Загрузка...

Израиль — Мой первенец: разве не Иисус был первенцем Божьим?

В Библии приводятся слова Бога, где Он говорит: «Израиль сын Мой, первенец Мой»: 

И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. (Исход 4:21-23)

Господь называет Израиль своим первенцем, но в другом месте Библии Иисус называется единственным Сыном Божьим. Как разобраться в этом кажущемся противоречии? 

Никто из людей не видел Бога, но единственный Сын Божий, Тот, Восседающий рядом с Отцом, принёс нам весть о Боге. (От Иоанна 1:18)

Ответ:

 

Израиль — Мой первенец

 

Да, в Библии существует много отрывков о перворожденном сыне. Эта тема проходит через всю Библию. Но для начала приведу описание исторического контекста. В культуре Месопотамии тех времен, если у отца было несколько сыновей, то старший сын получал двойную порцию наследства, и что более важно, становился патриархом семьи. Есть яркий пример этого в книге Бытие.

Исав был первенцем в семье, они с Иаковом были близнецами, но Исав родился первым. Однако он продал свое первородство за чашку чечевичной похлебки (Бытие 25:27-34). Позже Иаков обманул своего отца Исаака, когда тот давал благословения (Бытие 27). «Благословение», которое он украл у Исава, было благословением, обычно дающимся первенцу. Другими словами он стал наследником двойной порции (Бытие 25) и главой семьи. В этой библейской истории важность этого момента обусловлена еще и тем, что наследование «благословения» Авраама и Исаака означало, что наследник становился одним из людей, через которого придет Мессия.

Израиль был духовным «первенцем» Бога и Его избранным народом. Они получили «благословение». Они стали теми, через кого и к кому был послан Мессия. В этом значение слов в книге Исходе 4:21-23.

Кстати для сведения, а также в подтверждение того, что идея первородства в Библии очень важна, — слово первородство (первородный) в английской Библии встречается более чем 120 раз!

Читайте также:  Тело Иисуса Христа после воскрешения: духовное или физическое?

 

Почему в Библии Иисус тоже называется первенцем Божьим?

 

Идея первородства в отношении Иисуса появляется в Библии в Новом Завете. В обоих отрывках: Колоссянам 1:18 и Откровение 1:5 Иисус назван первенцем среди воскресших из мертвых. Это очень специфичный путь объяснения, сделанный в традиционно еврейской манере, и нам нужно сначала понять еврейскую концепцию наследования, как она описана выше, чтобы разобраться, что сказано в этих отрывках. По сути, Павел и Иоанн говорят здесь о том, что Иисус – выдающийся среди всех, кто будет воскрешен от смерти. Он – наследник, тот кто получил благословение, самый важный из всех воскресших из мертвых. Колоссянам называет Иисуса «первенцем всего творения». И снова, это означает, что Он – уникален по своей сути, Он – наследник всего творения.

В древней иудейской культуре, как и в других культурах Ближнего Востока, фраза «первенец» означала не только родившегося первым, но также и «самого выдающегося». В Ближневосточной культуре первенец получал двойное наследство от своего отца, и также становился претендентом быть главой дома. Поэтому фраза «первенец» стала использоваться в значении превосходства в общем смысле. Первенец царства – был правителем царства. Библейский пример этого общего смысла «первенца» мы находим в послании Колоссянам 1:15, где сказано:

«Он зримое подобие незримого Бога, и стоит Он над всем сущим» (Послание Колоссянам 1:15)

Сказано, что Иисус стоит над всеми творениями. Ученые согласны с этим значением. Согласны с тем, что Иисус не называется здесь тем, кто первый родился, но тем, кто стоит над всеми творениями. Контекст этого отрывка требует такого объяснения.

Иисус «первенец» Сиона в том смысле, что Он Царь Израиля. Как Мессия, Он первый правитель Сиона, что на библейском языке означает духовный Израиль. Иисус Христос был первым сыном Марии в другом смысле. Он буквально был первым сыном для Марии. По этой причине Он был главой семьи после смерти Иосифа. Тем не менее нельзя первородство в случае с Марией использовать в том же значении, что и в случае с первородством Сиона.

Читайте также:  Может ли ангел, подобный сатане, восстать против Бога на Небесах?

Непонимание этих вещей ведет к противоречию. Применительно к Библии:

  • Иисус первенец Израиля
  • Иисус Христос первородный сын Марии
  • Иисус единородный Сын Божий

В Евангелии от Иоанна 1:18 мы видим похожий смысл. Иисус является уникальным Сыном. Здесь не имеется в виду, что Он «один из многих других сыновей», но в смысле, что Он сын Бога.

В послании Галатам 3:26 сказано о христианах: «Все вы дети Божьи благодаря вере своей в Христа Иисуса».

В этом смысле Бог «имеет» много сыновей, но только один первородный Сын Божий. Отрывки, говорящие о том, что Иисус это первенец Израиля, первенец Марии и единородный Сын Божий не противоречат друг другу, если мы правильно понимаем эти отрывки в их контексте.

 

Джон Окс

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


Больше статей по теме


Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»