Загрузка...

Устройство христианской церкви: лидерство и принятие решений

В этой статье мы разберем различные вопросы, которые помогут понять устройство христианской церкви. Эти вопросы связаны с формированием лидерства церкви, вопросами принятия решений и другими темами. Все эти вопросы были присланы нашими читателями в разное время. Отвечают на них известные христианские учителя.

  1. Какие люди могут быть включены в группу, которая будет руководить церковью и как скоро мы должны создать ее?
  2. По Библии ли это и мудро ли отдавать окончательное решение правлению Церкви, которые не являются ни старейшинами, ни работающими на Церковь, по таким вопросам как зарплаты служителей, духовное направление общины, и другим вопросам, касающимся всей церкви? Я заметил, что глобальные изменения в церкви часто инициированы верхними уровнями руководства и основываются на индивидуальных убеждениях. Например, лидер Х заболел и ему не нравится, что его редко посещают. В результате он оказывает влияние на руководящую группу, которая ему подчиняется, и, следовательно, на церковь, чтобы больше сфокусировать их внимание на семейных отношениях. Как мы можем способствовать изменениям в церкви, основанным на благочестивых убеждениях людей всех уровней (и на уровне собрания тоже)? Что говорит Библия о правильном принятии решений?
  3. Противоречит ли Библии автономия церквей или христианских собраний?
  4. «Я живу в стране, где Православная Церковь обладает большой властью. Православие учит, что истинная Церковь обладает большой властью. Православие учит, что истинная церковь должна быть преемственна, то есть должна прослеживаться непрерывная цепочка поколений от одного человека до другого и так до апостолов. Православные считают, что сам апостол Андрей странствовал по нашей земле и основал церковь. (Это утверждение не доказано историками, но и не опровергнуто.) Эта церковь, как они утверждают, и есть Украинская (Русская) Православная Церковь. Говорится, что только апостолы и их физические приемники связывают апостольскую церковь с современной. Помогите мне, пожалуйста, найти, где в Библии объясняется эта доктрина. Мне кажется, что организационная преемственность церкви не важна для Бога и не обязательна для спасения».
  5. Каковой должна быть церковная организация? Когда люди собираются вместе по любой причине, они нередко создают разные структуры, места встреч, печати, внутреннюю и внешнюю легитимность, а также различные другие вещи. Должна ли церковь строить подобные структуры?
  6. Кто должен вести современную церковь и быть в лидерстве церкви? Должна ли церковь быть ведома только Апостолами? И как применить этот отрывок сегодня: Более того, одних Бог поставил в церкви апостолами, других — пророками, третьих — учителями. Кроме того, одни творят чудеса, а другие обладают даром исцеления, одни помогают ближним, другие обладают даром вести за собой, а иные — даром говорить на разных языках. (1-е Коринфянам 12:28).
  7. Должна ли жена помогать мужу в церковном служении?
  8. Всегда ли надо следовать советам лидерства церкви?

Ответы:

 

Устройство христианской церкви: формирование команды лидерства

 

Лидерская группа в церкви должна быть небольшой. Я предлагаю 5, 7 или 9 человек максимум. Таким образом, она не будет слишком большой, чтобы принимать решения в церкви. Нечетное число гарантирует, что в случае «голосования» будет ясный исход.

Я бы хотел также предложить, чтобы эта группа состояла в основном или исключительно из мужчин. Если у них есть жены, то они будут иметь возможность свободно посещать большую часть встреч, но не обязаны это делать (меньше давления, легче заботиться о семейных нуждах). Группа должна быть предпочтительно под руководством старейшин, хотя отсутствие старейшин – это не причина, чтобы отказаться от формирования лидерской группы в церкви. В идеале группа должна включать людей с различными способностями и дарованиями. Например, в Послании к Ефесянам 4:11 упоминаются старейшины, учителя и евангелисты. Основным критерием является духовная зрелость.

Наконец, возможно, имеет смысл упомянуть, что в молодой церкви или небольшом собрании руководство со стороны евангелиста является желательным и, вероятно, единственным реальным вариантом. Но, по мере того, как церковь взрослеет, развивается и растет, это становится все менее и менее возможным. Становится нужна группа (Божий план призывает к назначению старейшин). Так как я изучал раннюю церковь в Новом Завете, то я могу сформировать три «этапа» развития руководства местной церкви:

  • Основание церкви/молодая церковь: лидерство проповедника.
  • Средние церкви: объединение «единоначалия» и назначения старейшин. Возникают руководящие группы.
  • Зрелые церкви: лидерство старейшин.

Эти три стадии соответствуют, с точки зрения человеческого развития, детству, юности и зрелости соответственно.

Даглас Джакоби

 

Церковное правление и принятие решений в церкви

 

Я думаю, что это ни «по Библии», ни «не по Библии». Скорее всего, Правление было выбрано членами церкви, чтобы представлять их, так что я не вижу проблемы в том, что они регулируют финансовые вопросы.

Обычно правление не определяет духовное направление для церкви – это работа лидерства. Я посетил несколько церквей, где члены правления вели себя не только высокоморально, но и очень духовно. (Это, к сожалению, не всегда так).

Мой общий совет для церквей, стремящихся построить команду лидеров:

  1. Пусть она будет небольшой, желательно с нечетным числом людей.
  2. Включите штатных и внештатных сотрудников.
  3. Поймите, что лидерство команды, вероятно, более библейское, чем руководство одного человека, за исключением церквей, открытых недавно.

Вы правы, влияние должно оказываться (и оказывается) «вверх», а не только «вниз». Мудрый лидер церкви прислушивается к замечаниям и предложениям, которые делают мудрые последователи. Вот несколько принципов, которые отражены в Библии о процессе принятия правильных решений:

  • Планы формируются в постоянных молитвах и доверии Богу (Деяния 13). Мы, по своей плотской натуре, как правило, формируем наши планы и потом «вверяем» их Господу без надлежащей зависимости от него.
  • В более зрелых общинах принятие решений – это прерогатива группы более чем из одного человека. Как я часто писал, один человек может быть лидером молодой общины, но старейшины или командный подход более подходят для большинства общин.
  • Последний урок – часто повторяемый – мы думаем, что знаем, что мы делаем и куда мы идем, но, в конечном счете, Бог – это тот, чей суверенитет мы должны уважать. (Смотрите книгу пророка Даниила и особенно Притчи).

Вы также можете прочитать книгу Гарри Фризена «Принятие решений и воля Бога» (Multnomah Press).

Даглас Джакоби

 

Автономия и устройство христианской церкви

 

По Новому Завету довольно легко доказать, что христианские церкви не были независимыми или автономными. Но они и не были зависимыми (в смысле незрелыми эмоционально). Я предпочитаю использовать термин «взаимозависимости».

Взрослый человек, который является полностью независимым от других, может быть социопатом. Тот, кто полностью зависит, — эмоционально отсталым. Зрелые взрослые люди остаются на связи, в то время как они, в конечном счете, берут на себя ответственность за свои решения. В этом отношении они действительно автономны. Я думаю, не стоит разводить дебаты по поводу терминологии. Для меня автономия является нейтральным словом. Это то, что имеется в виду в Вашем вопросе. Я целиком поддерживаю идею автономии в одном смысле – и полностью против в другом.

Как взаимодействовали церкви во времена Нового Завета? Они взаимодействовали с помощью пожертвований (2 Послание Коринфянам 8-9, Римлянам 15). Христианские церкви встречались, чтобы обсудить вопросы единства и учения (Деяния 15). Иногда руководитель одной церкви отправлялся служить в другое место (Деяния 16). Но такой уровень взаимодействия далек от того, который некоторые из нас, возможно, видели.

Читайте также:  Апостол Павел на пути в Дамаск: кто слышал голос с неба?

Церкви в Новом Завете не были соединены вместе общим управлением и не управлялись извне в сферах программ персонала или финансов. Такой уровень контроля слишком легко приводит к злоупотреблениям. Разумная автономия христианских церквей – это другое дело, это то, что мы видим в Новом Завете, и я убежден, что такой подход к взаимным отношениям будет работать и сегодня.

Даглас Джакоби

 

Преемственность христианской церкви

 

Сразу скажу, что я с вами согласен. Преемственность нашей церкви по отношению к церкви первого века – доктринальная, а не организационная. Нас связывает с апостолами Писание, а не предположительная цепочка физического «наследования». Церковь в Библии метафорически описывается как строение, а не как цепь.

Во второй главе послания к Ефесянам говорится, что основание церкви — апостолы. В наше время нет апостолов. Но мы можем строить на том же основании, поскольку апостолы прочно заложили его в своих Писаниях. Если мы достраиваем этаж к дому, нам не нужно класть фундамент. Точно так же, если мы открываем церковь в другом городе, нам не нужно еще раз закладывать основание.

Первая церковь посвятила себя апостольским учениям (Деяния 2:42). Но даже апостолы не имели права изменять учение. Я бы использовал для защиты вашей точки зрения следующие отрывки из послания к Галатам:

Однако когда Пётр пришёл в Антиохию, я открыто выступил против него, ибо он был неправ. (К Галатам 2:11)

которое на самом деле вовсе не иное благовестие. Но некоторые смущают вас, пытаясь извратить благовестие Христово. Но даже, если мы или посланец с небес станем проповедовать вам благовестие Божье, отличное от того, что мы благовествовали вам, то пусть будет тот проклят. Мы говорили это раньше, и теперь я снова повторяю это: если кто станет благовествовать иное, чем то, что мы благовествовали вам, то пусть будет он проклят. (К Галатам 1:7-9)

Может также помочь Евангелие от Марка, подчеркивающее, что мы становимся членами духовной семьи Иисуса не из-за того, что принадлежим к определенной группе, а из-за того принимаем и исполняем волю Бога.

Затем пришли Его Мать и братья, но остались снаружи и послали к Нему, чтобы позвать Его. Много людей сидело вокруг Него. Они сказали Ему: «Смотри, Твоя Мать и братья стоят снаружи и спрашивают Тебя». Он ответил им: «Кто Моя мать и Мои братья?» И, глядя на тех, кто сидел вокруг Него, сказал: «Вот Моя мать и Мои братья! Ибо тот, кто исполняет волю Божью, тот Мне брат, и сестра, и мать». (От Марка 3:31-35)

Даглас Джакоби

 

Организационная структура церкви

 

Вы описываете политику, слово, часто ассоциирующееся с коррупцией. Я уже писал о церковном устройстве (на этом сайте), поэтому позвольте мне ответить немного более кратко, чем я обычно делаю:

  • Несмотря на заявления об обратном, Церковь Христова не находится «над» политикой. Нам еще многое предстоит узнать, прочитав (1) церковную историю, (2) светскую историю, (3) политическую науку, (4) бизнес-литературу и т.д.
  • Одной из лучших гарантий против недостатков политики церкви является учение Реформации о священстве всех верующих. Духовенства нет. Мы должны стремиться к тому, чтобы сломать барьеры. Есть руководство, но есть только один «класс» — христиане.
  • Если каждая община является автономной (берет на себя всю ответственность), но при этом остается взаимосвязанной с другими общинами (взаимозависимость, а не зависимость или независимость), то в этом случае возможно сотрудничество и гармония с одной стороны, наряду со здоровой динамикой и зрелостью общины с другой стороны.

Даглас Джакоби

 

Кто должен вести церковь и быть в лидерстве церкви?

 

Если честно, то я не вижу, где вы в этом отрывке нашли идею о том, кто должен вести церковь, а тем более, что она должна быть ведома только Апостолами. Данный отрывок перечисляет несколько категорий, тем не менее это не список лидерский ролей. Это список чудесных даров или служений. Контекст этого отрывка вовсе не говорит о лидерстве и о том, кто должен вести церковь. В любом случае этот отрывок лишь перечисляет различные роли, но не фокусирует нас на апостольском служении.

С другой стороны, отрывок Ефесянам 4:11-12 точно список лидерских ролей. Именно он касается вашего вопроса.

«И сам Он некоторым даровал стать Апостолами, другим пророками, третьим проповедниками благовествования, четвёртым пастырями и учителями, чтобы они поучали и опекали людей Божьих. Он делал это, чтобы подготовить людей Божьих к служению ради укрепления Тела Христова» (К Ефесянам 4:11,12)

Именно этот список включает в себя такие типы лидерства, как пророки, евангелисты, пастыри и учителя. Начав с апостольского лидерства, при поддержке пророков, церковь естественным образом перешла к лидерству евангелистов, пастырей, старейшин и учителей. Мы это знаем из ранних трудов церкви, а также из книг Нового Завета, таких как Первое послание Тимофею и послание Титу.

