Разногласия в церкви: причины и решение конфликтов
Разделения и разногласия в церкви. Причины и способы преодоления
В жизни любой церкви бывают времена, когда необходимо урегулировать проблемы, которые разделяют людей (разногласия в церкви). Как правило, разделение уже существует в сердцах тех, кто привносит его в церковь, задолго до того, как с ним начнут иметь дело. В этой статье я делаю допущение, что обе стороны разделения имеют хорошие сердца, а разные мнения у них из-за индивидуальных особенностей или, возможно, восприятия, или просто у них отличаются способы изучения Слова Божьего. Я не собираюсь рассматривать вопрос разделения, происходящего из-за плохих, эгоистичных и упрямых сердец. Это тема для другой статьи.
Молодой церкви в книге Деяний не потребовалось много времени, чтобы столкнуться с назревающим разделением, когда язычники входили в Царство Божье, а дети Авраама, будучи людьми Ветхого Завета и держась за свое наследие, боролись с тем, чтобы впустить в церковь этих презренных чужаков.
Первая значительная масштабная конфронтация происходит в Деяниях 15, когда некоторые из еврейских христиан начинают настаивать на том, чтобы новообращенные из язычников были обрезаны и подчинялись Закону, чтобы быть частью церкви. Это был конфликт «старая школа — новая школа», в котором люди старой школы настаивали на традициях и практике, которые больше не применяются в соответствии с Новым Заветом.
Приведем несколько достойных упоминания событий, описывающих то, как этот конфликт был разрешен, без цитирования всех значимых отрывков:
- Старейшины и апостолы собрались в Иерусалиме. Варнава тоже был там и участвовал в обсуждении, из этого мы понимаем, что там были не только старейшины и апостолы. Можно утверждать, что Варнава был учителем (Деяния 14:1-5) и заслужил право называться евангелистом. Возможно, в обсуждении присутствовали и другие видные участники. Мы также видим, что к концу обсуждения была наконец вовлечена вся церковь (стих 22), но, в действительности, мы не знаем, когда и на каком этапе они присоединились.
- Петр начал обсуждение с понятного объяснения, что Бог ясно дал понять, что Он принял язычников, не делая различий между их спасением и спасением евреев. Он объяснил повеление Бога о том, что Евангелие предназначено для всех.
- Далее Павел и Варнава поделились множеством примеров того, как язычники пришли к Богу и что Бог сделал через них.
- Наконец, Иаков начал свою речь. Его аргумент из Писания завершил это обсуждение. Это был компромисс: люди должны были воздерживаться от мяса, принесенного в жертву идолам, сексуальной безнравственности, мяса удавленных животных и крови. Сутью этого решения была свобода от закона, но с некоторыми отсылками на закон. Это ясно из последнего аргумента Иакова: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу».
- Тема обрезания даже не рассматривалась. Дискуссия была посвящена гораздо более фундаментальной проблеме: традициям и закону, и тому, как их применять в жизни людей в церкви Нового Завета. Про обрезание решили промолчать, то есть ничего не сказали о его запрете, а только сказали о том, что конкретно должно быть запрещено, таким образом, получалось, что евреи, которые хотели сделать обрезание, могли его сделать, а язычники, которые не хотели этого делать, не были обязаны это делать. Если бы они запретили обрезание, то этим ограничили бы свободу еврейских христиан его делать, и таким образом, предположительно, переступили бы черту, которую Дух не хотел, чтобы они переступали.
- Формулировка отправленного письма показывает особую чувствительность к проблеме:
- «Угодно Святому Духу и нам…» — это не было набором новых строгих законов, подобных законам Моисея.
- «…не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого…» — мы рекомендуем только то, что считаем минимальным бременем.
- После повторения списка воздержаний в письме говорится: «Соблюдая сие, хорошо сделаете». Это не законы. Здесь нет ничего трудного и жесткого. Здесь действительно нет каких-либо строгих правил, но это было бы полезно для вас — вам было бы хорошо придерживаться этого. Позднее мы обнаруживаем, что Павел, конечно же, позволял людям есть мясо, принесенное в жертву идолам, даже утверждая (1 Коринфянам 8), что знание позволяет ему это сделать, а из Послания к Римлянам 14 становится ясно, что он считал, что мясоеды «сильнее», чем те, кто воздерживался от мяса.
