ЭКО и христианство: как церковь относится к ЭКО — это грех?
Наша сегодняшняя тема — ЭКО и христианство. Как церковь относится к ЭКО, контролю рождаемости и планированию семьи? Можно ли христианину таким образом планировать свою семью, или ЭКО — это грех?
Ответ:
ЭКО и христианство: вопросы планирования семьи
Библия ничего напрямую не говорит о планировании семьи и том, как христианство относится к ЭКО. Тем не менее несколько библейских принципов могут быть полезны братьям и сестрам в принятии личных этических решений, очень важных, но иногда противоречивых. Некоторые учат, что ЭКО, как и абсолютно любое другое планирование семьи – грех. Это противоречивое учение особенно исходит от Римской Католической Церкви. В поддержку этой идеи они цитируют отрывок из книги Бытие:
«Обзаводитесь детьми, чтобы умножалось число людей. Заполните землю и владейте ею. Властвуйте над рыбами в море и птицами в небе, властвуйте над всеми живыми тварями, движущимися по земле». (Бытие 1:28)
Это было повеление Бога, которое человечество полностью исполнило! Учит ли этот отрывок тому, что это грех не иметь бесчисленное число детей? Точно нет. Даже Иисус никогда не женился, и у Него не было детей. Делает ли это Его грешником? Он учил, что некоторые принимают решение не иметь детей, чтобы полностью посвятить себя Богу. Бытие 1:28 точно не учит тому, что планирование семьи это грех.
Вот другой отрывок, который они используют:
Тогда Иуда сказал брату Ира Онану: «Иди и спи с женой твоего покойного брата, стань ей мужем, и если родятся дети, то они будут детьми твоего брата Ира». Онан знал, что дети от этого союза не будут его детьми, и потому, когда входил к Фамари, не оставлял своё семя внутри у неё. Этим он прогневал Господа, и Господь умертвил также и Онана. (Бытие 38:8-10)
В этом отрывке израильтянин по имени Онан называется грешником из-за того, что он изливал свое семя на землю, тем самым лишая свою жену возможности родить ребенка. Использовать этот отрывок для того, чтобы доказать, что контролирование рождаемости это грех – означает совершенно вырвать его из контекста. Он получал сексуальное удовольствие от нее, но из-за своего себялюбивого желания не иметь детей, он отказался от наследника и не позволил жене забеременеть. Прочтите сами и решите, есть ли в этом отрывке учение о том, что планирование семьи – это грех.
Факт в том, что только эти два отрывка из Библии используют для подтверждения идеи запрета контроля рождаемости и планирования семьи в христианстве. И то, они полностью вырваны из библейского контекста. Существуют ли какие-то принципы, которые могут быть использованы для решения этого вопроса? Все, что я могу сказать – я не знаю таковых. Я бы сказал, что если один супруг очень хочет иметь детей, а другой не очень, то это может быть похоже на эгоизм (у того, кто отказывается) и манипуляцию другим супругом. Очень трудно придумать формулу для подобных ситуаций.
Аборт – это совсем другая история. Преднамеренное убийство ребенка, который все еще жив внутри материнской утробы – грех. Очень себялюбиво забирать чью-то жизнь из-за того, что родители не хотят иметь с ним дело. Это точно грех. Сделав такие быстрые и твердые заявления, я хочу перейти к «серой области», которая тоже существует. Например, кто-то может спросить: «Будет ли грехом использовать противозачаточные средства, которые предотвращают развитие оплодотворенного яйца в матке (экстренная контрацепция)?» Будет ли это считаться убийством? Я думаю, что это непростой вопрос. Некоторые ученики могут не согласиться с этим. Люди, перенесшие изнасилование, очень часто прибегают к этому способу. Будет ли это грехом? Я бы оставил этот вопрос на суд читателя.
Наравне с этим, некоторые выступают против использования эмбриональных клеток для медицинских исследований. Это тоже трудный вопрос. В процессе экстракорпорального (ЭКО) оплодотворения многие получают возможность иметь ребенка, другой надежды у них нет. Это искусственный способ. Тем не менее этот способ приводит к тому, что масса эмбрионов неизбежно умирает. Будет ли это грехом? А как насчет того, чтобы исследовать эти эмбрионы для медицинских исследований? По моему личному мнению, не будет грехом отбросить лишние эмбрионы, которые были созданы искусственным путем. Надо ли, чтобы они были имплантированы в другую женщину? И снова, по моему мнению, лучше использовать эти эмбрионы для исследований, которые спасут миллионы жизней потом, чем просто их отбросить. Говоря это, я понимаю, что не все христиане согласятся со мной. Отрывки 1 Коринфянам 8 и Римлянам 14 учат, что нам надо быть очень чувствительными, смиренными и милостивыми друг к другу в подобных вопросах.
Кто-то скажет, что использование RU 486, общеизвестные как противозачаточные таблетки, это то же самое, что и использование экстренной контрацепции (обычно необходимо применить в течение 72 часов, лучше в течение суток). Это просто не правда! RU 486 – гормональный препарат, который прерывает уже начатое развитие плода в материнской утробе. Разница в этих препаратах очень сильная – один предотвращает беременность (экстренная контрацепция), другой – прерывает (RU 486). Разница огромна!
Как ученый, я думаю, что в будущем будет разработано еще масса новых способов прерывания беременности. Эти технологии будут продолжать поднимать сложные моральные вопросы для последователей Иисуса Христа. На некоторые из них можно будет очень просто ответить (как, например, с использованием RU 486), но другие будут очень сложными, и будут требовать осторожного размышления и милости по отношению к тем, кто принимает подобные решения.
Как церковь относится к ЭКО — это грех или нет?
Меня интересует, как церковь относится к ЭКО? Какие отрывки из Библии вы могли бы привести одинокой женщине, чьи биологические часы скоро остановятся, собирающейся забеременеть с помощью ЭКО — искусственного (донорского) оплодотворения? Этот вопрос кажется спорным, потому что она родит ребенка без отца, пока она не выйдет замуж, в отличие от усыновления (в качестве единственного родителя) ребенка, от которого уже отказались оба родителя.
Но, с другой стороны, ребенок, которого бы она родила, имел бы с ней генетическую связь. В случае усыновления ребенок не имеет генетической связи с матерью, и она должна выяснить, почему биологические родители отказались от ребенка. Кроме того, усыновление (которое примерно в четыре раза дороже, чем оплодотворение) может быть не по карману многим одиноким женщинам. Кажется, что с этим связано много духовных вопросов: эгоизм, вера, терпение, желание родить ребенка (приносить плоды) и желание любить и отдавать ребенку.
Ответ:
Вы выделили несколько очень хороших пунктов. Женщины, желающие зачать, — это огромная библейская тема, и множество отрывков призывает к вере и терпению. Материнские инстинкты даны Богом. Конечно, все данные нам Богом инстинкты, проявляются только в соответствующем контексте. Еда, секс, сон, работа – эти действия хороши, если они выполняются в соответствии с волей Божией, и греховны в обратном случае.
Библия учит, что дети – это благословение от Бога. А также пища и деньги, но если мы украдем то, что не наше, то мы не сможем справедливо сказать «Бог благословил меня». Существует правильный и неправильный способ стремиться к Божьим благословениям.
Мы знаем о трудностях и затратах на усыновление, так как мы усыновили нашего третьего ребенка из Китая в 1995 году. Все усыновившие детей согласятся, что это стоит затрат. Невозможно поставить ценник на человеческую жизнь! Однако я не верю, что какая-либо из проблем, связанных с усыновлением, является непреодолимой. (У нас нет недостатка в счастливых приемных семьях, которые свободно свидетельствуют об этом!)
