Загрузка...

Почему Бог хотел убить пророка Моисея согласно Библии?

Так почему же Бог хотел убить Моисея? Стихи 24-26 удивили меня и оставили в недоумении. Я прочитал их три раза. Могли бы Вы дать объяснение такому ходу событий?

Ответ:

Я нашел веб-сайт, который представляет ряд ответов с точки зрения Иудейского христианства и которые на мой взгляд подходят лучше всего. Основная идея здесь: мы не знаем точно, почему Бог хотел убить Моисея, но довольно точно мы знаем что произошло после того, как Сепфора обрезала их сына и по крайней мере чувствуем, что это как-то связано с причиной, по которой гнев Бога утих. Я поддерживаю идею о двух причинах: нехватки обрезания и того, что Моисей совершил преступление, караемое смертной казнью.

 

Почему Бог хотел убить Моисея?

 

В пути, на ночлеге, Господь встретил Моисея и собирался убить его. Но Сепфора взяла острый каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына и коснулась ею ног Моисея. — Ты жених крови для меня, — сказала она. Тогда Господь отступил от него. («Жених крови» — так она говорила про обрезание). Исход 4:24-26.

Исход 4:24-26 – вероятно одно из самых трудных мест в Библии; однако при внимательном изучении Писания становится возможным достижение некоторой степени определенности в понимании, почему Бог хотел убить Моисея.

Начнем с предыстории: Моисей начал свою осознанную жизнь при дворе фараона, воспитываемый как сын дочери фараона (Исход 2:1-10), и когда ему было сорок лет (Деяния 7:23-29), он бежал в страну мадианитян, чтобы спастись от гнева фараона (Исход 2:15), где он поселился, женился и родил двух сыновей (Исход 18:2-4). Затем он встречается с Богом в горящем кусте и его отправляют вывести израильский народ из Египта в землю обетованную (Исход 3:1-10). По пути в Египет, Бог хочет убить Моисея и «отступает от него» только после того, как жена Моисея, Сепфора, обрезает их сына (Исход 4:24-26).

Самый популярный ответ на этот вопрос, дающийся большинством комментаторов: «Из-за того, что Моисей не обрезал своего сына, согласно завету, заключенному с Авраамом», — представляет собой некоторые проблемы, так как в Писании нет наказания отцу за необрезанного на восьмой день сына. Есть только упоминание, что необрезанный младенец будет исторгнут из своего народа (Бытие 17:14). Кажется, что в случае с новорожденным сыном, это относится и к отцу, так как очевидно, что младенец не может принимать самостоятельных решений, и вся ответственность лежит на отце. Таким образом, Моисей становится виновным. Но тот факт, что обрезание сделала Сепфора, а не Моисей, создает другую трудность, где Моисей все еще оставался бы виновным, так как сам он обрезания не сделал. Некоторые комментаторы говорят о том, что это Моисей сказал Сепфоре сделать обрезание, так как сам он был болен, лежал в постели, сражаясь с болезнью, посланной Богом, и не мог двигаться. Это тем самым извиняет то, что он сам не сделал обрезание. Однако в Писании мы не найдем подтверждения этой версии и поэтому должны отнести её к разряду спекулятивных заявлений. Однако, даже если это была правда, то по причинам, приведенным выше, это не сняло бы вины с самого Моисея.

Так почему Сепфора обрезала мальчика, а не Моисей? Здесь возможно два вероятных ответа (основанных на том, как кто понимает фразу «Господь встретил его» ст.24): первый – Моисей попросту спал, когда Господь пришел встретиться с ним и убить его, а Сепфора как мать маленьких детей спала более чутко и смогла отреагировать на внезапную ситуацию, понимая, что будя мужа лишь потеряет драгоценное время; второй – Моисей бодрствовал, когда «встретился с Господом» (и более вероятно это было с дополнительной угрозой в виде ангела Бога с выхваченным мечом) и не мог даже повернуться, чтобы сделать обрезание. Как бы то ни было это была Сепфора, и она не теряла времени, взяла острый каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына и коснулась ею ног Моисея. Это спасло ему жизнь. Причина, по которой Сепфора коснулась крайней плотью ног Моисея, — это символическое действие, показывающее, что она – послушная жена (см. Руфь 3:4-11) и что она сделала обрезание только из-за текущей необходимости. Мы должны заметить, что выражение подчинения доказывает, что Сепфора действовала по своей собственной инициативе, а не подчиняясь указаниям мужа, и что Моисей не принимал участия в обрезании сына (если бы Моисей действительно дал указания Сепфоре об обрезании, то ей не пришлось бы показывать свое подчинение в таком виде).

Некоторые могут сказать, что после встречи с Богом в горящем кусте, Моисей был призван к большей ответственности и поэтому Бог захотел убить его, так как он не обрезал своего сына. Однако, как уже говорилось, в Писании нет оснований для того, чтобы забрать чью-то жизнь из-за необрезанных детей. Более того, как мы уже видели, у Моисея было два сына (Исход 18:2-4) и оба были с ним в его путешествии (Исход 4:20). Однако мы не говорим о том, был ли второй сын обрезан или нет. Если он был обрезан, то кажется вполне вероятным, что Бог не убил Моисея в результате обрезания второго сына. Однако, если он не был обрезан, а как мы посмотрим позже есть сильные доказательства в пользу этого варианта, то действия Сепфоры по обрезанию сына с целью выполнения завета Авраама должны быть признаны несостоятельными, так как согласно требованиям этого завета оба сына должны быть обрезаны. То есть более того, если Моисей был виновен в нарушении завета Авраама через то, что не обрезал своего сына, то действия Сепфоры искупали только мальчика, но не Моисея – он все еще бы оставался виновным (что касается искупления Моисея, то ему нужно было сказать Сепфоре сделать обрезание, но как мы уже видели, он не принимал в этом никакого участия).

Читайте также:  Почему Бог возненавидел Исава (книга Малахии)?

 

Доказательство, что Моисей не обрезал своих сыновей

 

Моисей был вынужден бежать из Египта, потому что фараон хотел его убить (Исход 2:15). Это в свою очередь случилось, потому что Моисей убил египтянина (Исход 2:12). В книге Деяний 7:23-25 нам говорят, что Моисей думал, что его братья поймут, что через него Бог пытается освободить их (однако его братья не увидели этого Исход 2:13-14 и Деяния 7:26-29) — вероятно он имел некоторого рода откровение о плане Бога или это могло быть попросту потому, что он был образованным человеком (Деяния 7:22), знал историю обещанного освобождения Израиля (Бытие 15:13-16) и видел себя, того кто был чудесным образом спасен в детстве от смерти (Исход 1:15-2:10), человеком, через которого Бог исполнит свое обещание. Как бы то ни было, мы никогда не узнаем, есть ли еще какой-то вариант, более близкий к правде, чем то, что Моисей действовал, самонадеянно полагая, что сейчас и наступило время, когда Бог освободит Израиль. Мы знаем, что это была самонадеянность, потому что Моисей действовал один, ко всему прочему есть описание того, как он убил египтянина (Исход 2:12), в результате ему приходится бежать в страхе за свою жизнь.

Это не что-то, что Бог задумал сделать во исполнение Своего обещания. Он бежал в землю мадианитян, поселился там и женился на пастушке. Очевидно, что Моисей переживает кризис самоопределения, не понимая еврей ли он или египтянин (Сепфора говорит своему отцу, что их защитил египтянин Исход 2:19). Или он думает, что теперь, совершив такую непоправимую ошибку и спасая свою жизнь, ему следует стать мадианитянином и забыть свое прошлое. Мы можем уловить признаки этого кризиса в словах Писания «Моисей согласился остаться у этого человека» (Исход 2:21), которые означают, что Моисей решил на какое-то время принять власть и обычаи своего тестя Иофора. То, что Иофор был мадиамским священником, должно быть оказало на Моисея такое огромное влияние, что его собственное, хотя и отдаленное, израильское наследие было почти утеряно. Мы можем предположить, что кризис самоопределения Моисея продолжался еще какое-то время, потому что своего первого сына он назвал Гирсам, что означает «Я стал поселенцем в чужой земле» (Исход 2:22). Живя среди Мадианитян и становясь все более похожим на них, Моисей все еще чувствовал, что на самом деле он отличается от них (Деяния 7:29).

Мадианетяне произошли от Мадиана, сына Авраама и Хеттуры (Бытие 25:1-2) и, как и остальные дети Авраама, были отделены от обещания, данного Исааку (Бытие 17:19-21, 21:12,25:5-6, Исход 2:24). Так как соглашение должно было быть продолжено исключительно через потомков Исаака, то для остальной части детей Авраама не было никакого смысла продолжать практику обрезания. Обрезание было частью соглашения, из которого они были исключены, и продолжение этой практики только бы напоминало об этом исключении. Таким образом, у Моисея и Сепфоры не было никаких причин, добровольно живя среди народа, отделенного от обещания Бога, обрезать своих сыновей. Если бы Моисей обрезал двух своих сыновей, то это бы положило огромную пропасть между ним и семьей Сепфоры (помните и о том, что его тесть был мадимским священником) и что вероятно привело бы к ситуации, когда Моисей не смог бы больше жить с ними.

В Послании Евреям 11 главе Моисей назван человеком веры (ст.24-28), однако внимательное изучение Писания покажет, что таковым он становится только после своего возвращения в Египет. Совершенно ясно, что Моисей не обладал огромной верой, до того, как встретился с Богом в горящем кусте.

Слова Сепфоры в стихах 25 и 26, так же могут служить подтверждением того, что её два сына не были до этого обрезаны. Важно отметить, что согласно тексту она относилась к Моисею не как к мужу по крови, но как к жениху по крови. Этот вывод основывался на новых отношениях с Моисеем, основанных на понимании того, что Бог Моисея, Бог Авраама, Исаака и Иакова – единственный истинный Бог. Господь «отступил от него» в результате действий Сепфоры, которая воздала славу Богу, сказав Моисею: «Ты жених крови для меня», говоря про обрезание (Исход 4:25-26). Это показывает, что она поняла значение обрезания как символа Авраамова соглашения и его обещаний (Бытие 17:7-14), а также милости и благости Бога.

 

Так почему же Бог хотел убить пророка Моисея?

 

Подробно рассмотрев вариант с отсутствием обрезания и придя к выводу, что он не мог быть причиной, мы переходим непосредственно к самому вопросу: так почему же все-таки Бог хотел убить Моисея? Бог заключил соглашение с Аврамом (Бытие 15:7-21), где в качестве наследия Он обещал Авраму землю (ст. 13-16), а также сказал, что его потомки будут рабами в чужой стране на протяжении 400 лет, но освободятся от рабства в четвертом поколении. Это было частью соглашения, и Бог должен был выполнить его. Мы знаем, что конец сатаны в огненном озере (Откровения 20:10); сатана тоже знает это, и делает все, что в его власти, чтобы этого избежать. Его единственное спасение – это нарушить исполнение одного или нескольких обещаний Бога: ведь если Бог сказал, что что-то случится, а сатана каким-то образом не дал этому произойти, то Бог станет лжецом и потеряет право судить его.

Когда Бог заключил соглашение с Аврамом, сатана узнал, что в четвертом поколении должно будет произойти что-то такое, что даст возможность израильскому народу покинуть Египет и отправиться в обетованную землю. Он наблюдал и ждал. Он знал, что у Бога приготовлен Спаситель (Бытие 3:14-15), но не знал когда именно Он придет – возможно в «четвертом поколении». Когда рождалось четвертое поколение, сатана организовал убийства еврейских мальчиков с целью убить возможного посланца, но один все-таки остался в живых – это был Моисей. Однако он был взят во дворец фараона, и больше не представлял угрозы. Так было до тех пор, пока молодой Моисей не начал проявлять интерес к своему народу, и однажды не убил египтянина, который избивал иудея (Исход 2:11-12).

