Загрузка...

Когда были написаны Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна?

Когда были написаны Евангелия (Матфея, Марка, Луки, Иоанна)? Как им можно верить, если Евангелия так отдалены от времени, когда жил Иисус Христос? На канале “History” (“История”) я смотрел какую-то передачу, где говорили, что первое Евангелие было от Марка, и было оно написано 40 лет спустя после смерти Иисуса Христа. А также, что остальные три Евангелия скопировали Евангелие от Марка и что-то добавили к нему. Правда ли это?

Ответ:

 

Когда были написаны Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна — есть ли точная дата?

 

Спасибо за вопрос. Для многих людей вопрос, когда было написано Евангелие, кажется неважным до тех пор, пока не поднимается вопрос точности Евангелия. Если бы мы предположили, что Евангелие от Марка было написано в 70 году нашей эры, то это значило бы, что Марк ждал 40 лет после произошедших событий, чтобы начать писать. Хотя 40 лет — это не так уж и много. Не забывайте, что война во Вьетнаме закончилась более 40 лет назад, а ветераны этой войны все еще живы и рассказывают истории о том времени.

Проблема вот в чем — сложно показать, что Марк был очевидцем тех событий. Он конечно же не один из апостолов и его имя нигде не найти в Евангелии. Некоторые ученные делают предположения, что юноша, убежавший нагим в Евангелии от Марка 14:51-52, и был сам Марк, но доказательств для этого недостаточно. Ученые, которые придерживаются этой точки зрения, полагают так на основании того факта, что нагой юноша, казалось, не относился к самой истории, а был включен, чтобы показать, что автор был там. К тому же Марк жил в Иерусалиме (см. Деяния 12:12) и согласно церковной традиции Иисус и Его апостолы провели Пасхальный Седер (последний ужин) в доме Марка [1].

Но, как я сказал, доказательств, что Марк включил себя в Евангелие в качестве убежавшего нагого юноши достаточно слабое. Разумно будет сделать вывод, что Марк не был очевидцем жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Но мы узнаем очень интересную вещь о нем из нескольких цитат некоторых ранних Отцов Церкви:

“Став переводчиком Петра, Марк записал точно все, что тот помнил. Хотя, он не изложил слова и деяния Христа в точном порядке. Поскольку он не слышал Господа и не сопровождал Его. Но, как я сказал, он впоследствии сопровождал Петра. Петр излагал учение в соответствии с потребностями [своих слушателей], но у него не было намерения дать последовательный рассказ слов Господа. Поэтому, Марк не сделал никакой ошибки, когда он таким образом записал некоторые вещи, как он их запомнил. С одной стороны, он уделил особое внимание тому, чтобы не пропустить что-то из того, что слышал, и в то же время не вставить чего-то вымышленного.” – Папиас, как цитирует Евсевий.

“После их смерти, Марк, ученик и переводчик Петра, также передал нам в письменном виде то, что проповедовал Петр.” – Ириней.

“Марк, переводчик и последователь Петра, начинает Евангелие таким образом.” – Ириней.

“Марк был последователем Петра. Петр публично проповедовал Благую Весть в Риме перед конными рыцарями Цезаря, и приводил множество свидетельств о Христе. Для того, чтобы тем самым они могли вспомнить то, что говорил Петр, Марк писал полностью то, что называется Евангелием от Марка.” – Клемент Александрийский.

“Такой луч благочестия засиял на умы слушателей Петра, что они не были удовлетворены лишь слушанием или неписанным учением божественного слова. Таким образом, со всевозможными просьбами, они умоляли Марка, которому приписывается Евангелие (а он был спутником Петра), оставить в письменном виде запись учения, которое он получил в устной форме. И они не оставляли его в покое, пока они не добились своего. И таким образом им мы обязаны священной книгой, которая называется «Евангелия от Марка». Узнав, что было сделано, через откровение Духа, сказано, что апостол был в восторге от энтузиазма этих людей и утвердил произведение для чтения в церквях, рассказывает Клемент в шестой книге Строматов.” – Евсевий, цитируя Клемента Александрийского (c. 195, E), 2.579.

Таким образом, Марк мог не быть очевидцем жизни, смерти и воскресения Иисуса, но им точно был Петр. Петр был главным учеником и тем, кому Иисус явился лично после Своей смерти (см. Луки 24:34 и 1 Коринфянам 15:5, Симон и Кифа это два других имени Петра). Таким образом Петр был тем очевидцем, который нужен был Марку, чтобы составить рассказ. Интересно отметить, что Лука начинает свое Евангелие упоминанием, что многие люди составляли рассказы о жизни Иисуса, основанные на свидетельствах очевидцев (см. Луки 1:1-4).

Таким образом, проблема того, где Марк взял информацию, прояснена. Но как насчет того, что Евангелие от Марка было написано так поздно? Если Евангелие от Марка было написано в 70 году н. э., а другие Евангелия были написаны позже, то разве не значит это, что эти другие Евангелия (содержащие больше информации) были написаны слишком поздно, чтобы быть написанными очевидцами?

Для этого нам нужно изучить аргумент, почему ученые думают, что первое Евангелие было написано в 70 н.э. Историки абсолютно уверены, что в 70 году н. э. иудейский храм был разрушен во время падения Иерусалима. Интересно то, что это событие было предсказано в Евангелии от Марка 13:2, Матфея 24:2 и Луки 21:6. Вот как Лука рассказывает об этом предсказании:

“Некоторые из учеников говорили о том, как храм был украшен красивыми камнями и вкладами, посвященными Богу. Но Иисус Христос сказал: придут дни, в которые, из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено”.

Очень интересно, что Иисус сделал предсказание того, что, как исторически доказано, сбылось. Это, конечно, может служить историческим свидетельством того, что Иисус на самом деле был Бог. Хотя, чтобы объяснить этот феномен без признания божественности Иисуса, скептически настроенные ученные вынуждены заключить, что Иисус никогда этого не предсказывал. Вместо этого, Марк, Матфей и Лука все жили во время после разрушения храма, и они вложили это предсказание в уста Иисуса Христа. Как сказал в своей книге епископ Джон Робинсон “Новая датировка Нового Завета”:

“Один из наиболее странных фактов о Новом Завете это то, что то, что в любом изложении, казалось, было бы самым датирующимся и кульминационным событием этого периода – падение Иерусалима в 70 г. н. э., а с ней и развал институционального иудаизма, основанного на храме – ни разу не упоминается, как факт прошлого. Это, конечно, предсказано; а эти предсказания, в некоторых случаях по крайней мере, как предполагают, были написаны (или подробно изложены) после события.”

Проблема в том, что это предположение базируется на предпосылке, что Иисус не Бог, и таким образом был бы не в состоянии предсказать будущее, что по существу и есть та самая вещь, которую и нужно доказать скептически настроенным ученым. Поэтому это не может быть использовано как предпосылка для того, чтобы говорить, что Евангелия были написаны так поздно. Доказательство, что Евангелия ненадежные изложения жизни Иисуса, которое основано на том, что они, как предполагают, были поздно написаны — это ничто иное, как круговая аргументация. Логика следующая:

  • Предпосылка 1: Евангелиям нельзя доверять, потому что они были написаны несколько десятилетий после смерти Иисуса, и они, таким образом, похожи на легенду.
  • Предпосылка 2: Это потому, что три из четырех Евангелий упоминают, что Иисус предсказывал событие (разрушения храма), которое, как известно, произошло через 40 лет после предполагаемого предсказания.
  • Предпосылка 3: Иисус не мог предсказать это, потому что Он не Бог. Таким образом, Евангелия, которые содержат это предсказание, были написаны после того, как событие произошло.
  • Вывод: Следовательно, Евангелиям нельзя доверять, потому что они были написаны несколько десятилетий после смерти Иисуса и поэтому похожи на легенду.
Читайте также:  Истинная природа человека: добро, зло и роль свободы выбора

Как может видеть любой человек, вывод этой аргументации совпадает с первой предпосылкой. Это типичный пример софизма, все как из учебника.

Теперь, уничтожив доказательства, что Евангелия были написаны поздно, я теперь докажу, что Евангелия от Матфея, Марка и Луки были написаны рано. Что касается Евангелия от Иоанна, я действительно верю, что оно было написано Иоанном, “любимым учеником” (см. Иоанна 21:20-24) незадолго до его смерти в 100 году н. э.

Дата падения Иерусалима говорит скорее о том, что Евангелия были написаны рано, чем о том, что они были написаны поздно. Это особенно верно в случае с Лукой. Лука единственный автор Евангелия, написавший продолжение к своему Евангелию, которое мы называем Деяния. В Евангелии от Луки автор описывает, как Иисус предсказывает разрушение храма, но в своем продолжении он не рассказывает, как это предсказание сбылось. Деяния оканчиваются тем, что Павел находится под домашним арестом в Риме в 60-62 г. н. э. Через восемь лет храм будет разрушен и предсказание Иисуса, сделанное в 21 главе его Евангелия сбудется.

Если бы Лука писал Деяния после разрушения храма, то кажется довольно странным то, что он не продолжил историю тем, что описал бы не только заключение Павла в Риме, но и закончил бы свою историю тем, что рассказал бы, что пророчество Иисуса сбылось. Тем более, что продолжение истории после заключения Павла привело бы к тому, что история также включала бы безвременную смерть Павла в 65 г. н. э. Поскольку Лука был попутчиком Павла, то это было бы очень естественным для Луки воздать должное павшему товарищу, если бы он писал книгу Деяний после его смерти.

В то время как Лука в последних пяти главах описывает ожидание Павлом суда перед цезарем и заканчивает книгу, не упомянув его. Очевидно, что Лука закончил книгу, прежде чем Павел предстал пред судом Цезаря и, прежде чем он был обезглавлен в 65 г. н.э. Поскольку Деяния — это продолжение Евангелия от Луки, оно должно было быть написано до Деяний, и поскольку Лука, вероятно, использовал Евангелие от Марка в качестве источника, то Евангелие от Марка должно было быть написано до Евангелия от Луки. Это значит, что и Марк, и Лука жили в одно время с очевидцами, с которыми они общались и брали информацию для своих Евангелий. Матфей и Иоанн сами были очевидцами и таким образом основывали свои Евангелия на том, что они сами помнили.

Автор: Браян Колон (Brian Colon)

Перевод: Александр Денисенко

 

Примерные даты написания Евангелий

 

Итак, никто не знает точного времени, когда были написаны все четыре Евангелия. Всё, что мы можем сделать, это выдвинуть и обосновать наши предположения. При этом нам необходимо рассматривать доказательства без богословских и иных пристрастий.

На мой взгляд, лучшее предположение такое:

  • Евангелие от Марка было написано в 50-е годы н.э.;
  • Евангелия от Матфея и Луки были написаны в 60-е годы н.э.;
  • Евангелие от Иоанна было написано примерно в 80-е годы н.э.

Я долго искал доказательства точной даты написания Евангелий, но, буду честным, все они косвенные. Евангелие, дату написания которого мы можем определить с наибольшей точностью, — Луки, поскольку оно было написано после того, как Павел попал в тюрьму в Риме, но до его смерти. Это позволяет нам датировать написание Евангелия от Луки и книги Деяний приблизительно 63-64 гг. н.э.

Подавляющее большинство исследователей полагает, что Евангелие от Марка (наверняка) и Евангелие от Матфея (возможно) были написаны еще до Евангелия от Луки. Марка кажется довольно ранним, поэтому я пришел ко мнению, что время его написания — 50-е годы н.э., но нельзя исключать и конец 40-х годов н.э.. Конечно, все три Евангелия были завершены до 70 г. н.э., когда Иерусалим был разрушен, т.к. в Луки и Матфея есть пророчества об этом событии, и не имело бы смысла, если бы они были написаны после этих событий (иначе эти Евангелия не были бы приняты Церковью).

Вероятно, что Евангелие от Иоанна было написано спустя некоторое время после принятия антихристианского решения в совете Ямнии около 85 г. н.э. На мой взгляд, наиболее вероятной датой его написания является конец 80-х годов н.э.. Откровение было написано во второй половине 90-х годов н.э., Иоанна, скорее всего, в 80-х годах н.э., хотя также мы не можем исключать 70-е годы н.э.

Мог ли Иоанн через 55 лет все еще точно помнить, что делал Иисус? Почему бы и нет? Мне 62 года и я точно помню, где я учился в старшей школе, имена моих друзей, какие уроки я брал в средней школе, адрес, где я жил, мой номер телефона, должности, которые я занимал, как я проводил каникулы, и множество очень специфических вещей того времени. Почему Иоанн не мог вспомнить того, что сказал Иисус? По какой причине мы можем усомниться, например, в том, что он мог вспомнить великие события из жизни своего Господа Иисуса Христа?

В то время Иоанн служил в Ефесе старейшиной. По-видимому, он по-прежнему был умственно правомочен. Я считаю, что разумный человек пришел бы к выводу, что память Иоанна все еще оставалась нетронутой в возрасте 75 лет. Можно также предположить, что он рассказывал эти истории снова и снова в предыдущие 50 с лишним лет. Вероятно, он записал многие из них, прежде чем писать Евангелие.

У кого-нибудь есть доказательства того, что Иоанн не мог точно вспомнить, что произошло? Ясно, что ранняя церковь, которая лично знала Иоанна, верила в то, что его Евангелие было надежным. Они были в гораздо лучшем положении, чем мы, судить, было ли достоверным то, что он написал, потому что были еще живы ученики Христа, которые были очевидцами событий, записанных Иоанном. Самый разумный вывод, следующий из этого, то, что Евангелие от Иоанна является более / менее достоверным рассказом человека, который искренне хотел записать то, что произошло в служении его Господа Иисуса Христа.

Существует ли хоть малейшая возможность того, что Иоанн не мог вспомнить, как умер Иисус, если он лично был на казни? Могли ли Петр и мать Иисуса ошибаться в том, как Он умер? 

 

Евангелия написаны сразу после событий, описанных в них?

 

Правда ли, что Евангелия не были написаны сразу после описанных в них событий, ведь в противном случае люди могли забыть некоторые из них? Правда, что было много споров о содержании Библии? Правда, что у ранней Церкви было много противоречивых версий событий, которым она последовала? Правда, что к моменту завершения Библии (Совет Рима, 382 год н.э.) было много споров?

Как я уже сказал, Евангелие от Марка было написано либо в пятидесятых, либо в шестидесятых годах нашей эры. Евангелие от Матфея было написано, возможно, в пятидесятых годах, но, скорее всего, в шестидесятых. От Луки было написано около 64 года н.э., а от Иоанна где-то между 70 — 95 годом н.э. Об этом есть свидетельства. Первые три Евангелия были написаны через двадцать — тридцать пять лет после данных событий.

Читайте также:  Почему у людей разный цвет кожи и волос согласно Библии?

Что касается воскресения Лазаря из мертвых, я абсолютно уверен, что многие из тех, кто был свидетелем этого события, еще были живы и что Иоанн не забыл, происходило ли это на самом деле. Что касается притч Иисуса или Его чуда с хлебами и рыбой, немыслимо, чтобы при записи этих событий тысячи свидетелей, большинство из которых были тогда еще живы, ошиблись в каких-либо деталях. То же самое можно сказать и о событиях, связанных с казнью Иисуса.

Кроме того, все ученые признают, что для всех этих событий существовала общепринятая устная история, которая буквально вернулась к самому началу Церкви, к тем временам, когда происходили эти события. Любой, кто писал Евангелие, не смог бы включить в них вещи, противоречащие точно установленным истинам, содержащимся в устных историях. Утверждение о том, что период времени между событиями и их записью длился долго, просто неточно. Утверждение о том, что при написании Евангелий еще живые свидетели (многие тысячи), забыли о событиях, позволяя записать в Евангелия неправду, является несостоятельной гипотезой.

 

Отцы ранней церкви цитируют Евангелия и другие книги Нового Завета

 

Климент Римский (писал около 97 года нашей эры, плюс-минус пять лет, в зависимости от мнения ученых), цитировал евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Деяния, послание к Римлянам, 1-е Коринфянам, к Евреям, 1-е и 2-е Петра. Он цитировал книги Нового Завета с тем же уважением, что и книги Ветхого. Он не цитировал с таким же уважением любую другую книгу.

Точно так же Игнатий, епископ Антиохийский, умерший в 107 году н. э. В своем письме к ефесянам он цитирует евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, послание к Римлянам, 1-е и 2-е к Коринфянам, к Ефесянам, 2-е Тимофею, Иакова, 1-е Петра. В других своих письмах он приводит цитаты из 1-ого послания Тимофею, 2-ого Фессалоникийцам, из Деяний, посланий к Евреям, к Галатам и из Откровения.

Кроме того, Поликарп в письме к филиппийцам в 120 году н.э. приводит цитаты из Евангелий от Матфея, Марка, Луки, из Деяний, из 1-ого и 2-ого к Коринфянам, из посланий к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, из 1-ого и 2-ого Фессалоникийцам, 1-ого и 2-ого Тимофею, к Евреям, из 1-ого Петра и 1-ого и -ого Иоанна. Кроме того, Иустин около 150 года н.э. упоминал четыре «мемуара апостолов» (Евангелия), которые с «трудами пророков» читались в церквях по воскресеньям. Цитаты относятся ко всем четырем Евангелиям, Откровению, почти ко всем другим книгам Нового Завета.

Ириней около 180 года н.э. или цитирует, или ссылается на каждую книгу Нового Завета. В середине второго столетия были некоторые дебаты о пяти или шести новозаветных книгах (это правда), но консенсус был почти установлен уже к середине второго столетия. Были некоторые сомнения относительно Откровения, 2 послания Петра, послания к Евреям, 2-го и 3-го Иоанна. Но даже они широко использовались отцами церкви во втором веке и пользовались авторитетом. Соглашение в Эфесе в 382 году нашей эры просто подтвердило список, который существовал уже более двухсот лет. К двухсотому году н.э. не было никаких сомнений в достоверности двадцати девяти новозаветных книг. Это факты из моего исследования.

 

Джон Окс
Перевод: Сергей Дяченко

 

Как определяется дата написания древних документов и манускриптов?

 

Для определения возраста библейских манускриптов используется широкий спектр методов. Многие думают, что основной метод – метод углерода 14 (изотопного исследования) для папирусов, пергаментных свитков, рукописных книг. На самом деле это метод редко применим по причине ценности самих рукописей. Только лишь малое число манускриптов было проверено этим методом. Однако, существуют методы более известные.

Например, ученые анализируют метод записи: стиль написания букв, тип чернил, качество поверхности бумаги и другие детали, которые довольно точно (- + 30 лет) помогают датировать тот или иной манускрипт. Чем больше данных, тем легче определить возраст.

Другой метод определения возраста библейского манускрипта: посмотреть, среди каких вещей был обнаружен документ. Иногда это не имеет смысла, в том случае, если наш манускрипт был перемещен. Но иногда, особенно когда мы точно знаем дату разрушения города, нижний предел возраста документа считается установленным. В редких случаях имеются записи о местонахождении конкретного письма или документа.

Кроме того, ученые вычисляют примерную дату по текстовым изменениям в конкретной книге. Такая перекрестная ссылка по дате. Возраст свитков Мертвого моря, например, ученые установили с точностью до +-50-ти лет, в зависимости от ряда факторов. Насколько это известно мне, метод радиоактивного изотопа не был применен в случае с этой коллекцией, но возможно и использовался для одного или двух фрагментов. В ней, как известно, сотни документов, так что по одному датировать все нельзя. Возраст этих свитков имеет разброс: последние 50 г. от Р.Х., ранние доходят возрастом до 250 г. до н.э.

Некоторые  еврейские тексты довольно древние. Доступны хорошие книги по научному определению возраста свитков Мертвого моря, и других письменных исторических свидетельств, которые вы можете прочитать, углубляя свои познания. Для большей информации по данному вопросу читайте мою книгу “Reasons for Belief”. В ряде других книг, например “The Documents and the Scrolls”, написанной автором  FF Bruce, можно найти еще больше информации.

Джон Окс

Перевод: Наталия Бруни

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


Больше статей по теме


Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»