ЭКО, или искусственное оплодотворение, если я правильно Вас понимаю, — это не просто проблематично, это аморально. Конечно, нет проблем, если донором является муж женщины. Однако если это кто-то другой, мы сталкиваемся с библейской и моральной проблемой. Забеременеть (за исключением случая изнасилования) от кого-либо, кроме своего мужа, — это грех. Сперме другого человека (не мужа) нечего делать в теле женщины. Божий план для семьи ясно описан в Библии, начиная с книги Бытия.
Никто не вынуждает одинокую женщину беременеть. У нее может быть искреннее желание стать матерью, но если это желание затмевает желание стать матерью Божьим способом, то она не следует Божьей воле. Нет, не у всех одиноких женщин есть преимущество помощи мужа в воспитании ребенка, хотя это предпочтительный план Бога, описанный в его Слове. Многие женщины уже стали матерями или забеременели, прежде чем они стали последователями Иисуса Христа. И все же, беременеть через непосредственный контакт или через ИО, неправильно. Единственное исключение, опять же, если оплодотворение происходит с помощью мужа.
Так является ли ЭКО грехом для христиан?
Недавно, отвечая на вопрос про ЭКО, вы сказали: «Забеременеть (за исключением случая изнасилования) от кого-либо, кроме своего мужа, — это грех». Я был обеспокоен, потому что я уверен, что в церкви много супружеских пар, которым пришлось воспользоваться искусственным оплодотворением, чтобы забеременеть (и мы в том числе), и, возможно, им пришлось использовать заимствованные сперматозоиды или яйцеклетки. Нам не пришлось использовать заимствованную сперму… но я знаю другие пары, у которых была такая проблема. Должны ли они чувствовать себя виноватыми за то, что они сделали?
Кроме того, у меня есть еще один вопрос этического характера. Я знаю пару, которая использовала ЭКО, и после этого у них осталось много оплодотворенных яйцеклеток, которые не были имплантированы. У них была возможность оставить их замороженными, пожертвовать для исследования (в этом случае они, в конечном счете, умирают) или передать их другой паре. Есть моральные дилеммы, связанные со всеми этими вариантами. Что Вы думаете? Спасибо за Ваши ответы.
Ответ:
Может быть, я слишком резко высказывался о теме ЭКО в христианстве — теме, которая имеет неопределенное положение. Я даже говорил по этому вопросу вчера с моей женой. Библия не рассматривает вопрос ЭКО непосредственно, и может быть трудно получить непосредственно библейское разъяснение. Я не хочу расстраивать тех, кто из лучших побуждений строит семью. Заставить кого-то чувствовать себя некомфортно, а тем более принимать чьи-то мотивы во внимание – это не моя цель.
Я считаю, что тема избыточных оплодотворенных яйцеклеток – это также дилемма. У нас тоже были друзья, которые воспользовались ЭКО. Что бы мы ни решили, мы должны решить, будем ли мы считать эти оплодотворенные яйцеклетки людьми. И если мы ответим положительно, то мы должны быть осторожны, чтобы думать и действовать с тщательностью. Я рекомендовал людям ограничить число замороженных яйцеклеток или вживлять их все и оставлять Господу определять, какие из них выживут. Моя точка зрения: давайте подумаем об этих вопросах теологически, а не только прагматически.
Я считаю, что имплантация уже оплодотворенной яйцеклетки, независимо от доноров, отличается, в принципе, от получения спермы от кого-то, кроме своего мужа. Первое действие аналогично усыновлению (на мой взгляд). Второе – нет. Я понимаю, что это мое мнение, я сожалею, что разделял все на черное и белое в моем предыдущем ответе, и я рад обсудить этот вопрос в дальнейшем.
Очевидно, что мы пытаемся найти правильный путь в очень проблематичных биоэтических вопросах. Спасибо за Ваше письмо!
Перевод: Ольга Куроедова
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»