. Я говорю об историях, когда Бог ожесточил сердце Фараона и когда Иуде Искариоту было сказано делать то, что он задумал. В каждом случае Бог временно вмешивался в свободу выбора человека с целью осуществить Свою суверенную волю — спасти человека. Тем не менее в обоих случаях Бог вмешивался в жизнь человека, который уже находился во власти зла. Я также верю, что и Фараон, и Иуда могли покаяться в итоге. Суверенная воля Бога не лишила их окончательного выбора. Ясным библейским учением является тот факт, что Бог дал человеку свободу делать добро или делать зло.

Будем ли мы винить Бога за это? Разве было бы лучше жить во Вселенной, где у людей нет свободы выбора? Разве отсутствие свободы выбора улучшит наш мир? Настоящая любовь всегда дает выбор. Разве люди, критикующие Бога, согласились бы жить в мире, где они были бы «роботами»? Давайте рассмотрим ситуацию, в которой родители слишком контролируют своих детей, лишая их почти всякого выбора в их жизни. Разве это будет проявлением любви? Любящие родители, как и любящий Бог, будут тренировать своих детей и учить их делать правильный выбор. Они будут влиять через личный пример, любовь и наставление, но они не будут манипулировать ими или лишать их свободы выбора.

Божье желание было в том, чтобы люди, по их собственной свободной воле, решили отречься от гордости и себялюбия, приняли любовь Бога и служили Ему. Разве это плохо? Пусть каждый примет свое собственное решение насчет этого, но только будьте благодарны, что вы в принципе можете иметь собственное мнение и принимать решения! Вопрос в том, является ли Бог одновременно любящим и всемогущим? Я думаю, что Бог настолько любящий и настолько всемогущий, что Он создал людей, имеющих настоящий выбор и свободу как любить своего Создателя, так и не любить Его.

Давайте посмотрим на это с Божьей перспективы, если это вообще возможно сделать. Бог создал нас по Своему образу и подобию. Он дал нам эмоции, способность творить и свободу воли. В Иисусе Христе Он даже пожертвовал Собой, чтобы мы имели возможность быть прощенными за наши ошибки. Это было очень рискованно. Давайте посмотрим на Адама и Еву. Бог рисковал в случае с ними. Большая часть их потомков поступала хуже, чем они.

Господь увидел, что люди земли полны зла, что они только о зле и думают, и пожалел, что создал на земле людей, и стало у Него на сердце грустно. (Бытие 6:5-6)

Случилось ли это потому, что Бог недостаточно любящий или не обладает достаточной властью? Каждый, кто вкладывает свою жизнь в человека, обладающего свободой воли, рискует быть отвергнутым. Если вы являетесь родителями, вы поймете меня. Быть родителем — значит заниматься очень рискованным делом!

Все, кто решил дать возможность появиться новым детям на свет, рискуют, вкладывая всю жизнь, все силы, всю любовь в них. Они рискуют тем, что их дети когда-то могут отвергнуть все их жертвы. Мы все знаем, что наши дети могут стать наркоманами, уголовниками или просто очень злыми людьми. Почему мы, как родители, так рискуем? Мы поступаем так, потому что в этом смысле мы очень похожи на Бога. Мы хотим давать и взаимно получать любовь, основанную на личном желании и воле.

 

Грех

 

Мы уже поняли, что одной из причин страданий и зла в этом мире является свобода воли человека. Как мы уже говорили ранее, это косвенная причина. Свобода воли ведет к страданиям, если только человек выбирает неповиновение воле Бога. Свобода воли является причиной страданий из-за грехов людей. Любящий Бог дал нам выбор, и мы воспользовались этим выбором, чтобы творить зло. Я считаю, что именно грех каждого человека в отдельности является самой частой причиной страданий людей на земле. Не вся наша боль происходит из-за грехов, но большая ее часть в наших жизнях, наших семьях, обществе и даже в наших народах является их следствием.

Гнев, жадность, различные зависимости, гордость, зависть, насилие, сексуальные грехи, себялюбие, недостаток самообладания, нездоровое желание власти и другие грехи становятся причиной эмоциональных страданий, а иногда и физических страданий в наших жизнях. Винить ли Бога в этом? Какая альтернатива? Мы можем жить в мире, где у нас нет свободы выбора. Лично вы захотели бы жить в таком мире?

Бог создал физический мир, в котором действуют законы природы. Эти законы имеют неизбежные последствия. Если я на автомобиле врежусь в дерево на скорости 180 км/ч, то мне не следует винить в этом Бога. На самом деле все эти законы природы как раз и дают нам возможность существовать, как мы сможем убедиться позже. Помимо прочего, Бог создал моральные законы. Некоторые греховные поступки имеют неизбежные последствия в нашей жизни. Существуют даже вечные последствия грехов, но сейчас не об этом. Себялюбие, пьянство, насилие, сексуальные грехи будут являться причиной страданий как тех, кто их совершает, так и тех, по отношению к кому они совершены. Этим моральным законам так же сложно противостоять, как и закону гравитации. Грех является причиной многих страданий. Даже если наши собственные грехи прощены благодаря крови Христа, они все еще оказывают свое действие на нас и на тех, против кого были совершены и кому причинили боль. Библия нигде не говорит, что кровь Христа и Божье прощение избавляют нас от последствий грехов.

Давайте рассмотрим несколько отрывков из Ветхого Завета, говорящих о последствиях грехов. Первый отрывок находится в книге Иезекииля 18 главе:

Все люди принадлежат Мне, и с каждым Я буду обходиться одинаково. И не будет иметь значения, отцом был этот человек или сыном. Тот, кто грешит, тот и умрёт. (Иезекииль 18:4)

А потом он продолжает:

Но у этого плохого сына может тоже родиться сын, который будет понимать всё, что делает его отец, и он откажется жить по-отцовски, он будет справедлив к другим людям. Он не пойдёт есть в горы, не будет молиться грязным идолам в Израиле и грешить прелюбодеянием с женою соседа. Он не эксплуатирует других людей. Если у него берут в долг, он не держит залог. Он не ворует. Он даёт голодным хлеб и нагим — одежду. Он не делает плохого. И если даёт бедным в долг, то даёт деньги не в рост, не наживается на этом. Он подчиняется заветам Моим и следует Моим законам, и за грехи отца своего он не обретёт смерти, он останется жить. Отец его может приносить людям вред, может воровать и никогда не делать добра для людей Моих. Тогда он умрёт за свои грехи, но его сын не будет наказан за его грехи. (Иезекииль 18:14-18)

Этот отрывок говорит нам о том, что сын не отвечает за грехи своего отца. Справедливее даже будет сказать, что окружающие люди не отвечают за поступки того, кто совершает грех.

Теперь давайте посмотрим еще один отрывок, который, на первый взгляд, противоречит предыдущему отрывку:

Не поклоняйтесь идолам и не служите им, ибо Я Господь, Бог ваш, не потерплю, чтобы Мой народ поклонялся другим богам. Те, кто грешит против Меня, становятся моими врагами, и Я наказываю их, и детей их, и внуков их, и даже их правнуков. (Исход 20:5)

Так виноваты ли мы в грехах других людей или нет? То, что кажется противоречивым на первый взгляд, на самом деле очень просто объяснить. Отрывок из книги Иезекииля говорит нам о вечных последствиях: Небеса или ад. Сын не отвечает за грехи отца. Тем не менее отрывок из книги Исход говорит нам о последствиях грехов в этой, земной, жизни. Мы будем страдать из-за Божьего наказания тех, кто нам близок. Очевидно, что это будет доставлять нам и эмоциональную боль.

Когда народ иудейский был забран в рабство к Навуходоносору, праведные люди страдали из-за наказания Богом Иерусалима наравне с теми, кто был виноват в грехах. Это так же верно сейчас, как было и во времена Моисея. Если отец причиняет сексуальную боль собственному ребенку, будьте уверены, что ребенок тоже будет страдать из-за грехов своего отца. Мы знаем также, что и дети тех, кто подвергся насилию, тоже страдают из-за этого. Если не вмешаться, цикл насилия будет продолжаться до «четвертого поколения».

Этот нравственный закон страдания появился из-за греха, и он не прекращает своего действия, даже если жертва насилия приходит ко Христу. Она может быть исцелена Богом духовно и эмоционально. Это может быть правдой, но, если мы думаем, что в будущем поведение этой матери-христианки не отразится на ее детях, мы мало что понимаем о последствиях греха. Нам хорошо известно, что грех алкоголизма имеет очень похожие последствия и похожий эффект на многие будущие поколения.

Себялюбие, жадность, гнев, зависть. Все эти грехи причиняют боль невинным людям. Будем ли мы обвинять Бога за это? Это хороший вопрос. Будет ли само существование греха и страданий доказывать, что Бог либо недостаточно любящий, либо обладает недостаточной властью изменить что-то? Бог дал нам свободу выбора, и мы злоупотребили ей. Лично я не виню Бога за то, что Он дал мне свободу выбора. Я благодарен за Его смелость и любовь ко мне. Я мотивирован прожить жизнь так, чтобы Бог не жалел о том, что дал мне свободу выбирать между добром или злом.

Прежде чем продолжить, я хочу сказать важную вещь. Не все страдания являются результатом грехов. Мы совершаем ошибку, а иногда мы бываем несправедливы, полагая, что все страдания происходят из-за грехов. Книга Иова очень много говорит о страданиях. Иов подвергся очень непомерным страданиям. Его очень волновал вопрос: «Почему я?» Его друзья говорили, что Бог наказывает его за грехи. Иов говорил, что он праведен и не должен подвергаться таким страданиям. Кто прав? Никто не был прав в этой истории, кроме самого Бога. Бог сказал Иову, что его друзья ошибаются. Он не был наказан за свои грехи. Но затем Бог сказал Иову, что тот неправ тоже. Он не настолько праведен, чтобы обвинять Бога в несправедливости. Идея в том, что Иов и правда много страдал, но не из-за своих грехов.

Книга Иова помогает нам понять, как иметь дело со страданиями. Интересно, что Бог так и не сказал Иову, что стало причиной его страданий. Из этого следует, что Бог может и нам не ответить, по какой причине в нашей жизни происходят те или иные страдания. Помня об этом, нам надо быть крайне осторожными, говоря нашим близким о причинах их страданий.

Из Ветхого Завета мы поняли, что зло становится причиной не всех страданий на земле. А Иисус говорит об этом в девятой главе Евангелия от Иоанна:

Ученики Иисуса спросили Его: «Учитель, раз он родился слепым, то кто согрешил: он сам или его родители?» Иисус ответил: «Ни он, ни его родители, но родился он слепым ради того, чтобы Бог проявил Свою силу». (От Иоанна 9:2-3)

Мы хорошо видим человеческую тенденцию автоматически считать страдания людей следствием их же собственных грехов. Предрассудки, подобные тем, что были продемонстрированы апостолами, не исчезли с лица земли и сегодня. Некоторые самодовольные “христиане” утверждают, что СПИД — это Божье наказание за гомосексуализм. Какое высокомерие! Кто мы такие, чтобы говорить в подобных случаях за Бога? Нам надо быть очень осторожными, называя грех причиной всех страданий людей вокруг нас. Во второй части этого эссе мы еще шире разберем ответ на этот вопрос.

 

Естественные причины страданий человека

 

Мы с вами уже рассмотрели свободу воли и более детально обратили внимание на грех как на причину большинства человеческих страданий в этом мире. Как мы уже поняли, грех не является причиной всех страданий человека. Некоторые страдания приходят в жизнь человека из-за природных явлений. Самое простое, что приходит на ум, это землетрясения, ураганы и другие природные катастрофы. К ним можно добавить болезни и естественные последствия старения человеческого организма.

Когда на земле происходят землетрясения или когда человек заболевает вирусным заболеванием, жертвы этих событий кажутся случайными. Выглядит неразумно считать эти события наказанием за грехи данных людей или даже целых народов. Агностики и даже многие верующие задаются вопросом, как любящий и всемогущий Бог допустил смерть 200 000 тысяч человек во время цунами в 2004 году? Разве все умершие дети были виновны в чем-то? Что хорошего в смерти целых семей?

Как мы уже говорили выше, Бог создал этот мир с моральными законами, которые имеют причину и следствие. Подобное можно сказать и о законах природы, которые созданы тем же самым Богом. Созданная Богом Вселенная имела невероятно точную и тонкую настройку, работающую таким образом, чтобы в ней могла существовать жизнь. Ученые говорят о том, что гравитационная сила, электромагнитная сила, а также сильное и слабое ядерное взаимодействие имеют очень точную настройку. Другими словами, если что-то из этих значений отклонилось бы хоть на малую долю в любую сторону, то существование жизни во Вселенной было бы невозможно.

Если бы гравитационная сила была бы хоть немного слабее, то галактики, звезды и планеты вообще бы не сформировались. Если бы она была хоть немного сильнее, Вселенная схлопнулась бы обратно. Существует единственный элемент, углерод, с качествами, необходимыми для формирования больших молекул, которые нужны для существования жизни. Есть единственный элемент, обладающий магнитными свойствами, — это железо. Без магнитных свойств железа высокоэнергетичные заряженные частицы от Солнца уничтожили бы все живое на земле. Конечно, без уникальных свойств водорода звезды не могли бы производить огромное количество энергии, необходимое для поддержания жизни на земле.

Читайте также:  Разве ДНК человека и окружение предопределяют его поступки?

Такое «удачное» совпадение необходимых условий для жизни на земле включает в себя тепло, которое производится в недрах земли благодаря радиоактивному урану, а также движение тектонических плит, вызванных выделением этого тепла. Без тектонического движения плит земля потеряла бы свою атмосферу, а почва потеряла бы способность поддерживать жизнь. Тектоническое движение, необходимое для поддержания жизни на земле, ко всему прочему приводит к землетрясениям. Люди страдают из-за землетрясений. Перед тем как мы обвиним Бога в землетрясениях, нам лучше подумать о том, сможем ли мы предложить лучшую модель Вселенной, не включающую в себя тектонические движения плит. Являются ли землетрясения злом сами по себе? Нет, они необходимы для существования жизни на земле.

То же самое можно сказать и об ураганах, торнадо, наводнениях и других бесчисленных природных катастрофах. Бог создал хорошо настроенную Вселенную, Солнечную систему и Землю. Когда тепло распространяется от круглого объекта к круглому объекту на большие расстояния, оно распределяется неравномерно. Без естественных механизмов распределения тепла в океанах и атмосфере, земля была бы непригодна для жизни из-за экстремально высоких температур. Погода является нашим другом, даже если она производит опасные для жизни природные явления. Альтернатива гораздо хуже! Критики, заявляющие, что Бог недостаточно потрудился над созданием Вселенной, предложите лучший вариант Вселенной, а пока вы делаете это, попробуйте создать всё из ничего.

