1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Исайя: Стоя у подножья

Те, кто хоть раз бывал в горах, знают эту их особенность – аберрация зрения. Кажется, что залезть на вершину несложно, и расстояние до нее невелико. Но в процессе подъема в какой-то момент понимаешь, что взялся за непосильную задачу. Живя в Ташкенте, я не единожды бывал в горах (благо они в 2 часах езды от города), но этот обман зрения по-прежнему испытываю на себе.

В этот раз, отдыхая с семьей в высокогорном поселке, я ежедневно прогуливался по окрестностям. Сразу за поселком был склон горы и ущелье, а за ним – другая гора, на склоны которой ежедневно выгоняли пастись скот. В первый раз оказавшись на ней, я решил попробовать дойти до вершины, поскольку она имела довольно романтичный вид. Сама гора - поросшая травой, кустарником и орешинами, а вершина – голая и скалистая, чем-то напоминавшая формой развалины на вершине горы из 1-го фильма "Властелин Колец", где хоббиты отбивались от назгулов. Я прикинул, что смогу дойти, но через пару часов подъема понял, что для этого понадобится весь день, а потом еще придется спускаться. Не ночевать же там. Ночью в горах очень холодно даже в середине лета. Так и бродил 2 недели по склонам горы, поглядывая на вершину. Над ней часто кружили орлы. Может, гнездились там.

Сходное чувство недосягаемости я испытываю, глядя на некоторые книги Библии. На больших пророков, в частности. Хотя я не первый год во Христе, приступить к их серьезному "штурму" я не решаюсь по сей день. Есть лишь небольшие зарисовки, мысли по поводу отдельных фрагментов из книг или догадки о личностях авторов. В общем, я брожу у подножия.

Книга Исайи – особенная для меня из 3-х "больших гор" (Исайя, Иеремия, Иезекииль). Её чаще других цитировал Иисус, что уже выделяет Исайю в особое положение. Исайя первым открылся для меня когда-то как автор со своим индивидуальным стилем, который я оценил по достоинству. Значительно позже я "распробовал на вкус" Иезекииля и еще позже – Иеремию.

Но все, что я сейчас понимаю об этой книге – это "верхушка айсберга". Несколько наблюдений ниже – вот краткое резюме о книге на сегодняшний день. Так сказать, я "готовлю альпинистское снаряжение", чтобы когда-нибудь решиться на штурм горы.

Главы с пророчествами у Исайи расположены не хронологически. Кроме того, присутствуют вставки, написанные явно не Исайей (главы 7-8, 36-39) Эти вставки перекликаются с аналогичными эпизодами из Царств и Летописей. Пророчества разделены на 2 группы по содержанию.

Читайте также:  Мифы о крещении (10 самых популярных вопросов и ответов)

Первая – это вызывающая часть, где собраны все его предупреждения о будущем для Израиля и ближних стран-соседей. Вторая часть – это "золотые" утешительные главы, по своей вдохновляющей силе и по их количеству (40-66 гл.) стоящие на 1-м месте среди всех аналогичных фрагментов в Писаниях.

Язык Исайи напоминает мне Льва Толстого, только Толстого с поэтическим даром. Исайя говорит сильно, говорит обильно и говорит основательно, каждый раз разбирает взятую тему "по косточкам", расставляет все точки над "i".

Каждое утверждение как вбитый гвоздь, где добавить нечего. Красноречие Исайи и его поэтический талант Господь использовал со всей силой, передавая через него как предупреждения, так и утешения. Возможно, песнь Моисея (Второзаконие 32) и Псалтирь были источником вдохновения и образцом, подсказывающим литературную форму. Но это касается лишь стиля. Огромный прорыв сделан Исайей именно в содержании. Впервые Господь со страниц книги обращается от первого лица НЕ КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬ, А КАК ЛИЧНОСТЬ, ПЕРЕПОЛНЕННАЯ ЭМОЦИЯМИ САМЫХ РАЗНЫХ ОТТЕНКОВ и стремящаяся передать именно свои чувства, а не законы и постановления. Исайя 43:1-4, 49:14-16 – таких вещей до Исайи мы не увидим ни у кого. Революция Исайи, таким образом, прежде всего – в новом большом шаге после Давида навстречу пониманию сердца Бога.

Обращение Господа к Израилю имеет у Исайи, на мой взгляд, специфическую особенность. Оно носит какой-то особый доверительно-проникновенный характер. В других пророческих книгах тоже используется обращение к Израилю как к одушевленной личности, а не как к народу. У Исайи это ощущение обращения к ЛИЧНОСТИ особенно глубоко ощущается. Я, читая его, постоянно чувствую, что это обращено именно ко мне, читающему. Словно нет никого и ничего кроме Господа и меня во всей остальной вселенной. Вызывающие фрагменты в его книге действуют на меня сильнее, чем обличения в других книгах Библии, включая Новый Завет.

Но этот же проникновенный личностный характер присущ и утешительным главам. 56 глава для меня особенная. Это утешение для особенных людей, для тех, кто по какой-либо причине ощущает себя не как все. Эта особенность может быть внешней (пришелец, евнух). Но подтекст послания для всех, кто изнутри чувствует себя "инопланетянином" среди окружающих. Кому сложно чувствовать себя естественно среди людей. Это мое собственное ощущение с юности. Я благодарно и запоем читал все те книги, где герои воспринимали себя отделенными от всех. "Юные годы" А. Кронина, "Взгляни на дом свой, ангел" Томаса Вулфа, проза и переписка Б.Пастернака, "Идиот" Ф.Достоевского, 56 глава Исайи для меня – в одной связке.

Читайте также:  Черты характера Бога (сочувствие и любовь Бога)

Примечательно, что мысль, заключенную в книге Исайя 56:3-7, я не нашел больше ни у кого из остальных авторов Библии. Видимо, Исайя сам жил с подобным мироощущением, и Господь дал ему это откровение. С каждым из нас он говорит на нашем сокровенном языке.

Исайя 6:5 О нечистых устах. Я множество раз читал эту сцену, и ни разу мне прежде не бросалась в глаза эта деталь. Чувства, испытываемые Исайей, очень понятны. Похожее ощущали все, кто оказывался в присутствии Божьем – Судей 13:22, Даниил 10:9-10, Лука 5:8-9. Но именно в сравнении с другими аналогичными отрывками бросается в глаза специфика реакции Исайи на присутствие Господа. Он не просто говорит о своей греховности – он подчеркивает именно УСТА, причем делает это дважды в одном стихе, чтобы дать понять – это не случайно. Намеренное повторение про нечистоту уст, и своих, и чужих, должно обратить внимание читающего на эту деталь. Не сердце, не глаза – уста. Я на его месте сказал бы - горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми глазами и нечистым воображением - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

Для Исайи очень важно было сказать про нечистые уста. Те самые уста, которые говорят, как известно, от избытка сердца. Исайя высказал то, что его занимало постоянно и не давало быть спокойным – тема нечистой речи. Своей и чужой. Сквернословие, суесловие, сплетни. Видимо, он был особенно чувствителен именно к этой области жизни (устной речи), будучи литературно одарен, он хорошо чувствовал её красоту и не красоту, глубину и бессмысленность, чистоту и грязь. Т.е. для него проявление праведности (или её отсутствие), прежде всего, бросалось в глаза именно в речи человека.

Интересно, что спустя столетия эту тему подхватил брат Иисуса – Иаков (Послание Иакова 3:1-12). Возможно, Иаков, как и Исайя, очень страдал, осознавая свою неспособность полностью контролировать свою речь. Это не означает, что они оба сквернословили и суесловили больше прочих. Но, в отличие от нас, эти двое были особенно чувствительны к тому, что они говорят в течение дня и что слышат рядом с собой. Прикидывая это к себе, "человеку за компом", я сразу вижу, что посещение многих сайтов и форумов – это прыжок в бассейн с нечистотами, в плане речи. Так что эта тема крайне актуальна, может даже еще более чем тогда, поскольку жизнь все больше смещается в виртуальную сферу, где внутренние ограничители слабее, чем в реальном общении. Дух внутри Исайи и Иакова, словно не засыпающий никогда внутренний редактор, тут же оценивал все, что Он услышал и сразу "делал пометки карандашиком", отмечая все легкомысленное, непродуманное, эмоциональное, недуховное, грязное.

Читайте также:  Иисус Христос пришел помочь людям в их слабостях

Мы все грешники. Грешники не потому, что мы грешим – мы грешим, потому что мы грешники. Мы тотально и непоправимо испорчены. Наши внешние грехи – просто проявление нашей внутренней сущности в конкретных ситуациях. Но мы – спасенные грешники, получившие Святой Дух. Дух не уничтожает наш грех, поскольку тогда пришлось бы уничтожить и нас вместе с ним, ведь грех является составной и неотъемлемой частью нашей личности. Дух вместо этого чудесным образом дает нам возможность делать дела, угодные Богу, радующие Его, оставаясь теми, кто мы есть. Но это происходит только как ответ на наши ежедневные усилия веры, труд веры. Зверя у нас во рту укротить не может никто, честно сказал Иаков. Никто, кроме Духа – Исайя 6:6-7.

Внутренней дисциплины и самоконтроля недостаточно – мы грешники, и каждый день происходит что-то, что выбивает нас из колеи, и наши эмоции начинают управлять нашим языком. Не внутренняя самодисциплина, а уголь с жертвенника – вот наше главное оружие. Наша вера в то, что Дух может очистить нашу речь от мусора и грязи, наполняя её тем, что чисто, красиво и поучительно (Притчи 16:24). Нужна наша вера, что Господь в силах ежедневно очищать нашу пустую и грязную речь, наполняя её тем, чем Сам пожелает - по нашей настойчивой молитве, по нашей ревности и неуспокоенности. Я убежден, что и Исайя, и Иаков продолжали грешить, в том числе и языком, и после своего избрания. Но Дух помогал им бороться со зверем во рту, очищая его огнем Духа снова и снова.

 

 

Автор: Михаил Калинин

 


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики