1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Чернильные пятна Роршаха: что не стоит делать христианам

«Семья, нам нужно поговорить. Это не займет много времени, но это важно. Я буду краток и постараюсь избежать того учительского тона, который никто не ценит».

В начале 20-го века швейцарский психолог Герман Роршах разработал знаменитый тест чернильных пятен, популярность которого возросла в 1960-х годах. Сторонники этого теста утверждают, что, когда субъектам показывают конкретные чернильные пятна и они называют первое, что приходит им в голову, это многое раскрывает в отношении их личности и эмоционального функционирования. Короче говоря, всего один быстрый взгляд может выявить истинную личность человека и многое о нем. Как это работает в области психологии, было предметом многочисленных споров в последующие десятилетия.

Но наше общество, похоже, превращается в своеобразный «менталитет Роршаха». Мы видим одно изображение, один короткий видеоклип, одно сообщение, один звуковой фрагмент, одну цитату, и мы узнаем все, что нам нужно знать. Через мгновение мы делаем вывод о ситуации и быстро переходим к своему суждению: она злая, он бандит, она глупая, он фанатик и так далее.

 

Чернильные пятна Роршаха: показательный пример

 

Это стало нормой. Это было еще раз доказано недавней историей с мальчиками из католической школы Ковингтон в Вашингтоне. Одна картинка распространялась по сети, и все сразу поняли, что происходит. Через несколько часов лица молодых людей распространились по всему земному шару, и они были признаны виновными «по методу Роршаха». Эта новость была продвинута средствами массовой информации, которые очень часто отчаянно пытаются получить плату за клики и поэтому продвигают любой заголовок, который звучит сенсационно и удовлетворяет аппетит общества, которое питается предвзятостью и которое поддерживает то, во что люди хотят верить. Да, мы стали обществом, которое хочет видеть то, во что верит, даже если этого там нет.

Позвольте мне сказать вам, чего я не делаю. Я не принимаю сторону кого-либо в этом инциденте. И дело даже не в инциденте. Спор по Ковингтону — это еще один пример тревожной тенденции. Я не говорю вам, что вы должны чувствовать, и вы можете многое чувствовать в таких случаях. Я не говорю, что мы не должны противостоять несправедливости или несправедливому обращению, когда мы это видим.

Я говорю о том, что, будучи христианами, мы должны позволять нашему уму и поступкам обучаться слову Божьему, а не слушать общество, которое нас окружает. Были ли молодые католические мальчики виновны и заслуживали ли общественного стыда? Были ли они виновны во всем, в чем их изначально обвиняли? Сейчас, конечно, кажется, что ситуация была несколько сложнее, чем казалось на первый взгляд. Так же, как многие бросились демонизировать их, многие бросились и защищать их, прежде чем узнали все факты.

Читайте также:  Как победить негативное мышление. Кроличья нора. Часть 3.

 

Осуждение — это не просто проблема мира

 

То, о чем я говорю, — это наше стремление к суду и наказанию. Еще до того, как мы узнали факты, был вынесен вердикт. Многие решили, что их жизнь должна быть разрушена. К сожалению, мы не можем просто сказать, что это «мир». После наблюдения в социальных сетях я увидел посты многих христиан, распространяющих эту историю и называющих молодых людей из католического Ковингтона «отвратительными», «ужасными», «расистами» и так далее. (Позвольте мне сказать, что, хотя этот инцидент имеет отношение к американской полемике, это не только американский вопрос.)

Казалось бы, христиане часто скоры в своих суждениях, как и люди в миру. Эти молодые люди предстали перед судом общественного мнения, и многие из нас на них набросились, потому что что-то в этой истории спровоцировало нас. Эти факты могут быть реальностью, но дает ли это нам право вести себя так, как мир вокруг нас? К другим, возможно, также несправедливо относились или даже хуже. Хорошо, но оправдывает ли это наше безбожное поведение сейчас? Эти мальчики были нечувствительны? Возможно, но разве такое поведение сейчас лишает кого-то Божьей любви и милости, или это нормально для нас — судить и ненавидеть в этой ситуации?

Давайте помедленнее. Я знаю, что не все из нас виноваты в этом. Можно с уверенностью сказать, что большинство из нас не виноваты. Но мы не можем притворяться, что эта склонность к суду не является проблемой в церкви.

Часто бывает, когда мы начинаем видеть всю картину в целом, ситуация нам кажется немного сложнее, чем на первый взгляд. В данной ситуации произошел хаос, и скорее всего, виноваты все, кто был вовлечен. Это не всегда так, но так было в этой ситуации. Часто люди осуждают человека или ситуацию, разрушают их жизнь, а затем очень мало переживают, когда факты оказываются не такими, как первоначально предполагалось.

Читайте также:  Поездка в Замбию изменила мое предствление о Боге

Я не хочу вдаваться в сложные детали одной ситуации. Подробности этого дела не имеют значения. Я мог бы легко предложить менее спорные примеры, чтобы обосновать это.

Только этим утром фотография Леброна Джеймса, сидящего на скамейке в одиночестве во время игры в баскетбол через три стула от следующего товарища по команде, была именно тем, что нам нужно. Через несколько часов фотография была повсюду. «Леброна ненавидят его товарищи по команде». Сегодня утром я уже видел по крайней мере четыре новостных сюжета на эту тему: они были опубликованы в социальных сетях примерно дюжиной людей, которых я знаю. И не важно, что у Леброна есть специальный мягкий стул для профилактики его предыдущих травм, который находится в конце скамьи. И не важно, что несколько минут спустя его товарищи по команде сидели уже рядом с ним. Пример был проиллюстрирован вокруг ситуации, где «менталитет Роршаха» был показан в полном объеме. Это тенденция в нашей культуре, когда мы, христиане, постепенно позволяем такому суждению проникнуть в наши сердца.

И это мое беспокойство: многие христиане переняли эмоциональный эффект Роршаха, который уже охватил большую часть мира.

 

Мы все еще слушаем Библию?

 

Разве мы забыли, что Притчи 18:17 подсказывают нам, что первый, кто излагает свою позицию, кажется правым, пока кто-то другой не выступит с другой точкой зрения? Может быть, мы уменьшили призыв Иисуса стать миротворцами? Разве нам не удалось понять истину о том, что «тот, кто не проявил милости, будет осужден без милости. Милосердие же торжествует над судом» (Иакова 2:13)?

Потеряли ли мы из виду Первое послание Петра 1:13, в котором говорится: «Поэтому готовьте свой разум к действию, сохраняйте ясную голову и полностью возлагайте надежды на благодать, которая будет дана вам, когда явится Иисус Христос»?

Петр предлагает три важных реакции, которые должны практиковаться последователями Христа, пока они не станут привычными.

Во-первых, говорит он, подготовьте свои умы к действию. Не позвольте застать себя врасплох. Некоторые ситуации происходят неожиданно. Может быть, шокирующие вещи встретят вас на экране вашего телефона. Скатитесь ли вы с катушек или научитесь реагировать вдумчиво и сосредоточенно?

Читайте также:  Играй в мяч с Богом и доверяй Ему

Во-вторых, сохраняйте ясную голову. Не поддавайтесь эмоциям современной культуры возмущения. Приучите себя смотреть на вещи с точки зрения воскресения Христа, а не брать пример с тех, чья надежда коренится исключительно в том, что они воспринимают как «справедливость и утешение» в нынешнем веке.

Например, любить своих врагов означает, что есть нечто большее, чем просто впасть в гнев и отвращение к тем, кто, по нашему мнению, заслуживает этого. Тем более христианам никогда не стоит прибегать к попыткам уничтожить кого-то просто потому, что они с ним не согласны. Иисус призывал, чтобы к римским солдатам, которые унижали и угнетали других евреев, относились лучше, чем они того заслуживали (Матфея 5:41).

Наконец, в-третьих, Петр говорит нам полностью положиться на благодать, данную нам в Иисусе, и на грядущее воскресение. Это должно быть нашей целью. У мира другие приоритеты. Приоритет настоящих христиан — демонстрировать Царство Божье в каждом нашем действии, в каждом слове, которое мы произносим, и в каждом интернет-посте, который мы делаем. Если наши ответы выглядят и звучат так же, как мирские, то где альтернативная надежда на Божье Царство?

Мы все уже когда-то срывались с катушек и время от времени реагировали эмоционально; Бог знает, что у нас есть эта проблема. Мы должны стремиться к лучшему, мы должны стремиться показать Божье Царство, а не наши эмоции или предпочтения. Это не значит, что мы никогда не столкнемся с несправедливостью или злом. Дело не в этом. Речь идет о нашей «скорости осуждения» и нашей роли в мире как носителей духовного имиджа.

В следующий раз, когда мы увидим противоречивую историю в новостях, давайте примем совет апостола Петра. Будем готовы к этому. Будем держать свои мысли ясными. Тщательно и с молитвой подумаем о том, как мы можем показать Царство Божье со всех сторон, а не просто стать проводником различных мирских суждений.

Давайте отложим менталитет Роршаха и обратимся к Слову Божьему, чтобы оно направляло нас!

Майкл Бернс. Миннеаполис, Миннесота, США
Перевод: Юлия Антосевич
www.disciplestoday.org


Христианские тесты онлайн



Другие статьи и новости раздела




Христианские видео и ролики




Спасибо, что нашли время посетить наш сайт! У вас возникли вопросы, связанные с христианской тематикой и практикой христианской жизни? Вы бы хотели больше узнать библейское учение на какую-то тему? Вы хотите познакомиться с христианами или найти церковь? Напишите нам через раздел контакты, мы постараемся Вам помочь в этом.