Загрузка...

Божья воля и свобода воли человека согласно Библии

Как Божья воля и свобода воли человека уживаются вместе? В Библии несколько раз можно встретить идею того, что Бог ожесточает человеческие сердца. Почему Бог ожесточает человеческие сердца и почему Бог позволяет этому происходить? Как быть насчет свободной воли человека и Божьей воли? Как эти две вещи уживаются вместе?

 

Как Божья воля уживается со свободой воли и выбора человека?

 

Ответ:

Я уже много раз отвечал на подобные вопросы на моем сайте, так что я просто вставляю предыдущие ответы, надеюсь, что они помогут вам разобраться в этой теме. Коротко скажу, что Бог «ожесточает» сердца тех людей, кто уже отвернулся от Бога и сделал свой выбор не в пользу Бога. Этим самым Он пытается на их примере показать другим, тем, кто еще может покаяться, как не надо себя вести. В паре случаев в истории Бог ожесточил сердца Фараона или Иуды, но Он делал это из-за того, что эти события были предназначены для спасения других. Но даже в этих случаях у Фараона и Иуды была свобода, чтобы покаяться.

Было ли предопределено Иуде предать Иисуса? Если да, то как это понять и объединить со свободой воли человека? Выглядит так, что Иуда предал Иисуса для того, чтобы исполнилось Писание.

Это один из самых сложных теологических вопросов, которые только можно задать. Я верю, что нет простого ответа на этот вопрос. Этот вопрос затрагивает основные темы христианства и теологии и даже может показаться, что он вызывает противоречие между двумя аспектами в характере Бога.

  1. Хотя сам термин «Свободная воля» не упоминается в Библии, Бог точно дает нам выбор – следовать за Ним или нет. Бог оставляет нам право решать, что нам делать с нашей свободой.
  2. Второе – очевидно, что Бог вмешивается в созданный Им мир, через людей, чтобы исполнить Свою волю.

Есть масса примеров второго аспекта природы Бога. Ситуация с Иудой точно один из таких случаев. В книги Захарии сказано:

И сказал Я тогда: «Если вы хотите заплатить Мне, то заплатите. Если же не хотите, не надо!» И тогда они заплатили Мне тридцать серебреников. (Зах. 11:12)

Ясно, что Бог знал задолго, что Иуда предаст Его в руки Его врагов. Если Бог знал, то Он сделал что-то плохое, раз не остановил его? Разве в таком случае не Он ответственен за зло, которое мы делаем? На самом деле это даже еще более сложный вопрос. В каком-то смысле предательство Иуды было вызвано Богом. Иисус Христос сказал Иуде: «Сделай скорее то, что собираешься сделать» (Евангелие от Иоанна 13:27). И после этого сатана вошел в Иуду. В каком-то смысле Иисус побудил Иуду сделать зло, чтобы произошло что-то лучшее – чтобы все человечество получило прощение за свои грехи. Так ли это? Вопросы ожесточения сердца человека обсуждаются в послании Римлянам девятой главе. Здесь Бог вкладывает следующие слова в рот Павла:

«Так вот, Бог проявляет милость к тому, кого Сам избирает для милости Своей, и ожесточает тех, кого Сам выбирает для этого. Вы, может быть, скажете мне: «Если Бог руководит нашими поступками, то почему же, в таком случае, Он винит нас? Кто станет противиться воле Его?» Да, но кто же ты, человек, чтобы задавать такие вопросы Богу? Ведь не спрашивает же глиняный горшок у горшечника: «Почему ты создал меня таким?» И разве глина не подвластна воле горшечника, когда он превращает кусок глины в особый сосуд или в простой кувшин?» (Римлянам 9:18-21)

Возможно даже еще более сильное заявление в той же главе:

«Что же сказать теперь? Ведь Бог не бывает несправедлив, не так ли? Разумеется, не бывает! Ибо сказал Он Моисею: «Я помилую того, кого Сам решу помиловать, и сжалюсь над тем, над кем Сам решу сжалиться». Это значит, что Бог выбирает, кому из людей оказать милость, независимо от человеческих усилий. Но, согласно Писанию, Бог сказал фараону: «Я сделал тебя царём для того, чтобы через тебя явить всем силу Мою, и имя Моё было проповедано по всей земле». (Римлянам 9:14-17)

Когда мы читаем этот отрывок, то может показаться, что Божья воля подталкивает людей к разным поступкам и ведет Себя несправедливо. Но Бог ведет себя справедливо. Как мы можем найти согласие между идеей свободы воли человека и Божьей суверенной власти и воли?

