Загрузка...

Святой Дух — это отдельная личность или Библия говорит образно?

Вопрос в этой статье достаточно длинный. После его окончания вы сможете найти ответ. 

Вопрос:

Когда мы говорим людям, отрицающим идею Троицы, что Святой Дух — это личность, т. к. в Библии мы находим его личностные характеристики, они говорят, что Святой Дух не личность, а обезличенная сила, аллегорическим образом представленная в виде личности. Вы могли бы посмотреть примеры из Библии, которые я привожу ниже, и дать свои комментарии по ним?

Некоторые отрывки, описывающие Святой Дух, говорят о его личной активности. Доказывает ли это, что Святой Дух является отдельной личностью? И хотя сначала это может казаться очевидным, на самом деле это ничего не доказывает. В библейские времена обезличенным вещам часто приписывались качества какой-либо личности.

 

Качества личности, приписываемые вещам в Ветхом Завете

 

Примечание переводчика: персонифицировать — олицетворять или представлять неодушевленный предмет или отвлеченное понятие в человеческом образе.

В Бытие 4:10 мы можем найти пример, где Бог говорит Каину. «Что же ты сделал? — сказал тогда Господь. — Кровь твоего брата, словно голос, взывает ко Мне из земли». В этом отрывке описывается, как кровь Авеля «взывает» из земли. Понятно, что это образный язык и что кровь не имеет голоса и не может говорить.

Похожую вещь мы можем найти в Книге Притч, где мудрости присваиваются качества личности: «Послушай! Мудрость пытается учить людей, она взывает к ним на базарах и улицах, она призывает их на людных перекрёстках; и вблизи городских ворот она, стараясь привлечь внимание людей…» (Притчи 1:20-21). В Книге Притч 8 главе мудрость «взывает», стоя на вершине холма. Очевидно, что мудрость не является личностью и не может взывать к человеку в буквальном смысле.

Еще одно место в Библии можно найти в книге Псалмов, где описываются поющие долины (Псалом 64:14). Псалом 95:11-12: «Возрадуйтесь и небо, и земля, и все моря, и всё, что в них. Пускай поля и всё, что на них, ликуют. Пускай в лесах поют деревья». Псалом 98:8 говорит о том, что реки рукоплещут, и так далее…

Еще один отрывок находится в Книге Исайи: «И будет печаль и плач у городских ворот, и будет сидеть возле них Иерусалим, как женщина, у которой всё унесли грабители, и будет плакать, сидя на земле (Исаия 3:26)». В Книге Исайи есть и другие подобные примеры…

Мы находим подобные примеры персонификации и в Новом Завете. Матфея 11:19 говорит, что у мудрости есть дети. Послание к Римлянам 6 глава говорит, что грех порабощает и управляет человеком (Римлянам 6:6, 6:12 и 6:16). В Послании к Римлянам 10:6 праведности приписывается способность говорить. В Первом послании Иоанна 5:8 вода и кровь «свидетельствуют».

Читайте также:  Разве не скучно быть с Богом в раю целую вечность?

Из всех этих примеров ясно, что в этих случаях в Библии используется образный язык и что все эти вещи не происходили на самом деле. Иногда Библия похожим образом использует образный язык для описания Святого Духа, говоря о нем как о личности. Но есть места, где Библия при описании Святого Духа ясно показывает, что он не является личностью.

В большинстве случаев в Новом Завете Божий Дух описывается как «что-то», а не как «кто-то». Это особенно хорошо видно, когда речь идет о Духе и силе Бога, когда квазиличностная активность приписывается Духу Божьему: говорить, препятствовать, желать, жить (Деяния 8:29, Деяния 16:7, Римлянам 8:9). Из всех этих отрывков нельзя сделать однозначный вывод, что Святой Дух является личностью. Подобные выражения использовались для описания вещей или абстрактных идей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в некоторых случаях, где описывается активность Святого Духа, Бог использует Святой Дух в качестве силы, через которую Он действует.

Например, когда рука человека поднимает книгу со стола, мы можем сказать, что человек поднимает книгу. Это же не делает руку отдельной личностью. Это и не означает, что рука — это человек. Рука всего лишь часть человека. Это средство, через которое человек действует. Подобным образом Святой Дух является средством, через которое действуют Отец и Сын.

Ответ:

 

Святой Дух — отдельная личность в Библии

 

Это разумный вопрос, в отличие от многих других вопросов, задаваемых критиками христианской веры. Тем не менее доказательства в данном случае слабые, если мы подробнее заглянем в Библию. И хотя есть много случаев, когда слова Иисуса о Святом Духе могут показаться персонификацией (многие из подобных примеров вы упомянули в вопросе), существует много случаев, которые просто глупо называть персонификацией.

Одно из мест, где идея персонификации может показаться не такой уж и глупой, находится в Евангелии от Иоанна 16:13: «Когда же придёт Он, Дух Истины, то наставит вас на путь истинный». Этот случай, конечно, не такой, как в книге Притч, где пример с мудростью точно является персонификацией. Я бы сказал, что не так уж неразумно полагать, что отрывок Иоанна 16:13 может быть персонификацией, хотя я не верю, что это самая лучшая его интерпретация.

Но давайте рассмотрим пример, где персонификация просто невозможна. В Евангелии от Матфея 28:19 говорится: «А потому идите и обращайте все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Просто нелепо полагать, что Святой Дух здесь является примером персонификации. Крестить во имя персонификации? Допустим, но скорее всего нет. Когда Сын и Дух используются в том же смысле, что и Отец, тогда персонификация точно отпадает.

Читайте также:  Почему люди молятся Богу, если Бог и так знает их нужды?

Другой пример находится в Евангелии от Иоанна 1 главе: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». И затем «Слово стало человеком и поселилось среди нас». Слово, которое стало человеком и жило среди нас, — это очевидная ссылка на личность Иисуса Христа из Назарета. Теперь, если вернуться к Матфея 28:19, Святой Дух — это однозначно личность.

Подводя итог, можно сказать, что аргументы этих людей не являются возмутительными. Но, если посмотреть больше отрывков из Библии, их идея просто не работает. Святой Дух является личностью. Он не является персонификацией качества.

Джон Окс
Перевод Петров Игорь

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".



Больше статей по теме
Больше статей по теме

Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест

 

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»