1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Есть ли сатана в Ветхом Завете

Мой вопрос касается статьи, опубликованной несколько дней назад. В ней говорится о том, как сатана связан со змеем из книги Бытия, и далее автор утверждает, что идея «князя тьмы» появилась только во 2-м и 1-м веках до н.э., а уже затем «князь тьмы» был связан со змеем. Также он упоминает дракона из Откровения. Если это так, то тогда идея сатаны - это лишь более поздняя доктрина. Майкл Хейзер также написал статью об отсутствии сатаны в Ветхом Завете и, в частности, он приводит для примера книгу Иова. Некоторые скептики утверждают, что Иисус приспособил своё учение под богословие своего времени. Мне интересно, как это можно объяснить.

 

Ответ:

Есть теория, в рамках которой действуют эти авторы. Они утверждают, что Иисус и писатели Нового Завета приспособили свое учение к ложным идеям вокруг них. Другими словами, они не исправляли ошибки людей, находясь среди них, но использовали ложные идеи и их словарный запас, чтобы учить более глубоким идеям. Если говорить более откровенно, данная теория подразумевает, что в Библии есть ошибки. Она опасна, поскольку подрывает библейский авторитет. Проще говоря, она просто не верна.

Прежде всего, отвечая на все утверждения, отмечу, что есть доктрины, которые менее развиты в Ветхом Завете, но более подробно описаны в Новом. Есть несколько примеров:

  • верьте или нет, но мысли о рае и аде в Ветхом Завете относительно расплывчаты и больше подразумеваются, чем раскрываются. Тем не менее, есть одно очень четкое описание окончательного воскресения и суда в книге пророка Даниила 12:1-4. Когда же мы видим новозаветное учение, многие ветхозаветные отрывки о последнем воскресении, небесах и об аде становятся более ясными (Книга пророка Иезекииля 47:1-12, Книга пророка Захарии 14). Не то, что бы истина изменилась или что Ветхий Завет ошибался, а просто Бог открывает истину постепенно;
  • учение об ангелах предлагается и изредка упоминается в Ветхом Завете, но более полно развито в Новом.
Читайте также:  Библия о предопределении и свободе выбора человека

Можно утверждать, что идея сатаны также представлена в Ветхом Завете, но в менее развитой и ясной форме, чем в Новом, точно так же, как с библейским учением о небесах и аде. Дело не в том, что истина изменилась, а в том, что Бог открывает нам этот аспект более ясно через Иисуса Христа. Безусловно, сатана присутствовал в Ветхом Завете. Утверждения о том, что идея дьявола была изобретена в 1-м или 2-м веке до н.э., или что она была включена в иудаизм, а позднее в христианство, как более позднее изобретение, просто не верны. Иисус не учился у своих современников! Он не только знал правду, но Он сам был Истиной (Евангелие от Иоанна 1:17 и 14:6). Если Иисус говорит нам, что сатана реален, тогда это действительно так. Он знает это, поскольку Он есть Сын Божий. Сатана не является претворением ложных убеждений евреев во 2 веке до н.э.

Сатана присутствует в Книге Бытия в виде змея. В отрывке Бытие 3:15 есть пророчество относительно змея и его вражды с Мессией, как это произошло, когда Иисус Христос был искушен сатаной в пустыне, и включая окончательное уничтожение змея (или дьявола), как записано в Откровении 20:10. Откровение показывает четкую связь между змеем и сатаной. Они - одно и то же.

Сатана скрывается за кулисами во многих местах Ветхого Завета, более заметен он, например, в 1 главе Книги Иова и в 10 главе Книги пророка Даниила, где ангелы-сторонники сатаны ведут битву с архангелом Михаилом. В Книге Иова 1:6-12 мы встречаем сатану, названного по имени. Фактами опровергается утверждение, что во 2-м веке до н.э. было придумано, что сатана - личный и злой противник Бога и Его воли, ведь Книга Иова - одна из первых письменных книг в Ветхом Завете.

Читайте также:  Разве религия создана людьми и для управления людьми?

Итак, сатана встречается в 1 главе Книги Иова, где он обсуждает Иова с Богом. Он же искушает Давида испытать Господа в 1-ой Книге Паралипоменон 21:1. Являются ли эти упоминания о нем более расплывчатыми и менее личными, чем его встреча с Иисусом в Евангелии от Матфея 4:1-11? Возможно, но они одного типа. Идея в том, что Новый Завет дает более четкое представление о том, что подразумевается в Ветхом. Слуги сатаны видны в Книге пророка Даниила 10:12-21: это ангелы Персии и Греции, которые выступают против Архангела Михаила. Если авторы указанных вами статей утверждают, что в Ветхом Завете у Бога нет личных духовных врагов, то как насчет этого отрывка?

Ученым нравится делать себе имя, подрывая нашу веру в надежность Библии, ведь никто не получает славу, заявляя очевидное, что вся Библия вдохновлена Богом. В том, что говорят эти люди, есть доля правды, но истины там крупица. Верно, что учение о дьяволе/сатане/змее более четко очерчено Иисусом и в Новом Завете, чем в Ветхом. Однако, утверждение о том, что это было просто идеей, взятой из другой религиозной традиции или изобретенной в религиозных целях во 2-м или 1-м веке до н.э., является возмутительным и не верным. Библия вдохновлена Богом и верна полностью. Пожалуйста, не бойтесь тех, кто хочет подорвать вашу веру в надежность Библии.

Автор первой статьи, указанной вами, утверждает, что сатана в Книге пророка Захарии 3:1-2 является слугой Бога, исполняя Его волю. Это тонкий аргумент. Этот сатана называется обвинителем и упрекается Богом. Это явно тот же клеветник, что и в Откровении 12:10 - обманщик и обвинитель Божьего народа.

Автор второй статьи утверждает, что слово «сатана» в 1 главе Книги Иова не является ссылкой на того, кто является обманщиком/обвинителем. В самом деле? Прочтите еще раз этот отрывок. Есть ли кто-нибудь, кто не видит здесь сатану как личность, являющуюся обманщиком/обвинителем (как и в Откровении 12:10)? Это особая гипотеза для научного обсуждения. Вы можете смело отказываться от этого аргумента.

«И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее» (Книга Иова 2:2)

Для меня это звучит как разговор между людьми. Попытка автора доказать свою точку зрения использованием или отсутствием неопределенного артикля в английском переводе рушится, когда мы читаем 3 главу Книги Бытия или 1 главу Книги Иова.

Читайте также:  Где находится гора синай из Библии (в какой стране)?

Часть аргументов людей, на которых вы ссылаетесь, связана с лексикой. Они говорят, что формулировка «князь тьмы» не встречается в Ветхом Завете, тем не менее, она встречается в междузаветье, а затем и в Новом Завете. Поэтому, утверждают они, «князь тьмы» - более позднее «изобретение». Это верно отчасти и ничего не доказывает. Присутствует ли идея уникального, могущественного, личного врага Бога и обвинителя Его людей (сатаны), как в Ветхом, так и в Новом Заветах? Конечно, да! Какие имена используются для этой личности, не является существенным вопросом. Распространению многих ложных идей поспособствовали ученые, которые утверждали, что есть большая разница в именах, под которыми знают Бога в разных частях Ветхого и Нового Заветов. Но самое главное, что во всей Библии Бог один.

«Слушай Израиль, Господь Бог твой, Бог один есть» (Евангелие от Марка 12:29)

Да, Он известен как Отец, Бог, ЯХВЕ, Адонай, Иегова, Элохим, Бог Небесный и т.д., и всё это Он - Бог. Обвинитель и обманщик, он же ревущий лев, змей, сатана, дьявол реален, и он против нашей любви к Богу.

Я отвергаю гипотезы этих людей как опровергнутые Священным Писанием.

 

Джон Окс, доктор наук
Перевод Сергей Дяченко


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики