Загрузка...

Почему Богом одобрялись убийства целых народов в Библии?

Почему Богом одобрялись убийства в Ветхом Завете? Почему же Бог уничтожил целые народы в Библии, если Бог такой любящий?

Как же Он повелевал израильтянам стирать с лица земли целые нации, включая и невинных детей? В заповедях значится «не убий», а как же геноцид целого народа? И как следствие, вопрос: почему Бог оказывает такое предпочтение израильтянам, и вместе с тем, такую немилость другим народам? Разве это не то, что запрещает делать Новый Завет?

Ответ:

 

Почему Богом в Ветхом Завете одобрялись убийства амаликитян и других народов?

 

Это не самый простой вопрос. Теологически и библейски велик подтекст, как и скрытый смысл того, что по Библии есть «непогрешимость» и «соответствие». Не сложно увидеть выпирающее противоречие между Богом любви и тем Богом, который говорил израильтянам уничтожить нации, мужчин, женщин и детей. В 1-ом послании Иоанна 4:16 мы читаем «Бог есть любовь». Добавьте к этому то, что Иисус Христос говорил про отношение к своим врагам. В Евангелии от Матфея 5:44 Он заповедует:

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

Не нужно даже быть бескомпромиссным скептиком от христианства, чтобы обнаружить открытое противоречие. Представление о любящем Боге, призывающем нас к любви ко всем, даже к врагам своим, контрастирует с Богом, одобряющим убийства и уничтожение целых народов, особенно во время их завоевания Ханаана.

В ответ я приведу несколько аргументов, но даже и тогда, в конце моих доводов я останусь обеспокоенным тем, что в Библии Бог призывает народ сделать с жителями Ханаана. Иными словами, я могу проследить четкую логику того, почему любящий Бог призвал израильтян уничтожать народы, но эмоциям от этого не проще. Даже и после объяснений. Полагаю, что многие, если не все, мои читатели чувствуют себя схожим образом.

Вот при такой подготовке позвольте мне перейти к вопросу о том, почему описанный выше сценарий с уничтожением народов контрастен, но не противоречив. Прежде всего, мы, будучи людьми, смерть считаем абсолютным злом. Бог же видит зло в другом — в грехе. Бунт против Бога есть зло. Зло заключается в эгоизме и жадности, в половой распущенности и насилии. Физическая смерть не является злом. С точки зрения Бога смерть это не конец, а переход. Смерть не является злом по сути, так как не представляет собой конца существования души. Для нас, как для людей, которые инстинктивно испытывают страх смерти, это трудно понять, но не зло это в сути своей, закончить ханаанскую жизнь, даже на войне. Грешно забрать жизнь в порыве гнева, по причине жадности или эгоизма. Но по заповеди Бога – нет.

Говоря это, не разумно делать вывод о том, что хорошо бы нам пойти убивать людей вокруг. Далеко не так. И не смотря на это, не абсолютное зло – отъем жизни (глазами Бога). Относительно ситуации в Ханаане, на момент завоевания евреями земли обетованной, творилось вот что.  Религиозные практики в Ханаане достойны всякого презрения. Поклонения Хамосу состояли из принесения в  жертву младенцев путем сжигания их на огне.  Каково было Богу взирать на то, как люди жгут детей в тщетной попытке использовать в своих интересах божка, которого даже нет!

Поклонение другим богам состояло из половых актов с проститутками при храмах. В округе Ханаана идолопоклонство и половая распущенность были обычным делом. У человека, взращенного такой культурой, шанс стать праведником и быть с Богом в вечности, практически равен нулю. Практически с полной уверенностью, рожденные в ханаанских семьях дети были испорчены насилием и сексуальной деградацией.  Такие культуры вызывали Божье отвращение. Как бы плохо ни было все с культурой современной на наш взгляд, в Ханаане пятнадцатого тысячелетия  до н.э. было хуже в разы.

Правосудие и любовь Бога находятся в противоречии для тех, кто не имеет объемного представления о Боге в Библии. В конкретном случае с Ханааном, и любовь, и справедливость, побуждали Его к решительным действиям. У нас нет данного Богом права вершить месть  или судить других. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Послание Римлянам 12:19). А у Бога право на это есть. Согласно отрывку из Евреев 10:30-31″..у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Новый Завет, кстати сказать). Бог Библии является и любящим, и справедливым. В случае Ханаана пятнадцатого века до нашей эры, время для суда пришло.

Читайте также:  Послание к Лаодикийцам: где упомянутый в Библии труд Павла?

У Бога были избранные люди. Израильтяне стали избранными не потому, что Бог был холоден или бессердечен, или предвзят в суждении. Израильтяне были избраны по обещанию, из-за веры Авраама. Бог обещал Аврааму благословение всех людей через его потомков. (Бытие 18:18). По божьему плану, Авраамовым потомкам дана была Обетованная земля. Это было от любви. Окончательно приведено в исполнение обещание, когда Бог позволил Своему единственному Сыну умереть на кресте в Иерусалиме. Не было иной возможности в те времена Израилю получить свою землю, кроме как изгнать и уничтожить народы населявшие ее. По тем временам, не было шанса так же управлять своей жизнью и хорошо жить на изобильной земле без армии, и без готовности использовать эту армию против врагов. Израиль проживал в мире, исполненным насилия. Они должны были полагаться на Божье избавление, но и воевать с оружием в руках.

Уничтожение хананеян беспокоит меня, и как я полагаю, вас тоже. Тем не менее принимая в расчет любящее обещание Бога благословить через Израиль всех людей, после их завоевания Обещанной Земли, это имеет смысл (хотя и трудно для понимания). Я полагаю, что дети, убитые во время этой истории, на небесах с Богом. Полагаю, что, в сущности, всех убитых евреями взрослых (или почти всех), ждала печальная судьба, потому как жили они в прогнившем насквозь, развращенном обществе. Они отделены от Бога в вечности. Божий суд осуществился через военные действия Израиля. Признаю, что на это тяжело смотреть, но верю, что любовь Бога проявилась в том, что сделал Израиль.

Имейте в виду, что Бог не выписывал Израилю карт-бланш на убийство вообще всех, кого только захочешь. Бог позволял израильтянам уничтожать определенные народы, их деятельность распространялась на определенную ограниченную территорию, в конкретное время. Их не поощряли создавать свою империю и довлеть над окрестными народами. Их задача, избранных Божьих, была в том, чтобы занять Обетованную Землю. Если кто изучал Закон, в особенности Левит, то он заметил, что в заповедях было предписано избегать необоснованного насилия, не относиться жестоко к пришельцам, не приветствовались взрывы ярости и т.п. Иноземец в Израиле жил в более гуманных условиях, чем большинство в родных краях. Бог заповедал людям Своим в целом быть гуманными в поведении своем. Однако, это не исключило возможность путем войны захватить Обетованную Землю, защищать с оружием храм и Иерусалим.

Подведем итог: есть резон увидеть противоречия в Библии, учитывая, что израильтяне во время захвата Обетованной Земли разрушали целые города. Это не вяжется с заповедью Иисуса возлюбить своих врагов. Однако это не настоящее противоречие, хотя мы его и увидели. Бог любит и судит. Разумно выглядит заповедь изгнать и уничтожить жителей с Обетованной Земли, учитывая безнадежно прогнивший стиль жизни древнего Ближнего Востока. Особенно принимая во внимание намерение Бога благословить всех людей через потомков Авраама.

