Жертвоприношения в Библии: их роль и значение для человека и Бога
Будет ли справедливо сказать, что жертвоприношения в Библии ( в Ветхом Завете) никогда не избавляли людей от грехов, как об этом сказано в Послании Евреям:
Если бы закон мог сделать их совершенными, разве не перестали бы они приносить жертвы? Ибо в таком случае молящиеся очистились бы раз и навсегда и не чувствовали бы больше своих грехов. Но эти жертвоприношения каждый год напоминают о грехах. Ибо невозможно, чтобы кровь телят и козлят искупала грехи. (К Евреям 10:2-4)
Правда ли, что они лишь сдерживали их последствия до времени прихода Иисуса Христа — совершенной жертвы, которая навсегда искупит грехи человека.
Если я правильно понимаю, то Бог против человеческих жертвоприношений, ведь это религиозный ритуал убийства невинных, чтобы успокоить Бога или каких-либо богов. Бог, в принципе, против того, чтобы кто-либо даже подумал, что Он когда-либо выступал в пользу такого жертвоприношения. Но, если Бог сказал Аврааму принести в жертву своего невинного сына, то возникает вопрос: по какому принципу Бог действует в книге Бытие 22 главе? Как бы вы ответили на это?
После всего этого Бог решил испытать веру Авраама и сказал ему: «Авраам!» Авраам ответил: «Да!» Тогда Бог сказал: «Отведи своего единственного сына, которого ты любишь, своего сына Исаака, в страну Мориа, и там убей его. Принеси своего сына Мне в жертву сожжением на одной из тех гор, а на какой — Я укажу тебе». (Бытие 22:1,2)
Может ли Бытие 22:18 (Бог похвалил Авраама за следование Божьему голосу) дать ответ на вопрос? Я заметил, что книга Евреям 11:17-19 говорит с нами только с точки зрения Авраама. Но какова Божья точка зрения? Является ли текст книги Бытие 22 главы полной историей или она касается лишь Авраама?
Ответ:
Жертвоприношения в Библии и их смысл
Это не совсем так как я себе представляю, но довольно близко. Жертвоприношения в Ветхом Завете (во времена действия Закона Моисея) обеспечивали несколько вещей. Они подготавливали путь для нас, чтобы мы поняли смысл жертвы Христа. Жертвоприношения служили предзнаменованием, которое объяснило жертву Христа. Иисус исполнил Закон (Матфея 5:17), но чтобы его исполнить, Закон должен был существовать.
К тому же, жертвоприношения демонстрируют серьезность совершенных грехов. Говоря словами апостола Павла «грех — нечто очень, очень плохое» (Римлянам 7:13). Закон был введён, чтобы грехи умножились (Римлянам 5:20). Благодаря жертвоприношениям иудеи (и мы) начали понимать серьезность греха, а также необходимости в крови и смерти.
Возможно самым важным для иудеев стало то, что жертвы за грех и повинности создали «церемониальное очищение» (Левитам 22:4-9, Евреям 9:13-14). Другими словами, они до такой степени имели дело с грехом, что в итоге могли вновь приходить и служить Богу. Это очищение не было окончательным устранением греха, но оно покрывало грехи и позволяло человеку вновь быть в среде народа Божьего, служа Ему. Это было своего рода временное прощение, а не абсолютное. И это уже было немало, ведь это делало иудеев особым народом Божьим.
Спорно полагать, что жертвоприношения сдерживали последствия грехов. Иудеи точно получали некоторое наказание за свои грехи. Так что я согласен с вашей концепцией, но думаю, что есть лучший путь ее объяснения.
Жертвоприношения человека в Библии
Я определенно вижу логику в вашем вопросе. Тем не менее, как мне кажется, вопрос содержит два предположения, которые я хотел бы исследовать:
- Бог против жертвоприношений одного человека другим при любых обстоятельствах
- Жертвоприношение Исаака было предложением умиротворить Бога.
Позвольте мне начать со второго.
Аврааму не было дано никаких причин полагать, что призыв от Бога был связан с умиротворением какого-либо греха. На самом деле, то, что мы можем сказать, — Аврааму Бог не сообщил о причине для совершения этого шага. Мы, особенно читатели Нового Завета, имеем преимущество в том, что знаем истинную причину такой просьбы Бога.
Следующее предположение заключается в том, что Бог вообще против любого возможного рода человеческого жертвоприношения. Я считаю, что это ЧРЕЗВЫЧАЙНО ограниченная категория. Бог ненавидит человеческое жертвоприношение идолу, и в общем воля Божья будет даже против жертвы человеческого существа самому Богу. Но факт в том, что Бог позволил, чтобы Иисус Христос был убит, как своего рода человеческое жертвоприношение. Бог позволил, чтобы один человек убил (принес в жертву другого) за грехи мира. Тем не менее мне придется сказать, что Божье ожидание от Авраама быть готовым убить своего сына является обоснованным, если не сказать больше. Это и правда поразительная вещь!
Я считаю, что есть две причины, по которым Бог попросил Авраама сделать это.
Жертвоприношение Исаака — возможность для Авраама проявить свою веру
Для Авраама это был лучший способ проявить свою веру и, как говорит апостол Павел в Послании к Римлянам 4:3, цитируя Бытие 15:6, «Авраам верил в Бога, и вера его вменилась ему в праведность». Авраам послужил образцом и прообразом тех, кто спасен по вере. В Послании к Римлянам 4:12 Павел говорит нам, что Авраам является «отцом» всех, кто верит, и эта вера засчитывается как праведность. Он является «отцом всем нам» (Послание Римлянам 4:16). Готовность Авраама покинуть Ур, а позже Харан, в сочетании с его готовностью идти на гору Мориа, дало ему право быть отцом многих народов (Бытие 17:5), стать тем, через кого будут благословлены все народы (Бытие 12:3), а также прародителем Израиля и самого Мессии. Является ли призыв Бога к Аврааму быть готовым даже убить собственного сына, крайним примером веры? По меньшей мере, это крайне жестоко, но это и значит во всем полагаться на Бога, как и учит Библия.
Для того, чтобы быть Его учениками, Иисус просит нас отказаться от всего, что мы имеем (Евангелие от Луки 14:33). Крайне маловероятно, что Бог потребует от нас отдать своих детей таким образом, как это сделал Авраам, но Бог использовал Авраама в качестве образца веры, которой Он требует от всех нас. Когда Бог просит учеников Иисуса отдать все, Он говорит об этом не в переносном смысле. Это крайность, граничащая с шоком? Да, это так, но мы должны иметь в виду, что Авраам рассудил, что Бог воскресит Исаака из мертвых. Бог предвидел замысел Авраама, и что он увидит это как испытание своей веры, что его сын, не останется мертвым. Это показывает невероятную веру Авраама, но не ожидание Бога от нас, чтобы мы думали об идее убийства другого человека в качестве умиротворения.
История жертвоприношения Исаака — прообраз смерти Иисуса Христа в Библии
История жертвоприношения Исаака в Библии — это удивительная история о вере Авраама, Исаака и вере, которая, служит прообразом смерти и воскрешения Иисуса Христа. Параллелей между тем, что Бог просил сделать Авраама и тем, что Бог был готов сделать для нас, слишком много! Так что это точно не совпадение. Подобно Аврааму, Бог был готов отдать Своего «единственного Сына». Как Авраам, Бог получил Сына обратно «из мертвых» на третий день, как говорит нам отрывок Евреям 11:17-19. Это не только параллели. Гора Мориа — это гора Сион.
Другими словами, место, где Бог попросил Авраама принести в жертву своего сына, то же самое место, где Бог предложил в жертву Своего единородного Сына. Это еще не все. Авраам попросил своего единственного сына нести дрова до горы Мориа, чтобы они были использованы для его жертвы. Точно так же, Бог позаботился, чтобы Иисус нес крест на ту же гору, которая была использована для Его жертвы.
Это событие, которое, как вы хорошо заметили так сильно тревожит нас, является отдаленным пророчеством о том, что Бог принесёт жертву за наши грехи. Жертва Авраама, которую Бог предотвратил, не была умиротворением за грехи, но была испытанием веры. Но это было не просто испытание веры. Это был сложный и удивительный прообраз жертвы Иисуса на кресте.
История жертвоприношений
Вопрос об истории жертвоприношений пришел от одного из наших читателей, вот что он пишет.
Меня интересует история жертвоприношений и надеюсь, что Вы сможете просветить меня в этом вопросе. В основном я понял, в чем заключались ключевые моменты, и особенно в части принесения жертвы Господом. Тем не менее мне интересно было бы разобраться с основой, корнями, человеческими идеями по поводу жертвоприношений.
В Библии есть Божьи указания о жертвах в книге Исходе и других книгах Пятикнижия. Однако, и до этого люди занимались жертвоприношениями (Каин и Авель, Ной, Авраам, Иов..). Даже языческие племена приносили в жертву скот, и как ни жаль, людей. Где они все узнавали о том, что должны делать такие вещи, еще до того, как Бог дал детальные инструкции по вопросу. (Предположу, что они получили такое указание от Бога после изгнания из рая, потом эта традиция передавалась от отцов к детям, из поколения в поколение. Правда, я не уверен, что было именно так). Заранее спасибо за ответ.
Ответ:
Чтобы ответить на этот вопрос, возьмем за основу человеческий опыт. Мои предположения (и других людей, также) в том, что человеку присуще верить в:
- Существование высшей реальности.
- То,что у нас, людей перед этой реальностью есть своя доля ответственности.
- То, что мы, люди, не в ладах с этой высшей властью, так как мы нарушили морально-нравственные установки высшего разума.
- То,что мы, люди, верим в высшую справедливость.
- То, что мы, люди, полагаем, что наш долг следует искупить принесением жертвы, чтобы загладить вину перед этой сверхъестественной силой.
Вы заметили, верно, что я пытаюсь аккуратно подбирать слова так, чтобы основное можно было бы применить, по-возможности, ко всем человеческим культурам по всему миру.
Относительно этих вещей, я уверен, сам Бог дал нам понимание. Наш источник – это совесть, это она нас уведомляет. Об истинности этих вещей мы знаем, и знаем, что это и в правду так.
Конечно, эти рассуждения не найдут отклика ни у антрополога, ни у атеиста, но я лично верю, полагаясь на Библию и свой опыт. Я верю в том, что Писание дано свыше, от Бога, а вещи, о которых сказано выше, от Бога небес, христианского Бога.
И если прав я, то вот объяснение того, почему практически во всех культурах всех времен есть системы жертвоприношений или табу, призванных выстроить правильные отношения между людьми и теми сверхъестественными силами, которые управляют Вселенной.
С точки зрения исторической науки трудно доказать, что все народы получили первичные знания о религиозной жертве от Ноя, Авеля, или других ранних патриархов. Я не могу Вам доказать, что это не так, но верю, что культурная тенденция рождена внутренней человеческой потребностью, которая у всех у нас есть, даже если наши культурные корни не связаны напрямую с Ноем или другим каким патриархом.
Я не смогу доказать, что тенденция приносить жертву исходит от чувства, которые мы называем совестью, но я считаю, что именно оно и есть источник тех или иных жертвенных традиций практически всех культур народов мира. Дело даже не в тех знаниях, которые передал Ной непосредственно. На Ближнем востоке и прилегающих территориях идеи такого плана видимо идут от потомков Ноя, но вполне вероятно, что идеи могли возникать независимо в различных уголках планеты.
Перевод: Сергей Дяченко
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»