Библейские зарисовки от Михаила Калинина. Часть 4
Пророк Иезекииль, глава 15
цель виноградной лозы — приносить виноградные гроздья
можно сидеть в беседке, наслаждаясь тенью в жару
можно использовать листья для кулинарной готовки
но это все, так сказать, побочные свойства лозы
не приноси лоза гроздья, никто бы не стал с ней возиться
как верно заметил пророк, лоза ни на что не годна —
ни на изделия, ни на дрова, от нее никакого проку
и если плоды её горьки на вкус — судьба её незавидна
ваша задача — плодоносить, написано у Иоанна
цель ветвей на лозе — выращивать сочные гроздья
вот все, что от них ожидают, заботясь и подрезая
приносить плоды Духа — все, для чего ты избран
быть источником благодати в наполненном горечью мире
не соревнуясь с сынами века во всех других областях:
от древесины лозы с презрением отвернутся
везде, где она предложит себя отдельно от сочных плодов
Русские протестанты
«…все мы вышли из «Шинели» Гоголя «
все мы вышли из этих тезисов
из этого листа бумаги, еще не просохшего
от густой и жирной типографской краски
все мы вышли из торопливо набранных
безвестным ночным наборщиком строк
захватанных руками, протертых до дыр
все мы вышли из лихорадочных бдений
сумасшедшего виртембергского доктора
да, немцы по-прежнему наши учители
но мы-то — не все, нас всего горстка
чужаки у себя дома, пятая колонна
наши речи — как перевод с иностранного
угловатый, шершавый, необработанный
а наша культура — она православная
а наши писатели все православные
представляю себе адвентиста Гоголя
Достоевского-лютеранина, баптиста-Толстого
еще как-то можно представить Тургенева
сидящего в собрании методистов
да и то исключительно из любопытства
так кто же мы — библейские Базаровы
для которых нет авторитетов вне Библии
продолжение давней российской традиции
при этом не признавая традиций?
эта мысль давно не дает мне покоя
я так благодарен Савлу из Тарса
чей пытливый ум проник в эту область —
во все времена есть иудеи
великий, славный, святой народ
избранники Божии, особое племя
крепко хранящее древние предания
во все времена есть еретики
возмутители спокойствия, потрясатели основ
церкви из язычников, бурьян на задворках
невежды в законе, не знающие Бога
изобретающие велосипеды
не ошибка в плане, не сбой в программе
они — орудие Господа, осенило Савла
так в стаю беспризорных приходят посланники
ведут в номера пятизвездных отелей
кладут на хрустящие от белизны простыни
кормят едой с рекламных плакатов
они инструмент Господа, Его наглядный урок
для Своих же детей, что хмуро смотрят
на эту картину, ковыряясь ложкой
в тарелке с утренней порцией каши
с язычниками Я говорю как язычник —
говорит Он детям, — да, они не в контакте
со всей нашей давней семейной хроникой
со всеми обычаями и правилами
все они дышат совсем иным воздухом
жесткие ветви дикой маслины
нуждаются в очевидных вещах
к ним Я прихожу с букварем и азбукой
написанными на их языке
те речи, что звучат у нас в доме
для них как китайский или латынь
когда ты приходишь в коммуну Макаренко
то привыкай к языку колонистов
с непривычки он будет резать твой слух
грубоватой уличной прямотой
но тот, кто зайдет туда с искренним сердцем
будет обильно вознагражден
вернувшись оттуда обратно домой
созерцая его картину с порога
глядя на лица, слыша разговоры
смотря на все это словно впервые
видя так ясно столько вещей
которые прежде не замечал
Исцеление слепорожденного (от Иоанна гл.9)
за последние двадцать лет, с тех пор как взял Библию в руки
перечитываю эту историю в сотый раз, а может в двухсотый
удивительнейшее свойство у любой из этих историй —
открываешь чтобы перечитать, но читаешь словно впервые
вот и сейчас открываю её после долгого разговора
(спора тире дискуссии) с одним православным приятелем
сколько раз давал себе слово не начинать эту тему
о непростых отношениях православных и протестантов
и не удержался опять; мой друг посерьезней подкован
глубже начитан, его аргументы солидны
натренированной твердой рукой он снова ткнул меня носом
в ясный как аксиома вывод, что я в неправильном месте
сложно апеллировать к Духу перед тем, кто сильнее в букве
я всегда начинаю первый и прекращаю первый
но Утешитель недалеко и как всегда не замедлил
открыв мне утром Новый Завет на девятой главе Иоанна
ты тот слепой — пояснил Он мне, я понял мысль с полуслова
мне открыли глаза не те люди и в неправильном месте
а те, кто в правильном, тысячи лет реагируют одинаково:
воздай хвалу Богу, исцеливший тебя — большой грешник
те, кто в правильном месте, они, конечно же правы
кто я такой, чтобы спорить с ними или учить их чему-то
лишь недоумеваю о том, почему они не смогли
сделать то, что сделали те, кто неправы по умолчанию
вот уже двадцать лет с тех пор, как меня послали в купальню
смыть мазь из слюны и глины на своих невидящих бельмах
все эти двадцать лет я слышу одно и то же:
воздай хвалу Богу, те, кто сделал это — еретики и сектанты
я уже не спорю как раньше, не привожу аргументы
что Бог не слушает грешников, не дает им творить чудеса
я давно не пытаюсь учить сидящих в правильном месте