- Павел и Варнава были частью команды, которая отправила письмо в Антиохию.
Нет никаких сомнений в том, что участие Павла в таком обсуждении соответствовало учению в его письмах. Павел мужественно сражался за язычников с еврейской культурой, которая часто доминировала в церкви. Римлянам, Галатам, Ефесянам, Колоссянам… почти все письма Павла касались свободы жизни во Христе, а не под законом, того, как эта свобода проявлялась в церкви, и многочисленных призывах к миру между евреями и неевреями.
Павел признавал различия между людьми: еврей, язычник, раб, свободный, мужчина, женщина, новообращенный и зрелый ученик. Во всех своих письмах он рассматривает проблемы этих различий не только в культурном аспекте, но и в плане развития. Вот несколько отрывков, которые являются определяющими в этой области:
1 Коринфянам 6:12 «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
Контекст этого отрывка — это нападение Павла на сексуальную безнравственность, которая была распространена в церкви. Самое интересное, что он не противопоставляет, что правильно, а что неправильно, но он базирует свою аргументацию на том, что даже если что-то допустимо, то вопрос в том, полезно ли это. Даже если что-то допустимо, не поглощает ли это нашу жизнь? Не подчиняет ли это нас? Я считаю, что Павел пытается привести очень позитивный аргумент, воздерживаясь от установления запретов, даже если некоторые из этих поступков, возможно, должны быть запрещены. Вместо этого он приводит аргумент, в котором говорится: «Даже если бы это было позволительно, это не полезно. Даже если бы это было позволительно, если вы будете делать это, то это поглотит вас и украдет вашу душу».
Этот вид мышления проходит лейтмотивом по всему письму: в главе 8 Павел рассматривает проблему мяса, которое продавалось на рынке, а перед этим было принесено в жертву идолам. Люди знали это, и в церкви возник вопрос о том, можно ли это духовно испорченное мясо есть ученикам. Посмотрите внимательно на аргумент Павла о знании:
1 Коринфянам 8:1-2 «О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать».
Нет ничего плохого в знании. Знание допустимо, но знание не так полезно, как любовь. Павел описывает истинное знание о приносимом в жертву мясе, о том, что оно вообще не имеет никакого духовного значения. Это знание хорошее, и оно приводит к свободе. Но использование вашей свободы может быть неполезно, если кто-то пребывает в борьбе из-за своего недостатка знаний. Павел продолжает говорить, что можно сделать что-то допустимое, но это фактически разрушит веру другого человека. Когда это происходит, мы грешим против Христа (8:12). Павел призывает в такой ситуации вообще не есть мясо, если это склоняет брата к греху. Это потрясающее откровение о пути, который он хочет, чтобы мы прошли от позволительных поступков к полезным.
В 1 Коринфянам 10:23-24 Павел говорит об этом еще раз.
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
Павел продолжает обсуждать проблему мяса, принесенного в жертву идолам. Он делает еще одно поразительное заявление. После того как он настоятельно рекомендует отказаться от употребления мяса, если это плохо влияет на совесть другого человека, он задает риторический вопрос:
«Для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Коринфянам 10:29-33 ).
Ответ на вопрос Павла, конечно же, состоит в том, что моя совесть тесно связана с жизнью людей вокруг меня. Они не могут быть разделены. Я отказываюсь от того, что мне нравится, чтобы служить и удовлетворять потребности других, даже если это означает намеренно ограничить мою собственную свободу во Христе, чтобы сделать это.
Рассматривая множество вопросов, подобных этому, в контексте Нового Завета, Павел наиболее подробно объясняет это в своем письме к Римлянам. В Послании к Римлянам 12 главе после тщательного анализа многих духовных вопросов он пишет церкви в Риме об их практическом применении в церкви. Он начинает свое повествование с призыва к ученикам стать живыми жертвами, а не потворствовать образцу этого мира. Это было особенно верно в отношении церкви, которая должна была отличаться.
Он призывает к скромности (12:3) и к пониманию различий, существующих в церкви, убеждает, что необходимо позволить этим различиям сосуществовать на благо всей церкви, а затем призывает к любви, почтительности, усердию, терпению и миру (стихи 9-21). Павел говорит, что необходимо быть покорными, и в первой половине главы 13 он рассматривает вопрос о нашей покорности, выходящей за пределы церкви, а затем приводит примеры любви друг к другу в церкви. «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение Закона».
В понимании Павла все это связано с тем, что «все позволительно, но не все полезно». Даже заповеди попадают под всеобщее господство Любви.
В Послании к Римлянам 14 Павел еще более подробно объясняет необходимость понимания этих концепций в сообществе верующих.
Павел начинает свое обращение с простого призыва: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях». Павел признает, что среди нас есть люди еще не зрелые, у которых слабая вера, а его призыв – это принятие. «Принятие» — это не терпимость, а всеобъемлющая любовь к человеку со всеми его недостатками. Здесь Павел обобщает. Несколькими стихами позже он рассмотрит несколько конкретных проблем, но здесь он не дает определений, кто является слабым, а только говорит о том, что среди нас есть те, кто сильнее, и те, кто слабее.
Затем он обращается к обеим сторонам по-разному:
- Человек, который ест все, не должен смотреть сверху вниз на того, кто этого не делает.
- Человек, который ест не все, не должен осуждать человека, который это делает. Почему? «Потому что Бог принял его! Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Римлянам 14:3-4)
Затем Павел говорит, что каждый человек будет стоять или падать перед Господом. Я раб Божий, и, как своего раба, Бог может поставить меня на ноги, и я буду стоять! Павел продолжает объяснять, что различия, на которых я так сосредотачиваюсь, из-за которых так расстраиваюсь, будут разобраны, когда я предстану перед судом, где я дам отчет, кто я и что я сделал. Это Бог будет судить, а не я, поэтому не мне вершить такой суд в церкви. Перестаньте это делать!
Но апостол Павел на этом не останавливается. Он говорит, что вместо этого мы должны делать! «Не станем же судить друг друга, — говорит Павел, — а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Римлянам 14:13). Это осознанное действие. Я смотрю на моего брата, который так отличается от меня, возможно, он менее зрелый, возможно, менее осведомленный, и, как более зрелый брат, я решаю не делать ничего, что могло бы вызвать у него проблемы. Он снова поднимает тему пищи и завершает аргументацию:
«Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (стих 15).
Это очень сильный отголосок 1-го Послания Коринфянам 10 — очень четкая установка на любовь к братьям, перевешивающую вашу личную свободу, комфорт и совесть.
Затем апостол Павел делает потрясающее заявление, первую половину которого я никогда не слышал на проповедях в церквях! «Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Римлянам 14:16-17).
По-видимому, Павел дает право ученику упрекнуть брата, который осуждает то, во что верит этот ученик. «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (стих 19). И снова о том же. Все позволительно — у нас есть огромная свобода во Христе, но основное внимание уделяется тому, что является назидательным – то есть конструктивным. Не разрушайте дело Бога ради пищи. Вся пища позволительна, но если это заставляет другого претыкаться, то это неправильно, это не полезно. Лучше пренебречь своей личной свободой и не делать ничего, из-за чего ваш брат грешит! Павел завершает дискуссию с идеей, несомненно направленной на создание гармонии:
- Какие бы различия у вас ни были – во что бы вы ни верили, оставьте это между вами и Богом.
- Человек, который не осуждает себя за это, блажен.
- Человек, который сомневается (осуждает себя), осуждается, если он ест, потому что он не полностью убежден (у него нет веры).
- Все, что человек делает не по вере, не соответствует желанию Бога для него, и он грешит.
Очевидно, что Павел здесь использует пример пищи, описывая того, у кого есть вера, чтобы есть все, и того, кто грешит, если он ест или не ест. Но я думаю, что, несмотря на этот пример, Павел рассуждает о гораздо более глубокой теме. Он возглавляет всю дискуссию очень обобщенным аргументом. «Принимайте более слабых людей, не осуждая их». Подтекстом всего этого является любовь и то, как любовь заставляет нас принимать без осуждения — любить безоговорочно и пройти ради этого еще одно поприще, стремиться к миру, а не создавать камни преткновения, не огорчать наших братьев нашими действиями. Это качества Любви.
Основные выводы:
- Во всех этих отрывках Павел развивает одну тему: быть добрым к брату в своем сердце. Я изо всех сил стараюсь прислушиваться и принимать во внимание его нужды, и я стараюсь не обидеть его и не побудить его ко греху.
- Решение апостолов, старейшин и других учеников в Деяниях 15 было всеобъемлющим и абсолютно минималистичным. Оно даже не учитывало изначальную проблему обрезания и оставило большую часть вопросов, которые могли бы еще возникнуть, открытыми для свободы верующих. Когда другие церкви получили письмо, они были обрадованы, возможно, потому что в нем было сказано так мало.
- Павел публично и индивидуально рассматривал недостатки в церкви и призывал каждого ученика взять на себя ответственность принимать различия, любить других безоговорочно, быть полностью убежденными и полностью признавать убеждения других.
- Павел не предназначал свое правило любви и его производные для толкования, принятия или исполнения небольшой группой людей, которая бы принимала решения за других. Письмо было написано «всем находящимся в Риме возлюбленным Божьим, призванным святым». Когда он написал Коринфянам, это было для «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас». Вероятно, в Риме и в других церквях, в которые писал Павел, были старейшины, евангелисты и учителя, но эти письма были не для них, и нет никаких указаний на то, что существует определенная юрисдикция какого-то человека или группы людей, которые бы могли принимать такие решения. Ожидается, что каждый член церкви будет расти и развиваться, терпеливо ждать и помогать другим в этом процессе. Мы знаем из истории, что эти письма читались публично настолько часто, насколько это было возможно, чтобы люди могли это услышать, и читали для всей церкви непосредственно эти письма, а не то, что перерабатывали и адаптировали специально назначенные люди.
- Павел был убежден, что церковь как коллектив была достаточно зрелой, чтобы справляться с его указаниями. В Послании к Римлянам 15:14 он сказал: «И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга». Павел считал, что церковь способна усвоить его смелые наставления, обсудить их и ответить на них соответствующим образом. У него была вера в то, что Бог сможет работать в сердце каждого человека, чтобы достичь своих целей.
- Павел ожидал, что они перестанут настаивать на своем и приложат все усилия, чтобы не оскорбить других.
Разногласия в церкви. Практические вопросы
То, как люди читают Библию, толкуют ее и делают выводы, очень различается. Неудивительно, что в большой церкви, которая состоит из разных людей, от молодых учеников до тех, кому более тридцати лет во Христе, будут огромные различия в знании, зрелости, любви, принятии и жертвенности. Как это все применить? Как я могу полностью принять других, не судя по их вере и зрелости? Как кто-то может сохранить то, во что он верит, между собой и Богом и позволить всем остальным делать то же самое?
Эта задача становится намного проще в вопросах, которые в основном связаны с личными предпочтениями – вкусами в одежде, способами борьбы с грехом, предпочтительными развлечениями, молитвенными привычками, постами, личной дисциплиной и т. д. Эта задача усложняется, когда личные вкусы проявляются в более публичной среде, например, в собрании церкви. Как мы должны понять, что то, что мы делаем, оскорбительно, вредно или неуважительно по отношению к чужой вере? Как я могу решить, когда нужно отказаться от моих предпочтений ради других? Имеют ли право старейшины, учителя и евангелисты решать это для церкви? Что если я знаю, что человек просто упрям или имеет плохое сердце? Имеет ли это значение?
В своем письме апостол Павел не отвечает ни на один из этих вопросов. Почему? Совершенно очевидно, что Павлу никогда не приходилось отвечать на эти вопросы. Возможно, ранняя церковь никогда не сталкивалась с ними, потому что она отличалась от церкви нашего времени. Возможно, если бы мы приложили больше усилий для исследования и воссоздания собраний и соглашений в Новом Завете, тогда проблемы нашей церкви были бы более четко объяснены Писанием — посланиями Павла. Как бы то ни было, ответы Павла кажутся почти чуждыми нашему образу жизни, потому что мы не являемся той церковью, которая была тогда.
Я считаю, что ключ находится в том, чему Павел учил церковь: он с радостью откажется от своего права на то, что, как он знал, допустимо ради того, кто находится в борьбе из-за этого. Он считал нецелесообразным бороться за свои права в этом контексте. Он не считал это конструктивным или назидательным. Я не сомневаюсь, что Павел не возражал против здорового диалога по таким вопросам. Подтверждение этому есть в Первом послании к Коринфянам 8, где он ясно доказывает, что его знание о ничтожности идолов было правильным: употребление мяса, принесенного в жертву, допустимо, но в этом же месте он пишет, что он добровольно «не будет есть мяса вовек», если это является проблемой для кого-то другого. Если апостол Павел жил таким образом и призывал других к этому, разве это не является стандартом для моих отношений с братьями?
Как это должно работать? Павел довольно ясно объяснил это коринфянам в Первом послании к Коринфянам 14:26-40. Ничто в этих стихах не претендует на то, чтобы прописать порядок поклонения таким, каким его видели Павел и Иисус. После простых инструкций Павел завершает это авторитетное утверждение в стихе 36:
«От вас ли пришло учение Божье? И только вас ли оно достигло? Если кто-то считает себя пророком или имеет дар духовный, то должен признать, что то, что я пишу вам, — заповедь Господня. И потому, если кто-то не признает этого, то не будет и он признан».
Почему он так говорит? Павел говорит это с помощью Духа Божьего, потому что мы склонны изобретать наши собственные способы и перестраивать то, что Бог нам заповедовал, по нашим собственным желаниям. Мы находим учителей, которые поддерживают то, что мы хотим, и вводим в нашу жизнь учения людей, а не Бога. Здесь Павел очень серьезен. Он упрекает всех, кто учит иначе, а сам учит так, как повелевает Господь. Разве он не говорит, что если кто-то учит по-другому, то их следует игнорировать?
Павел не сказал церкви назначить «лидеров поклонения» и обязать их «возглавить» собрание каким-то «удивительным образом» с помощью «вертикального поклонения». Видение Павла заключалось в том, что Бог посадил нас в Царстве небесном рядом с Собой, поэтому нет необходимости никому «вести нас в Божественное присутствие», так как мы уже там. В его видении нет отшлифованных презентаций с поминутными графиками и профессиональными ораторами с временным интервалом, а также обученными лидерами пения или группой людей, которые тратят часы на настройку звукового оборудования для демонстрации «таланта» развлечения людей, которые не были должным образом обучены тому, каким должно быть поклонение. В нем вообще нет утверждения, что это поклонение! Оно состоит из спасенных верующих, собравшихся вместе, каждому из которых было что дать другим, и благодаря этому строилась церковь. В своем стремлении донести это Павел дал простые инструкции относительно уважения и процесса так, чтобы он был упорядочен, а затем он дал окончательное предупреждение, что это повеление Бога.
После того, как я поговорил о том, следует ли мне эти изменения в Божьем повелении считать позволительными, я должен поговорить о том, полезно ли это или назидательно. Согласно многочисленным отсылкам Павла к этой теме это определяется тем, является ли оно оскорбительным или вредным для веры другого человека в собрании, и в этом случае зрелые ученики будут пренебрегать своей свободой ради совести тех, кого они считают менее зрелыми. В то же время им нужно искренне поговорить на эту тему, терпеливо ожидая, пока другой станет более зрелым.
Вера Павла была простой. Разве я не должен стремиться к этому же? Моя протестантская история и современная культура, особенно американская культура, обусловлены менталитетом папарацци, который говорит нашей психике, что мы должны все режиссировать, что все должно быть «профессиональным», что все должно быть «хорошо поставлено», иначе неподготовленная аудитория будет отвлекаться. Мы увековечиваем идею о том, что люди недостаточно зрелы, чтобы понять это, есть только небольшая группа людей, которые это понимают. Это вовсе не библейское учение и не библейская практика, и мы должны расти в нашей вере в этой области. Библия учит, что, если мы сделаем то, что хочет Бог, недуховный человек войдет в нашу среду, посмотрит, что мы делаем, упадет на колени и поклонится Богу, говоря: «Бог несомненно среди вас!»
Автор: Фред Фаллер – Бостон, Массачусетс, США, 10 января 2018
Перевод: Ольга Куроедова
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".
![]() | Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! |
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»