Загрузка...

Крещение и спасение: Движение Реставрации XIX века

Перед вами третья часть серии статей на тему «Крещение и спасение». Здесь вы можете найти первую часть и вторую часть, в которых мы начали искать ответ на вопрос о том, необходимо ли крещение для спасения. Мы рекомендуем начать изучение этой темы с первых двух частей.

 

Необходимо ли крещение для спасения. Движение Реставрации (XIX в.) и поворот от традиций к Писанию

 

История возникновения Церквей Христа берет свое начало от движения Реставрации, в период так называемого «Второго Великого Пробуждения» в Северной Америке в конце XVIII – начало XIX века. Целью движения Реставрации была не реформация существующих церквей, а реставрация неденоминационного христианства на принципах Нового Завета. Это был поворот от авторитета традиций и возврат к авторитету Священного Писания. Основателями «Церкви Христа» считаются Томас Кэмбелл, его сын Александр Кэмпбелл, Бартон Стоун и Вальтер Скотт. В дальнейшем это движение стало называться «Стоун-Кэмпбелловское Движение»1. История духовного пути каждого из основателей Движения уникальна, и Бог их вел независимо друг от друга.

Томас Кэмпбелл (1763–1854) родился в Северной Ирландии в англиканской семье и был служителем пресвитерианской церкви. В 1807 году он эмигрировал в Соединенные Штаты. В дальнейшем он разорвал отношения с пресвитерианством по причине несогласия с кальвинистским учением. Как у себя в Ирландии, так и в Северной Америке Томас Кэмпбелл видел отсутствие единства среди протестантских церквей Северной Америки по различным доктринальным вопросам. В результате личного духовного поиска Томас Кэмпбелл пришел к убеждениям, что замысел Бога состоит в единой, неразделенной церкви, а причины существующих разделений — это не следствие воли Бога, а людей. Томас Кэмпбелл считал, доктрины церквей и традиции не созидают единство, а только служат большему разделению среди христиан и построены на человеческих авторитетах и нововведениях. В 1809 году Томас Кэмпбелл публикует статью «Декларация и обращение» («Declaration and Address»)2, где он излагает принципы возвращения к идеалам раннего христианства и вместе с другими единомышленниками создает «Христианскую ассоциацию Вашингтона» («Christian Association of Washington») в Пенсильвании3. В это время Томас Кэмпбелл провозглашает принцип, который стал ключевым для будущего Движения: «Где Писание говорит — мы говорим, где Писание молчит – мы молчим»4. Основываясь на этом принципе Томас Кэмпбелл пришел к выводу, что Библия ничего не говорит о крещении младенцев, а только о крещении для раскаявшихся верующих5.

Александр Кэмпбэлл (1788-1866) развил идеи своего отца, отраженные в трактате «Декларация и обращение». В мае 1812 года после того, как у Александра Кэмпбелла родилась дочь, встал вопрос о ее крещении. Он посвятил себя изучению библейских текстов, относящихся к вопросу о спасении, и пришел к выводу, что крещение должно проводиться полным погружением для прощения грехов. Александр Кэмпбелл пришел к убеждению, что крещение — это личное решение человека, свободное от национальной принадлежности или семейной традиции. Александр Кэмпбелл осознал, что хотя он был крещен в младенчестве, он не был крещен в соответствии с Писанием, то есть оно не было действительным. Он считал, что в младенчестве нет веры и нет свободы – человек не может сказать ни «да», ни «нет». По этой причине он попросил баптистского пастора Маттиаса Люс (Matthias Luce) крестить его в соответствии с верой и простым исповеданием Господства Христа (Рим 10:9-10). 12 июня 1812 года Томас Кэмпбелл принял крещение и вместе с ним крестились еще 6 человек: его отец (Томас Кэмпбелл), его жена, старшая сестра и еще два других человека. На следующее воскресенье крестилось ещё 20 человек6.

В дальнейшем Александр Кэмпбелл стал активным проповедником крещения для прощения грехов. Александр Кэмпбелл считал, что крещение не является внешним знаком, как например, обрезание, а необходимо для спасения и прощения грехов. В одном из публичных выступлений он сказал: «крещение в отличие от обрезания имеет обещание в прощении грехов и дар Святого Духа»7. В другой публичной дискуссии с пресвитерианским проповедником Уильямом Маккалла Александр Кэмпбелл сказал: «Кровь Христа реально очищает верующих от всех грехов. Милость Бога в том, что Он дает нам формальное доказательство и знак, устанавливая крещение “для прощения грехов”. Вода крещения формально смывает грехи, тогда как Кровь Христа реально смывает грехи наши»8.

Другой из основателей Движения — Бартон Стоун (1772–1844) до 1804 года также был служителем в пресвитерианской церкви. В 1804 году разрывает связь с пресвитерианством и вместе с другими единомышленниками публикует обращение «The Last Will and Testament of The Springfield Presbytery», где он обращается к последователям Христа важно быть «просто христианами» и руководствоваться только Библией, как единственным авторитетом для христианина9. Он посвятил себя изучению Библии по вопросу крещения и позже, в том числе под влиянием Роберта Маршалла, он пришел к убеждению что крещение младенцев не соответствует Писанию, так как это противоречит принципу Sola Fide10. В 1807 году он и Роберт Маршалл крестили друг друга11.

Читайте также:  Толкование Евангелия от Иоанна. Видео. Сергей Глушонков

Позже, Бартон Стоун столкнулся с серьезной оппозицией со стороны других религиозных групп в отношении вопроса крещения. Он видел, что «традиционные» способы обращения людей в протестантских церквях не давали людям уверенность в спасении12. Бартон Стоун считал, что именно крещение дает человеку уверенность в прощении грехов. Он обратил внимание на то, что после проповеди Апостола Петра люди испытали чувство вины перед Богом, но в дальнейшем с «радостью13 приняли Слово и были крещены».

Так же и Александр Кэмпбелл считал, что радость и уверенность в спасении и прощении грехов основывается не на субъективных религиозных переживаниях человека и его благочестии, а на объективном божественном свидетельстве — крещении14. В то время была общая практика в евангельских церквях – «скамья покаяния» (mourning’s bench), когда после проповеди к алтарю приглашались все желающие принять Иисуса Христа. Для этого с ними молились о покаянии, прощении и принятии Иисуса как Господа и Спасителя. Александр Кэмпбелл несколько изменил эту практику и после проповеди приглашал людей к алтарю не помолиться о прощении грехов, а предлагал им принять крещение. Такой метод обращения людей стал отличительным знаком Движения15.

В 1824 году Александр Кэмпбелл и Бартон Стоун впервые встретились друг с другом и нашли что их позиции во многом совпадают, в особенности по вопросу крещения. Они решили объединить две церкви в одну. Бартон Стоун настаивал на названии «христиане», а Александр Кэмпбелл позиционировал группу как «реформированные баптисты». Они согласились использовать название «ученики Христа». После некоторого общения в комитетах они пришли к общему соглашению. 24 апреля 1831 два Движения объединились под общим названием «Церковь Христа»16.

На открытых христианских конференциях Александр Кэмпбелл настаивал, что крещение — это Божье установление, которое может быть знаком единства всех христиан видимой Церкви17. Он заявлял: «Я говорю, что для единства христиан, мы должны иметь объективный и непогрешимый элемент, показывающий одни и те же убеждения каждого человека. И если христианская Церковь когда-либо будет действительно и видимо одна, то она должна иметь одно погружение, т. е. крещение»18. Определенно можно сказать, что целью Бартона Стоуна и Александра Кэмпбелла не было создание новой деноминации, но они стремились продолжать реформы, начатые Лютером — возвращение к принципам Писания, реставрации христианской Церкви по образцу ранней Церкви19. Александр Кэмпбелл считал, что возможно объединение всех христиан в одной церкви на главных библейских принципах: исповедание Господа Иисуса Христа и принятие крещения20. Один из главных слоганов Движения – «Мы только христиане, но не единственные христиане» («We are Christians only, but not the only Christians»)21.