Экстремальные погодные условия могут стать причиной многих страданий, но пока кто-то не предложит лучшей системы, мы должны благодарить Бога, а не сомневаться в Нем. Являются ли шторма и те разрушения, что они приносят, злом? Нет, погода — это благословение, а не проклятие.

Давайте продолжим нашу аргументацию. Сможет ли кто-либо выжить в мире, в котором нет бактерий? Само существование различных форм жизни полностью зависит от бактерий. Та же категория одноклеточной жизни, являющаяся причиной многих болезней, отвечает за внесение азота в почву, за поддержание углеродного цикла в равновесии, за производство витамина К в нашем организме и за бесчисленное количество других необходимых химических задач! Бактерии, без которых невозможна сама жизнь, являются причиной многих заболеваний. Жизнь существует на хрупком балансе, но она существует. Лично я не стал бы называть бактерии и заболевания злом.

В конечном счете, любая естественная система, необходимая для поддержания высокоразвитых форм жизни, будет опасна. Это плохая вещь? Значит ли это, что Бог слабый или нелюбящий, раз не может решить эту проблему? Вовсе нет. Давид хорошо сказал об этом в своем Псалме:

«Небеса возвещают о славе Господней, свод небесный возвещает о творениях Его. Каждый день говорит о большем, в каждой ночи новое знание».

Божьи творения удивительны и прекрасны. Если бы Бог спросил меня, то я попросил бы Вселенную с меньшим количеством физических опасностей и с более совершенной погодой. Но кто я такой, чтобы критиковать Бога и Его природную систему?

Мы рассмотрели с вами свободу воли, последствия греха, а также природные причины страданий. Это еще не конец истории. Дополнительные причины страданий включают в себя естественное старение, боль и смерть. Помните также о том, что многие причины страданий мы вообще не можем логически объяснить. Мы не сможем просто отмахнуться от подобных вещей, это не Божий путь. В Библии мы видим, что Бог серьезно относится к проблеме страданий.

 

Часть 2. Являются ли страдания человека злом?

 

В первой половине эссе я предложил разделить проблему человеческих страданий на две части: проблему апологетики и проблему человека. Если Бог такой любящий и всесильный, нет ли противоречия в том, что в мире существует такое огромное число страданий? Мы посмотрели на различные причины страданий, которые включают данную Богом свободу воли человека, а также грехи, совершаемые всеми людьми. Я показал, что грехи людей не являются причиной всех человеческих страданий. Мы также рассмотрели природные причины. Многие страдания являются результатом действия сил, установленных Богом, без которых жизнь во Вселенной не могла бы существовать вовсе. Те, кто хочет обвинить в этом Бога, пусть сначала предложат лучшую систему законов природы, которые будут поддерживать жизнь во Вселенной.

В этой части эссе мы завершим дискуссию, узнав, могут ли боль, смерть и страдания сами по себе считаться злом. Уважаемый читатель, я в очередной раз хочу напомнить вам, что простых ответов в этой области не существует. В конце мы рассмотрим страдания человека с позиции самого человека, а также узнаем о том, как христианам стоит реагировать, когда боль приходит в нашу жизнь и жизнь наших близких.

 

Являются ли эти вещи изначально злом?

 

Тот, кто начинает рассматривать вопросы боли и страданий, скорее всего делает предположение, что такие вещи, как боль, смерть и страдания, являются злом по определению, а с этим миром что-то не так, раз эти вещи происходят. На самом деле это не так, если мы предполагаем, что Бог существует. Никто из нас не стремится сознательно испытать боль. Но разве боль, даже самая сильная, является злом и плохой вещью? А как насчет смерти? Является ли смерть человека доказательством недостатка любви со стороны Творца? А как насчет страданий эмоционального или физического характера? Ставит ли существование этих вещей под сомнение Божью любовь и Его власть над всем?

 

Является ли боль злом?

 

Боль очень сложно назвать хорошей вещью. Людей, которые добровольно стремятся привнести боль в свою жизнь, мы называем мазохистами. Некоторые аскеты учат, что физическая боль — это позитивная духовная вещь, ведущая к близости с Богом. Некоторые католические группы практикуют самобичевание в качестве духовных тренировок. Очень сложно использовать Библию для поддержания подобной практики. Апостол Павел говорил: «В самом деле, их признают мудрыми с точки зрения придуманного людьми почитания, самоуничижения и умерщвления плоти, но они не обладают никакой силой в борьбе против нашей греховной природы».

Но вопрос вот в чём. Является ли человеческая боль злом? Многие из тех, кто атакуют христианскую веру, считают ее таковой. Они указывают на хроническую боль, взывая к чувствам христиан и спрашивая о том, как Бог мог допустить подобные страдания.

Давайте представим на минуту мир, в котором вообще нет боли. На самом деле уже сейчас в мире существуют люди, которые с рождения не могут испытывать боль. «Ух ты, вот они счастливчики», — скажете вы! Вы ошибаетесь! Человек, который не может чувствовать боль, находится постоянно в смертельной опасности. Если эти люди дотронутся до чего-то горячего, то смогут понять это лишь тогда, когда почувствуют запах своей сгоревшей плоти. Если они съедят больше, чем необходимо, то даже не поймут этого. Они постоянно ходят на грани жизни и смерти. Если они сломают кость и не почувствуют этого, лучшим исходом будет постоянная обезображивающая травма.

Боль — это хорошая вещь. Она была создана, чтобы мы могли выжить. Если кто-то растянет лодыжку, то хорошо, что при этом он почувствует боль. Прокаженные теряют возможность чувствовать боль. Давайте спросим их, счастливы ли они, что больше не чувствуют боль? Основная мысль заключается в том, что боль помогает нам остановиться, чтобы нам не стало еще хуже. Понимание боли не позволяет нам причинять вред своему организму. Головная боль говорит нам, что с нашим организмом что-то не так, может, надо снизить уровень стресса и отдохнуть. Зубная боль говорит нам о том, что пора заняться лечением, если мы хотим сохранить наши зубы.

Даже эмоциональная боль является инструментом Бога, помогающим нам предотвратить вредное для нас поведение. Когда мы испытываем ненависть или злость, то мы чувствуем боль. Эта боль может заставить нас избегать тех, кто может причинить нам вред. Это учит нас не поступать подобным образом по отношению к другим людям. Эмоциональная боль предупреждает наше греховное поведение и является сигналом к уходу от эмоционально опасных ситуаций. Ну и кто теперь скажет, что боль — это зло?

Несмотря на все вышесказанное, следует отметить, что есть масса примеров боли, которую эмоционально очень трудно принять. Страдания человека, умирающего от рака в сильнейших муках, очень трудно считать хорошей вещью. Существует ряд синдромов нервной системы, вызывающих сильнейшую боль, целью которой не является предупреждение об опасной ситуации. Я не тот, кто должен объяснять подобные случаи, но альтернатива в любом случае еще хуже. Мир без боли, хотя бы без экстремальной боли, не будет лучше того, в котором мы живем сейчас. Лично я не могу предложить Богу, что можно было бы сделать лучше, чем есть сейчас. Но я благодарен Богу, что люди имеют возможность открывать различные вещества, способные уменьшать многие виды боли.

 

Является ли смерть злом?

 

Многие люди соглашаются с тем, что смерть является злом. Смерть точно является большой печалью, неизбежно ведущей к страданиям родственников и близких, оставшихся в живых. Каков библейский взгляд на смерть и разумный ли он?

Смерть является большой и неотъемлемой частью всего живого. Часть ее ужасна и тревожна. Скептики использовали насилие и смерть в природе как доказательство бессмысленности самой жизни. Они даже используют это как доказательство того, что Бог не существует. Как любящий Бог может допускать, чтобы беззащитные маленькие кролики были убиты паршивыми койотами?

Я считаю, что ответ сводится к отлично настроенной Богом системе, которую Он же и создал. Через жизнь, размножение и смерть виды меняются, адаптируются и улучшаются. Без смерти жизнь прекратит свое существование. Лев улучшает газель, убивая и поедая слабых и умирающих. Жизнь не может существовать без реактивных молекул, которые неизбежно приводят к разрушению. Кислород необходим для жизни животных, но он же является сильным окислителем. Процессы, так необходимые для жизни, сами же являются причиной смерти.

Если кто считает, что это неправильно, пусть предложит Богу лучшую работающую систему, в которой будет существовать и развиваться жизнь. Если кто-то сумеет описать такую систему на бумаге, я предлагаю пойти ему еще дальше и создать все из ничего, как это сделал Бог.

Я буду честен с вами. Если бы койот убил мое любимое домашнее животное, я бы сильно расстроился. Если бы его сбил безжалостный водитель, мои чувства были бы такими же. Тем не менее я не считаю, что Бог ошибся, создав мир, в котором смерть является его неотъемлемой частью. Несмотря на реальность смерти, я все же считаю, что жизнь лучше, чем было бы ее полное отсутствие.

Смерть людей, как разумных существ, поднимает ряд сложных вопросов. Давайте посмотрим, что Библия говорит о физической смерти, а затем посмотрим, согласуется ли это с разумом. Вот, что говорит апостол Павел:

Ибо для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение. Но если я буду продолжать жизнь во плоти, то порадуюсь плодам своих трудов. Так что я не знаю, что избрать. (Филиппийцам 1:21-22)

Павел сошел с ума? Ответ в том, что если он прав, то он честный, а не сумасшедший. Утверждение о том, что смерть является злом, требует предположения о том, что смерть является окончательным финалом жизни. Атеисты считают, что смерть является конечной точкой в жизни. Павел, наравне с другими авторами Нового Завета, утверждает, что в конце дней будет воскрешение из мертвых.

И подобно тому, как умирают только один раз и предстают перед судом, Христос принёс Себя в жертву только однажды, чтобы покончить с грехами множества людей, и Он явится вторично не для того, чтобы искупать грехи, а чтобы спасти тех, кто ожидает Его. (Евреям 9:27-28)

Если Павел и другие авторы ошибаются, тогда смерть, и правда, большая трагедия! Если Павел прав, тогда последователей Христа ожидает что-то намного более вдохновляющее, чем жизнь в наших телах на этой земле.

Есть небесные тела и земные. Но у небесных тел — одно великолепие, а у земных — другое. У солнца — одно великолепие, а у луны и звёзд — другое, да и звезда от звезды отличается в великолепии. Так и мёртвые, когда воскреснут. Тело, которое похоронено в земле, тленно, тело, которое воскреснет, нетленно. Тело, которое похоронено в земле, бесславно, тело же, которое восстанет, — славно. Тело, которое похоронено в земле, слабо, тело же, которое восстанет, — сильно. То, что похоронено, — душевное тело, то, что восстанет, — духовное тело. Раз существуют душевные тела, то существуют и духовные тела. (1-е Коринфянам 15:40-44)

Для тех, кто живет согласно учению Иисуса Христа, смерть вовсе не является злом. Бог поддерживает тех, кто потерял своих знакомых и близких во Христе:

Блаженны печалящиеся, ибо Бог их утешит. (От Матфея 5:4)

Мы хотим, чтобы вы, братья, о тех, кто умер, не печалились, как те, другие, у которых нет надежды. Ибо, раз мы верим, что Иисус умер и воскрес из мёртвых, то Бог вместе с Ним вернёт обратно и всех тех, кто умер, веруя в Иисуса. (1-е Фессалоникийцам 4:13-14. Данный отрывок добавлен переводчиком, его нет в оригинальной статье.)

Если Библия права, тогда смерть — это не конец. Это переход. К сожалению для тех, кто злоупотребил своей свободой воли и выбора, это будет суд Божий. Никто не счастлив от этого, включая самого Бога. Но даже несмотря на то, что после смерти состоится Божий суд, смерть не является злой вещью.

Смерть в глазах атеиста делает бесполезной саму жизнь. Но даже атеист скажет вам, что лучше жить и умереть, чем не появляться на свет вовсе. Смерть не зло по причине того, что смерть не конец всего. Существует Бог, как существует и жизнь после смерти. Бог дал доказательство всем, воскресив Иисуса Христа из мертвых.

Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить весь мир через избранного Им Человека, дав всем доказательство тому, воскресив Его из мёртвых. (Деяния 17:31)

Смерть является причиной многих страданий, но смерть не является злом. Смерть помогает нам ценить всю жизнь, включая страдания, которые мы испытываем.

 

Являются ли страдания злом?

 

Я попытаюсь доказать, что страдания не являются злом по своей сути. Все страдания в нашей жизни либо даны нам Богом, либо допущены по воле Бога. Но в любом случае они не являются злом. Страдания — это хорошая вещь. Это дар Божий. Если бы не было жизни после смерти, тогда, возможно, смерть была бы злом. Если жизнь не имеет смысла, возможно, что и страдания в таком случае тоже зло. Но жизнь не бессмысленна, а страдания, как мы увидим позднее, имеют большое значение.

Давайте рассмотрим несколько причин, которые покажут, что страдания не являются плохой вещью, а, напротив, призваны принести нам пользу.

 

Нет страданий — не будет и радости

 

Если мы серьезно подумаем об этом, то убедимся, что без страданий нет и радости. Царь Давид хорошо сказал об этом в своих Псалмах:

Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость. (Псалтирь 29:6)

Нам так приятно вернуться в теплый дом после холода. Мясо намного вкуснее, когда мы голодны. Любовь к кому-то становится гораздо сильнее, если два человека ждали друг друга в одиночестве. Вкус успеха особенно приятен после череды неудач. Без ошибок успех потеряет всякую радость наслаждения им. Без боли и страданий мы бы никогда не узнали удовольствие от радости. Именно такими мы были созданы. Так всё работает. Те, кто не верят в Бога, вечером радуются, а на утро плач. Для верующих же все наоборот: после страданий наступает вечная радость и наслаждение с Богом. Те же, кто считают страдания злом, пусть скажут, верят ли они, что наслаждение — это хорошая вещь.

Давайте будем честными. Есть некоторые виды страданий, которые не ведут к радости, но большая часть страданий ведет, особенно, если у человека есть взаимоотношения с Богом. На самом деле страдания умножают нашу радость.

 

Страдания помогают расти духовно и улучшают характер

 

Как говорится, без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Мы не любили, когда наши родители цитировали эту поговорку, но сейчас мы все понимаем, что это правда. Многие из нас видели матерей, которые прилагали все свои усилия, чтобы защитить свое малое дитя от всевозможных неприятностей и боли. Мы знаем, к чему потом приведет такая жизнь без испытания боли. Ребенок может вырасти испорченным, неблагодарным и эгоистичным.

Библия во многих местах учит о том, что страдания являются Божьим инструментом, помогающим получить хорошие плоды. Павел говорит об этом:

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Римлянам 5:3-5)

Даже агностики признают истину, озвученную Павлом. Иаков говорит нам:

С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. (Иакова 1:2-4)

Подумайте о величайших людях, когда-либо живших на земле. У каждого из них были великие испытания в жизни. Мы не уважаем тех, кто не желал страдать за дело, хотя некоторые люди и говорят, что страдания — это плохая вещь, доказывающая, что Бог либо не любит нас, либо не обладает властью удалить страдания. Эта позиция не выдерживает критики.

Тем не менее мы должны помнить, что не все страдания дают возможность для роста. Страдания, которые ведут к незамедлительной смерти, не дают возможность для роста. По крайней мере для того, кто им подвергается. Помимо прочего, есть страдания, положительные плоды от которых не покрывают объем пережитых испытаний. Несмотря на это, говорить, что страдания каким-либо образом доказывают несостоятельность Библии или Бога, значит просто делать поспешные выводы.

 

Наши страдания призваны приносить славу Богу

 

Как хороший родитель, Бог не желает, чтобы мы страдали. Тем не менее Бог говорит, что наши страдания могут принести Ему славу и почет, а значит являются хорошей вещью. Классический пример этой концепции мы находим в девятой главе Евангелия от Иоанна. Мы уже смотрели этот отрывок, когда говорили о последствиях греха. Давайте рассмотрим теперь его в текущем контексте. Почему Бог позволил этому человеку быть слепым?

По дороге Иисус увидел человека, который был слеп от рождения. Ученики Иисуса спросили Его: «Учитель, раз он родился слепым, то кто согрешил: он сам или его родители?» Иисус ответил: «Ни он, ни его родители, но родился он слепым ради того, чтобы Бог проявил Свою силу». (От Иоанна 9:1-3)

Вот как работает этот принцип. То, как духовно один человек проходит страдания, может помочь другому человеку прийти к Богу. Это точно, как прожил Свою жизнь Иисус Христос! К тому же, наши собственные страдания Бог может использовать, чтобы мы смирились перед Ним, упав на колени. Бог не желает, чтобы мы страдали, но если эти страдания помогают нам обращаться к Богу, Он допускает их. Когда мы проходим страдания, Бог предлагает нам спасение. Это именно то, что произошло в случае со слепым из библейского примера.

Я много раз учил об этом во многих группах. Я просил поднять руки тех, кто пришел к Богу благодаря каким-либо страданиям или испытаниям в их жизнях. Обычно больше половины аудитории поднимает руки. Я уверен, что каждый из этих людей скажет, что стоит страдать, если это приведет тебя, в конечном счете, к Богу и к Небесам.

Ибо кратковременное страдание приносит нам вечную славу, которая безмерно перевешивает наше страдание. Не о том беспокоимся мы, что видимо, а о том, что невидимо, ибо то, что видимо, — преходяще, то же, что невидимо, — вечно. (2-е Коринфянам 4:17-18)

Разве слава, которую получает в итоге Бог, перевешивает те страдания, которые испытывает человек? Близкий друг моей семьи стал христианином, но затем оставил церковь. Позже его дочь попала в очень сложную и опасную ситуацию. Однажды я получил звонок, который никто из нас не хочет получать. Его дочь была убита ее же другом прямо на глазах ее ребенка. Меня попросили проповедовать на ее похоронах. Что я мог сказать в этой ситуации? Это одна из самых ужасных ситуаций, которую я только мог себе представить. Через эти страдания друг нашей семьи сейчас является верным христианином, а его внук растет вместе с ним в христианской семье. Стоили ли подобные страдания той славы, что есть сейчас для Бога? Я не берусь отвечать на этот вопрос. Нет простого ответа на тему страдания человека, но это не значит, что ответов нет совсем.

 

Все страдания могут быть использованы во благо

 

Если кто-то считает страдания злом, это может быть по причине того, что он не хочет учиться и расти благодаря этим страданиям. Люди, пострадавшие от насилия, могут превратить свою боль в убеждения творить добро. Они могут начать помогать тем, кто был в похожих ситуациях. Напоминаю, что это не делает грех хорошей вещью. Даже если мы превращаем зло в возможность творить добро, это не делает первоначальный грех менее весомым. Эта идея хорошо описывается в книге Римлянам:

Мы знаем, что Бог во всём проявляет Себя на благо тем, кто любит Его, тем, кто был призван согласно Его изволению. (Римлянам 8:28)

Заметьте, что здесь не сказано «во всём хорошем», здесь сказано «Бог во всём проявляет». Он сделает это, если мы Ему позволим.

Даже если грех стал причиной страданий, всегда есть возможность извлечь из этого доброе. Если насилие ведет к еще большему насилию, это не значит, что Бог ошибся. Если дурная мысль приводит к злому поступку, что, в итоге приводит к трагедии, это не значит, что так и должно быть. Каждое «зло» — возможность для Бога. Бог может сделать великие вещи через наши страдания. Но позвольте мне дать небольшой совет. Если вы обнаружите, что кто-то из ваших знакомых проходит какие-то страдания, не применяйте отрывок Римлянам 8:28 к этому человеку. Нам надо быть осторожными в том, как мы оцениваем ситуацию. Лучше позволить человеку самому понять, как Бог может использовать эту ситуацию в будущем.

Является ли добро, как конечный плод страданий, ответом на саму проблему страданий? Возможно, что нет. Есть случаи, когда можно сказать: «Не переживай, Бог сможет извлечь из этого доброе». Но как объяснить геноцид целых народов? Я верю, что Римлянам 8:28 лучше применять верующим в личных ситуациях. В любом случае, для тех, кто полагается на Бога, страдания могут привести к добрым плодам в долгосрочной перспективе.

 

Страдания — естественный плод добрых дел

 

Иудеи были уверены, что страдания являются наказанием от Бога за какие-то грехи. Эта вера перешла в европейскую культуру и присутствует до сих пор. В некоторых случаях это так и есть. Бог использовал Ассирию и Вавилон, чтобы наказать иудейский народ за их идолопоклонство и твердые сердца. Но в большинстве случаев идея, согласно которой страдания являются следствием каких-то грехов, неверна. Новый Завет говорит, что страдания являются следствием добрых поступков. Об этом ясно говорит апостол Петр:

Ведь какая заслуга в том, что ты пострадаешь, если тебя накажут за то, что ты провинился? Но если ты пострадаешь за добрый поступок, то это угодно Богу. К этому призывает вас Бог, ибо Христос пострадал ради вас и явил пример для вас, чтобы вы следовали по Его стопам. (1-е Петра 2:20-21)

Страдания за добрые дела — это не наказание от Бога, а венец праведной жизни. Апостол Павел говорит об этом в послании Тимофею:

Впрочем, всех, кто хочет жить благочестиво, служа Христу Иисусу, будут преследовать. (2-е Тимофею 3:12)

Я не встречал пока ни одного человека, который был бы вдохновлен от страданий. Возможно, что я когда-то встречу подобного мазохиста. Тем не менее когда мы страдаем, делая добро, это может быть источником сильного вдохновения для нас. История полна примеров людей, которых мы очень уважаем. Почему? Они предпочли страдания, которые помогли изменить мир. Подобные страдания не являются злом.

