Загрузка...

Как доказать существование Бога: мораль и нравственность

Как можно доказать существование Бога — является ли мораль доказательством Его существования? Существует ли Бог на самом деле? Мы возвращаемся к нашей серии бесед для скептиков, не верующих в существование Бога.

В своей знаменитой поговорке «Бог умер», Ницше имел в виду не то, что Бог прекратил Свое существование, но то, что Бог мертв функционально. Иными словами, иудейско-христианский Бог, всезнающий, всемогущий и всеблагой судья, потерял Свой авторитет в мире. Мы продвинулись в развитии настолько, что потеряли в Боге всякую нужду.

 

Как можно доказать существование Бога?

 

Если атеистические постулаты верны, то не существует абсолютного добра или зла, так как нет абсолютной величины, с помощью которой можно было бы измерить нравственность.

Другими словами — нет Бога, нет морали.

Если мы говорим «мораль и нравственность», то подразумеваем «Бог». В последних нескольких статьях мы рассматривали понятие нравственности. Мы встречали достойные контрдоводы, но Божье Слово ясно на них отвечало. Перейдем к сегодняшней теме.

В этом мире есть универсальные нравственные аксиомы – своего рода прописные истины, которые не обходит вниманием ни один философ. Конечно, в мире присутствует серый цвет (серые области), тем не менее есть также черный и белый цвет. Правильное и неправильное — не просто субъективное дело вкуса, наподобие любимого вкуса мороженого, коих существует множество.

Хотя мы, возможно, и не сходимся относительно некоторых моральных или этических вопросов, думаю, все согласны с тем, что некоторые вещи всегда останутся аморальными – например, мучить детей ради забавы. И я никогда не встречал скептика, который не признал бы подобное дело абсолютно неправильным, или который пытался бы переубедить в этом других. Во что бы превратился наш мир без понятия абсолютного блага (любви, доброты, честности…)? Мир, где серийные убийцы получали бы похвалу, в то время как честные люди осуждались бы на смерть? Эта истина легко перетекает в одно из самых сильных доказательств того, что Бог существует.

 

Силлогизмы — доказательства в пользу существования Бога

 

Давайте теперь разберем вопрос в области философии, касающийся использования силлогизмов. Первый силлогизм, который я услышал в младших классах средней школы, на уроке речи, звучит следующим образом:

  1. Все люди смертны;
  2. Сократ — человек;
  3. Сократ смертен.

Последующее исходит из предыдущего. Так что, если истинен пролог, заключение тоже должно быть справедливым. Рассмотрим следующий силлогизм, который доказывает существование Бога:

  1. Если нет Бога, то нет никаких универсальных, объективных нравственных ценностей.
  2. Объективные нравственные ценности действительно существуют.
  3. Вывод: Бог существует.

Давайте проанализируем истинность гипотезы.

  1. Если нет всеобщей морали, с помощью которой могут быть оценены те или иные наши действия, то можно говорить о предпочтениях или мнениях, но не объективных ценностях.
  2. Объективные нравственные ценности существуют, и с этим согласится практически любой.
  3. Вывод следует непосредственно из гипотезы. Бог существует.

Давайте забудем о существовании международной системы мер. Но как в этом случае нам измерить или взвесить что-либо? Я обычно вешу 100 кг. Но что делать, если в доме моего друга я начинаю весить 150 кг? Как выяснить, чьи весы нуждаются в починке? Мы не можем обратиться к любой шкале, чтобы ответить на этот вопрос; мы должны найти третье мерило, такое, которое мы оба признали бы точным. Точно так же, кто сможет назвать что-то хорошим или плохим без абсолютного морального стандарта? Если Бога нет, то (в конечном счете) нет и морали. Мы «по ту сторону добра и зла» (Ницше). «Что бы ни было, все на пользу» (Маркиз де Сад). Но Библия говорит, что наш мир — скверное место, «без надежды и без Бога» (Послание Ефесянам 2:12).

 

Мы вразумляем людей

 

По этим причинам мы, те кто живет по вере, имеем индикатор для различения хорошего от плохого в нашей жизни и вразумления других. Мы можем использовать силлогизмы, чтобы убедить наших эрудированных друзей. В случае, если они застряли на предпосылке, продолжать настаивать. В конце концов, они почти наверняка уступят вашим доводам.

Читайте также:  Почему Бог не даст людям доказательства Своего существования?

Конечно, мы не можем заставить кого-либо поверить в Бога. Это всегда шаг доброй воли. Возвращаясь к силлогизмам, Ницше бы от всей души поддержал утверждение 1. Он также согласился бы, что вывод 3 верен, и силлогизм является действительным. Но он бы непременно отверг, что 2 есть абсолютная, общечеловеческая мораль. Он предвидел, что без морали мир сойдет с ума (это его прогноз на двадцатый век, а также на собственную жизнь — он скончался, будучи помешанным). Никто не должен пилотировать свой корабль без компаса. Без компаса Божьей и библейской нравственности, пока он находится в бурных волнах действительности. Вот почему» мы вразумляем людей» (2 Послание Коринфянам 5:11).

 

Можно ли научно доказать существование Бога?

