Были ли люди грамотными во времена Иисуса Христа (1 век н.э.)?
Были ли люди времен Иисуса Христа грамотными? Это хороший вопрос. Насколько я понимаю, ответ будет зависеть от того, кого вы имеете в виду: собственно евреев, римлян, греков или их соседей. Во времена Христа главным центром общественной жизни у евреев была синагога (прим.ред.: основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной и общественной жизни общины, ибо религия была не отделима и даже главной частью общественной жизни еврея).
Это институт поощрял обучение по крайней мере благополучных евреев (мужчин) умению читать и писать. Я провел небольшой поиск по полученному вопросу.
И позвольте мне здесь привести расширенную цитату автора этого исследования Мейр Бар-Илана (Meir Bar-Ilan):
«Точно оценить уровень грамотности современного общества легко, но по отношению к древнему обществу – наоборот. Тем не менее процентное отношение отражено в одном из правил «Трактата Писцов» (прим.ред.: неканонический Талмудический трактат, имеющий дело особенно с правилами, касающимися подготовки святых книг и с инструкциями для чтения Закона): «Город, в котором читает только один, пусть он встает, читает (Тору) и садится, встает, читает и садится, даже до семи раз».
Другими словами, в некоторых небольших городах был лишь один человек, который мог читать Тору — священное религиозное Писание евреев. Это правило фигурирует и в книге Есфирь с незначительной разницей: вместо «города» говорится «единственная синагога». Это небольшое различие не имеет значения, так как в маленьких городах Израиля, таких как Коразим, Бейт-Шеарим и т.д., обычно находилась только одна синагога. Т.е. эти два правила означают фактически одно и то же. Подсчет соотношения мужчин и женщин, принимая во внимание, что женский уровень грамотности всегда ниже мужского, приводит к мысли о наличии только одного чтеца в каждом городке. Если не упускать из виду факт, что все синагоги, обнаруженные при раскопках, рассчитаны на более чем пятьдесят мест, можно прийти к заключению, что, «Трактат Писцов» адресовал правило в город с уровнем грамотности приблизительно 1% (если не ниже).
Можно заявить, что это правило для уникальной ситуации, но обычно раввины в «Трактате» не говорил о редких случаях. Напротив, большинство, если не все изученные случаи свидетельствуют, что эти правила имели место в жизнях людей. Конечно, это не значит, что во всей сельской местности был такой уровень грамотности, но с другой стороны, если были маленькие города с грамотностью 1%, тогда средняя грамотность всех таких городов 5% (и это самое большее).
Поэтому, учитывая вышеупомянутое и тот факт, что есть данные, отражающие нулевой уровень грамотности сельского населения, можно предположить, что в целом по населению уровень грамотности был низкий. Даже если предположить, что в больших городах (как это происходит по всему миру в сравнении сельской местности с городской), например, таких как Тиберия (прим.ред.: один из древнейший городов государства Израиль на озере Кинерет, евангельское название озера — Галилейское море), уровень грамотности в 2 – 3 раза выше, процент грамотных 2 – 15%. Учитывая, что численность сельского населения была примерно 70% (с нулевым уровнем грамотности), и городского населения — 20% (1 — 5% грамотности), и элиты общества — 10% (2 — 15% грамотности), общий уровень грамотности населения тем не менее очень низкий. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что общий уровень грамотности на Израильской Земле в то время (конечно, только среди евреев) был менее 3%.
На первый взгляд, цифра маленькая и даже очень. Тем не менее в традиционном обществе умение читать не было необходимостью ни в экономических, ни в интеллектуальных целях. Напротив. Почему фермер должен был посылать своего сына учиться читать, если это влекло за собой ненужную трату времени (и денег)? Для чего ему самому нужно было учиться читать, если его культура основана на устной традиции (хоть и связана с письменной Торой)? Согласно Торе, нет никакой необходимости в чтении или умении писать, кроме декоративного написания определенных стихов Торы на свитках пергамента, которые потом кладутся в филактерии или вешаются на косяках дверей, да чтения самой Торы. Но для этих целей всегда был писец, поэтому еврей в древности мог выполнять заповеди Торы, даже не будучи грамотным. Но 3% всего населения достаточно много в сравнении с народами других культур. В Древнем Египте, стране с большим количеством писцов, грамотных было только полпроцента.
Сейчас, даже если учесть, что изучить иероглифы занимает много больше времени, чем алфавит из 22 букв, тем не менее кажется довольно верным вывод об уровне грамотности (в Израиле), если в соседней стране за несколько тысяч лет уровень грамотности вырос максимум в шесть раз по сравнению с древним. На основании роста населения и урбанизации, как было ранее упомянуто, можно предположить, что перед началом этих процессов, в дни Маккавеев (прим.ред.: период около полутора сотен лет до н.э., начавшийся с Маккавейского восстания) и в конце «библейского» периода, уровень грамотности евреев был 1,5%, если не ниже. Но если вывод кажется неправдоподобным, отклонить его можно только убедительными аргументами».
Этот автор утверждает, что у нас нет надежных данных по грамотности с первого века. Насколько мы знаем, такую статистику ни один из древних не считал достойным вести. Чтобы показать, насколько бедны наши данные, автор, на которого ссылались ранее, использует данные из Египта, примерно 1900 г. н.э. Главное — то, что мы не знаем, каков был уровень грамотности, о котором вы спрашиваете, но он был довольно низким. Один из факторов, по которым можно судить о грамотности, — посмотреть данные о том, сколько копий книг было выпущено. К примеру, во времена Ренессанса, когда в течение 2 — 3 сотен лет открылись большие университеты в Париже, Флоренции и других городах, такие значительные книги, как «Диалоги двух главных мировых систем» Галилео, выпускались начальным тиражом в пару тысяч.
Попытка определить эти данные на время до появления типографской машины (прим. ред.: Гуттенберг, 1398 – 1468гг, немецкий кузнец, ювелир, печатник и издатель, который ввел печать в Западной Европе, в 1450гг. напечатал около 180 экземпляра Библии на изобретенной им машине, дата 1455 г. считается точкой отсчета книгопечатания) проблематична, ибо можно прикинуть, что тиражирование было прямо-таки астрономически дорогим, поскольку копии создавались вручную. Мое личное предположение состоит в том, что потому как раввины настаивали на обучении ивриту, уровень грамотности среди евреев, возможно, был немного выше, чем 1,5%, как утверждалось автором выше. Для зажиточных еврейских мужчин, возможно, это достаточно высокий уровень, но общий уровень, конечно, был очень низкий по современным стандартам.
Перевод: Мария Егорова, Ксения Балдина
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! |
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»