После апостольского периода церковь принципиально велась евангелистами и старейшинами. Павел говорит Титу поставить старейшин в каждом городе (Титу 1:5). Очевидно, что на Крите не было апостолов, так что лидерская роль пала на старейшин, а также на евангелистов, например, на Тита, который должен был поставить старейшин.

Первое послание Тимофею описывает качества, которыми должен обладать старейшина, а также упоминает еще одну роль — роль дьякона (1 Тимофею 3:8-13). Павел встречался с лидерами церкви в Азии, как это описано в 20 главе книги Деяний. Эти лидеры были пастырями, но не апостолами. Петр обращается к лидерам церквей в 1-ом Послании Петра 5:1-4. И снова эти лидеры не являлись апостолами, а были старейшинами. Он приравнивает этих старейшин к смотрителям и пастырям в этом отрывке.

В заключении хочется сказать еще раз, что Бог не оставил церковь без лидерства, когда не стало апостолов. На самом деле через Павла и других апостолов Бог установил очень ясную линию лидерства к евангелистам, старейшинам, учителям и дьяконам. Бог позаботился о нуждах церкви Христовой в этом вопросе, когда не стало апостолов.

Джон Окс

 

Должна ли жена помогать мужу в служении в церкви?

 

«В статье о квалификации учителей, Вы написали (критерий номер 8): «Его жена также должна страстно желать служить; они должны быть равными по силе лидерами». Почему его жена должна страстно желать служить? Может ли человек нести служение учителя, если у его жены нет страстного желания нести служение? Чем это отличается от моей настоящей ситуации. Я инженер, моя жена не имеет желания или страсти быть инженером. Хотя она может полностью поддерживать меня в моей работе. Действительно ли это по Библии отстранять человека от служения, если его жена, которая поддерживает его, лично сама не хочет быть в служении? Может ли человек быть евангелистом, даже если его жена не хочет быть лидером женщин?»

Ответ:

Я снова все обдумал и я с вами согласен. Соответственно, я убрал номер 8 из списка, в котором в настоящее время 11 критериев, вместо первоначальных 12 в версии 2000 года. Более подробно об этом можно узнать в нашей работе «Пересмотренная роль женщин». Изначальная цель руководства была обеспечить, чтобы муж и жена не тянули друг друга в разные стороны. Я думаю, что в некоторых ситуациях может быть лучше, если оба будут «заняты» в лидерстве, а в других ситуациях это будет неуместно.

Читайте также:  Благовестие и проповедь Евангелия: свобода воли и ответственность

Что касается «служения», то поскольку мы стремимся к искоренению разделения «духовенство – миряне», жизненно необходимо помнить, что каждый христианин без исключения имеет служение и служит. Даже в списке критериев 2000 года, идея не в том, что «служение» подразумевает наличие штатной должности. Помня об этом, я все же утверждаю, что наиболее эффективным учителем будет тот, чья жена, благодаря своей страсти служить Богу, в состоянии поддержать его духовно. Чем глубже её убеждения, тем лучше она будет понимать призвание её мужа и быть в состоянии помочь. (Если, конечно, она сама стремится быть учителем женщины — но тогда это другое дело!)

Даглас Джакоби

Перевод: Анна Хапилина, Олег Чернышев

 

Всегда ли надо следовать советам лидерства церкви?

 

Должен ли я во всем подчиняться лидерству христианской церкви? Я слышал, что в послании Евреям 13:17 написано, что я должен быть скромным и следовать советам.

Слушайтесь ваших наставников и повинуйтесь им. Ибо они соблюдают ваши души, зная, что им предстоит дать в этом отчёт. Повинуйтесь им, чтобы они исполняли свои труды с радостью и не печалились, ибо это не будет вам на пользу. (К Евреям 13:17)

Но иногда возникает такое чувство, что я выполняю приказы, особенно когда я не согласен с советом. Пожалуйста, помогите мне.

Ответ:

Нет, мы не обязаны подчиняться лидерам христианских церквей. Начнем с того, что в Новом Завете нет «лидеров». Наоборот, там есть выражения «друг другу». Таких мест в Библии десятки. Если вы не знакомы с этими стихами, используйте библейскую симфонию, и они бросятся вам в глаза! Это не значит, что нам совсем не нужны советы или что мы должны ими пренебрегать. «Успех будет при множестве совещаний» — это значит, что нам нужны «наставники».

Евреям 13:17 не дает карт-бланш лидеру. Я считаю, что это утверждение, скорее всего, относится к старейшинам. Во всяком случае, в этом месте нет достаточного количества информации, чтобы мы могли решить, каков «авторитет» лидера в жизни «не лидера». Лидеры не могут ограничивать в действиях других людей своими советами или мнениями. (Возможно, хорошим способом понять масштабы послушания лидерам в Новом Завете будет изучение Деяний и посланий апостолов, чтобы отметить для себя, что лидеры говорили делать другим людям).

Одним словом, совет должен быть взвешен. Его надо рассмотреть. Мы не обязаны следовать ему. С другой стороны, не следует «рассматривать» Слово Божие. Его надо соблюдать. Говоря человеческим языком, существует сильная тенденция смешивать Слово Божие с нашими рекомендациями и предложениями. Это опасно (Евангелие от Марка 7:1-9).

Вокруг Иисуса собрались фарисеи и несколько законоучителей, пришедших из Иерусалима. И они увидели, что некоторые из Его учеников ели нечистыми, то есть немытыми руками. Ибо, следуя древнему обычаю, фарисеи и все другие иудеи не едят, пока не вымоют руки, и, придя с рынка, не едят пищу, пока не помоют её особым образом. И многие другие обряды соблюдают они, как, например, особым образом моют чаши, кувшины и медные сосуды. Поэтому фарисеи и законоучители спросили Его: «Почему Твои ученики не следуют обычаям предков и едят немытыми руками?» Иисус сказал им: «Исайя был прав, когда пророчествовал о вас, лицемерах. Как это написано: «Эти люди чтут Меня устами, но сердца их от Меня далеки. И напрасно поклоняются они Мне, ибо их учения — это свод правил, придуманных людьми». Вы пренебрегаете заповедями Божьими и придерживаетесь людских обычаев». И Он сказал им: «Вы считаете, что умно поступаете, пренебрегая Божьими заповедями ради того, чтобы следовать своим обычаям. (От Марка 7:1-9)

 

Надо ли всегда поддерживать лидерство церкви?

 

Я знаю, что руководство требует уважения, но некоторые люди используют 1 Царств 24, об отношениях между Давидом и Саулом, говоря о полной поддержке лидерства церкви и ее руководства, даже если руководство принимает неправильные решения. У меня есть сомнения относительно этой толкования. Помогите мне, пожалуйста.

Ответ:

Давид отказывается поднять руку на Саула, помазанного Богом, хотя он и пытается убить Давида, и становится совершенно ясно, что он не достоин доверия. 1 Царств 26 повторяет тот же урок снова и снова: мы не должны поднимать руку на помазанника Господня. Я бы обозначил как проблему, однако, восприятие церковного лидера как «помазанника Божьего». Для меня не является ясным, что любая роль НЗ лидера имеет аналог, с возможным исключением (ныне несуществующих) апостолов и пророков (Послание Ефесянам 2:20, 3:5, 4:11 и т.д.). Конечно, Иисус Христос – это помазанник Господень, по определению. Он является единственным исключением.

С другой стороны, я думаю, что в этих главах ВЗ содержится урок для нас, и он связан с нашим состоянием, когда мы чувствуем себя под гнетом бездуховного руководства. В таких случаях – и с этой целью книга была написана – я и другие рекомендуем «Сказку о трех королях» Джина Эдвардса (ISBN 0842369082). Каково наше отношение, когда кто-то не прав по отношению к нам? 1 Петра описывает это в некоторой степени.

Если лидеры поступают неправильно – и Вы уверены, что это не слухи, а доказанный факт, — то нужно задать вопрос: «Находится ли моя вера под угрозой из-за их руководства?» (Примечание: «испытывается» и «находится под угрозой» — это не одно и то же). Если да, то у меня есть возможность сопротивляться: найти другое библейское собрание, которое я буду посещать. И все же я думаю, что это всегда должно быть последним средством.

 

Даглас Джакоби

Перевод: Ольга Куроедова

 

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


Больше статей по теме


Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»