Сквернословие, мат и нецензурная речь в христианстве
Меня интересует вопрос сквернословия и мата в христианстве. Что означает гнилое слово и сквернословие, т. к. в библии нет чётких критериев?
Для меня сквернословие и гниль — это когда мотив оскорбить, унизить или выразить нездоровый гнев. Можно интеллигентно назвать человека «гнилым яблоком» и при этом унизить его, а можно матом и также унизить. И в чём тогда разница?
Может ли христианин использовать сквернословие и мат с праведным мотивом — это не грех? Например, когда восхищаешься супер красивым платьем, или поддерживаешь человека доброй частушкой, в которой в корне нет гнили?
Сквернословие и нецензурная речь в христианстве
Пусть не исходит из уст ваших сквернословие, а только то, что помогает людям стать сильнее, чтобы те, кто слышит вас, извлекли для себя доброе. (К Ефесянам 4:29)
Не должно быть ни постыдных речей, ни глупых разговоров, ни грубых шуток, ибо не подобает всё это. Вместо того пусть будет благодарение. (К Ефесянам 5:4)
Многие христиане стараются на основе этих отрывков установить «правила», но мне кажется, что человеческие правила редко бывают полезны (Колоссянам 2:23). Например, мы можем создать список матерных слов, которые в любой ситуации будут для христиан греховными. Я уверен, что подобный список можно создать и на русском языке, и на английском. Насчет русского ничего сказать не могу, но в английском есть настолько ужасные матерные слова, что христианам их не устоит произносить никогда.
Но есть слова, которые можно поместить в другой список — этот список можно было бы назвать «серая область». Этот список будет постоянно меняться. Для одной группы эти слова будут считаться непристойными, но для другой они будут из серой области. В Америке, например, некоторые слова считаются нормальными для афроамериканцев в их среде, но для для остальных они настолько непристойные, что христианам не стоит их использовать.
Но существует другой контекст, когда мы говорим не о людях, а о самом мире в аналитическом смысле. В этом случае это уже не является непристойным. Для слов из серой области очень важное значение имеет контекст.
Позвольте мне привести другой пример. В Англии слово «bloody» считается нецензурным, поэтому христиане в этой стране просят не использовать это слово. Но в США это слово вообще не имеет какого-то отрицательного смысла. Я уверен, что таких примеров очень много. Другое слово, отношение к которому изменилось со временем, — «crap». Для многих поколений это было нецензурным словом. Но для современного молодого поколения это не так. Они смеются над взрослым поколением, для которых оно по-прежнему остается плохим. Все зависит от тона, с которым я использую это слово. С молодым поколением я использую его без проблем, но со взрослым мне приходится говорить его с мягким тоном и объясняю аудитории, что не использую его для оскорбления.
Основная мысль вот в чем. Существует очень короткий список нецензурных слов, которые христианам не стоит использовать ни при каких обстоятельствах. Но существует также и список слов из серой области. И этот список значительно длиннее первого. Так что лучше применять принципы, нежели правила. Вот принцип. Если слово или заявление может рассматриваться как «сквернословие» (пользуясь терминологией из Ефесянам 4:29), или как «непристойное», или как «грубая шутка», то их не стоит произносить. Как взрослым христианам, нам важно понимать, что создание новых правил бессмысленно. Помогает лишь любящее, чувствительное, заботливое и бескорыстное отношение.
В одних ситуациях в узком кругу возможно (но нежелательно) использование некоторых слов, но в других (я уверен, что их большинство!) это недопустимо. Я верю, что верные христиане должны находиться как можно дальше от края — от серой области. Другими словами, если даже небольшое число людей считает какие-то слова оскорбительными или непристойными, то христианам стоит отказаться от их использования. Мы не должны быть близко к греху, ведь тогда значительно возрастает шанс пересечь черту. Позвольте мне сказать это еще раз. Правила не помогают. Принципы и бескорыстное отношение — да.
Вы спросили насчет мотивов. Я думаю, что мотивы мало что значат в этой ситуации. Отрывки из книги Ефесянам ничего не говорят о мотивах. Речь идет об эффекте, который производит сказанное на другого человека. Если я вкладываю один смысл в свои слова, но другой человек видит в сказанном мною что-то оскорбительное, тогда мне не стоит это произносить, независимо от моих мотивов. Отрывки в послании Ефесянам говорят об эффекте, который наши слова оказывают на других людей. Так что не важно, какой смысл мы вкладываем в наши слова, если они являются оскорбительными для других. Нам нужно спрашивать себя не о том, хотели ли мы оскорбить кого-то, а о том, почувствовал ли наш собеседник, что мы его оскорбили. Это не о нас. Это о других.
Ни постыдных речей, ни глупых разговоров, ни грубых шуток
Эти отрывки переносят нас в другую область «глупых разговоров» и «грубых шуток». Все эти вещи могут быть вообще без сквернословия или нецензурных выражений. Нам надо быть осторожными не только с тем, какие слова мы используем в нашей речи, но и в том, какой тон мы используем. Нам не надо унижать людей, или говорить о сексуальных вещах в непринужденной манере. Христианам всегда важно помнить о том, какое влияние их речь оказывает на их собеседников. Что приемлемо, а что нет, во многом зависит от слушателя, но скажу еще раз — правила здесь бесполезны, но важно помнить:
Но никто не может укротить язык: он неуёмен, злобен и полон смертельного яда. Им мы восхваляем Господа и Отца нашего, и им же проклинаем людей, созданных по образу Божьему. Из одних и тех же уст исходят благословения и проклятия. Братья мои, этого не должно быть. (Иакова 3:8-10)
Все христиане должны контролировать свою речь и свой язык. Мы должны использовать наш язык так, как описано в этом стихе:
Мудрость же, исходящая свыше, прежде всего, чиста, мирна, добра, кротка, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и искренна. (Иакова 3:17)
Если мы поступаем таким образом, то нам никогда не понадобятся правила и списки со сквернословием.
Бранные и гнилые слова в христианстве
«В послании к Ефесянам 4:29 сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших…» Следует ли считать жаргонные, грубые слова и слова «господи», «боже мой», когда они употребляются как междометные выражения, гнилыми словами или богохульством (Исход 20:7)?
Ответ:
Приветствую ваш вопрос и разделяю ваше беспокойство по поводу «гнилых слов». Я считаю, что нужно различать богохульство и грубость. Использовать богохульные выражения нельзя. Что касается грубых и просторечных слов, то здесь сложно ответить столь же однозначно. Скорее всего, это зависит от того, с кем вы говорите. Я не употребляю богохульных выражений. Мы с женой не позволяем своим детям никаких грубостей, хотя грубые выражения весьма распространены в мире и даже в церкви.
Существует множество выражений в английском языке, которые я считаю вульгарными. Это, как правило, эвфемизмы (заменители) мирских и богохульных выражений. (Среди распространенных в русском языке эвфемизмов можно назвать слова «блин», «хрен» и т.п. Эти слова являются аналогами матерных слов – прим. перев.) Со временем, по мере развития языка, некогда грубые и даже богохульные выражения могут потерять свое исходное значение и даже стать литературными выражениями. (Оговорюсь: я вовсе не хочу сказать, что мы должны всегда считать приемлемым то, что мир считает таковым!) Один из примеров – английские названия дней недели, которые произошли от имен языческих богов (суббота по-английски «Saturday» — «день Сатурна», воскресенье «Sunday» — «день Солнца» и т.д.).
Что касается выражений, имеющих религиозное происхождение (к ним как раз относятся те два слова, о которых вы спрашивали), то ни одно из них не является богохульством в обычном смысле этого слова. Когда я не совсем понимаю смысл какого-либо слова, я заглядываю в толковый словарь.
Я отдаю себе отчет, что в сознании большинства людей такого рода слова не вызывают религиозных ассоциаций, но есть и исключения. Я помню, как моя бабушка поправляла меня, когда я говорил «о боже». Я не понимал, что в этом плохого, но говорить так перестал. Это, конечно, были шестидесятые годы, и времена меняются. Тем не менее как сказано в Библии, мы будем отвечать за каждое неосторожно сказанное слово (от Матфея 12:36). Даже в наше время я возражаю против использования следующих выражений: «боже», «о господи», «ради бога», «проклятье», «какого черта», «боже святый». Они связаны с Христом и Богом, и во многих случаях это и есть употребление имени Бога всуе.
Надеюсь, мои соображения будут вам полезны. Вряд ли уместно составлять список слов, которые не следует употреблять христианину, — здесь могут быть разные мнения (Послание Римлянам 14-15). «Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Послание Римлянам 14:5). Допускайте, что у кого-то может быть отличная от вашей точка зрения. Поступайте праведно, но не будьте фарисеями. И помните, что вас могут услышать дети!
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! |
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»