 

Скептики заявляют нам: «Нет никаких доказательств существования Бога!» Или требуют ответа на вопрос: «Существует ли Бог? Предоставьте доказательства существования Бога!» Спросим их: какого рода доказательства они ищут? В ответ они уточняют, что ищут эмпирическое (научное) подтверждение. Тем не менее это не единственный вид существующих «доказательств». Например, судебные доказательства не всегда представляют из себя фотографии, отпечатки пальцев или совпадающее ДНК. Свидетельство очевидца может быть также весьма убедительным. Как, например, и тройное сочетание мотива, средства и возможности.

Настаивать на эмпирическом (научном) доказательстве существования Бога в случае с невидимым и нематериальным Богом — само по себе нелогично! Многие вещи не могут быть эмпирически доказаны, но тем не менее они реальны, как например понятия логики, чисел, справедливости, любви, красоты и самой науки.

Аксиомы логики, как и геометрии, должны считаться непогрешимыми, хотя и не могут быть доказаны. Использование логики в доказательстве логичности её самой являлось бы замкнутым кругом. Следовательно, понятие веры принимает участие в осознании логики на фундаментальном уровне.

Числа, будь то целые, дробные или иррациональные, а также числа «пи» и «фи» хорошо известны всем нам. Математика – это «язык» физики (формулы, тождества, коэффициенты и т. д.). В ней числа являются буквами для слов этого «языка». Все это хотя и полезно ученым, тем не менее их существование не может быть прямо доказано. Справедливость и любовь являются реальными — и каждый из нас хотел бы видеть их в своей жизни! Но в то же время их нельзя сосчитать. Вы когда-нибудь слышали о 2 килограммах справедливости или 12 литрах любви?

Эстетика, будь то художественная или музыкальная, взывает к морали каждого человека. Даже притом, что мы не всегда можем оценить красоту – форма подачи часто бывает неуклюжей и отвлекает от объекта восхищения, но все же мы воспринимаем ее, как часть окружающей реальности.

Как и логика, наука не является абсолютно вседоказующей. В ней всегда найдется место предположениям. Таким образом, мы видим, что многие вещи в нашем мире реальны (чудеса, кстати, также попадают в эту категорию), даже если они не могут быть доказаны эмпирически.

Меня часто спрашивают, каким образом мы, как верующие, можем «доказать существование Бога?» Да, мы не можем доказать Его научно, но это не проблема, как мы теперь понимаем, ведь многое в нашей реальной жизни находится вне досягаемости эмпирического анализа. Бога можно почувствовать и убедить других в Его существовании, хотя и нет никакого прямого способа доказать это научным путем.

 

Доказательств бытия Бога достаточно

 

Так как же доказать существование Бога? Является ли призыв скептиков к «доказательствам» камнем в огород одной только библейской веры? Думаю, что нет. Вера не только альтернатива доказательствам, но также и способность верить в высшие силы. И вера реляционная. Несколько веков назад философ и математик Блез Паскаль написал замечательную фразу:

Читайте также:  Могут ли мотивы поступков человека оправдать греховное поведение?

«Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе. Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света. Тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы». (Блез Паскаль, «Мысли», 7гл, 430 стр.).

Другими словами, то количество доказательств Своего существования, которое Бог даровал нам — достаточное, не убавить и не прибавить. Он ни переполняет ищущего признаками Своей явности, и не скрывает доказательств до такой степени, чтобы отвратить человека от Себя. Господь также уважает нашу свободу воли. Он мог бы заставить нас поверить, но не делает этого, чтобы не проявить неуважения. Он только предоставляет достаточное количество доказательств Своего бытия, чтобы наша реакция на них могла естественным образом сочетать в себе свободу воли, рациональность и доверие.

От сотворения мира ясно проявляется незримая извечная сила и божественность Бога, ибо всё это видно в том, что создано Богом. И потому нет оправдания людям в творимом ими зле, ибо, хотя они и знали Бога, но не почитали Его, как должно. Вместо этого они предавались суетным размышлениям, и их несмысленные сердца помрачились.

И хотя они считали себя умными, стали глупыми, и променяли славу Бога бессмертного на поклонение идолам, изображающим смертного человека, птиц, животных и гадов ползучих. И потому Бог покинул их, оставив во власти дурных желаний, плотских и нечистых… (К Римлянам 1:20-24)

Существование Бога не может быть доказано научно, но это вовсе не доказывает, что Его нет. Многие вещи в реальном мире находятся за пределами досягаемости науки, которая, к слову, исследует только сферу материи и энергии в пространстве и времени. Если бы Бог мог быть подвержен научному исследованию, то Он стал бы в каком-то смысле частью нашего физического мира, который есть лишь часть Его творения, ведь Творец, по определению, существует вне созданного Им. Наконец, возможно, Бог и не хочет, чтобы мы были в состоянии доказать Его существование. Это заменило бы нашу с вами веру на знание.

Таким образом, то, что возможно, казалось слабостью библейской доктрины, на поверку оказывается великой силой!

 

Даглас Джакоби

Перевод: Антон Мельник

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


Больше статей по теме


Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»