Как иметь дело со сплетнями и злоречием в церкви
В своей статье авто многих христианских книг и учитель в церкви Гордон Фергюсон обращает внимание на сплетни и злоречие, которые имеют место в церквях. Как распознать сплетни и как победить злоречие? Что Библия говорит о сплетнях и как им противостоять? Ответы на эти и другие вопросы в данной статье.
За многие годы моего служения в церкви мне часто приходилось слышать вопрос: «Что же такое жизнь?» Ответ, конечно, в том, что жизнь — это отношения, так что не удивительно, что Библия так много говорит об отношениях. Божье слово очень много фокусирует нас на четырех основных областях в наших отношениях: отношения с Богом, отношения в нашей физической семье, нашей духовной семье и с тем, кто еще не стал частью нашей духовной семьи. Строительство и укрепление отношений — суть всего христианства.
Если отношения — одна из самых главных вещей во всей нашей жизни, тогда знайте, что сатана прилагает очень много усилий, чтобы разрушить наши взаимоотношения. На самом деле он пытается нас обмануть и ввести в заблуждение во всех этих четырех областях отношений с людьми и Богом. Эта статья поможет нам разобраться в том, как именно сатана действует, пытаясь разрушить наши отношения в наших физических семьях и особенно в нашей духовной семье.
Начнем с напоминания о том, что Бог желает, чтобы мы имели удивительные отношения в Его царстве, которые очень сильно отличаются от тех, что мы видим в этом мире. Это Его желание красной нитью проходит через всю Библию. Отрывок из Иоанна 17:20-23 говорит об этом очень ярко:
«Я молю Тебя за них, и не только за них, но за всех, кто верует в Меня, благодаря учению, которое эти люди несут другим. Молю Тебя, чтобы даровал Ты им единение. Ты во Мне, и Я в Тебе. Пусть же и они станут едины с Нами, чтобы уверовал мир, что Я послан Тобой. Я принёс им славу, которую Ты даровал мне, чтобы они стали едины, как едины Ты и Я. Я в них, а Ты во Мне. Пусть же и они станут единым целым, дабы мир узнал, что Ты послал Меня, и возлюбил их так же, как Меня». (Евангелие от Иоанна 17:20-23)
Если Бог очень сильно любит и ценит единство, то сатана ненавидит его и очень старается его разрушить. Учитывая, что сатана — отец лжи, он будет действовать таким способом, пытаясь обмануть нас, что мы это и не сразу заметим. Именно по этой причине я и назвал статью: «Защищая отношения». Отрывок из Ефесянам 4:22-32 полон практических наставлений о том, как нам быть осторожными в общении друг с другом, чтобы защититься от нападок и обмана сатаны. Особенно обратите внимание на то, что Павел говорит с 29 по 30 стихи:
«Пусть не исходит из уст ваших сквернословие, а только то, что помогает людям стать сильнее, чтобы те, кто слышит вас, извлекли для себя доброе. И старайтесь не опечалить Божьего Духа Святого, ибо Он есть доказательство того, что Вы принадлежите Богу. Бог дал вам этот дар в знак того, что освободит вас, когда настанет час». (Послание Ефесянам 4:29,30)
Именно по этой причине наш способ общения друг с другом является тем ключом, который защищает наши отношения. Если мы возьмем за правило ежедневно применять эти отрывки на практике, то жизнь станет намного богаче и будет значительно меньше наполнена стрессом и проблемами в отношениях.
Люди будут причинять боль другу другу своими речами
Это печально, но неопровержимо. Мы будем причинять боль другу своими словами, а зачастую именно тем, кого больше всего любим! Иногда мы совершенно неумышленно обижаем друг друга. Не вызывает сомнений, почему Иаков 3:2 говорит: «Я говорю это, ибо все мы часто грешим. И тот, кто не грешит в речах своих, то он совершенный человек, умеющий обуздывать своё тело». Но иногда наши речи вполне осознанны, мы знаем о чем говорим, говорим об этом не публично. Тип такой речи в Библии называется сплетнями и злословием. Вот несколько ключевых отрывков в Библии о таком типе речи:
«Людям нравятся сплетни. Это словно вкусная пища для них». (Притчи 18:8)
«Слова говорящего бездумно ранят, как меч. Мудрый осторожен со словом, и слова его могут вылечить раны. Слова лжеца исчезают быстро, слова правды будут жить вечно». (Притчи 12:18,19)
«Добрые слова, словно дерево жизни, но лживые слова разрушают дух человека». (Притчи 15:4)
«Люди любят сплетни, это для них, как вкусная еда. Приятные слова, скрывающие злые планы, всё равно, как серебряная краска на дешёвом глиняном горшке. Злой человек в речах своих выглядит хорошо, но прячет злые планы свои в сердце. Он произносит красивые речи, но не доверяй ему, сердце его переполнено злом». (Притчи 26:22-25)
«Лгущий ненавидит того, кого ранит, говорящий неискренне ранит себя». (Притчи 26:28)
«Речь его маслянна, слова успокоительны, но, словно меч, они опасны, и в его сердце прячется вражда». (Псалом 54:22)
«Не принимай обвинений против старейшины, если оно не поддержано двумя или тремя свидетелями». (1 Тимофею 5:19)
Наши личные сплетни и злоречие
Хотя мы очень часто пытаемся замаскировать наши грехи, рационализируя их, все же они достаточно очевидны. Позвольте мне привести пару примеров:
«Ты знаешь, у меня есть несколько вещей в сердце, о которых мне надо поделиться с кем-то, и ты один из моих лучших друзей..».
«Мне нужно безопасное место и безопасный человек, чтобы поделиться некоторыми вещами, которые очень беспокоят меня — ты можешь быть таким человеком для меня и сохранить в тайне то, что я тебе скажу?»
«Я чувствую, что никто не понимает то, как я себя чувствую, я так рад, что у меня есть такой друг, как ты, который может выслушать меня и сохранить мое доверие..».
Услышав такое вступление, мы обычно чувствуем обеспокоенность и желание помочь, мы чувствуем себя избранным другом, мы польщены, что другой человек может разделить с нами свое сердце. Но проблема вот в чем — говорящий начинает грешить, а мы начинаем участвовать в грехе, слушая! Мы пытаемся найти пути оправдать их и наши собственные грехи! «Что же, он просто был эмоциональный и нуждался в том, чтобы выговориться..».. Итак, значит ли быть эмоциональным — не грешить?
Вот несколько примеров: «Я просто был эмоциональным и поэтому застрелил того парня, но это из-за того, что я был в эмоциях, так что это не было неверно!» Очень часто приходится слышать такое заявление: «Я сказал плохие вещи о нем, потому что я был очень разозлен!» Не совсем так — ты сказал плохие вещи о нем, потому что они были в твоем сердце:
«Добрый человек выдаёт доброе из запасённого в сердце добра, злой же человек выдаёт злое из запасённого в сердце зла. Ибо человек произносит то, что переполняет сердце его». (Евангелие от Луки 6:45)
Мы не говорим что-то просто потому, что мы в эмоциях — мы говорим их, потому что они находятся в наших сердцах, а наши эмоции снимают все запреты!
Существует наиболее опасная форма нездорового общения, я называю её «Объективная негативность». К сожалению, за все годы работы в церкви и с христианами, я много раз наблюдал разрушительное действие этого греха. Сатана, должно быть, невероятно радовался, когда видел, как ученики используют этот вид речи. Я упомянул отрывок из Иакова 3:2, но давайте посмотрим на весь контекст:
«Я говорю это, ибо все мы часто грешим. И тот, кто не грешит в речах своих, то он совершенный человек, умеющий обуздывать своё тело. Мы вкладываем удила в рот лошадям, чтобы они слушались нас, и мы могли управлять их телами. Вот и суда морские, хотя и велики, и их носят сильные ветры, но управляются небольшим кормилом и движутся, куда пожелает кормчий. Так и язык, хотя он и малая часть тела, но может похвалиться великими делами. Крохотное пламя может поджечь большой лес. Да, язык пламя, он несёт в себе самое большое зло по сравнению с другими членами нашего тела. Он оскверняет всё тело и сжигает саму нашу жизнь. Его же воспламеняет адский огонь. Человек может приручить, и приручил разного рода животных, птиц, пресмыкающихся и морских животных. Но никто не может укротить язык: он неуёмен, злобен и полон смертельного яда. Им мы восхваляем Господа и Отца нашего, и им же проклинаем людей, созданных по образу Божьему. Из одних и тех же уст исходят благословения и проклятия. Братья мои, этого не должно быть». (Послание Иакова 3:2-10)
Какой выход Бог предлагает?
Сначала защитите себя от совершения этого греха. Перед тем, как делиться личными и чувствительными деталями о жизни какого-то человека, без его желания, с кем-то другим, задайте себе несколько вопросов:
- Почему я решил поделиться этими вещами?
- Пойдет ли мне на пользу, если поделюсь этими вещами?
- Пойдет ли тому человеку на пользу, с кем я делюсь этими вещами?
- Применимо ли «Золотое правило» в этой ситуации (Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с вами…)?
Помните, что Павел сказал в послании Ефесянам 4:29:
«Пусть не исходит из уст ваших сквернословие, а только то, что помогает людям стать сильнее, чтобы те, кто слышит вас, извлекли для себя доброе».
Не соглашайтесь слушать других, пока не поймете, праведно это или нет. Вот несколько вопросов, ответы на которые вам надо получить до общения:
«Подожди-ка минутку, я не готов слушать негативные вещи о другом человеке, которого здесь нет. К тому же он не может рассказать эту ситуацию со своей стороны..».
«Ты же помнишь, что говорится в Притчах 18:17 (Кто говорит первым, всегда кажется правым, пока не придёт тот, кто начнёт его расспрашивать)?»
Вот один из хороших вопросов, который надо задать человеку, начавшему вам рассказывать негативные вещи о другом человеке: «Говорил ли ты с этим человеком напрямую об этих вещах?» Вам могут ответить что-то типа: «Да, я говорил с ним об этом». Но даже такой ответ не гарантирует того, что они делились с ними в точности теми деталями, которыми собираются делиться с вами.
Затем вы можете сказать: «Ну что же, если ты говорил с ним, я бы хотел поговорить с ним об этом, чтобы быть уверенным в том, что я слышал их часть истории, основываясь на Притчах 18:17» Если другой человек ответит вам: «Но я ведь не собираюсь говорить тебе ничего такого, что я не сказал тому человеку». В любом случае, повторение негативных вещей о другом человеке, даже если вы говорили о них с ним самим, все равно является нарушением «Золотого правила».
Если они говорят: «Нет, я не говорил с ним, потому что он не хочет иметь с этим дело, а мне надо с кем-то поделиться, т.к. у меня это находится в сердце», вам следует остановить сплетню. Скажите: «Тебе следует пойти и поделиться об этом с тем человеком, основываясь на заповеди Иисуса Христа. Если ты хочешь, чтобы я пошел с тобой, я пойду, но тебе надо сделать то, что сказал Иисус». Затем вам надо спросить: «Ты пойдешь говорить с ним»? Если он скажет, что пойдет, спросите его: «Когда ты пойдешь?» Если он действительно решил пойти, то обязательно узнайте, пошел ли он поговорить на самом деле или нет.
Если они скажут, что не пойдут, тогда скажите: «Если ты не подчинишься Иисусу и не пойдешь к нему в течение недели, то мне придется пойти к нему, рассказать о нашем разговоре, чтобы быть уверенным, что вы оба решили эту ситуацию». Теперь, почему я должен делать это? (Это может звучать немного вызывающе для вас, ведь не так многие из вас привыкли поступать, не так ли?) Внимательно присмотритесь к решению, которое предлагает Иисус, которое поможет решить все наши проблемы в отношениях:
«Если твой брат согрешит против тебя, пойди к нему и поговори с ним наедине о своей обиде, и если он послушает тебя, то ты вернул себе брата. Но если он не послушает тебя, то возьми с собой ещё одного или двух человек, чтобы всё было подтверждено устами ещё двух или трех свидетелей. И если он и их откажется выслушать, расскажи об этом церковной общине, если же он откажется прислушаться и к мнению церковной общины, то относись к нему, как к язычнику или как к сборщику налогов».
«И если, неся дары к алтарю, ты вспомнишь, что кто-то имеет что-либо против тебя, то оставь свои дары перед алтарём. Сначала пойди и примирись с этим человеком, а тогда вернись обратно и возложи дары». (Евангелие от Матфея 5:23,24)
Все это может быть очень вызывающе для нас, т.к. мы по природе привыкли избегать конфликты, но это единственный способ остаться учениками Иисуса Христа. Я потратил так много времени, пытаясь помочь группам лидерства церквей иметь дело со «слоном в посудной лавке». Я очень хочу помочь всем ученикам, не только лидерству, иметь здоровые отношения друг с другом, т.к. мы — семья Бога. Как Божьи дети, мы должны стремиться к совершенному единству, которое может быть легко разрушено неправильной и греховной речью. Но использование правильного общения исцеляет наши отношения и помогает вновь выстроить единство.
По этой причине нам важно следить как за речью, так и за тем, что мы слушаем, чтобы не грешить против других Божьих детей. Мы должны стать хорошими слушателями и уметь останавливать других, когда их речь идет в греховном направлении. Отказывайтесь слушать других, когда они начинают грешить в своих речах, говоря плохо о других, отправляйте их решать вопрос с тем, о ком они пытаются сплетничать, но будьте уверены, что вы достаточно любите их. Мы должны защищать наши души и души других. Мы должны защищать наши отношения. Это не просто, но это Божий путь, и у нас нет другого выбора — мы должны подчиниться Ему!
Гордон Фергюсон
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! |
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»