Читайте также:  Причины страдания человека: почему страдают хорошие люди?

Конечно, это не объясняет причину всех страданий, но помогает понять основную природу большинства из них. Мы не должны искать страданий, но мы можем проходить их с радостью, когда они придут. В Нагорной проведи Иисус сказал:

Блаженны вы, когда оскорбляют вас и преследуют, и клевещут на вас только потому, что вы Мои ученики. Ликуйте и радуйтесь, ибо велика будет ваша награда на небесах. Так же преследовали и пророков, живших до вас. (От Матфея 5:11-12)

 

Благодаря страданиям мы познаем Христа и исполняем Его цель

 

Через страдания последователи Христа познают Его. Через страдания последователи Христа завершают Его работу. Это может звучать почти как богохульство, но это полностью библейская идея. Я изучал эту идею в рамках подготовки к эссе на тему страданий. Я обнаружил одну тему, которая очень часто звучит на страницах Нового Завета. Вот лишь пара отрывков, подтверждающих мои слова.

Я счастлив тем, что принимаю ради вас страдание и своим телом восполняю то, чего не доставало в страданиях Христа за Тело Его, которым является Церковь. Я стал одним из Его слуг во исполнение назначения Божьего, порученного мне ради вашего блага, — провозглашать слово Божье во всей его полноте. Это и есть та тайная истина, скрытая в течение многих веков и поколений, которую теперь Бог открыл людям Своим. Бог возжелал открыть людям Своим, как велико среди язычников славное богатство этой тайной истины, — Христа, Который воплощён в вас и Который есть надежда наша на то, что мы разделим славу Божью. (Колоссянам 1:24-27)

Павел своим телом хотел восполнить то, чего не доставало в страданиях Христа. Таким образом мы завершаем то, что ранее было начато Христом. Это помогает нам как самим познавать Христа, так и помогать другим людям приходить к Нему. Павел не говорит о том, что страданий Христа было недостаточно. Он говорит, что, когда мы страдаем, мы завершаем и воплощаем страдания Христа в наших жизнях. Мы реально познаем Христа благодаря нашим страданиям.

Мы, как люди, понимаем эту концепцию интуитивно. Наиболее сильные отношения созданы благодаря страданиям. Идея о том, что великие отношения куются благодаря великим испытаниям, стала всем известной истиной. Самые крепкие отношения создаются в тех спортивных командах, которые проходят через череду многих неудач, неважно, выигрывают они в итоге или нет.

Мы все знаем истории о дружбе на протяжении всей жизни между теми, кто проходил одни испытания и делил один окоп. Благодаря страданиям создаются настоящие семьи.

Другой отрывок находится в послании Филиппийцам:

Я хочу познать Христа и ту силу, которая проявилась, когда был Он воскрешён из мёртвых. Я хочу также разделить Его страдание и уподобиться Ему в Его смерти, с надеждой, подобно Ему, воскреснуть из мёртвых. (Филиппийцам 3:10-11)

Павел не пытается научить нас новой доктрине, что мы спасемся через страдания. Он просто объясняет, как он пришел к фантастически глубоким отношениям с Иисусом Христом. И произошло это благодаря страданиям. Трудно представить себе человека, который страдал бы больше, чем Павел. Вот, что он пишет о себе:

…Я трудился ещё самоотверженнее, в тюрьму попадал чаще, чем они, меня жестоко избивали, я многократно был близок к смерти. Пять раз получал я по тридцать девять плетей от иудеев, трижды избивали меня палками. Однажды меня забросали камнями, трижды я терпел кораблекрушение и провёл на воде целый день и целую ночь. Множество путешествий я совершил по опасным рекам, в опасности от разбойников, в опасности от своих же сородичей, в опасности от неиудеев, среди опасностей в городах и в селениях, и на море, и среди тех, кто только принимает личину собратьев. Я проводил время в трудах и изнурении, обходился много раз без сна, голодал и томился жаждой, обходился без пищи многократно и не имел одежды. Не говоря уже обо всех остальных делах, я отягощён был заботами обо всех церквах. Кто слаб, с кем бы и я не был слаб? Кто согрешил, за кого бы и я не мучился этим же грехом? (2-е Коринфянам 11:23-29)

Павел все это делал ради церквей, которые он же и основал. Несмотря на это, Павел был одним из самых радостных людей, когда-либо живших на земле. Как это возможно? Через страдания он познал Христа. В этом есть огромная радость. Давайте не будем избегать страданий. Не надо их намеренно искать, но принимайте их, ибо это самое верное средство прийти к величайшему месту — месту познания Христа.

 

Проблема страдания и предварительные итоги

 

Для тех, кто живет в физическом теле, как мы, страдания не являются злом. Страдания для человека являются благом, а не злом. Существует много страданий, которые сложно понять. Мы не можем просто отмахнуться от эмоциональных и физических страданий, которые приходят в нашу жизнь. Тем не менее в большой картине страдания не являются злом. Это такой же дар Божий, как и любые Его творения. Разве существование боли доказывает, что Бога нет? Разве это как-то показывает, что Бог не всемогущий или не любящий? Как насчет суровой реальности смерти? Разве существование страданий заставляет нас сомневаться в любви Бога? Ответ — нет.

На этом мы завершаем апологетическую часть эссе о страданиях и зле. Следующую часть мы посвятим человеческому аспекту страданий. Мы узнаем, как именно человек должен реагировать на страдания.

 

Часть 3. Взгляд человека на страдания

 

Человеческая боль и страдания поднимают апологетическую проблему. Как такой любящий и всемогущий Бог может допускать, чтобы люди страдали и испытывали боль? И хотя я не дал «ответ» на эту проблему, я показал путь, где искать ответы. Боль и страдания не являются злом. Любящий Бог создал удивительную Вселенную, которая поддерживает существование различных форм жизни, где люди, венец творений, имеют свободу воли делать добро или творить зло.

Страдания и боль являются также и эмоциональной проблемой человека. Как людям реагировать, когда они видят несчастья вокруг себя в этом мире? Ответ каждого человека будет зависеть от его личного мировоззрения. Наша теология будет играть главнейшую роль в определении нашей реакции на страдания вокруг нас.

Давайте рассмотрим мировоззрение буддизма, индуизма и других восточных религий. Конечно, это потребует сильного упрощения для обобщения мировоззрения этих религий и людей, являющихся их последователями. Восточные религии включают в себя конфуцианство, синтоизм, джайнизм, даосизм, сикхизм и другие. Индуистское мировоззрение гласит, что физический мир — это иллюзия. Слово, которое используются для описания физической реальности, звучит как «майя». Согласно индуистской теологии наш мир — иллюзия, притом еще и обманчивая. Цель человеческих существ заключается в поиске вокруг этой иллюзии глубокой духовной реальности — брахман. Брахман — это окончательная реальность. Концепция майя является общей для джайнизма, сикхизма и буддизма. Согласно этой концепции наши страдания тоже являются иллюзией. Цель буддизма — прекратить страдания. Восьмеричный путь помогает избежать страданий, научившись преодолевать и устранять желания.

Почти все восточные религии (помните, что это сильно упрощено) учат, что человеческие страдания являются иллюзией. Цель состоит в том, чтобы преодолеть страдание, трансцендируя его. Это может звучать как очень привлекательная философия, но нетрудно представить себе, как это мировоззрение может влиять на нашу реакцию на страдания. Я недавно был в Индии. Мне сильно бросилось в глаза то, что подавляющую работу, связанную с благотворительностью, выполняют христианские группы, хотя они составляют всего 1% населения страны. Конечно, есть и индусы, которые посвящают себя благотворительным трудам. Но неудивительно, что многие физические нужды индусов, включая многие вопросы социальной несправедливости, остаются нерешенными в Индии из-за их мировоззрения.

То же самое касается большинства восточных стран. Когда страдания считаются иллюзией, становится гораздо проще игнорировать их вокруг себя.

В чем заключается мировоззрение Ислама? К сожалению, взгляды большинства западных людей на ислам определяются их внутренним влиянием терроризма в средствах массовой информации. Очень мало, кто понимает основы исламской веры. Одно из учений ислама, связанных с болью и страданием, основывается на предопределении. Коран учит, что Аллах отдален от людей и не вмешивается в дела мира. Если случается зло, значит в этом есть воля Аллаха. Арабское слово «Иншаллах» как раз означает это. Ислам породил крайнюю фаталистическую позицию. Что бы ни случилось — Иншаллах! Несложно понять, как такое мировоззрение будет влиять на чей-то взгляд на страдания. Это может вызывать равнодушное отношение к страданиям и даже смерти, если только человек не является частью семьи.

Чтобы быть честными, нам стоит упомянуть еще один аспект исламской веры. Одним из пяти столпов ислама (наряду с исповедью, молитвой, постом и паломничеством) является милостыня. Эта милостыня включает в себя и помощь бедным. Эта помощь имеет тенденцию быть обезличенной, хотя у мусульман есть заметные программы по сокращению бедности. Такое учение о милостыне и теология фатализма стали причиной того, что исламский ответ на страдания сложно как-то охарактеризовать. Одно слово мне приходит на ум — обезличенность. Как и в буддизме, в исламе, конечно, есть очень заботливые люди, но нам надо задать вопрос о том, какое отношение к страданиям в целом порождает это мировоззрение.

Давайте теперь перейдем к мировоззрению атеизма. Раз атеизм формально не является религией, будет сложно дать какое-то общее определение атеизма по отношению к страданию человека. Одно из самых частых убеждений атеистов, которое я встречал, заключается в том, что жизнь не имеет смысла. Согласно атеизму в жизни нет абсолютно никакого смысла. Наиболее известная политическая система, основанная на атеизме, это коммунизм. Любой атеист считает, что человек рождается, живет и умирает, и на этом все заканчивается. Нет какого-то особого смысла в жизни каждого человека. В коммунизме личная жизнь человека не ценна сама по себе. Личные мечты и желания человека не считаются важными. Важно лишь то, что важно для общины. Мы не должны быть удивлены, почему режим Пол Пота убил свыше двух миллионов душ в Камбодже. Или тому, что в ГУЛагах Советского Союза погибло несколько миллионов человек. Или тому, что около 30 миллионов жизней было загублено коммунистическим режимом в Китае. Конечно, не все атеисты придерживаются этих убеждений, но в целом философия атеизма стремится к цинизму и холодному взгляду на человека. А это, в свою очередь, влияет и на то, как атеизм относится к страданиям и боли человека.

Каков же христианский взгляд на страдания и как каждый отдельный христианин должен реагировать в своем случае? Христианское мировоззрение базируется на учении Иисуса Христа, но давайте начнем с Ветхого Завета. Сначала скажем, что греческая философия и восточные религии полагают, что физический мир — это иллюзия или вторая реальность. Физическая реальность по своей сути является плохой. Цель религий заключается в том, чтобы из этого разрушающегося физического мира перейти в высший духовный мир. А в первой главе книги Бытие мы видим, что, когда Бог завершил творение всего мира, Он был доволен результатом, а сам мир был очень хорош (Бытие 1:31). Физический мир не является злом по своей сути. Он был сотворен тем же Богом, Который сотворил человеческую душу, ангелов и сами Небеса. Физический мир — это место для поиска наслаждения. Это не место, из которого мы должны бежать, чтобы найти более глубокую духовную реальность. Бог хотел, чтобы народ Израиля испытал физические благословения наравне со всеми духовными благословениями.

Христианское мировоззрение не считает страдания иллюзией. Это реальность, на которую мы должны как-то реагировать. Каким должен быть наш ответ? Сострадание! Давайте посмотрим один библейский пример.

Человек, Господь сказал тебе, что есть добро. Вот что Господь хочет от тебя: действовать справедливо, любить милосердие и жить смиренно перед Богом твоим. (Михея 6:8)

Мы не видим здесь никакой дистанции между Богом и человеком. Мы видим, что Бог эмоционально вовлечен в жизнь человека. Он хочет, чтобы и мы вели себя так же.

Истинное же благочестие, угодное Богу, ничем не запятнанное и чистое перед Богом и Отцом, выражается в заботе о вдовах и сиротах, нуждающихся в помощи, и в сохранении себя неосквернённым от мира. (Иакова 1:27)

Христианский ответ на страдания заключается в проявлении максимальной заботы. Как мы уже поняли, люди могут вырасти духовно и стать ближе к Богу благодаря испытаниям и страданиям. Мы проявляем наше сострадание по отношению к тем, кто проходит через трудности, потому что Бог так поступал. Это естественная реакция любви. Это то, как реагирует родитель по отношению к своему ребенку.

Боль, страдания и потери — это внутренние переживания. Они вызывают сильные эмоции. Мы должны чувствовать боль с теми, кому больно. Мы должны страдать с теми, кто страдает. Природа человека так устроена, что мы хотим устраниться от боли других людей, но это не то, что делал Иисус Христос. Какая была реакция Иисуса Христа, когда Мария сообщила Ему о смерти Лазаря? Иисус был очень тронут этим событием и заплакал (Иоанна 11:35). Почему Иисус был так расстроен, ведь Он знал, что Лазарь воскреснет из мертвых? Бог плачет, когда мы плачем. В христианстве нет Бога, Который, как в исламе, далеко отстоит от всех человеческих эмоций и переживаний. Мы видим сильное отличие от буддизма. Мы видим величайший пример человеческой привязанности.

Бог прекрасно понимает наши страдания и нашу эмоциональную реакцию на них.

При Своей жизни на земле Иисус возносил молитвы и взывал с воплями и слезами к Тому, Кто мог спасти Его от смерти, и услышан Он был, ибо велико было Его почитание Бога. Хотя Он и был Сыном Божьим, но научился послушанию через всё, что претерпел. И став совершенным, Он превратился в источник вечного спасения для всех, кто Ему послушен. (Евреям 5:7-9)

Когда мы страдаем, Бог не отказывается слушать наши молитвы к Нему. Конечно, нам трудно видеть, как страдают другие люди. Я знаю это по себе. Я часто не соглашаюсь с Богом, который допускает некоторые виды страданий и боли в этом мире.

Иисус не боялся взывать к Богу с воплями и слезами из-за Своих страданий. Бог похож на любящего родителя, который хочет знать, о чем мы переживаем. Давайте посмотрим на молитву Асафа:

Зачем в чистоте своё сердце я содержал и руки зачем омывал невинностью? Все дни пребываю в страдании, по утрам терплю наказание. (Псалтирь 72:13-14)

Бог не обвинил Асафа, а, напротив, внимательно слушал и прекрасно понимал, о чем он молился. Эмоциональная реакция на страдания не является чем-то неверным. Она ожидаема. Те, кто страдают или скорбят, нуждаются в людях, которые бы их просто выслушали, а не осуждали за их чувства. Наша реакция должна соответствовать Божьей реакции, Который очень внимательно слушает и проявляет сострадание.

