Что происходит с душой после смерти — когда мы умираем?
Наверное, все верующие люди задавались вопросом о том, что происходит с душой человека после смерти, когда мы умираем. Многие верят, что мы будем пребывать в смерти до дня воскресения. Некоторые из них верят в подобную доктрину из-за незнания того, что об этом говорит Библия. Некоторые другие из верующих в «приостановку» существования души являются частью групп с особым учением, разработанным чтобы подтверждать такие взгляды. Среди таких групп Свидетели Иеговы, Адвентисты Седьмого дня и другие.
Что происходит с душой после смерти: введение
Возможно, более уместна для нас идея, что мы идем прямо на небеса, когда умираем. Несомненно, Павел говорит об умирании и пребывании с Богом. «…то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа». (2-е Коринфянам 5:8) Но значит ли это реально, что мы идем на небеса сразу после смерти? Если так, то это означало бы, что мы должны бы вернуться и на воскресение, воссоединившись с нашим телом (измениться в духовное тело), и потом предстать перед нашим Судьей. Это выглядит довольно странной последовательностью событий, и, возможно, слегка разочаровывающей. Конечно, не это главное – кажется ли нам, что-либо хорошим или плохим, но разве этому учит Библия в точности? Цель этого изучения определить по возможности полно, что говорит Библия о том, что происходит непосредственно в момент смерти.
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся». (1-е Коринфянам 15:51)
Те, кто ошибочно верят, что «сон смерти» включает и тело и дух, часто приходят к такому выводу из-за поверхностного знания Библии. Например, нежелание принять одну из мыслей, которые несет книга Екклесиаста, приводит к неточным заключениям о нашем вопросе. То, что в этой книге автор доносит как бы на «фоне» других мыслей, что “жизнь под солнцем” бессмысленна, в отличие от жизни с перспективой небес, которая является полной смысла. Все же поверхностное чтение книги может привести к путанице. Отметим пару отрывков в книге Екклесиаст о природе человека, которые как будто учат доктрине «сна души».
«Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Екклесиаст 3:21)
«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению… «(Екклесиаст 9:5)
Если эти отрывки из Библии анализировать без контекста будет естественно заключить, что человек не существует сознательно иначе, как в теле. Однако, полное изучение Библии на этот предмет не согласуется с этим утверждением, даже Екклесиаст покажет это. Отметим комментарий автора в 12 главе по мере его продвижения к заключению – что человеку необходимо иметь нацеленность на вечную жизнь, а не просто на «жизнь под солнцем». «А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека…» (Екклесиаст 12:12,13). «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Екклесиаст 12:7).
Договоримся о значении терминов (душа-дух)
Свидетели Иеговы часто ссылаются на отрывок из книги Бытие 2:7 в связи с их доктриной: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). Они начинают говорить, что это еврейское слово, переведенное здесь как «душа», в других местах применено по отношению к животным. Например, в книге Бытие 2:19: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Бытие 2:19). Т.е. создание и есть душа. Поэтому Свидетели Иеговы делают вывод, что человек сам и есть душа, а не то, что у человека есть душа.
Еврейское слово nephesh и греческий эквивалент psuche, конечно, могут быть использованы просто для обозначения животной сущности всех Божьих творений. Но они так же могут быть использованы для обозначения внутренней сущности человека, которая отличает его от Божьих тварей, и которая переживает смерть тела. В этом значении, это может относиться к тому, что Библия еще называет «дух». Конечно, дух это слово со множеством разных значений, но одно ясное значение, обозначающее «дух» это внутренняя суть человека созданного по образу Бога. Бог это Дух, и когда Бытие 1:26 сообщает нам, что человек был сотворен по образу Бога, то в соответствии с природой Бога. Иногда термины душа и дух взаимозаменяемы в Ветхом Завете (Иов 7:11, Исаия 26:9); и дважды в Новом Завете, душа и дух означают разные вещи (1-е Фессалоникийцам 5:23, Евреям 4:12). В последнем случае, душа относится просто к животной жизни, которой наделены все творения, и дух означает духовную часть каждого из нас, которая отражает образ Бога.
