Загрузка...

Псалом 150: текст и смысл последнего псалма в Библии

Псалом 150 является завершающим во всей Псалтири. Время Псалмов — совершенно удивительное время. Мне лично оно помогает понять, как создавалась Библия в том виде, в котором мы её знаем.

Во времена Давида было Пятикнижие – тексты, данные Богом. Все остальное было творчеством людей, о котором вообще не шла речь, содержится ли в этом откровение и послание. Пророчество признавалось тогда, когда оно исполнялось, а срок исполнения, как правило, точно не указывался. Летописи о жизни царей и судей были именно жизнеописаниями, хрониками, их не рассматривали как откровения.

Как себя чувствовали люди во времена Давида по отношению к Библии (Пятикнижию) на тот момент? Было ли у них отношение, как у нас сегодня: «мы имеем полное Слово Божие?» Чем больше я обдумываю этот вопрос, тем больше склоняюсь к тому, что они чувствовали что-то очень похожее. Т.е. у них было понимание, что послание Господа как набор текстов дано, а все дальнейшее – пророки, чудесные проявления Божьего вмешательства в жизнь Своих людей – это все нормальное свидетельство того, что Бог с ними и заботится о своем народе.

Давид, усаживаясь за текст псалма, не говорил себе: «сейчас я сяду и напишу боговдохновенный текст…» Была цель написать что-то красивое и глубокое, помогающее получить яркую картину о царстве и сущности Бога, об отношениях с Ним.

Но разве не тот же самый мотив движет сегодня нами, когда мы сочиняем церковные гимны и песнопения? В наших песенниках есть тексты, написанные несколько лет назад, и тексты, которым уже несколько столетий, но их по-прежнему поют, настолько они оказались талантливы и глубоки. А множество написанных песен давно забыто, они не прошли испытание временем.

То же самое было и во времена Давида. Писались сотни, тысячи песен. Лишь небольшая часть оказалась в итоге так хороша, что продолжала использоваться для прославления последующими поколениями. Еще спустя века книжники отобрали полторы сотни ставших уже легендарными текстов в канонический список, включив его в списки с текстами Пятикнижия. Возможно, уже тогда они понимали, что в этих песнях помимо красоты и глубины содержания есть нечто большее, что этот набор песенных гимнов – не что иное, как послание от Господа, такое же, как любая книга закона. Возможно, это понимание пришло во время вавилонского плена и касалось как текстов Псалтири, так и сохранившихся жизнеописаний судей, царей и пророков. В книге Иеремии видно, как появляется такое служение, как «стенографист» пророка (Варух, сын Нирии, постоянно записывающий за ним). Исаия, будучи великолепным писателем, сам записывал свои пророчества. В дальнейшем уже было понимание, что пророчества нужно записывать обязательно, поскольку таким образом можно получить боговдохновенный текст. Было записано множество пророческих речей, и в итоге появились отдельные книги, посвященные пророчествам отдельных людей и названные их именами. До пленения в летописях в лучшем случае описывались отдельные эпизоды из жизни пророков, когда их пути пересекались с царями (главными героями летописей были цари)

Моя мысль заключается в том, что для людей Бога во все времена гораздо актуальнее было творчески использовать то, что Господь уже дал, чем задаваться вопросом, даст он еще что-то или нет. В этом между нами, поющими песни, написанные нашими современниками, и между поколением Давида, поющем псалмы и гимны на стихи, написанные им и его командой, нет никакой разницы. Одна и та же цель – прославлять Господа через свое творчество. Мы даже подражаем им в славословии – пишем свои песни, псалмы, стихи.

В каком-то смысле можно сказать, что Библия по-прежнему не закончена, её тексты нуждаются в нашей личной творческой переработке, истолковании, осмыслении. Мы должны чувствовать себя так же, как и в те времена: есть пророчества, есть чудеса, есть удивительные вещи, которые постоянно происходят вокруг нас, и Дух побуждает нас активно реагировать на все это, возвышать свой голос в славословии, как индивидуальном, личном, так и коллективном.

Помню, как в первые годы после крещения я пробовал сочинять свои собственные псалмы, вдохновляясь примером Давида.

 

Псалом 150: напутствие славить Бога

 

Не зря набор песенных текстов для прославления, ставший частью Библии, заканчивается 150 Псалмом, помещенным составителями в самый конец далеко не случайно, а как напутствие и призыв ко всем нам:

Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия. (Псалом 150)

Поднимите все свое воображение, опыт, разум, чувства, возможности и дары для творчества во славу Бога. Выходите за рамки обычного, обыденного. Делайте то, что никогда раньше не делали. Будьте смелыми и дерзкими. Скачите изо всей силы пред Господом. Подражайте детям в непосредственности – если не станете как они, не войдете в Царство небесное. Учитесь хвале и славословию у цикад, птиц, деревьев, цветов, облаков, звезд. Добавляйте свои псалмы к списку!

«О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, — не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле». (Исайя 62:6-7)

1 Паралипоменон 16:1-5. Давид создал музыкальную группу. Асаф был лидером группы и барабанщиком (5 ст)

Читайте также:  Двойные пророчества в Библии, их исполнение и толкование

1 Паралипоменон 16:7 «В этот день Давид в первый раз дал псалом для славословия Господу чрез Асафа и братьев его». Дальше дан текст этого первого псалма – как самостоятельное и цельное произведение. Но, рассматривая его текст с помощью параллельных мест, видно, что на самом деле это не самостоятельное произведение, а композиция из фрагментов 3-х разных псалмов (95, 104, 105), причем так умело скомпонованная, что производит впечатление совершенно самостоятельного псалма.

Что это означает?

Асаф создает формат нашего песенного прославления: те, кто в нем участвуют, заранее отбирают несколько песен из сборника и договариваются, что исполняют их. Асаф и его товарищи на 1-м песенном служении договорились исполнить 3 псалма. Поскольку не было нужды помещать их тексты полностью в летописи, летописец ограничился фрагментами из них.

«Дал псалом через Асафа и братьев его…» – в Псалтири все 3 использованных текста не озаглавлены. Стиль их не похож на стиль псалмы Давида.

Т.е. смысл стиха: Давид дал повеление через Асафа исполнить песни на уже существующие тексты, имена авторов которых не сохранились. Писали, видимо, многие. Похоже, это был такой период в истории Израиля, когда поэтическое творчество было мироощущением поколения, как в России в серебряном веке, в поколении шестидесятников или в русском роке 80-90-х. Возможно, в самом расцвете этого периода, уже при Соломоне, неизвестным гением-драматургом была создана поэма Иова – огромное поэтическо-философское произведение, поэма с тщательно разработанным сюжетом, по силе поэзии и драматургии стоящая в одном ряду с античной греческой трагедией и поэмами Шекспира.

Еще одно предположение – возможно, Асаф намеренно объединил части из 3-х разных псалмов в одно целое, и получилось что-то новое, целостное. Тем самым он дал нам свободу обращаться так же с текстами псалмов. Я уже давно заметил, что, перечитывая псалмы, зачитываю фрагменты из разных текстов, объединенные одной темой или одним настроением. Писание показывает, что это не моя вольность, а что люди Бога поступали так с самого начала.

Псалом 150 содержит список инструментов, на которых надлежит славить Господа, и замыкают этот список барабаны (5 ст. «Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных»). Не просто на барабанах, а на очень громких барабанах. Если смотреть по симфонии, то кимвалы не сказать чтобы часто упоминались в Писаниях в списке инструментов для славословия, а до Давида не употреблялись вообще. После Давида они упоминаются только при Ездре и Неемии, во время общенационального покаяния и возвращения к прежнему порядку, заведенному Давидом.

На взгляд человека, выросшего в русле традиционного поклонения Богу, барабаны – наименее подходящий инструмент для прославления. Струнные и духовые подходят куда больше. Они помогают создавать необходимый торжественный и трепетный настрой. Но барабаны – это веселье, это праздник, пляски, шоу и очень мало стройности и чинности. Но именно при Давиде кимвалы становятся необходимым инструментом среди прочих.

Чинное и торжественное служение сложно представить себе под барабаны – под них хочется прыгать и скакать — 2 Царств 6:14 «Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод». Благодаря личности Давида изменилось что-то в отношении людей к прославлению. Т.е. то, что происходило тогда, в гораздо большей степени было похоже на афро-американский джаз и спиричуэлс, чем на христианскую службу в католическом или православном храме.

Асаф, лидер группы, был на ударных, и то, что последний псалом в Псалтири заканчивает список инструментов кимвалами (по сути, Псалтирь заканчивается призывом славить Господа на громких барабанах!) – весьма многозначительно.

…Если бы вас попросили нарисовать портрет барабанщика – вряд ли бы вы начали свое описание так: «прежде всего, это человек с философским складом ума… «

Читайте также:  Противоречия в Библии: примеры, разбор и ошибки толкования

Но юмор Господа в данном случае в том, что барабанщик в группе прославления – ярко выраженный философ. Практически все псалмы Асафа построены на напряженном размышлении. Самый яркий пример – 49 и 72 псалмы. 49 псалом написан как откровение, отфильтрованное из личного духовного опыта. Обе ситуации, описанные в нем, – независимость от Бога и закрытость от Него, потеря страха перед Ним – то, что он увидел в самом себе, озвучил в молитве и потом записал как текст для песни. Чтоб лучше понять соль ситуации, попробуйте представить, что Асаф не просто исповедуется о том, то имело место в его жизни, но исполняет это в виде песни, причем под аккомпанемент ударных:

«Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?» (бум, бам, тарарам, бах, трах!)

«Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты!» (бах, бух, бом, бим, тарабум, бах, трах!)

Я не думаю, что исповедь в музыкальной форме под барабан тогда воспринималась как что-то совершенно нормальное – это было смело, как в духовном, так и в эстетическом плане. Яркий и дерзкий авангард в традиции прославления.

… За 17 лет моей личной молитвенной жизни я думаю временами, что что-то уже понимаю в этом. Но я подхожу к Псалмам и снова осознаю, что ничего еще не понимаю как должно…

Мое предложение – попробуйте прочесть 72 псалом (исповедь Асафа о своей зависти к неверующим, добившимся в жизни в материальном плане намного большего в сравнении с ним), — и представьте, что это исполнятся под барабаны. Получите сильное впечатление.

А если серьезно, как-то я поймал себя на том, что не могу вспомнить навскидку ни одного места в обеих заветах, где описана сама конкретная и обстоятельная исповедь человека, сделанная по его собственной инициативе, а не просто подтверждение им факта своего греха уже после того, как он получит обличение от кого-то – (Исход 9:27, Числа 21:7, Иисус Навин 7:20, 1Царств 15:24, 1Царств 26:21, 2Царств 12:13, Матфея 27:4). Как правило, люди сначала получают вызов и обличение и реагируют признанием факта греха — либо с раскаянием, либо без него. Но это нельзя назвать той исповедью, о которой говорит Иоанн в первой главе своего 1-го послания. Мы все хорошо понимаем его, и этот отрывок не нуждается в многословных теологических разъяснениях. Тем удивительнее мне было спохватиться на отсутствии примеров такой исповеди в Писании.

И как я был рад, когда отыскал пример — исповедь

  1. совершенная по личной инициативе,
  2. в которой человек говорит о конкретном грехе, называет его,
  3. рассказывает обстоятельства, из-за которых этот грех возник,
  4. делится о том, как он себя чувствовал в тот момент, когда грех владел им
  5. а также делится, благодаря каким убеждениям смог одолеть его.

Это исповедь Асафа о своей зависти (Псалом 72)

Т.е., если оттолкнуться от поэтической формы произведения и пересказать его содержание прозой, то перед нами именно та исповедь, которая может служить образцом для каждого.

 

Автор: Михаил Калинин

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


Больше статей по теме


Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»