Загрузка...

Покрытие головы женщины в Библии в молитве: о чем это Павел?

Как понять отрывок из Библии, где апостол Павел говорит про покрытие головы женщины? Надо ли женщине покрывать голову во время молитвы в церкви, либо за ее пределами? Откуда пошла эта традиция и какова современная практика церкви?

 

Покрытие головы женщины и Библия

 

Но я хочу, чтобы знали вы, что Христос — глава над каждым мужчиной, каждый мужчина — глава над женщиной, а Бог — глава над Христом. Каждый мужчина, который молится или пророчествует с покрытой головой, принимает позор на свою голову. Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову. Если женщина не покрывает свою голову, то пусть острижётся. Но раз для женщины остричь волосы или обрить себе голову — позор, то она должна покрывать голову. Но мужчина не должен покрывать голову, ибо он Божий образ и слава Его, женщина же — слава мужчины. Ибо не мужчина произошёл от женщины, а женщина — от мужчины. И не мужчина был создан для женщины, а женщина была создана для мужчины. Вот почему женщина должна покрывать себе голову в знак того, что находится под властью. И ещё должна она делать это из-за ангелов. (1-е Коринфянам 11:3-10)

Как мы, как христиане, можем быть уверены в том, что Павел, говоря о покрытии головы женщины, говорил о культуре? Я знаю, что Дэвид Берсо, популярный христианский автор, пришел к заключению, что покрывать голову женщинам — это одно из требований для христиан. В основном его аргументы заключаются в том, что раз первые христиане воспринимали это буквально, то и мы должны делать сегодня то же самое. Я читал об этом также и у других авторов. По нескольким причинам мне кажется, что вышеперечисленные аргументы не верны:

  1. Если покрытие головы женщины — это такое важное дело, тогда почему об этом не упоминается в Ветхом Завете?
  2. И второе — эти правила в ношении одежды сложно сочетаются со свободой во Христе, о которой говорил Павел.

Мой вопрос вот в чем. Как вы пришли к заключению, что покрытие головы — это не существенно для христиан сегодня, и что они не потеряют спасение, если не будут исполнять эту заповедь?

Нужно ли женщине покрывать голову во время молитвы согласно Библии? Согласно этому отрывку из 1 Коринфянам 11 главы женщинам нельзя брить головы, не так ли? Мне говорили, что Павел хотел убедиться, что женщины церкви не напоминают местных проституток, которые в то время имели обыкновение брить головы. Однако, мужчинам нельзя было обрезать по краям бороды и брить по краям?

Ответ:

Давайте по порядку. Я очень хорошо знаком с трудами Дэвида Беркота. Он придерживается взгляда, что все, что делалось в ранней церкви, если только это особо не оговаривается в Новом Завете, должно соблюдаться христианами и сегодня. Но с этой точкой зрения есть пара проблем. Прежде всего, это очень плохая логика. Если ранняя церковь делала что-то, это не является доказательством того, что современные христиане должны делать то же самое. Например, если первые христиане добирались до собраниях на лошадях, не означает, что мы должны добираться до мест наших встреч на лошадях.

Есть одно простое правило, которому мы должны следовать. Если Новый Завет не заповедует какую-то конкретную практику или не запрещает какую-то конкретную практику, тогда эта практика (или отказ от этой практики) не является обязательной для современных христиан. Вот пара примеров. Беркот правильно заявляет, что у ранней церкви была практика собираться по домам. Но затем он говорит, что истинная церковь Нового Завета должна собираться по домашним церквям. Но где эта заповедь в Библии? Ее, конечно, нет. Сказали ли им апостолы собираться по домам? Возможно. Но, возможно, это было из-за больших гонений на церковь.

Другой пример. Беркот замечает, что лидеры ранней церкви учили, что христиане не должны служить в армии ни по каким причинам, если только они не были крещены, находясь в армии. В итоге Беркот приходит к заключению, что для современного христианина служба в армии равносильна греху. Лично я уверен, что христианин должен стремиться к пацифизму, и согласен с Беркотом, что служба в армии для христианина будет проблематичной. Тем не менее нам надо понимать вот что. Пребывание в римской армии требовало служение не только государству, но и требовало вовлечение в идолопоклонство. Это сильно отличается от современной армии.

Основной вывод таков: Беркот склоняется к законничеству и пытается сказать, что мы должны заработать свое спасение. Я согласен со многими его предположениями, но не соглашусь с тем, что мы должны следовать абсолютно всему тому, чему следовали первые христиане.

 

Покрытие головы — культурное проявление?

 

Покрытие головы женщины в Библии в молитве: о чем это Павел?

Вопросы о покрытии головы женщины — точно не теологический вопрос. Это не вопрос о том, кто есть Бог, и не об основных постулатах христианства! Это может быть какой-то доктринальный вопрос, но точно не теологический!

Читайте также:  Женщина создана из ребра Адама согласно Библии?

Возможно, что вы читали где-то мои заявления о том, что покрытие головы женщины во время молитвы надо толковать как культурное проявление. Я до сих пор придерживаюсь этой точки зрения. Вы спрашиваете, как мы можем быть в этом уверены, и что это не обязательная заповедь для исполнения? Мой ответ заключается в том, что мы не можем быть абсолютно уверены в этом. Возможно, что это спорный вопрос, хотя я почти уверен, что прав. Я бы сказал, что если это НАСТОЛЬКО важно, то Бог сделал бы это как-то яснее и нагляднее. Я думаю, что вам, скорее всего, надо просто расслабиться насчет этого. Идея того, что чье-то спасение зависит от этой вещи, действительно неразумна. Сама идея того, что наше спасение зависит от того, что мы носим, говорит мне, что человек, размышляющий таким образом, совсем запутался в понимании Бога.

Какие доказательства Беркот приводит, говоря о том, что ранние христиане воспринимали вопрос о покрытии головы буквально? Я думаю, что его доказательства недостаточны. Я достаточно внимательно читал всех отцов ранней церкви, и нигде не видел, чтобы хоть одна ранняя церковь воспринимала этот вопрос, как доктринальный. Есть лишь одно возможное исключение, которое мы находим у Тертуллиана, но нам надо помнить, что он был очень радикальным законником. Другие, такие, как Климент Римский, упоминают об этой практике, но как о знаке смирения, а не о доктринальном требовании. Даже Тертуллиан, упоминая об этой практике, не говорил о ней, как о необходимой доктрине. Мы знаем, что христиане в искусстве часто изображали эту практику, но это вовсе не означает, что это было доктринальное требование. Беркот говорит, что это так. Он говорит, что раз они делали это в первом веке, значит мы должны делать и сегодня. Это очень бедная логика, которая скорее доказывает слабость толкования Библии. Я думаю, что вы можете спокойно отклонить аргументы Беркота.

И все же, оставив Беркота в стороне, все еще возможно, что 1 Коринфянам 11 может быть заповедью для христианских женщин сегодня. Тема 1 Коринфянам 11:3-16 — подчинение. Павел говорит, что глава Христа — Бог. Глава мужа — Христос. Глава женщины — мужчина. Он говорит о том, что когда замужняя женщина молится, она должна признавать свое подчинение мужу, признавать его власть над ней. Я читал массу комментариев по этой теме и скажу, что почти все те, кто склоняется в сторону законничества, признают тот факт, что Павел использует примеры в определенной культурной среде. Те вещи, что могли иметь значение для Коринфян, могли вовсе не иметь такого значения в других культурах, в которых покрытие головы не имеет ничего общего с авторитетом и положением в обществе. Представьте себе, как эта заповедь может быть применена в Новой Гвинее, например.

В любом случае вы можете быть несогласны с этим и можете выбрать носить какой-то покров во время молитвы или нет. Но есть смысл не идти в этом направлении. Если вы и решите это делать, вы должны помнить, что это спорная вещь, так что думать, что это имеет какое-то отношение к спасению — совершать очевидную ошибку.

Насчет ваших аргументов: Я согласен, что ваши аргументы хорошие, и могут быть добавлены к тем, что привел я. Бог всегда говорил, что женщина должна признавать власть мужчины в браке, и все же Он не заповедовал носить Иудейским женщинам знак их подчинения во время молитвы. Это не доказывает, что Он не требовал этого также и от христианок, но помня о том, что в Ветхом Завете было гораздо больше «правил», нежели в Новом, так что было бы очень удивительно найти подобное физическое требование для спасения в нем. Я согласен, что это хороший аргумент. Я также согласен, что подобное требование не сочеталось бы с той свободой, что дана нам во Христе, когда речь идет о всех женщинах, молящихся во всех культурах. И снова, это не доказывает ничего, но я думаю, что это хороший аргумент.

Подводя итог, скажу, что выводы, которые делает Дэвид Беркот, нам нужно воспринимать с большой долей скептицизма. Даже если он и прав в этом случае, что Павел действительно вкладывал в эти строки буквальный смысл, касающийся всех женщин во всех культурах и временах (что очень сомнительно), все равно давайте не будем позволять делать этот вопрос вопросом спасения и не будем вносить разделения из-за этого вопроса. Могу ли я сделать свое предположение насчет вашей борьбы по этому вопросу? Покрытие головы для женщины — это не важный вопрос для христианства. Сатана хочет, чтобы вы отвлекались от важных вопросов. Не позволяйте ему делать это!

Читайте также:  Как человек, рожденный женщиной, может быть чистым по Библии?

 

Так нужно ли женщине покрывать голову во время молитвы (в церкви или вне её)

 

Покрытие головы женщины в Библии в молитве: о чем это Павел?

Как отрывок применим в наши дни? Мне не верится, что в 1-ом Послании Коринфянам 11 находится заповедь о длине волос. Хотя многие женщины предпочтут носить более длинные прически, в свете этого отрывка. Не следует делать из специфического совета Павла людям той культуры предписания для современных парикмахеров. Или нашим женщинам придется еще и вуаль надеть (или покров). Задумаемся о принципе. Вся жизнь проходит в подчинении власти Бога и тех, кто над нами. Культурные подробности о покровах и прическах первого века к 21 веку не прикладываются. Решите лично для себя как вы примените принцип подчинения Богу и Христу, а если вы – женщина, то мужу.

По поводу оформления бороды и бакенбардов христианских предписаний нет, насколько мне известно. Возможны ссылки на те предписания, которые устанавливал Ветхий Завет, но мы, как христиане, не рассматриваем их. Так или иначе, попробуем проникнуть в саму суть и смысл того, что Павел пытался донести до нас в 1-ом Послании Коринфянам 11, заглянув за строгие рамки соблюдения закона.

 

Покрывать голову во время молитвы в знак подчинения

 

Это один из самых спорных и трудных отрывков из всего Нового Завета. Ученые спорят о контексте и применении этого отрывка. Было дано много объяснений. И сложно сказать наверняка, какое из толкований этого стиха является абсолютно правильным. Некоторые рассматривают этот стих буквально, что женщины должны покрывать свою голову во время молитвы. Следует иметь в виду, что в переводе с греческого, упоминается вуаль, а не шляпка. Относительно немногие занимают такую позицию, что Павел заповедует всем женщинам во всех временах носить паранджу во время молитвы.

Упор этого отрывка – на подчинение. Вернитесь в 11:3, чтобы увидеть это направление. Бог – глава Христу, Который глава мужу, который глава жене. Для этого женщины должны иметь особенно уважительное и покорное отношение во время молитвы. Похоже, что именно в этом смысл. Сказав в 1 Коринфянам 11:10, что женщины должны иметь особенно покорное отношение в молитве, Павел продолжает в 11 стихе говорить, что мужчины и женщины в конечном итоге равны друг другу. Так что я не верю, что этот отрывок говорит о необходимости женщинам покрывать свои головы во время молитвы, но что они должны признать свое подчинение их мужьям, когда они молятся.

Часть про ангелов сложна для понимания. Одним из объяснений является то, что если женщины непокорны, то это искушает ангелов отказаться от своей покорной позиции. Другими словами, если христиане не принимают позицию, данную им Богом, тогда ангелы более искушены бунтовать.

И еще добавлю. Этот отрывок не о ценности, или важности, или кто лучше, чем другой. Он о подчинении. Иисус Сын подчиняется Отцу и в то же время, Он равен Отцу.

 

Джон Окс

Перевод: Елена Докучаева, Наталия Бруни

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".



Больше статей по теме
Больше статей по теме

Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест

 

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»