Я достаточно размышлял об этом «конфликте» — конфликте воли Бога и воли человека. Позвольте мне дать вам свой ответ, но в тоже время позволить вам сделать ваш собственный вывод. Прежде всего, я верю в свободу воли. Есть много отрывков в Библии, которые ясно говорят и показывают то, что Бог дает нам свободный выбор:

«Я даю вам сегодня выбрать одно из двух и призываю небо и землю в свидетели вашего выбора. Вы можете избрать жизнь или смерть: первый выбор принесёт благословение, второй проклятие. Изберите жизнь, и тогда и вы, и дети ваши будете жить! Любите Господа, Бога вашего, будьте послушны Ему, никогда не оставляйте Его. Ибо Господь жизнь ваша, Он даст вам долгую жизнь в земле, которую обещал дать вашим предкам Аврааму, Исааку и Иакову». (Второзаконие 30:19,20)

И вот другой пример очень ясного понимания того, что окончательный выбор остается за человеком. Иисус Навин верит в свободу воли человека, хотя он и не использует этот термин. 

«Но если вы не хотите служить Господу, тогда вы должны выбрать для себя сегодня, кому вы будете служить: будете ли вы служить богам, которым поклонялись ваши предки, когда жили на другой стороне Евфрата, или будете служить богам аморреев, на земле которых вы живёте. Вы должны сделать для себя выбор, я же и дом мой приняли решение. Мы будем служить Господу!» (Иисус Навин 24:15)

Иисус Христос тоже согласен с тем, что Бог дал человеку свободу воли:

«Кто хочет жизнь свою сохранить, тот её потеряет, но кто потеряет её ради Меня, тот её сохранит». (Луки 9:24)

И рассмотрим еще один отрывок из Библии:

«Если человек хочет делать угодное Богу, то узнает, от кого это учение: от Бога или от Меня Самого». (Иоанна 7:17)

Понятно, что существует Божья воля для нашей жизни, но также понятно, что Он дает человеку свободу воли — дает нам выбор. Он позволяет нам принять Его волю или отказаться от нее. Есть масса отрывков в Библии, которые учат об этом.

Читайте также:  Крещение и спасение: учение Библии и Апостольской церкви

 

Божья воля и воля человека: точки соприкосновения

 

Так как же нам объединить эти два понятия и две эти вещи в одно? Позвольте мне сказать две вещи об этом. Прежде всего, Бог существует вне времени. Он знает прошлое, настоящее и будущее. Он знает, чем все кончится до того, как еще что-то началось. Следовательно, когда Бог предсказывает будущее, это не означает, что Он ускоряет события, как нам это может показаться. Когда Бог предсказал, что Иуда предаст Иисуса за тридцать серебренников, это не означает, что Он ускорил события, как мы можем подумать. Бог существует вне времени. Второе – Он влияет на жизни людей, но Он не предопределяет, куда в итоге пойдут люди – в ад или в рай. Рассмотрим Иуду. Бог мог использовать тот факт, что Иуда отвернулся от Него для Своего плана исполнения пророчества, с последующим распятием Христа и прощением грехов человечества. Тем не менее я верю, что Иуде Богом была дана полная свобода выбора.

Он мог покаяться после предательства Иисуса Христа. Петр предал Иисуса Христа. Он мог также трагично закончить свою жизнь, как и Иуда, но он покаялся. Иуда решил красть деньги из копилки. Он выбрал грехи. Может показаться, что Бог манипулирует событиями, чтобы исполнить Свою волю, но я не вижу ни одного доказательства того, что Иуда был лишен свободы выбора.

Можно еще много примеров вспомнить. Римлянам девятая глава вызывает нас, говоря «кто мы такие, чтобы задавать Богу такие вопросы». Это хорошая идея. Если мы пытаемся намекать Богу о Его справедливости, то Его терпение может и закончиться. Это объясняет тон этого отрывка. Бог справедливый. Бог любящий. Мы кто такие, чтобы говорить с Ним в таком тоне? Даже в случае с Фараоном, я верю, что Бог ожесточил его сердце. Бог позволил целой серии событий произойти перед тем, как Фараон отпустил израильский народ служить Богу в пустыне. Сердце фараона настолько ожесточилось, что наконец, он отпустил народ в пустыню. Да, я вижу, что Бог вмешался в этой истории. Божья воля в жизни Фараона и народа израильского сопутствовала тому, чтобы они могли начать праздновать Пасху. Тем не менее я не вижу, что Фараон был лишен свободы выбора – он мог смягчить свое сердце в любой момент. Он мог покаяться даже после того, как отпустил народ. Он мог смирить себя, покаяться и быть спасенным от своих грехов.

 

Бог всегда желает лучшего для человека

 

Мои выводы в следующем: Бог вмешивается в нашу жизнь. Божья воля в том, чтобы привести нас в лучшее место. Я доверяю Богу, хотя я и не могу доказать это, я верю в Его справедливость. Я верю, что Он дает нам полную свободу выбора, хотя и вмешивается в жизни отдельных людей. У нас есть полная свобода выбрать – служить Ему или дьяволу. Для меня или для вас это очень много. Это очень много власти и силы. Это настолько много, что нам и не справиться самим. Но Бог великий. Он сказал, что оправдает каждого, кто верит в Иисуса Христа. Бог правит и имеет власть над народами, но как-то в тоже время Он все еще дает каждому выбор – служить Ему или нет.

По крайней мере, я вижу это так.

Джон Окс

 

На все воля Божья: желания Бога и страдания человека

 

Читайте также:  Крещение и спасение: свидетельство древней церкви

Божья воля и свобода воли человека согласно Библии

Правда ли, что на все воля Божья? Отрывок из Библии в послании Римлянам и многие другие свидетельствуют о том, что исполнение воли Божьей может быть приятным, угодным и совершенным, но исполнить волю Божью было невероятно трудно даже для Иисуса Христа.

Потому молю вас, братья, ради этого милосердия Божьего, принесите жизни ваши Богу в жертву живую, святую и угодную Ему. Это будет вашим духовным служением Богу. И пусть законы мира этого более не руководят вами. Вместо того, пусть разум ваш возродится и принесёт вам обновление, чтобы вы поняли и приняли то, чего Бог желает для вас, тогда вы узнаете волю Божью: что есть добро, что угодно Ему и что совершенно. (К Римлянам 12:1,2)

Также есть много отрывков, которые показывают, что исполнение Божьей воли влечет за собой страдания и трудности. Как примирить эти видимые противоречия?

Ответ:

Я думаю, что вы в некоторой степени не поняли Римлянам 12:1-2. Этот отрывок из Библии не говорит, что исполняя Божью волю, это будет приятно для НАС. Это хорошо, и это угодно Богу, когда мы исполняем Его волю. Это не всегда приятно нам, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Для Иисуса жертвование Своей жизнью за наши грехи не было приятным и очень радостным. Он был высмеян, Его пытали и распяли, но Он это сделал. Пожалуйста, не думайте, что когда мы приносим свою жизнь как добровольную жертву (Послание Римлянам 12:1-2), это будет временем, полным удовольствия и веселья.

Жертвование своей жизнью — это что-то противоположное, по крайней мере, на некоторое время. Жертвовать не просто. Кстати, жертва, упоминаемая в Послании к Римлянам 12:1-2, является жертвой всесожжения из первой главы книги Левит. Павел при написании Римлянам 12:1-2, безусловно, имеет в виду эту жертву. Через сжигание всего животного приносится дар Богу. Это не было жертвой за грех, но это было приношение и «благоуханное приношение» (Левит 1:17). Это предложение, которое хорошо «пахнет» для Бога. Когда мы полностью предлагаем себя Ему, это радует Его.

Таким образом, в Послании к Римлянам 12:1-2 я не вижу никаких признаков того, что жертва всей нашей жизни будет «приятной». Воля Божья в том, чтобы мы предлагали себя Ему, а не угождали себе. В долгосрочной перспективе, если мы следуем Его благой, угодной и совершенной воле, это вознаградит нас так же, как исполнение воли нашего Отца наполняет нас счастьем и удовлетворяет нашу потребность в том, чтобы любить Его и быть любимыми Им. Но в Послании к Римлянам 12:1-2 нет никаких намеков, что приношение этой жертвы будет веселым и приятным. Здесь нет никакого противоречия. На самом деле, Ваш вопрос уже содержит пример Божьей воли с участием страдания и жертвы. Предоставлять нашу жизнь Богу как «жертву всесожжения» будет трудно. Это является сложной задачей. Она может включать физическую и эмоциональную боль и страдания, но это хорошо и угодно Богу.

Кстати, как указано в послании Ефесянам 5:1-2, Иисус также отдал Свою жизнь в качестве «жертвы всесожжения», способом, схожим с Римлянам 12:1-2. Он не только отдал Богу Свою смерть, Он также отдал Ему Свою жизнь. Я уверен, что это приношение вызвало страдания также и в жизни Иисуса Христа.

Подражайте Богу, как дети возлюбленные, и живите жизнью, отмеченной любовью, так, как Христос любил нас и принёс Себя в жертву ради нас — благоуханное приношение и жертва Богу. (К Ефесянам 5:1,2)

Джон Окс

Перевод: Сергей Дяченко

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


Больше статей по теме


Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»