Читайте также:  Христианство - это религия или образ жизни?

Спустя 40 лет Бог призвал Моисея вывести Его народ из Египта во исполнение обещания Авраму. Сатана начинает беспокоиться и на встрече с Богом требует справедливости: «Бог, ты сказал Ною, что если человек отнимет жизнь у другого человека, то Ты взыщешь с него эту кровь (Бытие 9:5-6). Бог, Моисей – убийца. Я напомнил Тебе Твои слова и требую его крови». Мы знаем, что Моисей на самом деле совершил убийство, потому что Писание говорит нам, что он «оглянувшись вокруг и увидев, что никто за ним не наблюдает, Моисей убил египтянина и закопал его в песке» (Исход 2:11-12). Когда Моисей убил египтянина, то его убийство было совершенно неоправданным, Моисей легко мог просто приказать египтянину оставить его в покое, в конце концов он был сыном дочери фараона и наверняка узнаваемым в лицо человеком. Он был также «силён в словах и делах» (Деяния 7:22). Но вместо этого Моисей выбирает убить египтянина и закопать его в песке, чтобы скрыть следы преступления.

Стефан в книге Деяний 7:24 говорит, что Моисей «вступился и отомстил за обиженного, убив египтянина», однако он цитирует неполную версию, а оригинальный отрывок говорит о том, что «Моисей вырос и стал взрослым мужчиной. Он видел, что его собственный народ, иудеи, вынужден тяжко трудиться. Однажды он увидел, как египтянин избивал иудея. 12 Оглянувшись вокруг и увидев, что никто за ним не наблюдает, Моисей убил египтянина и закопал его в песке» (Исход 2:11-12). Стих 12 описывает действия Моисея, как преднамеренного убийства. Да, он пытался защитить своего брата, но как уже говорилось выше, он мог просто приказать египтянину остановиться – не было необходимости его убивать. Поэтому Бог, держа Свое слово, вышел, чтобы убить Моисея, и как мы уже рассматривали ранее, Сепфора спасла жизнь Моисею, совершив обрезание (Исход 4:19).

Но почему Бог ждал целых сорок лет, прежде чем совершить суд над Моисеем? На протяжении сорока лет фараон все еще искал Моисея (Исход 4:19), и дело осуществления наказания было «в процессе». Все началось только после смерти тех, кто искал жизни Моисея, и после того как он был послан вывести Израиль из рабства, таким образом сатане не осталось ничего, кроме как лично предъявить обвинение убийце перед троном Бога. Таким образом, ответ на наш первоначальный вопрос следующий — Моисей был убийцей, и был обвинен в этом сатаной в надежде, что обещание, данное Аврааму, останется неисполненным, что выставит Бога лжецом и отнимет у Него право судить сатану.

 

Важное заключение:

 

Читая Писания и изучая историю, мы можем увидеть, что еврейский народ часто становился предметом намеренного уничтожения. Причина этого лежит в обещании Бога, что Мессия выйдет из израильтян (Бытие 49:10, Числа 24:17а), и что Он вернется только по просьбе еврейского народа как нации (Евангелие от Матфея 23:37-39, см. также Захария 12:10-14), поэтому сатана делает все возможное, чтобы уничтожить еврейский народ – не будет евреев, не будет Мессии, не будет Суда! Мессия в первый раз пришел, чтобы принести спасение (Евангелие от Иоанна 12:47), Он придет во второй раз, чтобы судить мир (Евангелие от Матфея 25:31-46; Иоанна 5:22; Деяния 10:42; 2 Тимофею 4:1), и после сатана будет брошен в огненное озеро (Откровение 20:10), потому как суд над ним уже совершен (Евангелие от Иоанна 16:11).

 

Джон Окс

Перевод: Валерия Мыльникова

www.evidenceforchristianity.org

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".



Больше статей по теме
Больше статей по теме

Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест

 

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»