1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Многократно и многообразно…

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». Евреям 1:1-2

Автор послания в первом же стихе обозначил ту проблему, о которую так или иначе мы спотыкаемся при попытке найти единое универсальное определение пророчества и пророческого дара. Это явление слишком разнообразно в своих проявлениях, даже если отталкиваться от тех случаев проявления данного феномена, которые зафиксированы в канонических тестах Библии. Пророческий дар и служение пророков вовсе не обязательно совпадали. Давид при всей его славе не имел репутации пророка. Сейчас мы уверенно говорим, что пророческий дар у него был.

Когда автор послания к Евреям в первом стихе стремится «разнести» в разные стороны деятельность пророков и служение Христа. Он делает это намеренно, желая показать – Господь использовал деятельность людей с пророческими дарами и некоторых даже посвящал исключительно на пророческое служение, чтобы подготовить свой народ к появлению Мессии, в фактах жизни которого люди смогли бы увидеть исполнение сделанных ранее и записанных пророчеств. Тем самым автор хотел сказать читателям – после Христа деятельность людей Бога, имеющих пророческий дар в виде сознательного пророческого служения, уже не востребована в этой функции. Не нужно больше ждать Мессию и искать новые пророчества о Нём. Пророчества отныне не определяют СТРАТЕГИЮ народа Бога – её определяет Благая Весть и Новый Завет.

Пророчества остаются востребованными в первой церкви лишь на уровне тактики, что мы и видим на данных нам примерах (деятельность Агава). Агав – типичный прозорливец, провидец, который говорит о том, что должно произойти, но при этом он не возвещает волю Господа, как пророк в классическом понимании. Агав говорит о том, что должно произойти, Деяния не раскрывают, как он получил это знание, но подчеркивают, что он не возвещает — «Господь повелел, чтобы вы сделали то-то и то-то…». Он просто предсказывает факты, которые будут иметь место в будущем и никак не комментирует это. С точки зрения наблюдателя со стороны, из мира, Агав – типичный предсказатель, который озвучивает свои видения в церкви и ему почему-то никто при этом не затыкает рот. Лука, автор хроники, никак не комментирует от себя эти ситуации – ни положительно, ни отрицательно. Реакция христиан в одном случае конструктивная (собрали сбор для тех, кто пострадает от голода, предсказанного Агавом), в другом случае  — Павел игнорирует то, что услышал, хотя опять же не высказывает, согласен он с тем, что сказал Агав или нет.

Читайте также:  Опасность селфи - есть повод задуматься

…Несколько примеров:

Первый человек, названный пророком – Енох (Иуда 14-15).
Хотя Иуда, характеризуя Еноха как пророка, цитирует апокриф, не вошедший в канон, Дух включил эту характеристику героя Бытия в список канонизированных посланий, тем самым закрепив этот термин за Енохом. Из Бытия о нем мы знаем лишь то, что выражено в лаконичной, но емкой формулировке «ходил пред Богом». Как видно, это хождение включало в себя и пророчества, т.е. озвучивание своих откровений перед слушателями.
Авраам – второй, кого Библия определяет в этом качестве – Бытие 20:7. Мы видим, что Авраам ходит пред Богом, как и Енох, и имеем записанные откровения, полученные им, но не имеем фактов его пророчества в том виде, в котором наблюдаем это служение у дальнейших пророков. Подразумевается, что домашние Авраама были знакомы с тем, что Господь говорил ему. Таким образом, Авраам был «домашним пророком», поскольку нет оснований уверенно утверждать, что своими откровениями он делился с посторонними.
Исаак и Иаков также получают откровения от Господа, но к ним термин «пророк» не применяется.
Иосиф видит пророческие сны и умеет истолковать пророческие сны других людей – этот его дар признают и воспринимают его соответственно, но термин «пророк» к Иосифу в Писаниях не применен.
Моисей – назван пророком, получил этот дар вместе с даром творить чудеса.
Девора – важный факт пророческого служения женщины.
Гедеон – за небольшую историю о нем мы видим множество откровений, полученных от Господа, пророком не назван.
Саул – на небольшое время получает дар пророка, хотя почти все повествование ведет себя своевольно и не духовно.
Самуил — классический пример пророка.
Давид – назван пророком в Новом Завете, при жизни его никто не воспринимал в этом качестве, в отличие от некоторых современников (Нафан).
Илия и Исайя – пророки, чей дар пророка был подкреплен даром творить чудеса в подтверждение их пророческого служения.
Последующий ряд пророков, написавших книги – чудес не творили, озвучивали и записывали свои откровения.

Читайте также:  Принципы толкования Библии (4 золотых правила читателя)

Если Писания показывают нам ряд людей и показывает нам их откровения от Господа, практически идентичные, если сравнивать их между собой, как и обстоятельства их получения (Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Гедеон и пр.) – но одни из них при этом названы пророками, а другие нет, — можем ли мы в итоге сделать вывод, что тем самым Писания предлагают нам самим договорить то, что недоговорено и самим решить, применять ли этот термин к остальным? И если не применять, то почему?

Основная проблема, на которую не закрывает глаза Библия, заключается в «ножницах» между крайней важностью послания, сообщаемого Господом через пророка, с одной стороны, и сомнительностью способа его получения, с другой. Легко нам сейчас читать Писания о подвигах пророков – но в то время это часто выглядело не как подвиг, а как нечто подозрительное, если не прямо кощунственное.

Как одно из последствий этого конфликта – «соревнования» пророков (Михей и Седекия, Иеремия и Анания). Если с пророками Ваала, которых вызвал на поединок Илия, все понятно, то положение, когда двое из народа Божьего произносят пророчества, прямо противоположные по значению – это из ряда вон выходящая ситуация! Мы можем строить предположения, искренне ли были уверены Седекия и Анания, что через них говорит Господь, или нет, но ясно одно – они явно не верили, что через Михея и Иеремию говорит Господь. Иначе просто испугались бы идти наперекор. Т.е. мнение пророков с посланием Господа внешне НИЧЕМ не отличалось от мнения их пророков – оппонентов. А чудесное подтверждение их слов, как видим, было скорее исключением из правил, чем правилом. Тут пророкам приходилось указывать на факты, которые произойдут спустя время и сами покажут, кто из них прав, а кто нет. Вряд ли Анания всерьез отнеся к предупреждению Иеремии, что он умрет за противодействие Господу в этом же году – иначе испугался бы и покаялся (Иеремия 28:10-17). Но он явно воспринял это как давление на него, человеческое запугивание.
Одни пророки видят сны-откровения, другие – вызывают своих братьев за то, что те озвучивают свои сны как откровения, которые на деле таковыми не являются.

Читайте также:  Черты характера Бога (сочувствие и любовь Бога)

Можно представить, как нелегко приходилось людям – их современникам, которые все это слушали, и тех и других! Господь еще в Законе дал определенные инструкции, как отсеивать явных лжепророков (любое пророчество, идущее вразрез с заповедями закона, является грехом, заслуживающим смерти – Второзаконие 13:1-5) В отношении остальных ситуаций Господь дал очень простое правило – Второзаконие 18:21-22. Именно по нему люди и поступали в случаях, когда пророки противоречили один другому. Время само решало, кто прав. Не было нужды глубоко исследовать мотивы человека, побудившие его озвучить то, что он озвучил.

Видимо, именно так и относились к фактам пророчества отдельных членов церкви христиане в книге Деяний.

 

Автор: Михаил Калинин


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики