1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Можно ли христианину давать деньги в рост ради прибыли?

Можно ли христианину давать деньги в рост — давать деньги в долг под проценты, чтобы получить прибыль? Что об этом говорит Библия?

Ответ:

Ветхий Завет полностью запрещал давать деньги в рост (Исход 22:25, Левит 25:36, Второзаконие 23:19, Неемия 5:7, Псалом 14:5, Иезекииль 18:8, 22:12).

Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. (Исход 22:25)

Израильтянам было нельзя давать друг другу в долг «с интересом», с процентом (т.е. в последствии получить больше, кредитовать, давать деньги в рост), хотя некоторое кредитование иноземцам допускалось.

Но мы живем после Нового Завета. А раз не действует запрет на ростовщичество, большинство современных христиан считает, что теперь они могут давать деньги под проценты — в рост. Ранняя Церковь имела несколько другой взгляд:

«Деньги он не даст в рост и не будет ростовщиком«, — эти слова выписаны из кодекса христиан, автор Климент Александрийский, 195 г.н.э. (Прим. редактора: Тит Флавий Климент, ок. 150-ок. 215 гг., — христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников).

«Достаточно сказать, что Закон запрещает брату быть ростовщиком» Климент Александрийский, 195 г.н.э.

«Не бери в долг…не давай брату денег в долг в рост» Киприан, 250 г.н.э. (Прим. редактора: лат. Thascius Caecilius Cyprianus, дата рожд. неизвестна, умер как мученик 14 сентября 258г. в Карфагене, епископ Карфагена и важный ранний христианский автор, работал на латыни).

«Если христианин одалживает денег, он не должен ждать прирост – его выгода в том, что он помог в нужде…и надлежит ему не быть скупым, ибо это его обязанность – помочь, так пусть помогает щедро. Но и давать больше, чем он может дать – несправедливо!» Лактанций, 310 г.н.э.. (Прим. редактора: лат. Lucius Caecilius Firmianus Lactantius; ок. 250 — ок. 325 гг. — ритор из Африки, ученик Арнобия, принявший в 303 г. христианскую веру).

Читайте также:  Обрезание в Ветхом Завете это прообраз крещения?

«Пусть пастырь, старейшина или дьякон, кто берет лихву с тех, кому дал в долг, или прекратит так делать, или будет лишен своего звания» Апостольские Конституции, (прим. редактора: Конституции Святых Апостолов, лат. Constitutiones Apostolorum, христианская коллекция восьми трактатов, может быть датирована от 375 до 380 н. э., автор неизвестен).

Культура ранней Церкви (первых четырех веков) не сильно отклонилась от культуры ветхозаветных времен. И сколько же изменилось с тех пор!

В наше время это комплексный вопрос, не то, что в Древнем Израиле: мы многонациональны, у нас церковь не объединена с государством. Хотя тогда была инфляция, но незначительная, в нашем мире многонациональной банковской системы, инвестиций и дивидендов совсем по-другому. В данном случае, возможно, самое лучшее для братьев и сестер найти их собственное мнение по данному вопросу.

 

Есть похожий вопрос: любой долг (кредит) это плохо?

 

Долг (кредит) это грех? В переводе Библии Короля Иакова в послании к Римлянам 13:8 говорится: «Не будьте должны никому ничего, кроме любви друг к другу: тот, кто любит, полностью исполнил закон». (Прим. переводчика: дословный перевод, синодальный перевод «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон»). У меня есть религиозный друг, который трактует этот отрывок, как учение о том, что любые долги — зло, потому что мы не можем быть должны абсолютно ничего и никому (ни банку, ни в прокат и так далее). И он живет в соответствии с этим убеждением. Меня это огорчает.