исцеливший меня — Он сидит с больными, его мазь не нужна здоровым
я лишь смиренно слушаю обвинения в Его адрес
киваю и говорю — вы правы, мудрые люди
вы обширней и глубже, чем я, разбираетесь в этом вопросе
я же знаю только одно — что был слеп, а теперь я вижу
Новый мех
«…больше всего на свете люди боятся нового», —
проговорил Родион Романыч на первой странице романа
«не пришивают заплату из новой ткани к старой одежде», —
было написано в книге, подаренной автору в ссылке
стоит побыть у расстрельных столбов в ожидании своей очереди
таскать кандалы, смотреть очарованным странником
на знойное летнее марево бесконечной плоской степи
чтобы очистить себя до конца от прежнего содержания
чтобы принять молодое вино «Идиота» и «Карамазовых «
удержав его, не лопнув по шву от напора внутренней силы
вершину айсберга на плаву удержит подводная часть
за любым узловым решением — внутреннее рождение
до креста есть моление о чаше ночью в пустом саду
до разговора с правителем есть диспут с горящим кустом
где слушатели — лишь овцы, пощипывающие кустарник
новую жизнь удержит лишь тот, кто создал в себе новый мех
тот, кто способен принять этот дар и понести его дальше
можно думать, что ты уже стал им, продевая топор в петлю
но придет Порфирий и скажет тебе, что ключ к новизне на каторге
ангел может явиться в каморку в обличье судебного пристава
путь к новой жизни может открыться даже через убийство
это пришлось узнать Моисею, ставшему новым мехом
а Каин так и не смог изменить привычному содержанию
***
жизнь — как зебра
даже святое Писание
пестрит сложным узором полос
испытаний и благословений
благополучия и бедствий
свободы и плена
смерти и воскресения
снова смерти и опять воскресения —
подумал интроверт Лазарь
тихий не харизматичный Лазарь
немного аутист
немного закомплексован
у интроверта своя хроника
темных и светлых полос
незаметных со стороны
Господь говорит с ним
на его языке
вот так проживешь
и от тебя в Писаниях
не останется ни одной фразы
ни одного движения
что ты был, что ты не был
но мир, что внутри у Лазаря
видит его друг
Тот, что не переживает
о непубличности Лазаря —
успеет наговориться в будущем веке
кто знает
темы их разговоров наедине
где душа Лазаря распускалась
как не выдернуть его из склепа
тихого незаметного Лазаря
полоса тьмы
размером в четыре дня
чересчур затянулась
даже Он позволит себе
не больше трех дней
***
легко рассуждать о грехах отцов
перечисляя все случаи, где они накосячили
легко с дистанции в пару тысячелетий видеть все в истинном соотношении
говорить — если б я жил тогда, вел бы себя иначе
ты, одетый в чужие слова, чужой опыт, чужую историю
ветвь дикой маслины, привитая к благородной
как мало всегда нужно времени, чтобы возомнить о себе
порождение ехидны, дополняй чашу предков
принимая наследство, принимай и долги по кредитам
живи ты в то время, ты делал бы то же самое
плясал бы вокруг золотого тельца
(сегодня, кстати, не пляшешь?)
смешивался с чужими народами, пек пирожки Астарте
говорил бы пророку: «ты кто такой? давай до свидания «
приносил бы дары на высотах, позабыв про песах и суккот
ты не лучше отцов, говорят девятьсот шестнадцать
ветхозаветных страниц канонического издания
твоя праведность — тампекс, использованный и выброшенный
с прямотой президента Путина заявляет тебе Исайя
на твоих ладонях пыль от камней, которыми ты забрасывал
молящихся на коленях Захарию и Стефана
твое, а не чье-то горло охрипло, когда ты кричал и требовал
отпустить народного мстителя, отдав на казнь миротворца
смотри же почаще в зеркало, протирай его влажной тряпкой
все до последней страницы там не о ком-то, но о тебе
и только досыта насмотревшись на свое отражение
можешь звонить, подойдя к двери, с табличкой «Новый Завет «
***
в XIX-м веке пороли розгой
и щедро кормили колотым сахаром
плодами того, что создали
поротые поколения
пользуемся по сей день
их книги стоят на полках
по их дорогам ты едешь
по их тротуарам гуляешь
говоришь на их языке
на дворе иная эпоха
розги — варварство
сахар — вреден
дети учат родителей
те заискивают у детей
голова и хвост поменялись местами
для тех, кто спросит
почему король голый
в каждом кодексе
предусмотрен параграф
Птолемей выгоняет за дверь Галилея
планета вновь уплощается в блин
шаманы и знахари влезают в окно
здравствуй, мир фэнтези!
тебя заждались
поколение, привыкшее к тебе с детства
к твоей атмосфере книг и блокбастеров
входит в твой лес легко и уверенно
ему не нужно к тебе привыкать
ему еще предстоит пройти
этот долгий петляющий путь
чтоб открыть себе Екклесиаста
поняв, что пёстрая радуга красок —
палитра плесени, богатство грибка
паразитирующего на прошлом
выросшего на его черноземе
декорации этого мира хрупки
при всем своем буйном разнообразии
они, высыхая, свернутся, как свиток
оставляя детей в бескрайней пустыне
детей, что так и не стали взрослыми
чтобы опять начать все сначала
заставляя искать в барханах оазисы
выкапывая из песка таблички
расшифровывая на них письмена
о том, что розга полезна для тела
а сахар
полезен для умственной деятельности
Автор: Михаил Калинин
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»