Загрузка...

Что такое причащение в церкви и как проходит в наше время

Что такое причащение и как оно проходит в современной церкви? Каким образом практиковалось причащение церкви первого столетия и какова история причащения в церкви? Мое личное изучение говорит о том, что причащение в ранней церкви сильно отличалось от практики современных христианских церквей. Правда ли, что современная практика причащения произошла из ритуала? Как должны причащаться современные христиане?

Примечание редактора: ниже мы предлагаем вам краткий ответ на вопрос, но если вы хотите узнать больше, то прочтите эту статью о причащении и его истории.

Ответ:

 

Причащение в церкви: история и практика первых христиан

 

В христианском движении в мире существуют разные практики причащения. Я не уверен, на какую именно современную практику причащения вы ссылаетесь. Я не знаю, с какой практикой вы знакомы и о чем именно говорите, что немного усложняет мой ответ вам. Я могу рассказать лишь о том, что мы видим в Библии, и поделиться опытом причащения в ранней церкви.

Иисус сказал: «Делайте это в память обо Мне». У нас есть пример того, что делал Иисус на Тайной Вечере. Мы можем прочесть об этом во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Иоанна (немного удивительно, почему Иоанн не описал это событие).

Потом Он взял чашу и, возблагодарив Бога, сказал: «Возьмите её и обнесите всех, ибо говорю вам: не буду пить вина виноградного, пока не придёт Царство Божье». Затем Он взял хлеб и, возблагодарив Бога, преломил его и дал им всем, сказав: «Это — Тело Моё, за вас отдаваемое. Ешьте хлеб в память обо Мне». (От Луки 22:17-19)

В ночь перед Пасхой (еврейским праздником Седер) Иисус сделал то, что потом вошло в традицию. Во время Пасхального Седера Иисус взял хлеб (Матфея 26:26 для примера), затем передал его по кругу, говоря: «Это Мое тело». Большинство христиан, не являющихся католиками или православными, верят, что Иисус говорил образно. Он не имел в виду, что этот хлеб и есть Его тело, тем более, что хлеб был у Него в руках (фактически Его тело и передавало хлеб). Другими словами, хлеб есть символ Его тела. Подобным образом можно сказать и о чаше. Затем Иисус передает чашу с вином по кругу, говоря: «Это Моя кровь». Возможно, что наиболее важный отрывок находится в первом послании Коринфянам:

Ибо я получил от Господа то учение, которое передал вам. Господь Иисус в ту ночь, когда отдали Его убийцам, взял ломоть хлеба и, вознеся благодарность, преломил его и сказал: «Вот Моё Тело для вас. Делайте так в память обо Мне». Также взял Он чашу вина после того, как съели они ужин, и сказал: «Эта чаша — новое соглашение, скреплённое Кровью Моею. Когда бы вы ни пили, делайте это в память обо Мне». Всякий раз, когда едите вы этот хлеб и выпиваете чашу, вы возвещаете смерть Господа, пока не придёт Он. (1-е Коринфянам 11:23-26)

Здесь апостол Павел напоминает, что Иисус сказал делать это «в память» о Нем. Насколько я понимаю, главной целью церемонии причащения является воспоминание. Это не воссоздание распятия, как считают некоторые, а воспоминание о нем. Согласно апостолу Павлу, когда мы причащаемся, мы вспоминаем, что Иисус сделал для нас и провозглашаем Его смерть, пока Он не вернется. Мы воспринимаем хлеб и вино как символы Его тела и Его крови, вспоминая о том, что Он сделал для нас.

 

Причащение в ранней церкви

 

Как причащение проходило в ранней церкви? Существуют свидетельства, что это была очень простая церемония с хлебом и вином. Все доказательства указывают на то, что причащение проходило каждую неделю по воскресеньям (или вечером в субботу, т. к. день считался от заката до заката, а не от 12 ночи до 12 ночи). Помимо прочего ранняя церковь ела совместно, они называли это «праздником любви», но эти праздники были отделены от причащения. Существуют доказательства, что ранняя церковь допускала до причащения только верующих, хотя возможно, что это было сделано скорее из-за безопасности, а не из-за теологии. Так что с библейской точки зрения это вопрос открытый — приглашать неверующих присоединиться к причащению или нет. Церковь, которую я посещаю, позволяет причащаться всем желающим.

 

Практика в современной церкви

 

Вот, что я думаю, мы должны делать сегодня на причащении в церкви. Нам не нужны «священники», чтобы причащаться. Нам не нужны особые церемонии или предписанные слова. Мы не видим этого в истории ранней церкви, как не видим этого и в Библии. В церкви, частью которой я являюсь, у нас простая церемония, которая проходит каждую неделю. Мы разделяем друг с другом хлеб и вино (или виноградный сок). Мы призываем людей вспомнить смерть, захоронение и воскресение Христа. Мы надеемся, что это не становится просто бессмысленной традицией или привычкой. По этой причине обычно один из братьев делает небольшое учение из Библии, которое помогает сфокусироваться на причащении.

Некоторые церкви создают целые церемонии вокруг причащения. Некоторые учат, что только «священники» могут проводить эту церемонию. Некоторые учат, что причащение (они называют это «евхаристией») — это воссоздание жертвы Христа. Некоторые даже воспринимают слова Христа «это Мое тело» и «это Моя кровь» буквально и верят, что, когда священник проводит церемонию, хлеб и кровь буквально изменяют свою структуру, становясь плотью и кровью Христа. Но это теологическая ошибка. Я полагаю, что вы посещаете церковь, где причащение проходит примерно так, как оно проходило в ранней церкви и как оно описано в Библии.

Читайте также:  Как сатана искушает человека: кто виноват в грехах людей?

Джон Окс
Перевод Петров Игорь

 

Какими должны быть хлеб и вино на причащении?

 

Должны ли христиане причащаться настоящим пресным хлебом в церкви? Сколько должно длиться причащение — минут десять или сопровождаться полуторачасовой проповедью? И еще: не могли бы вы объяснить, почему хлеб во время причащения не превращается в тело (плоть) Иисуса, а вино – в Его кровь, как меня учили в детстве?

Некоторые люди говорят, что причащение (причастие) должно быть только настоящим вином, а не соком. Некоторые считают, что использование виноградного сока во время причащения показывает неуважение к смерти Христа. Так как же быть — как правильно по Библии?

И еще. В книге Деяний говорится «они постоянно пребывали… в преломлении хлеба» — здесь говорится о христианской трапезе или причащении?

Ответ:

По поводу «настоящего пресного хлеба»: здесь мы по традиции, восходящей к ветхозаветной Пасхе, используем хлеб без закваски. Иисус не дал указаний, каким именно хлебом причащаться, очевидно, оставив за нами право выбора.

То же относиться и к вопросу о длительности причащения. Оно вполне может быть самой длинной частью богослужения. Я сочувствую, если вам приходится высиживать полтора часа каждое воскресенье. (Длинная проповедь – это замечательно, но, как говорится, «наш разум может воспринять не больше, чем могут выдержать наши седалища!») Лично для меня важно, чтобы сказанное на причащении заставляло задуматься. Но от длительности, как причащения, так и проповеди редко зависит их качество.

Наконец, что касается доктрины пресуществления. Если считать, что хлеб и вино буквально являются плотью и кровью Христа, то это порождает некоторые противоречия:

  • В 6-й главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит о хлебе и вине, физически присутствуя среди учеников. Как элементы причащения могли быть телом Иисуса, если Он находился за столом вместе с двенадцатью учениками?
  • Пить кровь было строго запрещено иудейским законом.
  • Если пресуществление действительно имеет место, то на каждом причащении Христос вновь приносится в жертву. Но послание к Евреям подчеркивает, что жертва Христа была принесена «раз и навсегда».

Я верю, что этот вопрос о вине на причастии попадает в категорию «мнения». Лично я, читая в Библии о «плоде виноградном», думаю о вине, а само выражение может означать ферментированный или не ферментированный виноградный сок. Некоторые церкви, уважая чувства людей, имеющих алкогольную зависимость, подают на причащении только виноградный сок или же предлагают и сок и вино. Другие используют только вино. Я думаю, что присутствие обоих напитков на причащении будет хорошим решением, при условии, что они как-то разделены между собой или отличаются по виду.

И снова скажу — на причащении я предпочитаю вино. Другие чувствуют, что это ошибочно или не мудро. Компромисс в этом вопросе может быть хорошим решением, т. к. нет никакого доктринального учения, способного повлиять на наш выбор. Позвольте каждому делать свой выбор в этом вопросе в духе милосердия (будет полезно прочесть Римлянам 14 главу).

Теперь давайте посмотрим, являлось ли причащение простой трапезой?

И они проводили время в постоянном приобщении к апостольским учениям и в общении друг с другом, ели все вместе и молились вместе. И чувство благоговейного трепета овладело каждым, и много чудес и знамений совершено было апостолами.

Все уверовавшие держались вместе и делились друг с другом всем. И стали они продавать своё имущество и владения свои и раздавать всем, кто в этом нуждался. Каждый день они собирались вместе в храме, а в домах у себя ели все вместе, радостно и щедро делясь друг с другом пищей, восхваляя Бога и радуясь доброму отношению всего народа. А Господь ежедневно прибавлял к ним спасённых. (Деяния 2:42-47)

Как вы заметили, фраза «преломляли хлеб» имеет двойной смысл, и может обозначать в Библии и христианскую трапезу и причащение. Относится ли она к причащению или нет – это можно определить только из контекста. Я думаю, что отрывок 2:42 относится к Вечере Господней, а 2:46 – к обычной трапезе.

Из Нового Завета и ранних описаний жизни церкви видно, что первые христиане регулярно праздновали Вечерю Господню – еженедельно или даже чаще:

В воскресенье, когда мы собрались вместе, чтобы совершить вечерю Господню, Павел беседовал с нами. Намереваясь отплыть на следующий день, он говорил до полуночи. (Деяния 20:7)

Даглас Джакоби

Перевод: Анастасия Соколова

 

Можно ли не христианину причащаться в церкви?

 

Могут ли те, кто пока не стали христианами, принимать участие в причащении в церкви, мы точно не можем знать, т.к. нет прямых отрывков из Библии по этой теме. Это серая область, и ответ зависит от мнения людей. Из практики ранней церкви мы знаем, что в конце первого века те, кто не был частью церкви, не допускались до причащения. Но у нас нет прямых доказательств об этом. Итак, хотя пример ранней церкви показывает, что она склонялась к исключению некрещеных из причащения, свидетельства того, что некрещеные могут принимать участие в причащении, очень сильны.

Читайте также:  Как библейские принципы отличить от заповедей и мнения человека?

Мы можем почти наверняка быть уверенными, что из-за сильнейших гонений на раннюю церковь и опасности арестов, церковь старалась быть очень осторожной с тем, кого допускать до самых интимных частей её богослужения. Для большинства церквей сегодня это уже не имеет значения. Если мы принимаем библейское учение о том, что причащение это воспоминание о смерти и воскресении Христа, то сложно найти твердое библейское или теологическое основание не допускать до него тех, кто верит в Христа, но еще не дошел до момента крещения.

Пример ранней церкви не очень ясен, но даже, если так и было, то мы не обязаны следовать практикам ранней церкви, если только Новый Завет не говорит об этом. Необходимо также помнить, что религиозная обстановка сегодня сильно отличается от обстановки первого века н.э.

В первых двух веках н.э. в каждом городе была буквально только одна группа христиан под руководством одного епископа или старейшины, даже, если ученики встречались по своим домам. Сегодня мы имеем буквально сотни религиозных групп. Кто является христианином? Кто может быть допущен до причащения? Это уже не так ясно, как это было в первом веке. По этой причине мы просто не можем решить, кто может быть допущен до причащения на наших христианских службах, без внимательного и осторожного рассмотрения каждого посетителя. На практике это невозможно. Следовательно, если церковь хочет исключать кого-то из причащения, то это можно решить только на местном уровне. Это само по себе является проблематичным.

Мое мнение заключается в том, что можно понять, когда кто-то заявляет, что только крещеные ученики Христа могут принимать участие в причащении в церкви, но такой аргумент оставляет желать лучшего. Практическая реальность христианства сегодня заключается в том, что если мы будем исключать не христиан из причащения, то это создаст чувство отчужденности, что еще больше отделит не спасенных во время наших богослужений. Это потребует участия в богослужении только членов церкви, что, по моему мнению, очень непродуктивно. Это очень серая область, но вы можете видеть, на чем я основываю свое мнение.

Джон Окс

 

Может ли ребенок причащаться в церкви?

 

Возможно ли допустить причащение ребенка в церкви? Этот вопрос был задан моим другом, который пришел в церковь и заметил, что дети не причащаются. Я читал вашу замечательную статью о Вечере Господней, но этот вопрос остался.

Я понимаю, что причащение – дело верующих христиан. Многие наши дети выросли с верой в Бога, и, как я понимаю, все дети принадлежат Богу и идут на небеса, пока они не достигнут возраста, позволяющего принимать свои собственные решения. Так почему же дети не причащаются? Как мы можем это объяснить?

Ответ:

Дети не причащаются, т.к. не находятся под действием Завета Библии. Вы же должны находиться под действием Нового Завета, чтобы принимать участие в причащении. Кроме того, дети вряд ли смогут «провозгласить смерть Господню» (причащаться), так как они лично не раскаялись, не приняли участие в смерти и воскресении Христа.

 

Даглас Джакоби

Перевод: Игорь Петров

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


Больше статей по теме


Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»