Ниже привожу содержание этого небольшого эссе:

  1. Наше понимание смерти, как абсолютного зла, не совсем верно.
  2. Зло есть восстание человека против Бога и жизнь в грехе.
  3. Бывают такие ситуации, когда Божье правосудие провозглашает Божью любовь к людям конкретным и к группе людей. В результате чего является  фактический суд над конкретным человеком или группой людей.
  4. Хотя человек не имеет права приговаривать к смерти других, решая, кто из них достоин благословения, а кто проклятия, Бог на это право имеет.
  5. Божий план по благословению всех людей через потомков Авраама есть величайшее возможное благо для человечества.
  6. Божий план был послать Мессию – Спасителя через определенных людей с их конкретной политической историей и религиозным прошлым. В те времена обойтись без применения грубой силы было нельзя.

Заключение.

Несмотря на видимость обратного, решение Бога об уничтожении народа Ханаана, мужчин, женщин и детей, было выражением любви и справедливости.

 

Джон Окс

Перевод: Наталия Бруни

 

Почему Бог разрешал израильтянам вести войны?

 

Из-за того, что Бог хотел создать Свой собственный народ, через которого Он мог послать пророков, а затем и Мессию, это было важно, чтобы Его народ имел возможность завоевать свою территорию и удерживать её от своих врагов. Это было реальностью мира в то время. Бог никогда не мирился с наступательными военными действиями за пределами Земли Обетованной. Он никогда не мирился с набегами евреев на своих соседей. Он не разрешал применять пытки. Тем не менее он позволил Своим людям завоевать свою землю и защищать ее.

Читайте также:  Назарет: библейский город, которого не было в первом веке?

Возможно, мы можем не согласиться с Божьим планом, но, учитывая Его план по нашему спасению, ограниченная война была необходима. С другой стороны, в Новом Завете христианские войны полностью исключены. Иисус повелел, чтобы мы любили наших врагов. Христианство является международным и само по себе аполитично. Иисус никогда не мирился с тем, чтобы христиане вели войну против верующих или неверующих. Вот наброски:

Заявление скептика: Бог Ветхого Завета выступает за садистские этнические чистки.

Мы должны признать, что на каком-то уровне, это, кажется, справедливым утверждением.

«Так говорит Господь сил: «Я накажу амаликитян за то, что они сделали Израилю, преградив путь израильтянам, идущим из Египта. Ступай, напади на амаликитян и полностью уничтожь все, что им принадлежит. Не щади их; предай смерти мужчин и женщин, детей и грудных младенцев, волов и овец, верблюдов и ослов». (1 книга Царств 15:2-3)

Это жесткая вещь!

Несколько пунктов по теме:

  • Если вас не волнует это на каком-то уровне, я беспокоюсь о вас!
  • Аргумент предполагает, что физическая смерть это плохо или является злом. Это ложное предположение. Грех есть зло, но смерть злом не является. Смерть это переход, надеюсь, к чему-то лучшему.
  • Творец говорит здесь, как отец говорит своему ребенку: «Я поместил вас в мире, и я могу взять вас назад!» Бог имеет полное право поступать так, как Он хочет.
  • Бог имеет полное право судить.
  • Существует вопрос о религии амаликитян. Принесение в жертву детей, поклонение богам через занятия сексом с проституткой в храме, и т.д.
  • Ситуация для детей в этой ситуации была безнадежной.
  • В случае амаликитян и других хананеев: и Божья любовь, и Его справедливость требует, чтобы что-то было сделано.
  • Либо Бог собирался создать нацию, либо нет. Если Бог создаст «народ», то такие люди должны иметь физическую территорию и должны иметь армию.
  • Божий план заключается в выборе человека, а затем народа, через который будет послан Спаситель. Божий план, заключающийся в благословении человечества через Иисуса, перевешивает все остальное.
  • Грешно лишить жизни другого из-за гнева, жадности или эгоизма, но лишение жизни во время войны не обязательно является грехом.
  • Все, что Бог сделал для Израиля как нации, было сделано так, чтобы ограничить их способность вести войну:
  • Нет полномочий в создании империи.
  • Не допускается создание постоянной армии.
  • Не допускаются жестокость, насилие, изнасилование.

 

Джон Окс

Перевод: Сергей Дяченко

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


Больше статей по теме


Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»