Мы ранее отметили, что дух возвращается к Богу после смерти. В отрывках Захария 12:1 и Евреям 12:9 говорится, что Бог это Отец всех духов. В отрывке из послания к Евреям, автор противопоставляет наших физических отцов, от которых мы получили наши физические тела через деторождение, и Бога, Отца духов. Следовательно, часть нас, которую мы получили прямо от Бога, как результат нашего творения по Его образу, эта та часть, которая живет далее после нашей физической смерти. Иаков в своем послании 2:26 говорит, что «тело без духа мертво». Он не говорит, что дух без тела мертв. В момент смерти дух просто покидает тело человека. Здесь уместно привести перевод отрывка Бытие 35:18 в Новом Американском Стандартном переводе (который буквально использует слово «душа» в этом отрывке): «И как душа покидала её (ибо она умирала), то назвала она его Бенони, но его отец назвал его Вениамин». (прим.переводчика: дословный перевод, в синод. переводе аналогично). Чем больше мы понимаем о природе человека, тем больше видим, что он прежде всего душа, которая живет в теле, а не тело, которому довелось иметь душу.
Что говорит Ветхий Завет о жизни после смерти
В Национальной Библейской Энциклопедии есть статья «Смерть», в которой говорится: «Мы подвержены в большей или меньшей степени влиянию греческой философии Платона, что тело умирает, но душа вечна. Эта идея абсолютно противоречит еврейским представлениям, и отрицается Ветхим заветом». Такое утверждение отражает общее мнение, но правда ли это? Я так не думаю, хотя доктринальное обоснование жизни после смерти в Ветхом Завете может быть недостаточно, но не мешает таковому в Новом Завете.
Понимание применения еще двух слов важны для нас, потому что в них соприкасаются эти две культуры – греческий Аид (подземный мир, царство мертвых) и библейский ветхозаветный шеол.
«Шеол» чаще всего переводится как «могила» в NIV (Новый Национальный перевод Библии), и загробный мир часто переводится так же. Но другие переводы, например NAS (Новый Стандартный Американский перевод Библии), более буквальны в смысле перевода и потому двусмысленности избегают.
Греческая концепция о подземном мире заключается в двух утверждениях: он расположен так, что самостоятельно туда могут попасть только мертвые, и он разделен на две части – место страданий и место блаженства. Эта идея не должна быть необдуманно перенесена в Новый Завет, поскольку последний основан не на влиянии греческих языческих верований, но показывает нам и отражает верования, которые сформировали их идею о загробном мире на Ветхом Завете через Септуагинту. (Прим. переводчика: собрание переводов ВЗ на древнегреческий язык, выполненных в Александрии III-II век до н.э.)
Ветхозаветный шеол, хотя формально аналогичен греческому Аиду в том, что это общее место для мертвых, отличается от него, во-первых, в том, что в нем нет ясного разделения на две части, и, во-вторых, акцентом на связь смерти и приумножения беззакония. ВЗ не полностью умалчивает о жизни после смерти, но обозначает это состояние как негативное, нежелательное, и не освещает возможность искупления вообще. При том ВЗ учит, и что жизнь после смерти связанна с неким возрожденным состоянием. (Псалом 72:24) «Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу». Вышеупомянутый отрывок в книге Екклесиаста 12:7, и Псалом 89:10 «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим», и упоминания про наше «отбывание», когда жизнь закончилась, кажется, выглядят другой точкой зрения.
Следовательно, хотя определенно нельзя утверждать, что ВЗ ясно учит о жизни сразу после смерти, доктрина может быть выражена в следующих доминирующих соображениях ВЗ.
Первое, очень интересен словесный оборот, который используют в Ветхом Завете, говоря о смерти: «прилагаюсь к народу». Отметим, что Иаков сказал сыновьям, когда приблизилась его смерть: «И заповедал он им и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина…» (Бытие 49:29). Несколькими стихами далее: «И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему» (Бытие 49:33). И далее в книге Бытие 50:5 Иосиф говорит так, что «приложиться к народу» равно «умереть». «…отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться» (Бытие 50:5). Тело Иакова было бальзамировано сорок дней, отвезено в Ханаан, оплакано еще семь дней и в итоге захоронено. Как ни крути, быть «приложенным к отцам» это не просто умереть и быть похороненным. Это гораздо более напоминает промежуточное состояние между физической смертью и до Судного дня.
Второе, Псалом 15 явно мессианский, стихи 8-11 цитируются в книге Деяний 2:25-28: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде (здесь дословно с англ. в переводе Библии, который использует автор «могила») и не дашь святому Твоему увидеть тление…» (Деяния 2:25б-27 или Псалом 15:8-10). Слово «могила» здесь это «ад», но есть разница в том, что Иисус не видел тления в физическом смысле, но был в аду. Когда Он умер, Его дух был несомненно в аду, пока Его тело было в гробнице. Версия перевода KJV (перевод Библии Короля Джеймса): » …не оставишь души моей в аде». (Прим. переводчика: цитата на русском в синод.переводе, в нем применен буквальный перевод «ад»).
Так же и 1-е Петра 3:18-20 обращается к этому моменту в жизни Христа, но точное описание более трудно для восприятия: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1-е Петра 3:18-20). Какой вывод мы можем сделать из этого отрывка? Два объяснения кажутся наиболее правдоподобными.
Первое, что Петр имеет в виду, что Иисус Христос был мертв физически, но потом воскрес в Святом Духе. Фактически, это была действие Святого Духа (Духа Христа, см 1-е Петра 1:11), и Этим Духом Он (в лице Ноя) проповедовал однажды непокорным людям, жившим до потопа. В настоящее время, однако, эти самые непокорные люди в «темнице» (плохая сторона загробного мира).
Другое объяснение, что Иисус Христос был мертв телом, но дух (в смысле, душа) жил. И пока Иисус Христос был в загробном мире духов, Он провозгласил победу тому поколению от дней Ноя, кто были так вопиюще непокорны. (Слово «проповедовал» в ст.19 это греческое слово kerusso, означающее возвещать или провозглашать, а не слово euaggelizomai означающее благовествовать). Назидательно в отрывке в этом случае то, что Бог скажет последнее слово всегда, даже худшим из худших хулителей! Учитывая контекст, второе объяснение мне кажется более вероятным, и хотя Даглас Джакоби когда-то предпочитал первое объяснение (книга «Life to the Full» 1985-88 гг.), то сейчас второе (книга «Questions and Answers book», в русском издании «Вопросы и Ответы» 2001 г.).
Третье, в Новом Завете есть еще одна ссылка на ВЗ, очень яркий отрывок, который касается нашей темы в Евангелии от Матфея 22:23-32. Здесь Иисус Христос говорил с саддукеями о воскресении. По-видимому, эта иудейская секта имела долгосрочные споры с фарисеями о воскресении. Лука в книге Деяний 23:8 коротко комментирует разницу между двумя позициями: «Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое».
Взгляд фарисеев на воскресение тоже был некорректный, ибо они думали, что мы будем воскрешены в этом теле и продолжим жизнь, как и прежде. Без сомнения, они были в тупике, пытаясь ответить на вопрос саддукеев о женщине с семью мужьями. У них, конечно, не было проблем ответить на такой вопрос, если бы у мужчины оказалось семь жен, но не наоборот же!
Христос показал, что обе религиозные группы ошибались. «Иисус Христос сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Евангелие от Матфея 22:29-32). Объяснения Христа основан на том, что написано «Я есть Бог…», а не «Я был Бог…». Если патриархи не были живы в каком-то состоянии в настоящее время, как мог бы Христос его использовать? Конечно, Христос еще говорил много о воскресении тела в последний день, но Он говорил, и что дух переживет смерть тела.
Аргументы Нового Завета о душе и жизни после смерти
Как только мы переходим к Новому Завету, множество стихов показывает, что физическая смерть это не конец дела (хотя это конец нашего дела в физическом смысле). Душа человека или дух определенно переживает (в смысле живет дальше) физическую смерть. Отрывок в Евангелии от Матфея 10:28 едва ли не самый очевидный на эту тему: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». В отрывке из книги Откровения 6:9-10, хотя он расположен в книге полной символов, тоже есть кое-что по нашему вопросу: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» Перед тем, как Он умер на кресте, Он сказал одному из разбойников, тоже близкому к смерти: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Евангелие от Луки 23:43).
Притча в Евангелии от Луки 16:19-31 о богаче и Лазаре, повествуя о моменте после их смерти, дает нам несколько ключевых истин о жизни после смерти в промежуточном состоянии. Во-первых, загробный мир состоит из двух частей – плохая сторона и хорошая сторона. Мы можем допустить, что хорошая сторона это рай, о котором Христос говорил разбойнику на кресте, и плохая сторона может быть бездной из отрывка во 2-м послании апостола Петра 2:4: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания…». Во-вторых, там мы в сознательном состоянии. В-третьих, когда мы умираем, мы не можем переходить с одной стороны на другую. Четвертое, тип приговора предполагается. И последнее, в отрывке «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…» (Послание Евреям 9:27) предлагается дальнейшее разъяснение.
(Надо отметить, что некоторые учат, что притча в Евангелии от Луки 16 глава это «притча». Если это так, то использовать имена было бы очень необычно. Но и даже если это так, преподанная в этой притче истина остается истиной, потому что притчи берут истину и раскрывают её применение. Иисус никогда не использовал ложь, что бы научить правде).
Умирая, Иисус Христос сказал: «Отец, в Твои руки предаю Дух Мой!» (Евангелие от Луки 23:46). Подобное сказал Стефан: «…и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! прими дух мой» (Деяния 7:59). Свидетели Иеговы утверждают, что дух человека это просто его дыхание, которое является признаком жизни, но Новый Завет определенно противоречит такой доктрине. Дух обладает качеством: способность выбирать. «…бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Евангелие от Матфея 26:41). Святой Духсвидетельствует нашему духу: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Послание Римлянам 8:16) И наш дух способен познавать: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1-е Коринфянам 2:11). И когда люди умирают, их дух возвращается к Богу, Отцу духов.
В книге Деяний 9:36-42 есть история о Тавифе (Серне), которая умерла и была возвращена к жизни Петром. В стихе 37 мы читаем: «Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Её омыли и положили в горнице» (Деяния 9:37). А затем в стихе 39: «Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними» (Деяния 9:39). Отметим последнюю часть предложения. Несмотря на то, что тело Тавифы было прямо здесь в горнице, её подруги говорили о времени, когда она «еще была с ними». Иначе говоря, её тело было здесь, но не она сама, очевидна связь с настоящей «ней» и её душой.
У Павла не только было много что сказать по нашей теме, как он и написал в его письмах Церквям, но он говорил об этом очень подробно, благодаря своему опыту, что тоже помогает нам лучше понять.
«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2-е Коринфянам 12:2-4).
Павел не уверен, был ли он в теле или вне, когда это событие случилось. Следовательно, могло быть или то или другое. Все, в чем он уверен, что он видел и слышал такие вещи, которые не описать словами. Третье небо в Иудейском представлении было место Божьего присутствия. Первое небо было место для полетов птиц, земная атмосфера, и второе небо было жилищем звезд. Следовательно, Павел, говоря что он вознесен до (так далеко как) третьего неба, мог иметь в виду, что далее был допущен в рай. Это могло бы значить, что рай и небеса — разные места, хотя связанные между собой и прекрасные.
Рассмотрим следующие комментарии автора послания к Евреям о духе человека: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства…» (Послание Евреям 12:22,23). Кажется ясным, что здесь упомянуты праведники Ветхого Завета, кто были окончательно искуплены смертью Христа (см. Евреям 9:15). 11 глава послания к Евремя заканчивается такими словами о праведниках ВЗ: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Послание Евреям 11:39,40). И отсюда автор далее продолжает говорить о «великом облаке свидетелей» которые окружают нас (Послание Евреям 12:1), которое, вероятно, включает тех праведников, которые достигли совершенства.
Несколько других отрывков в Новом Завете указывает на бессмертие «души-личности», когда происходит физическая смерть. «…а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни» (Послание Римлянам 14:8).
«Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше…» (Филип. 1:21-23).
«Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2-е Коринфянам 5:6-8).
«…то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания…» (2-е Петра 2:9).
В заключении, Библия действительно учит, что внутренняя сущность человека не умирает в момент физической смерти. (Другой вопрос, который связан с нашим, прекращают ли грешники существование, после положенных страданий за их грехи? Даглас Джакоби и Том Джонс, оба написали статьи на эту тему, и меня они убедили). Но продолжает пребывать в неком состоянии ожидания окончательного воскресения тела, которое представляет из себя в целом воссоединение души и тела в духовное тело. Но, что за промежуточное состояние, мы сказать по существу не можем.
И аналогично, что мы можем знать об окончательном пребывании уже на небесах? Я серьезно сомневаюсь что «улицы из золота» и «жемчужные ворота» будут в прямом смысле этого слова! Жизнь после смерти в любом состоянии, так отличается от нашего физического мира, что мы, в некотором смысле не способны понять это состояние до момента, как мы в нем окажемся. Но давайте не будем позволять нашим рассуждениям на эту тему уходить за рамки Библии или превращаться в споры.
Греческая философия жизни после смерти, которая включает только дух, сводится к полному презрению жизни в материальном мире. Библейское учение о жизни после смерти, сперва в духе, а потом в духовном теле, это другой вопрос! Мы не должны позволять себе, отвергая эту греческую философию, влиять на наши убеждения из Библии. Греки были частично правы. Не выливайте дитя вместе с водой. Давайте, как и Павел, будем абсолютно уверенны, что «разрешиться со Христом» много лучше чего угодно, что жизнь здесь может предложить!
Автор: Гордон Фергюсон
Перевод: Ксения Балдина
http://gordonferguson.org
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! |
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»