Давайте посмотрим на молитву Аввакума, который жалуется Богу, разделяя с Ним свои чувства:

Господь, я продолжаю взывать о помощи. Когда же Ты услышишь меня? Я кричу о насилии и вновь взываю к Тебе, но Ты не спасаешь. Люди занимаются грабежом и обижают друг друга. Между людьми вражда и раздоры. Почему же Ты заставляешь меня смотреть на весь этот ужас? (Аввакум 1:2-3)

Бог не уклоняется от вопросов страданий и неправедливости в этом мире. Он хочет слышать наши рыдания и молитвы. Подобно Богу, мы тоже должны быть готовы выслушивать и проявлять сострадание к тем, кто в нем нуждается.

Один из моих любимых отрывков в Ветхом Завете находится в книге Иеремии:

Господи, в моих спорах с Тобою Ты всегда прав. Но я хочу спросить о том, что мне кажется неправым. Почему так удачливы грешники?Почему у тех, кому не доверяешь, такая лёгкая жизнь? (Иеремия 12:1)

Это может выглядеть, как речь дерзкого бунтаря, выступающего против своего хозяина. Но это не тот случай. Мы видим здесь сына, который чувствует себя свободно разделить свои мысли со своим отцом — Богом. Почему? Потому что он достаточно хорошо знает Бога, Который проявит Свое сострадание. Бог хочет слушать нас. Иисус тоже чувствовал Себя безопасно, когда делился с Богом Своим страхом и страданиями:

И сказал Он им тогда: «Моя душа полна смертельной скорби. Побудьте и пободрствуйте со Мной». И отойдя от них подальше, пал ниц и стал молиться, говоря: «Отец Мой, если это возможно, пусть минет Меня чаша сия, но пусть сбудется не то, что хочу Я, а то, чего Ты желаешь». (От Матфея 26:38-39)

А около трёх часов Иисус воскликнул громким голосом: «Эли, эли, лама савахфани?», что означает: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты покинул Меня?» (От Матфея 27:46)

Хотя страдания и не являются злом, тем не менее они реальны. Они требуют христианской реакции на них — сострадания.

Итак, мы много говорили об апологетическом аспекте человеческих страданий. Давайте теперь больше поговорим о том, что мы должны делать, когда кто-либо вокруг нас испытывает физические или эмоциональные страдания? Что мы можем сделать на этой неделе? Отвожу ли я свой взгляд от страданий других людей? Выстраиваю ли свою жизнь таким образом, чтобы видеть как можно меньше страданий? Меняю ли я что-то в этой области вокруг себя? Предлагаю ли я какое-либо решение? Христианский ответ на страдания заключается в нашем сострадании и проявлении заботы по отношению к тем, кто находится рядом с нами.

Давайте еще раз посмотрим на время, когда Иисус проявлял Свое сострадание по отношению к людям, находившимся рядом с Ним.

Иисус же ходил по городам и селениям. Он учил в синагогах, провозглашая благую весть о Царстве и исцелял всякие недуги. Видя толпы народа, Он проникался к ним жалостью, ибо люди были измучены и беспомощны, подобно овцам без пастуха. И сказал Он Своим ученикам: «Жатва предстоит великая, но мало работников. Так молите же Господина этой жатвы, чтобы послал Он больше работников на помощь». (От Матфея 9:35-38)

Многие из нас думают, что 38-й стих в этом отрывке говорит о распространении Евангелия, что вполне возможно, но в контексте всего отрывка Иисус просит Своих последователей проявлять сострадание и заботу по отношению к беспомощным людям.

Другой пример Христа мы видим в Евангелии от Матфея:

О, Иерусалим, Иерусалим, пророков умертвляющий и забивающий камнями посланных к тебе! Сколько раз хотелось Мне собрать твоих детей всех вместе, подобно тому как курица собирает цыплят под своё крыло, вы же не хотели! (От Матфея 23:37)

У Иисуса был безграничный источник сострадания для любого человека. Он делал все, что было в Его силах, чтобы помочь людям справиться с их физическими страданиями. Он показал нам пример любви и заботы о тех, кто испытывает эмоциональные страдания. Он намеренно так выстроил Свою жизнь и ожидает, что Его последователи сделают то же самое.

Каждый должен спросить самого себя, что лично я делаю для тех, кто испытывает страдания? Физические страдания более очевидны, но эмоциональная боль — хронический страх, потери, одиночество — наиболее распространены и более разрушительны. Подражаете ли вы Христу в том, как Он помогал и сострадал людям, находившимся рядом с Ним?

Позвольте мне предложить вам несколько советов.

 

Что не надо делать по отношению к тем, кто проходит страдания

 

  1. Учить людей избегать страдания.
  2. Говорить людям, находящимся посреди испытаний, что это хорошо для них.
  3. Просто говорить людям молиться об этом (без предложений конкретной помощи).
  4. Говорить людям, что их страдания вызваны их же ошибкой. Даже если это и правда, не нам судить, к тому же будет лучше, если человек сам придет к такому выводу.

 

Что надо делать, когда человек страдает

 

  1. Будьте подобны Иову. Живите честно и с верой, несмотря на то, какие у вас есть страдания.
  2. Прощайте тех, кто совершает ошибки против вас.
  3. Лучше проявляйте эмпатию по отношению к тем, кто проходит трудности, а не давайте им советы и рекомендации.
  4. Постарайтесь искать пути решения проблемы нищеты, как на личному уровне, так и в более крупном масштабе.
  5. Когда у кого-то есть физические нужды, помогите их удовлетворить или найдите того, кто сможет это сделать.
  6. Помогайте предотвращать преступления, несчастные случаи, проявление несправедливости, найдите способы предотвратить наркоманию и насилие в семьях.
  7. Найдите пути проявить свою эмпатию по отношению к тем, кто проходит испытания.
  8. Помогите людям справиться с теми испытаниями, через которые вы когда-то прошли в прошлом. Превратите ваши прошлые страдания в возможность проявить сострадание.

 

Боль и страдания не являются злом. Они часть Божьего плана, который существует в этом мире. Это не дает нам повода сидеть сложа руки, когда другие проходят свои испытания. У нас есть возможность изменить этот мир — показать сердце Христа. Давайте будем следовать Его примеру.

Помогайте друг другу нести своё бремя и так соблюдёте закон Христов. (Галатам 6:2)

Итак, раз есть у нас возможность, будем творить добро всем людям, а особенно братьям нашим по вере. (Галатам 6:10)

Мы не можем решить проблему боли и страданий в этом мире полностью, но давайте будем проявлять любовь и сострадание Иисуса Христа.

 

Джон Окс, Декабрь 2006 года
Перевод Петров Игорь, 2019 год

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Христианские тесты онлайн
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.

    Пройти тест
  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.


      
    Нажимая на кнопку "отправить" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности в области обработки персональных данных.





    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.


Христианские видео и ролики


Христианский сайт «Хорошие новости» - это проект, целью которого является сбор и распространение новостей о жизни христиан по всему миру. Мы регулярно публикуем библейские статьи и уроки, а также вопросы и ответы на духовные темы, помогающие укрепить христианскую веру.