Как и где найти новых лидеров в церквях?
Введение от Гордона Фергюсона: «Международная церковь Христа столкнулась с проблемой, о которой многие не догадываются. Эта проблема — старение лидерства церкви. Через это рано или поздно проходит любое движение. Способность справиться с этим определяет жизнеспособность церкви и возможность развиваться. В начале века мы прошли через серьёзные потрясения, вследствие которых мы потеряли целое поколение молодых лидеров.
Многих уволили с работы на церковь из-за того, что суммы пожертвований резко упали и в церкви начался финансовый кризис. Мы просто не могли позволить себе оплачивать работу служителей в полном составе. Как и ожидалось, всё работало по принципу «последним пришёл — первым ушёл». Что обиднее, многие решили уйти из служения из-за чрезмерной критики в их адрес за действия и решения, которые принимали мы, старшие лидеры, даже не они сами. Это было сложное время для нас всех. Хотя сейчас у нас больше понимания касательно того времени, мы всё равно не можем отрицать, насколько сильный урон был нанесён группе молодых лидеров.
С тех лет, на мой взгляд, мы не прикладываем должных усилий, чтобы воспитать новое поколение служителей. Да, были приняты и правильные меры, но многие меры были приняты неразумно, необдуманно, ведь мы совсем не учитывали, как размышляет молодое поколение об управлении церковью. На самом деле, мы намного больше привязаны к традициям, чем нам кажется, и мы привыкаем к комфорту существующего положения вещей. Многие старшие братья и сёстры смирились с менее радикальным и более комфортным христианством, но у молодых христиан всё не так. Просто поддерживать церковь в одном состоянии им мало. Они пытаются найти способ изменить этот испорченный мир, в котором они живут. Они стремятся оставить след в этом мире и в вечности, глубокий след!
Мы недавно обсуждали эту тему с моим хорошим другом, Дареном Оверстритом, евангелистом нашей церкви в Сиэтле. Он поделился своими мыслями, и я посчитал необходимым, чтобы их узнали другие. Поэтому я попросил его написать статью, которую я смог бы разместить на своём сайте (gordonferguson.org), что он и сделал. Он готовит ещё минимум две статьи по этой теме, и я его всецело в этом поддерживаю. Большинство статей на моём сайте я написал сам, но, если кто-то ещё поднимает в статьях важные вопросы, заслуживающие внимания, я всегда готов их опубликовать. Статья Дарена как раз из таких. Пожалуйста, внимательно её прочитайте и приготовьте сердце к молитвам.»
Часть 1. Передавая эстафету новым лидерам в церквях
Мы только что вернулись с христианской международной конференции лидеров в Панаме. Это была очень продуктивная неделя. Мы много говорили о братстве, о нашей организации, о связи друг с другом, и самое главное, о нашей ответственности за погибающий мир, которую все мы несём в наших сердцах. Что бы мы ни делали, самая главная наша задача как церкви — искать потерянные души и приводить их в свет Божьей Славы. Одна из ключевых составляющих этого непростого задания — это передать эстафету следующему поколению. Нашему движению уже почти 40 лет, и сейчас мы говорим о передаче управления тому, кто идёт за нами, но делаем ли мы это намеренно? Действительно ли мы уверены, что учим и показываем то, что они считают важным? Я общаюсь с моими коллегами по служению, которые работают на церковь уже не первый год. Мы строим церковь, которая уже сейчас может быть светом для других, но, если мы не будем уделять пристальное внимание тому, в чём нуждается от нас следующее поколение, чтобы вести церковь в будущем, все наши усилия могут, к сожалению, иметь очень не долгосрочный и весьма не продуктивный результат.
Церковь в Сиэтле относится к северо-западному региону церквей, и, как и в других группах церквей, у нас есть свои сильные и слабые стороны, зоны развития. Последние несколько лет мы обсуждаем тему, как нам помолодеть! И не просто иметь более молодой состав служителей, но также намеренно тренировать молодых лидеров, с которыми церковь не только будет процветать сейчас, но проживёт ещё не один десяток лет. Несколько лет назад у нас была встреча, и мы были поражены тем, что в комнате почти все присутствующие были пожилые, закалённые ветераны церкви! Конечно, комната была наполнена мудростью в какой-то степени, но этого было совсем не достаточно для укрепления связи со следующим поколением. С тех пор мы приняли решение изменить эту ситуацию, и все усердно вкладываем в молодых лидеров. У нас появилось гораздо более удивительное и вдохновляющее видение на открытие новых церквей и развитие церкви в целом. Нам просто нужны места, куда их можно отправить, и их мечты по обращению этого мира. Ещё я был удивлён и вдохновлён услышать, что ОНИ считают важным, смотря на наше служение и надеясь на свой шанс проявить себя. Позвольте мне объяснить…
В прошлом июне в Спокане, штат Вашингтон, у нас была конференция лидеров церквей северо-западного региона. Во время одной из встреч я разделил аудиторию на две группы: в одном помещении были молодые лидеры, в другом — те, кто постарше. Каждой группе были заданы вопросы. Один из вопросов для группы молодых звучал так: «Чего бы вам хотелось БОЛЬШЕ получать от нас в передаче эстафеты служения?» Конечно, в первую очередь они хотели больше возможностей тренировки и ведения церкви, но были и такие ответы, которых я совсем не ожидал как один из ветеранов служения в церкви. Эти ответы касались качества отношений и духовности, которые они видят в нас. Я бы хотел обратить особое внимание на три пункта.
Единство лидеров в церквях
Молодому поколению хотелось бы видеть более вдохновляющую картину нашего единства. Упс… Я только вернулся с региональной конференции лидеров, и мне казалось, мы все согласны, что у нашего поколения есть чёткое понимание, как всё должно быть. Конечно, у молодого поколения тоже есть сильные убеждения, но вот в чём дело: так получилось, что в основном говорим мы, как поступать, мы задаём планку, на которую нужно равняться. Это такая большая ответственность и привилегия, от который мы не планируем отказываться. И они просят нас показывать библейское единство, когда в комнате так много сильных, но разных мнений.
Я понимаю, о чём они говорят. Здесь, в северо-западном регионе, у нас бывают такие встречи, когда высказывается много разных, но при этом сильных мнений. В некоторых подобных беседах единство выстроено хорошо, в других — не очень. Проблема стала очевидна, когда после одной из встреч молодой лидер спросил меня: «Что ты думаешь, может, на следующем лидерстве мы разделимся? Молодые лидеры будут в одной комнате, а вы — в другой. Нам надо обсудить между собой кое-какие моменты». Ой, может, я не всё знаю, но ясно одно: если молодое поколение просит отдельную комнату, у нас есть проблемы. Вы в курсе того, как себя чувствуют ученики помоложе и ваши коллеги по служению? Наверное, будет интересно узнать.
Открытость лидеров в церквях о слабостях
Все мы знаем, что скромность — главная составляющая продуктивного служения. Без этого новое поколение не задержится в служении. Но опять же, видят ли они её в нас? Подаём ли мы пример библейской скромности? Видят ли они в нас, опытных служителях, готовность к изменениям? Способны ли мы отказаться от собственного мнения и уступить, чтобы сохранить любовь между нами? Кстати, разве не об этом написана половина Нового Завета? Видят ли они в нас стремление работать над собой, даже если мы служим в церкви не первый год? Хотите верьте, хотите нет, но их это вдохновляет, мотивирует. Прошлым летом в Сиэтле мы пригласили Стива Стейтена, чтобы он провёл «конструктивное анкетирование» (оказывается, это умное название для опроса). Мы хотели понять, что у нас получается, а в чём нам нужно расти. Очень полезно бывает пригласить человека со стороны, чтобы получить объективное мнение.
После того как Стив представил на собрании результаты своей работы, я поднялся и дал свой ответ. Среди прочего, я поделился своим желанием, чтобы мы были «растущей церковью». Это значит, что нам нужно взять в привычку постоянно учиться, работать над своими слабыми сторонами. К моему удивлению, из всего, что я говорил тогда на собрании, эти слова запомнились больше всего. Почему? Скромность находит отклик в сердцах тех, кто изо всех сил старается расти. И хочу сказать, скромность в сердцах старших служителей вдохновляет молодое поколение расти ещё больше. Есть ли в нас те же мысли, о которых писал Павел в 1 Тимофею 1:15–16?
«Правильно и достоверно изречение: Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы спасти грешников, самый худший из которых — я. Но для того ко мне и была проявлена такая милость, чтобы на мне, худшем из грешников, Иисус Христос показал, как велико Его терпение, и чтобы другие, видя это, тоже поверили и получили вечную жизнь».
Не сомневаюсь, Павел говорил о своей слабости и ничтожности, чтобы мотивировать и вдохновить молодых лидеров, которых он тренировал. Как у нас обстоят дела с этим?
Реакция лидеров в церквях на критику и обратную связь
Если вы когда-либо вели группу больше пяти человек, я знаю, вы получали много обратной связи и конструктивной критики. Насколько у вас получалось меняться в тех вопросах, на которые вам говорили обратить внимание? Сейчас критика расстраивает молодых людей! В мире, где всё нацелено на то, чтобы люди чувствовали себя хорошо, молодёжь просто не знает, что делать, когда им говорят, что в чём-то нужно расти. Я помню недавний урок молодого проповедника в Сиэтле. Ему 25, и он очень умело проповедует. Вот что он сказал о поколении нулевых: «Мы самое образованное поколение, у нас больше всего социальных связей, мы вкладываем в благотворительность, заботимся об экологии, у нас большие амбиции, но ПРИ ЭТОМ мы острее всего воспринимаем всё происходящее. Мы ненавидим критику. Мы знаем, что нуждаемся в ней, осталось научиться иметь с ней дело».
Откуда они этому научились? От нас. Так что возникает вопрос, как мы сами относимся к критике в наш адрес? Когда вы в последний раз просили совета? Когда вы в последний раз собирали лидеров в своей группе и спрашивали, что вам нужно в себе изменить? Когда вы в последний раз спрашивали коллег по служению: «Как вам со мной работается?»
Кстати, видеть нашу работу над собой важно не только молодым лидерам, но и всем членам церкви в принципе. Признайте, чем старше собрание, тем сложнее поддерживать планку праведности, а значит отклик в сердце христиан будет находить далеко не наш идеализм и вызывающие цели. Это всё нужно, но гораздо больше вдохновляет, когда мы делимся, как Бог берёт в Свои руки наши недостатки и очищает нас. «Совершенные» проповедники не так вдохновляют, как те, кто на практике использует Слово Бога, чтобы уподобляться Христу.
На мой взгляд, именно поэтому в Новом Завете лучше всего удавалось тренировать лидеров Павлу. Он имел полное право учить, но при этом всегда помнил, откуда исходит его сила. Благодаря этому мы сейчас можем читать такие отрывки, как Филиппийцам 3:12–15.
«Не то чтобы я уже приобрёл это или уже стал совершенным, но я стремлюсь приобрести, потому что меня приобрёл Христос Иисус. Братья, я не считаю, что уже достиг этого, а лишь забывая всё, что осталось позади, иду к тому, что впереди. Я стремительно иду к цели, чтобы получить награду высшего Божьего звания в Иисусе Христе. Нам всем, духовно зрелым людям, следовало бы так смотреть на вещи. Если же вы в чём-то мыслите иначе, то и это Бог вам откроет».
Вот что меня беспокоит. Молодые люди идут на работу в компании, где уже оценили силу обратной связи и объективной критики. У них целые системы и подразделения, отвечающие за её получение и внедрение предложений. Не должно быть так, чтобы у мира это получалось лучше, чем у нас, лидеров христианской церкви. Никто из нас не спускался с Небес, нам надо продолжать расти на нашем пути к спасению. Давайте покажем следующему поколению лидеров, как обретать славу в процессе роста.
Вас удивил какой-нибудь пункт? Когда будете размышлять о передаче эстафеты следующему поколению, фокусируйтесь на этих моментах. Молодые люди часто жалуются: «Вы, старшее поколение, любите отвечать на вопросы, которые мы не задавали!» Давайте будем спрашивать, что волнует их. Слишком многое стоит на кону.
Часть 2. Роль мечты
Сегодня мы поговорим о роли мечты. Я вырос в евангелистическом мире, и я хорошо помню, что меня особенно вдохновляло в Международной Церкви Христа. Мужчины и женщины изучали Писание, воплощали Его в своей жизни и позволяли Божьей истине процветать и вдохновлять на большие мечты и цели! Именно благодаря смелым духовным мечтам мне удалось двадцать три года назад отказаться от выгодной должности архитектора и стать стажёром в церкви, хотя в то время это было далеко не прибыльной работой.
Большие мечты — это прекрасная часть нашего общего наследия. Мы открывали церкви по всему миру и воспитывали лидеров, которые очень быстро учились влиять на мир. Я знаю, нам предстоит ещё много работы, но я смотрю на взаимодействие между служителями, как мы можем вместе достигать общие цели, и становится ясно, что все мы хотим прожить так, чтобы не только не жалеть о потерянном впустую времени, но внести свой вклад в этот мир, и вклад ЗНАЧИМЫЙ. Я горжусь нашими братьями и сёстрами, кто трудится всем сердцем, жертвует ради миссии. Через их великие мечты и цели Бог творит чудеса.
Времена идут, меняется культура, система мировоззрений, но всё-таки есть у нас одна общая черта, о каком бы поколении мы ни говорили, — все мы духовные мечтатели (см., например, Псалом 126). Мы были созданы по Божьему образу и подобию, у нас это заложено в ДНК. Пока что Бог удерживает позицию лидера в плане самой большой, самой сумасшедшей мечты: воплотить грандиозный план (над которым некоторые всё ещё насмехаются), который зиждется на самоотречении, страдании и, наконец, на жертве Его Сына, и всё это для того, чтобы люди вернулись к вечности с Ним!
Когда мы перестаём мечтать, мы становимся уже не теми, какими были по-настоящему созданы. Я уверен, вы со мной согласитесь, что, когда я прекращаю мечтать и пытаюсь сам выталкивать себя из зоны комфорта, я начинаю страдать, мне тяжело, вдохновение уходит. При этом я понимаю, что, возможно, мои мечты так и не станут началом каких-то великих изменений в Церкви в ближайшие 30-40 лет. Не поймите меня неправильно — я не разучился мечтать о великом, но всё-таки мой вклад в будущее будет не таким значимым, как это было 20 лет назад. Чтобы церковь могла не только выживать, но и процветать, мечтать должно следующее поколение. У них должно быть своё видение, а наша задача — их в этом поддерживать.
Неотъемлемая часть процесса — ошибки!
Чувствую, эта тема вызывает какое-то напряжение среди старших лидеров. Грандиозные цели и мечты, которые определили нас сегодняшних, не обошлись без ошибок. Но это нормально, это необходимо для роста и укрепления. То есть, несмотря на какие-то ошибки, я никогда бы не стал жаловаться на решение быть в церкви, где практикуется ученичество. Пусть некоторые церкви мы открывали в спешке, я никогда не пожалею, что действовал из ревности спасти погибающий мир. Нам нужно позаботиться о том, чтобы следующее поколение в духовном плане следовало по нашим стопам и было готово пожертвовать амбициями мирской жизни ради Божьих целей, которых много не бывает. Мне, другим старшим лидерам необходимо дать волю их мечтам, чтобы они превзошли наши ожидания. Конечно, не хочется, чтобы они совершали те же ошибки, но я не сильно расстроюсь, не перестану поощрять их амбиции ради Бога. Здесь мне сложно выносить суждения.
Я недавно понял это в Сиэтле, когда был на учении от двух горячих молодых лидеров с видением на будущее. Первый говорил о смелых мечтах и необходимости фокусировать себя на том, сколько великого может сделать Бог. Я был вдохновлён, но в то же время подумал про себя: «Только получи сначала образование, молодой человек, должен же быть запасной вариант; помни о балансе: ревность должна подкрепляться продуманным планом; главное, чтобы во всем был совет, перед тем как идти и что-то делать второпях!» Второй молодой человек говорил о подражании: как видеть тех, кто вдохновляет, затем учиться от них, впитывать всё, что они думают и делают! Я был ОЧЕНЬ вдохновлён, но снова подумал: «Поосторожнее с подражанием, можно пострадать от своей наивности. Процесс может казаться простым и понятным, но и там есть свои подводные камни. Опять же, будь начеку».
Всё это, конечно, важные крупицы мудрости, и я надеюсь, что следующее поколение сможет избежать некоторых ошибок, через которые прошли мы. Но что если у них не получится? Что если они будут наступать на те же грабли? Правда ли это худшее, что может произойти? Мы, по своей неосторожности, можем переборщить с советами из нашего личного опыта, вместо того чтобы позволять Божьему Слову оседать в их сердце. Кроме того, всегда можно найти примеры, как глупые ошибки способствовали духовному росту, процессу духовного взросления. У меня двое сыновей, и, хотя я им столько давал советов, как можно избежать всяких глупостей, я всё-таки не хочу ограждать их от всех ошибок.
Ещё одна важная часть — риски
Не так давно мы ездили на Большой каньон, так вот там я умолял своего 18-летнего сына не стоять так близко к обрыву на высоте почти в километр! Он лишь смеялся, советовал мне расслабиться. Я был в ужасе, но я помню, что рисковал так же, когда был в его возрасте. Сейчас такой экстрим не по мне, но в 18 лет — это было в самый раз. Если мы будем просить детей «пропустить» эту ступень, когда совершаются ошибки, они не смогут повзрослеть естественным образом. И просить их любыми способами избежать ошибок, которые мы совершили под влиянием наших духовных, но не очень разумных мечтаний, может быть не только нечестно, но даже неправильно перед Богом.
В Ветхом завете есть очень известный пример на эту тему. В книге Чисел в 13-14 главах рассказывается история о Халеве, Иисусе Навине и посланцах в нагорную страну. Не думайте, я не собираюсь обвинять молодое поколение в маловерии, а старшее — в слабости. Но есть в этом отрывке несколько моментов, которые могут нам помочь. Здесь Бог избрал народ, живший в пустыне, чтобы он мог совершить следующий шаг на пути к земле обетованной. Мы знаем контекст. Бог чудесным образом освободил народ и проявил Свою силу и славу, так что люди знали: «Бог действительно всемогущ!» Итак, Моисею было дано повеление отправить двенадцать вождей колен Израилевых осмотреть Ханаанскую землю и узнать, что там есть, кто там живёт и какая там почва? «И кстати, постарайтесь принести плодов с этой земли». Они повинуются Господу и смиренно идут на разведку. Они возвращаются все вместе, им есть что рассказать. Двое из них тащат огромную виноградную кисть, гранаты и инжир.
Их отчёт? Да, земля плодородная, приносит много урожая, но там живёт сильный народ. Люди там могущественные и страшные, живут в укреплённых городах. Давайте лучше останемся на месте, не будем вступать в конфликт, а то потерпим поражение! Только после этого Халев выступил вперёд и начал убеждать людей сделать по-другому. Он видел всё то же самое, что видели они, но он верил, что Бог может даровать им победу. Только двое из двенадцати посланцев смотрели не на проблемы, а на потенциал от Бога. Они видели плоды, в то время как остальные видели сложности.
Потенциальные проблемы не должны быть в фокусе
Это естественное человеческое явление. Я предполагаю, что у остальных десяти разведчиков были свои причины, останавливающие их от немедленного перехода в новую землю. Проблема в том, что они сделали это главной мыслью своего отчёта, а не просто частью разговора. Они заразили своим маловерием остальной народ Израиля, началась паника, в сердцах поселился страх. Люди говорили об этом, плакали, страдали настолько сильно, что начали снова роптать на Моисея и хотели найти нового лидера, который бы отвёл их обратно в Египет, откуда Бог их только что освободил! Я не хочу осуждать этих людей. Они отреагировали так, как повели бы себя многие из нас, особенно если бы мы прошли через столько испытаний. Они всё ещё были избранным народом Бога, просто страхи, связанные со смелыми планами Бога, казались им сильнее Его мощи.
Не все страхи имели под собой основание, но смею предположить, отчасти это шло из личного опыта. Откуда бы они ни пришли, давайте не забывать, почему Богу не хватило терпения, так что Он не позволил им войти в землю обетованную. Они не верили, что Бог и дальше будет совершать чудеса (14:11). В этом вся причина. На самом деле, неумение и нежелание видеть Божью силу в сложных обстоятельствах или просто на основании собственного опыта Бог расценивает как предательство и неверие (14:23). Это нехорошо. Единственные, кому было позволено в итоге пойти в другую землю (Халев и Иисус Навин), просто видели плод и доверяли Божьей силе. Молодые и наивные? Да, но сильные верой.
Надеюсь, мы все подумаем об этих моментах. Наше движение засвидетельствовало столько чудес, и оно развивалось благодаря молодым мечтателям с сумасшедшими идеями. Некоторые идеи сработали, но они реально были сумасшедшими! Бог уже сделал так много, но у Него ещё столько работы, которую Он хочет совершить через нас. Я надеюсь, молодое поколение будет пользоваться нашей мудростью, накопленным опытом, наставлением и уроками, которые мы уже извлекли. Я также надеюсь и молюсь, чтобы старшие лидеры, в том числе я, смогли бы правильно использовать негативный опыт прошлых ошибок, плоды «смелых амбиций», чтобы разочарование не ослабило нашу веру и идеализм идущих после нас.
На следующей неделе я буду на встрече лидеров Северо-Запада. Одна из тем, которые мы будем обсуждать, — это открытие церкви в студенческом городке в Центральном Вашингтоне. Мы посмотрели этот район, многое обговорили, теперь нам нужно составить план. Я вижу столько возможностей, но в то же время столько интересных идей, которые можно считать потенциальными «рисками» в открытии церкви в следующем году. Однако я хочу собрать в комнате молодых амбициозных лидеров и задать им вопрос: «Что, на ВАШ взгляд, может произойти?» А потом выслушать их и позволить им мечтать!
Часть 3. Роль планирования
Меня очень поддерживает обратная связь по предыдущим двум частям. Ко мне окончательно пришло понимание, что нам всем нужно уже определить планы на будущее нашего братства. Лидеры церкви, семейной группы церквей, континентальной группы должны задать себе вопрос: «У нас есть план?» Я хотел бы показать несколько моментов, которые помогут нам быть более нацеленными.
Взгляд в будущее церкви
Я понимаю, есть столько важных дел! Я веду церковь в Сиэтле, здесь около шестисот братьев и сестёр. У нас есть молодые работающие на церковь, отдельные эффективные программы, неплохой бюджет и разные зоны влияния. Каждая неделя у меня, как и у вас, очень загружена. Есть большое искушение опустить руки, потерять вдохновение. До того, как я начал работать на церковь, я был студентом, я хотел стать архитектором, что подразумевало часы и дни рассматривания мелких детальных эскизов. Когда я не проводил время за рисунками, я пытался изучать специальную программу на компьютере. Спустя пару лет я понял, что у меня начались проблемы со зрением, мне было сложно фокусироваться на предметах. Я сразу же обратился к врачу. Диагноз был следующим: «У вас развивается миопия. Это умное название для близорукости». Я так тщательно разглядывал мелкие детали, что начал терять фокус на том, что было вдалеке.
Предложенное решение? Он посоветовал делать перерывы каждые 15 минут в течение дня и фокусировать взгляд на предметах в конце коридора. Другими словами, нужно специально уделять время тому, чтобы фокусироваться на том, что находится вдали. Тогда мне было важно извлечь этот урок, и недавно я к нему вернулся. Нам, призванным строить Божью церковь, необходимо время от времени отводить взгляд от повседневных мелочей и обращать взор на нечто большее. Вы обсуждаете с церковью такие вопросы, как:
- В каком направлении мы двигаемся?
- Что мы вкладываем сейчас на благо будущего церкви?
- Что нам хочется видеть через 5 или 10 лет?
Каждому нужно держать в голове эти вопросы. Иначе наше служение будет крайне недолговечным.
Финансовый план церкви
Здесь могут быть свои подводные камни. Не всё, во что мы вкладываем силы, требует финансов, но без финансовой подушки и других ресурсов вырастить следующее поколение лидеров крайне сложно. Управлять финансами совсем не просто. Нужно с особой внимательностью подходить к планированию, учитывая текущие финансовые нужды лидерского состава. Я могу ошибаться, но мне кажется, что любой финансовый совет с радостью рассмотрел бы идеи, как можно отложить больше средств для следующего поколения, при этом продолжая заботиться о работающих в церкви и их целях. Не уверен, что смог бы работать на церковь, где внимание уделялось бы только одной из этих сторон. Предлагаю подумать над следующими вопросами:
- Участвуют ли старшие лидеры церкви в вопросах планирования финансов? Они планируют найти замену себе и своему источнику дохода? Они начали откладывать на пенсию? Эти вопросы нужно мягко с ними обсудить. Что касается управленческой стороны, нужно помнить, что для лидерства это непростая тема. Если говорить со стороны работающих на церковь, прошу, давайте не будем всеми способами держаться за эту работу, особенно если вдохновение и видение на будущее давно потеряно. Давайте вместе трудиться со скромностью и старанием.
- Могло бы собрание, если бы попросили, отдавать больше средств ради молодого поколения? Вы уже просили? Я знаю много церквей, где не хватает молодых лидеров, но также знаю много таких, где даже не просили попробовать отдавать чуть больше. Иногда кажется, что мы и так просим слишком много. Может быть, и так, но могут найтись люди, готовые вкладывать больше, если увидят чёткий план на будущее. Просите.
- Достаточно ли мы, ответственные за планирование церковного бюджета, уделяем внимания таким нуждам, как тренировка лидеров, стажировка, поездки на конференции и т. д.? Давайте не забывать о приоритетности воспитания следующего поколения при планировании бюджета.
Создание вдохновляющей культуры в церкви
Есть много моментов в стратегии служении в Сиэтле, которые я особенно ценю. Один из них такой: мы стараемся помогать людям чувствовать, что церковь целиком и полностью принадлежит им. Да, нужно принимать определённые решения, но мы стремимся к тесному взаимодействию с нашими группами, хоть это и занимает больше времени. Никто из нас не любит чисто деловые собрания (но и их нужно проводить время от времени), но мы любим устраивать опросы, живые обсуждения и дискуссии. Это помогает быть начеку и смотреть на нужды церкви глазами учеников из разных групп.
Компания Amazon является одной из самых быстро развивающихся компаний, её головной офис располагается в Сиэтле. Основатель компании Джефф Безос недавно пояснил всем сотрудникам и акционерам, что Amazon работает по принципу «День первый», то есть каждый день должен начинаться с чистого листа. Он постоянно ищет новые идеи, а также способы предотвратить стагнацию. Понятно, почему сотни молодых специалистов стремятся попасть в компанию. По правде говоря, хорошее, твёрдое лидерство в церкви основывается на Библии, а попытки угодить всем потребуют отступления от установленных принципов. С другой стороны, когда решения можно делегировать, пробуем ли мы доверять их другим? Может, не все об этом задумываются, НО для молодого поколения это очень важно. Наша церковь не должна отставать в плане креатива и вдохновения от компаний, где работают христиане.
Усиленная тренировка новых служителей в церкви
Недавно я спросил Линн Грин, по сколько лет им было со Скоттом, когда они открывали церковь в Гонконге. Оказалось, им было по 27! Да, они одни из самых талантливых людей, которых я знаю, и пусть такое уже не раз случалось, но мне всё равно кажется, что открывать церковь за границей в 27 — это довольно рано. Я начал размышлять… Почему сейчас это редкость? Я говорю не только о том, чтобы передавать отдельные миссионерские планы в руки молодых лидеров, речь больше о том, чтобы молодые люди проявляли инициативу и действительно вели церкви даже в раннем возрасте. Одна из причин — иногда мы уделяем тренировке лидеров не так много внимания, как раньше. Линн делилась, что за год до открытия церкви им предоставлялось множество возможностей служить, при этом уже было видение на них как на будущих лидеров молодой церкви. Нам нужны новые идеи, как находить будущих лидеров и со спокойным сердцем тренировать их в достаточной степени, в том числе давая набить свои шишки в служении в уже существующей церкви. И пожалуйста, давайте не будем завышать возрастную планку «молодых» людей — 40, это не 27!
Развитие и сохранение сильных библейских убеждений
Тимофей был молодым учеником, пытавшимся вести церковь в Эфесе, при этом без присутствия наставника, Павла. Но хоть Павел и был далеко, он отправил ему инструкции, как оставаться стойким, и напомнил несколько важных моментов:
«Вот этого требуй и так учи. Пусть никто не смотрит на тебя свысока из-за того, что ты молод. Ты же будь примером для всех верующих — в речах, в поведении, в любви, вере и чистоте. До тех пор, пока я не приду, посвяти себя чтению Писания, проповеди и учению» (1 Тимофею 4:11–13).
«Перед лицом Бога и Христа Иисуса, Который скоро будет судить живых и мёртвых, Его пришествием и Царством заклинаю: возвещай Весть, стой на посту в урочное и в неурочное время, исправляй, обличай, ободряй, никогда не теряя терпения, как добрый учитель. Ведь будет время, когда отступятся от здравого учения и окружат себя целой кучей учителей, жаждая услышать то, что им не терпится услышать. Они заткнут свои уши для истины и отвернутся от неё, чтобы слушать небылицы. А ты обо всём суди трезво, умей переносить тяготы, делай своё дело — возвещай Радостную Весть, в совершенстве исполняй своё служение» (2 Тимофею 4:1–5).
Павел дал Тимофею понятное наставление: оставайся целиком и полностью преданным Богу и Его Слову, что бы ни происходило вокруг! Мы должны разрушать этот миф, что современная молодёжь не нуждается в чётком, сильном библейском учении. Это не так. Да, они просят доносить уроки понятными для них словами, и у них однозначно гораздо больше особенностей, тонкостей характера, восприятия, чем было у нас в их возрасте, но не надо забывать, большинство из них тянется к чётко обозначенным Богом границам.
Несколько лет назад я и ещё один брат из Сиэтла захотели разобраться, как же церкви в Сиэтле удаётся привлекать и обращать столько молодёжи. Я зашёл в Интернет и посмотрел много уроков от ведущего проповедника. Не знаю, чего я ожидал (может, упрощённых проповедей с вставками развлекательного характера?), но я услышал ясное, строгое наставление следовать Библии, а не тому, что диктует мир. В то время такое учение мне показалось даже более вызывающим, чем на наших собраниях. Какой урок я извлёк? Говорите о Библии на языке, понятном для молодых людей, и обязательно обсуждайте темы, актуальные для НИХ (к примеру, роль женщины в современном мире, а не свитки Мёртвого моря), но не ослабляйте для них Божью истину. Они этого не просят. Давайте развиваться, но строго придерживаться библейского учения в наших церквях.
Способы услышать молодежь в церкви
Последний пункт, наверное, самый важный: старайтесь находить и развивать способы, как можно узнать, что молодёжь думает о церкви, которую мы строим. Это нелегко, будет недостаточно просто сказать им со сцены, что нам интересно, что они думают. Важно их убедить, что нам действительно важно их мнение, а затем уже подключить к служению. Мы недавно начали в Сиэтле программу «Совет следующего поколения». Эту идею предложил брат из молодёжной группы, она базируется на программе, запущенной у них на работе. Создайте площадку, где молодые люди (до 33 лет) могут поговорить о культуре нашей церкви и потом передать идеи лидерскому составу. Цель — создать группу вдохновлённых, духовных учеников (лидером которых будет кто-то из них же), и поднять там вопросы для обсуждения, которые помогут нам определить существующую культуру внутри церкви. Могу сказать, что они подходят к этому с большой ответственностью, а их встречи помогают мне понимать, что им особенно ценно, чтобы я мог это учитывать при разработке новых программ.
Надеюсь, вам было полезно услышать эти моменты. Это просто мои идеи. Я уважаю работу каждого и верю, что все мы думаем о том, как вдохновить следующее поколение взять инициативу в свои руки и вести церковь вперёд. Наши церкви стоят этих стараний, молодым людям не всё равно, и этого требует Божье наставление к церкви.
Дарен Оверстрит
gordonferguson.org
Перевод Дарья Тутынина
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»