Осуждение в Библии: как наставить человека, не осудив его?
Осуждение считается грехом в Библии, и говорится, что мы не должны судить, или осуждать друг друга. Как отличить разницу между осуждением и попыткой наставить человека и предостеречь его от неверного выбора? Я слышал, что некоторые братья и сестры ссылаются на отрывок Римлянам 2:1, прося не осуждать их, избегая тем самым наставления со стороны других христиан. Существуют ли какие-либо четкие границы, которые могут помочь отличить наставление от осуждения?
Если ты осуждаешь этих людей, то нет тебе оправдания, ибо когда ты осуждаешь кого-то, то осуждаешь также и самого себя, ибо ты, осуждающий другого, на самом деле осуждаешь самого себя. (К Римлянам 2:1)
Ответ:
Осуждение в Библии и мудрость наставления
Про осуждение очень много сказано в Библии. Это очень распространенный вопрос. Мы достаточно строго предупреждены в Библии о том, что мы не должны судить и осуждать друг друга. С другой стороны, иногда мы видим примеры, когда нам необходимо выносить суждения с целью сохранения духовного здоровья отдельного человека или группы в церкви. Для начала я хочу сказать, что в этом вопросе точно необходим здоровый баланс. Но этот баланс все же должен перевешивать в сторону «не осуждения» другого человека.
Осуждение, по крайней мере в английском языке, имеет несколько значений. Осуждение может касаться выбора человека — хорошего и плохого или лучшего и худшего. Осуждение также может означать взгляд свысока на кого-либо, при этом такой взгляд включает плохие мысли о человеке из-за его ошибки или проступка. Как правило, осуждение поступка или решения человека не вызывает особых проблем. Но вот осуждение самого человека, а не его поступка, очень часто включает сравнение с самим собой, что часто является греховным и считается греховным в Библии.
Библия об осуждении
Но давайте посмотрим, что говорит Библия об осуждении. Римлянам 14:10-13 и Матфея 7:1 являются хорошими примерами, предупреждающими нас против осуждения. В Послании Римлянам Павел пишет:
Почему же ты осуждаешь своего брата? И почему думаешь, что ты лучше брата? Ведь мы все предстанем перед судом Божьим. Сказано в Писании: «Каждый склонится передо Мной, и каждый скажет, что Я — Бог. И как верно то, что я живу, так верно и то, что это всё случится — говорит Господь». Значит, каждому из нас придётся отчитываться за себя перед Богом. Так перестанем же осуждать друг друга и примем решение, что никто из нас не станет давать своему брату повода к малодушию и искушению. (К Римлянам 14:10-13)
В контексте этого отрывка мы видим, что речь идет не осуждении того или иного поступка или решения человека. Речь идет об осуждении самого человека, причем в сравнении с другим человеком.
Отрывок из Евангелия от Матфея более известный по этой теме:
«Не судите других, и не судимы будете, ибо Бог будет судить вас точно так, как вы судите других, и отмерено вам будет Богом соответственно тому, как вы отмеряете другим. Почему ты замечаешь соринку в глазу у ближнего своего, а у себя в глазу не замечаешь бревна? Как можешь ты сказать собрату своему: «Дай я выну у тебя соринку из глаза», если у тебя самого в глазу бревно? Лицемер, прежде вынь бревно у себя из глаза и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза своего собрата. (От Матфея 7:1-5)
В этом отрывке находится очень похожее послание, но есть и отличие. Библия призывает нас предоставить суд Богу. Ну и конечно, Библия говорит здесь о том, что на себя мы должны смотреть более критичным взглядом, чем на других людей. Но обратите внимание, что вынимание соринки из глаза брата не обязательно является осуждением.
В обоих этих отрывках Библия призывает нас предоставить Богу судить людей. Хотя отрывок из Евангелия от Матфея показывает, что не каждое осуждение является греховным.
Здоровое «осуждение» в жизни христианина
Давайте теперь поговорим о типе «осуждения», которое не обязательно ошибочное, но иногда может быть даже вдохновляющим. Я уже говорил, что суждение о мудрости или духовности поступков других людей не всегда является ошибочным. На самом деле Библия даже призывает нас выносить подобные суждения в некоторых случаях.
В Римлянам 12:1-2 Библия говорит о том, что если мы принесем себя в жертву живую и угодную Богу, то сможем понять Божью волю. Вероятно, что это касается как нашей жизни, так и жизни других людей. В Римлянам 15:14 апостол Павел говорит, что те, кто исполнен добродетели, способны наставлять других. Звучит так, что речь идет о суждении поступков с последующем предоставлении советов этим людям.
В Послании Колоссянам 3:16 Библия говорит нам поучать и наставлять друг друга. На память приходит еще один отрывок:
Мы провозглашаем Его, наставляем и поучаем каждого со всей доступной нам мудростью, дабы всякого представить Богу возмужавшим во Христе. (К Колоссянам 1:28)
Люди, обладающие большим духовным опытом и мудростью, призываются наставлять других (но при этом важно давать очень много поддержки, помощи и вдохновения).
Вы спросили о наставлении. Отрывки, что я перечислил выше, говорят о подобном наставлении. На самом деле люди, отказывающиеся от наставления и получения советов от других христиан, останавливаются в своем духовном росте во Христе. Нам необходимо наставление в церкви, но, держа в памяти отрывки из Римлянам 14 главы и Матфея 7 главы, оно должно сопровождаться большим количеством помощи и консультирования, а не осуждения. Как говорится «совет есть совет». Конечно, есть место и предупреждениям (2 Тимофею 3:16), но я верю, что подобные вещи должны быть редкими и должны идти, в основном, со стороны зрелых христиан.
Надеюсь, что этого достаточно.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! |
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»