Я не думаю, что он прав. Но я, конечно, уважаю его убеждения, и, да, я бы хотел, что бы все верующие жили без долгов. Это практика в нашей семье – всегда оплачивать все кредитные карты каждый месяц и подводить итог. (Прим. переводчика: обратите внимание, что в западных странах это может подразумевать, например, то, что весь месяц они «в кредит» берут продукты в супермаркете, в конце месяца получают счет за все покупки и единовременно их оплачивают). Почему мы должны обогащать уже и так богатых кредиторов? Наш дом куплен в ипотеку, но это наш единственный долг, мы работаем, что расплатиться настолько быстро, насколько возможно. Финансовая дисциплина — это серьезная христианская обязанность.

Читайте также:  Библия о предопределении и свободе выбора человека

Давайте объединим все библейские принципы. Кредит — это тяжелое бремя. Но все же есть хорошие долги и плохие долги. Хорошие долги: ипотека (обычно), ссуда на образование и т.п. Плохие долги: кредитные карты, покупка вещей не первой необходимости и тех, что мы не можем себе позволить и т.д. Послание к Римлянам 13:8 не должно быть интерпретировано, как противное любым долгам. Оба Завета вдохновляют на финансовую стабильность, но нигде не запрещают брать взаймы. Этот отрывок говорит о том, что мы должны отдавать наши долги, а не полностью избегать денежных обязательств, связанных с кредитованием. Мы не должны быть «в долгах» постоянно, но наоборот стремиться иметь возможность и другим помогать (по примеру Ефесянам 4:28).

Интересная мысль о займах: Ветхий Завет, казалось бы, запрещает получать прирост с займа. Ученые спорят, запрет был только на ростовщичество (получать прирост, процент) или на любой вид займа. Т.е. мог ли займ без «интереса» означать только взять «потерю» (современным языком разницу из-за инфляции), то строгая интерпретация не кажется проблемой. Это аргумент уместен, если в древние времена инфляция была. Но правда в том, что Израиль был страной, а не просто народом Бога, и главный «национальный банк» мог управлять уровнем отечественной инфляции вплоть до нуля – если люди подчинялись «банку». (Не без сопротивления, наверное!)

Еще Писания учат много об управлении, бережливости и планировании будущего. Некоторые религиозные лидеры не дозволяют сбережения, утверждая, что сбережения подрывают доверие Богу, Который удовлетворяет наши нужды. Ну а как на счет того, что бы не накладывать бремя на других? Если мы не приумножаем деньги (таланты), которые Бог дал нам, хорошие ли мы управляющие? Если у нас нет плана на пенсию и в случае увольнения, что это говорит о нашей дисциплинированности? Я думаю, вы поняли мысль.

Читайте также:  Отношения мужа и жены в браке - полезные советы

Возвращаясь к нашему вопросу. Нет, я не думаю, что в Библии говорится, что все кредиты это грех. И даже маленький долг это, согласно Библии, принципиально. И брать кредит очень предосудительно. Но нам надо противостоять безжалостному давлению от рекламодателей, PR-специалистов и человеческой жадности.

Вот что говорит Билл Гошон (Bill Goshorn):

«Я не думаю, что кредиты суть добро или зло по своей природе. Наше использование кредитов может быть во благо или во зло. Жить не по средствам и стать рабом наших кредитов — это плохо. Позволить управлять собой желанию получить вещи, которые нам не по средствам, через кредитование — это плохо (и даже если мы можем оплатить все наши суетные желания, я бы задался вопросом, но это уже другая тема).

Например, я вижу, что у многих верующих есть очень большой дом, но в ипотеку. Я не то что бы против, но в каком-то случае вы могли бы назвать такой займ «плохим». Потому что плательщики ипотеки в такой финансовой ситуации, что не могут давать совсем или дают очень скупо по сравнению с тем, кто дает щедро на нужды Церкви. Не говоря уже о том, что это для них бремя. Я мог бы рассказать много анекдотов, но суть вот в чем: я верю – мы можем использовать кредит во благо или во зло, и нам надо быть хорошими управляющими наших кредитов.

На месте тех, кто владеет многим и желает еще большего, даже если они могут себе это позволить, я бы иногда задумывался. Не зависим ли мы от материального мира больше, чем готовы признаться?»

 

Даглас Джакоби

Перевод: Ксения Балдина

www.douglasjacoby.com/


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики