Загрузка...

Учение о предопределении и свободе выбора человека

В чем заключается учение о предопределении и содержится ли оно в Библии? В своих ответах вы неоднократно говорили, что эта идея не является библейской. Если так, как вы объясните отрывок:

«…предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном». Ефесянам 1:5-6

Это всего лишь один из многих библейских стихов, которые говорят на тему предопределения. К сожалению, это никогда не обсуждалось на тех собраниях церкви, где я присутствовал, потому что христиане не могут согласиться с этим. 

В Послании к Римлянам 8:29 довольно ясно сказано, что Бог предопределяет, что некоторые люди будут спасены. Что я думаю об этом стихе, так это то, что эти «предопределенные» люди — те, кто получил призвание, и их долгом является приводить других людей к вере, независимо от того, кто они. Я прав?

В Послании к Римлянам 8:24 Павел утверждает следующее: «Мы БЫЛИ спасены». Похоже, что они уже были спасены и, следовательно, похоже, что это согласовывается с кальвинистской мыслью. Что вы думаете об этом?

Ответ:

 

Учение о предопределении, Кальвинизм и Библия

 

Я настоятельно рекомендую вам прочитать книгу Пауля Копана «Является ли Бог Моральным Монстром?». Она отвечает почти на всю вашу критику. Я ненавижу уклончивые ответы, но на все ваши вопросы про учение о предопределении есть очень разумные ответы. Поэтому здесь мы остановимся на одном вопросе, хорошо?

На самом деле, я сказал, что не верю в идею предопределения, предложенную Джоном Кальвином. Вы взяли мои слова несколько вне контекста. Несколько лет назад на церковной конференции я выступал с темой «Предопределение». В начале урока (в переполненном зале, между прочим) я спросил: «Кто здесь верит в предопределение?» Я был буквально единственным в комнате, кто поднял руку. Я сказал собравшимся: «Как вы можете читать Римлянам 8-9 главы и не верить в предопределение?» Кстати, я, конечно, мог бы добавить Ефесянам 1:5-6. Вот как я понимаю эту тему.

Основная истина заключается в том, что у нас есть свободная воля. Бог создал нас по образу и подобию. Бог вмешивается в нашу жизнь ОЧЕНЬ редко, и когда Он это делает, это всегда на пользу. Бог не меняет красные огни на зеленые. Он не помещает мысли в наш разум, или если Он делает это, то ОЧЕНЬ редко.

Однако, безусловно, существует библейское учение о предопределении. Вот что предопределил Бог. Он предопределил, что мы, люди, имеем возможность для спасения и отношений с Ним, несмотря на то, что мы грешники, которые заслуживают осуждения. Насколько я знаю, все божественные вмешательства (технические, а не на словах!) в истории (например, в Красном море и даже в 2 Царств 12:11, а также с Иудой и с 30 сребрениками, выплаченными ему) проводились с определенной целью и должны были подготовить путь к Божьему плану нашего спасения.

Бог вмешивается в историю ОЧЕНЬ редко, точно так же, как Он ОЧЕНЬ редко вмешивается в нашу жизнь. Почему? Потому что Он дает нам выбор. Тот факт, что Он дает нам выбор, не делает невозможным то, что Он предопределил для всех нас возможность спасения. Бог более умный и могущественный, чем вы или я. Я считаю, что Он вмешивается достаточно, чтобы достичь Своей цели, например, путем помещения пророчеств в сознание пророков или создания условий, которые предвещают события в жизни Иисуса. Я полагаю, что действия Бога таковы, что Он предлагает нам спасение. Он вмешался в жизнь фараона, но фараон все еще мог раскаяться в конце. Он вмешался в ситуацию с Иудой, но и Иуда мог покаяться в итоге. В обоих случаях Он вмешался, но Он сделал это в человеке, который уже был склонен в какой-то мере действовать так.

Я категорически отвергаю кальвинизм, чье учение о предопределении заключается в том, что Бог выбирает, кто будет спасен, а кто погибнет. Это делает Бога автором как добра, так и зла, что не является библейским. Об этом никогда не говорилось в Библии (хотя есть люди, я признаю, которые любят использовать стихи по-своему). Суверенная воля Бога подразумевает то, что у человека есть своя собственная суверенная воля. Мой любимый отрывок на эту тему:

Ибо тем, кого Он узнал ещё до сотворения мира, Он предопределил стать подобными Сыну Своему, чтобы Тот был первенцем среди многих братьев и сестёр. Тех, кому Он предопределил это, Он также призвал, призвав, оправдал их перед Собой, а оправдав, прославил. (К Римлянам 8:29,30)

Верно то, что в Послании к Римлянам 8:29 говорится о предопределении, но неверно то, что в нем говорится о том типе предопределения, о котором учит кальвинизм. Учение о предопределении в Кальивинизме, так же как у Цвингли и Августина, является твердым видом предопределения. Кальвин, подобно Августину, учил тому, что называется двойным предопределением. Кальвин и Цвингли учили, что Бог предопределяет Небеса для тех, кто спасен, но также они одинаково учили, что Бог предопределяет вечное уничтожение тех, кто погиб. Кальвин отрицал влияние реальной свободы выбора на спасение. Августин учил, что до спасения нашим единственным выбором является то, как грешить, но не в то, ответим ли мы на призыв Христа. Кальвин преподавал полную развращенность, ограниченное искупление и безусловное избрание. Цвингли учил, что те, кто отправляются в ад, воздают хвалу Богу так же, как и те, кто спасен. Кальвинисты считают, что у нас нет выбора, будем мы спасены или потеряны. Это не то, чему учит Библия в Послании к Римлянам 8:29.

Бог желает, чтобы все люди были спасены (1-е Послание к Тимофею 2:4). Послание к Титу 2:11 учит, что благодать Божия, ведущая ко спасению, доступна для всех людей. Если бы Бог предназначил подавляющему большинству человечества вечное проклятие, как верил Кальвин, то это было бы доказательством, что Бог не любит все человечество. Это бы означало, что Бог не относится ко всем людям одинаково и что Он не справедлив. Это не библейское утверждение, и это не то, чему учит Послание к Римлянам 8:29.

Читайте также:  Доказательства смерти Иисуса Христа на кресте: факты истории

Послание к Римлянам 8:29 учит о тех, кого Бог предузнал в принятии Его предложения спасения. Именно тех, кого Бог предузнал, кто раскается, сделает Иисуса своим Господом и кто будет крещен. В данном отрывке об этих людях говорится, что Бог также предопределил их, призвал, оправдал и прославил. Бог предопределил всех ко спасению. Бог подготовил комнату для каждого из нас, но многие отказываются от этого приглашения.

Все предопределены, но не все призваны. Из тех, кого призвали, не все оправданы. Из тех, кто оправдан, не все прославляются. Но для тех, кого Бог предузнал, все это истинно. Об этом говорится в притче о пире. Те, кого Бог призывает, отказываются от этого призвания. Те, кто предназначен для спасения, но не откликнется на Божье предложение, не будет спасен. Но те, кого Бог предузнал, кто выбрал спасение и останется верным до конца, Он призвал, оправдал и прославил. В этом контексте нам говорится, что у тех, кто решил принять Божье предложение, нельзя отобрать спасение. Ни смерть, ни жизнь, ни высота, ни смерть… и ничто иное во всем творении не сможет отделить их от спасения. Но мы можем оставить Бога, и мы можем отказаться от нашего спасения (Послание к Евреям 6:4-6).

Разве можно обратить к покаянию тех, кто отвернулся от Христа? Я говорю о тех, кто познал истину, получил дар Божий и приобщился Святого Духа. Эти люди слышали слово Божье, видели великую силу нового мира Божьего и удостоверились в том, что всё это — добро, а потом отсту-пились от Христа. Их не вернуть на путь раскаяния, ибо они вновь распинают Сына Божьего и при всех подвергают Его унижению. (К Евреям 6:4-6)

Библейское учение о предопределении отличается от учения кальвинизма. Вся 9 глава Послания к Римлянам обсуждает предопределение Бога. Что было предопределено, так это то, что Иисус умрет за грехи всего мира, а не за часть (1-е Послание Иоанна 2:2). Бог любил (т.е. выбрал) Иакова, но «ненавидел» (т.е. не выбрал) Исава. Это было предвестием спасения по вере и исполнения Божьего обетования Аврааму. Бог даже ожесточил сердце фараона, чтобы создать историческое предзнаменование нашего спасения «вторым Моисеем», в которого мы крестились (1-е Послание к Коринфянам 10:1).

Итак, от Бога у нас есть предопределение предложения спасения всем людям. Все, что имеет отношение к этому предложению, было предопределено Богом, но Он не предопределяет никого для ада. Это богохульство. Кальвин, возможно, был великим ученым и очень искренним, но мы не должны принимать его учение о предопределении. Отрывок Послание к Римлянам 8:29 не является доказательством для кальвинизма.

 

Божье предопределение

 

На самом деле, ваш отрывок из послания Ефесянам является моим вторым любимым отрывком, но отрывок послания Римлянам дает нам более конкретную информацию. То, чему нас учит этот отрывок, состоит в том, что Бог действительно «предвещает» тех, кто будет спасен. Если мы будем думать об этом, это может беспокоить нас, но Бог находится вне времени, как я понимаю. В Послании к Римлянам 8:29-30 сказано, что для тех, кого Бог предузнал, Он предопределил их призвание, оправдание и прославление. Другими словами, Бог подготовил судьбу для всех (не только для тех, кто согласился на Его предложение), в том, что они могут быть спасены, но для тех, кто сказал «да», путь их призвания, оправдания и прославления подготовлен и предопределен. Но Бог желает, чтобы все люди были спасены, хотя не все согласны принять Его предложение.

Кто хочет, чтобы все люди были спасены и познали истину. (1-е Тимофею 2:4)

Итак, предопределение Бога, как я понимаю, заключается в том, чтобы мы были спасены, если мы готовы принять Его предложение. Я считаю, что это может быть применено к отрывку из Ефесянам 1 главы, о котором вы упоминаете. Если вы хотите получить хорошую ссылку на тему предопределения, я предлагаю прочитать «Жизнь в Сыне» Роберта Шанка. Эта книга действительно хороша.

 

Джон Окс
25 августа, 2018 года
Перевод: Сергей Дяченко

 

Предопределение Бога и свобода выбора человека

 

Давайте продолжим разбор этой непростой темы. Похожий вопрос пришел к нам от еще одного читателя. Вот, что он пишет.

Как сочетаются свобода выбора человека и учение о предопределении? Я заметил, что на Вашем сайте есть немного информации о предопределении и верховенстве Бога. Тем не менее я все еще не понимаю идею, какую роль играет в этом свободный выбор. Я прочитал отрывки из Библии, которые, по-моему, передают мысль об избрании:

«Кто будет обвинять избранных Божиих?» (Послание Римлянам 8:33).

И дальше в послании Римлянам:

«Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». (Послание Римлянам 9:11-13).

Хотя Иаков был тем, кто обманом похитил благословение своего брата, что было лживым и греховным. «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Послание Римлянам 9:16). Так поэтому мы не понимаем?»Итак, кого хочет [Бог], милует; а кого хочет, ожесточает» (Послание Римлянам 9:18). «и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел» (Деяния 16:14). «Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа» (Исход 4:21).

В то же время, в Библии столь же много отрывков, которые говорят, что наша судьба – это полностью наш выбор, например:

«Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иезекииль 18:30-32).

Таким образом я прихожу к выводу, что мы находимся в иллюзии об имеющейся у человека свободе выбора, потому что мы живем во временных рамках, но в действительности каждое принятое нами решение было предопределено и Бог укрепляет нас / открывает наше сердце (в результате раскаяния) к принятию информации, как Ему это угодно. «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Послание Римлянам 9:20-21).

Читайте также:  Назарет: библейский город, которого не было в первом веке?

Я понимаю что Бог – это Господь и Он имеет право делать то, что Ему заблагорассудится, но если Он не получает удовольствия от смерти любого человека, почему Он формирует людей, которым суждено ожесточиться и попасть в ад? Я чувствую себя игрушкой. Прочитав написанное на Вашем веб-сайте, я знаю, что вы не кальвинист и, возможно, не приходите к тому же выводу, что я сделал по данному вопросу. Не смотря на то, как сильно я стараюсь, я не вижу, что философия кальвинистов согласуется с посланием Римлянам (особенно Римлянам) и, как результат, я не могу спать по ночам. Что я пропускаю: как сочетаются Свобода выбора и верховенство Бога?

Ответ:

Да, Бог дал человеку свободу выбора и да, Бог верховенствует. Господь достаточно велик, чтобы быть верховным правителем и при этом давать нам свободу выбора. Это был суверенный выбор Бога дать человеку свободу, чтобы любить или не любить Его. В контексте Римлянам 9 Павел имеет дело с евреями, которые обвинили Бога в том, что Он предлагает спасение язычникам. Он говорит этим эгоистичным евреям: «Если Бог хочет предложить такое же спасение и язычникам, то кто вы такие, чтобы сказать Ему нет?». Бог верховен, и Он может делать то, что Ему нравится, но Он еще любит и любит давать выбор. Господь мог ожесточить сердце фараона, но это было для очень конкретной цели: чтобы создать предзнаменование спасения, которое мы имеем во Христе. Как Моисей, будучи прообразом Мессии, освободил Израиль, так Иисус освободил нас. Фактически, Бог не стеснялся подвести Иуду к выбору того, что он сделал, потому как во всем, что касается Иисуса, умирающего на кресте, Бог был более, чем готов вмешаться в историю, чтобы принести то, что по Его воле.

Господь может делать все, что Ему угодно и у нас нет права задавать Ему вопрос об этом. Именно это мы и видим в Библии. Бог предопределил ВСЕ для спасения, но по Своей суверенной воле, Он дал всем нам возможность выбирать, дав нам свободу выбора. Бог знает заранее все, что мы сделаем, но Он не определяет наши действия. Решаем мы. Это может казаться не «логичным» с точки зрения человеческого мышления, но Бог гораздо больше нашей логики.

Да, ограниченный вид предопределения можно найти в Библии. Бог предопределил обстоятельства, которые привели Иисуса в мир, чтобы спасти нас от наших грехов. Как правило, Бог дает своим творениям работать самим, а вмешивается только по определенной причине. Человеческий разум борется с верховенством Бога и свободой воли, но совершенно ясно, что Библия учит обоим этим понятиям. И не потому, что Библия противоречит сама себе, но потому, что нам ограниченным человеческим разумом сложно понять, как соединение двух этих понятий может быть реализовано в действительности.

Кальвин, Августин, Цвингли и друзья – не правы. На нас нет вины из-за греха Адама и мы не предопределены для ада. Это ужасное учение. Оно делает медвежью услугу Богу, Который по определению есть любовь. Бог предопределил все для спасения, но Бог не предопределил все для принятия этого спасения, не смотря на то, что предложение остается в силе до тех пор, пока мы живы. Предопределение является библейской идеей, а кальвинизм – нет.

 

Джон Окс

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".



Больше статей по теме
Больше статей по теме

Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»