Другой выдающийся лидер Движения — Вальтер Скотт (1796–1861) был первым евангелистом Движения22. Его деятельность была направлена на обращение и крещение людей, благодаря чему тысячи людей смогли прийти к вере. Он проповедовал возвращение на «пути древние» (Иер 18:15), т. е. к учению и примеру Ранней Церкви. Вальтер Скотт также считал, что главная причина разделений в христианстве была в том, что люди доверяли больше доктринам церквей и традициям. Для этого он учил людей искать истину в Писании. Он был убежден, что религиозное клише «слышать Дух Святой», в первую очередь обозначает слышать Писание, так как Дух говорит словами Писания23. Он был также убежден, что крещение Ранней Церкви — это «крещение для прощения грехов». Вальтер Скотт учил простым и понятным для любого человека основам веры, которые помогали ответить на важнейший вопрос – «что необходимо мне сделать чтобы быть спасенным?». На основании слов Апостола Петра (Деян 2:38) Вальтер Скотт разработал методику «5 шагов спасения» (five-finger exercise). Он учил, что человеку необходимо: 1) поверить, 2) покаяться, 3) креститься, 4) получить прощение грехов и 5) получить дар Святого Духа. Вальтер Скотт учил, что первые три зависят от человека, а последние два — это ответ Бога человеку и Его дар благодати24. В дальнейшем появились другие варианты плана спасения: 1) вера, 2) покаяние, 3) исповедание Иисуса Господом и Спасителем, 4) крещение, 5) спасение. В этом плане первые четыре шага зависят от человека, а последний включает в себя действия Бога: прощение, дар Святого Духа, вечная жизнь25. Эти простые принципы помогли прийти к вере огромному числу людей.

Важно отметить, что хотя в Движении Стоуна-Кэмпбелла к крещению никогда не применялось слово «таинство», но по сути, они учили, что в человеке происходят объективные изменения в момент крещения: «рождение свыше», прощение грехов, дарование Духа Святого, спасение. В этом учение Движения сближалось с пониманием исторических Церквей. В результате этого со стороны некоторых консервативных евангельских церквей в адрес Движения звучали обвинения в «сакраментализме» и что крещение подменяет учение о спасении по вере, так как относится к «делам благочестия»26. Позиция же учителей Движения была в том, что крещение — это исключительно дар благодати и действие Бога. Человек со своей стороны отвечает верой на предложенную Богом милость, прощение и получает в крещении очищение от грехов и возрождение к новой жизни27.

Читайте также:  Спасение без крещения: возможно ли такое согласно Библии?

Конец третьей части

Сергей Глушонков, магистр богословия

 

Ссылки и комментарии

 

1 Foster D. A., A. L. Dunnavant, P. M. Blowers, D. N. Williams The Encyclopedia of the Stone-Campbell Movement. Grand Rapids: WM. B. Eerdmans Publishing Company, 2004. P.57-67.
2 Campbell T. Declaration and Address of the Christian Association of Washington. Washington: Brown&Sample, 1809. P. 82.
3 Это не была церковь или отдельная деноминация. Цель Ассоциации – содействие объединению всех христиан на принципах Нового Завета.
4 Foster D.A. The Encyclopedia… P. 688.
5 Ibid. P. 57.
6 Foster D. A. The Encyclopedia… P. 58.
7 A debate on Christian Baptism, between Mr. John Walker, a minister of the Secession and Alexander Campbell // 1822. P. 13.
8 Campbell A. A Debate oт Christian Baptism between THE Rev. MACCALLA, A PRESBYTERIAN TEACHER, AND ALEXANDER CAMPBELL. Buffaloe: Published by Campbell & Sala, 1824. P.135.
9 Rogers J. The Biography of Eld. Barton Warren Stone, written by himself: with additions and reflections. Cincinnati: American Christian Publication Society, 1853. P. 49-51.
10 Foster D.A. The Encyclopedia… P. 60.; Sola Fide (лат.) — «только верой». Один из пяти основополагающих принципов Реформации, который утверждает, что спасение возможно только через личную веру человека.
11 Foster D.A. The Encyclopedia… P. 711.
12 Среди протестантов широко была распространена практика, введенная Джоном Уэсли, «скамьи для кающихся грешников». Каждый кто хотел примириться с Господом, к концу службы выходил к этим скамьям и над ними совершали молитву.
13 Стоун цитировал Деян. 2:37-41, перевод KJV, который следует Textus Receptus. В этом переводе сказано «те, кто с радостью принял его слово» («…who gladly received his word…» (Matt.2:41).
14 Hicks J.M., Weedman M. Believers’ Baptism among Churches of Christ and Christian Churches 2015. P. 376.
15 Ibid. P. 377.
16 Ibid. P. 218.
17 Ibid. P. 374.
18 Alexander Campbell, “An Address to the Bible Union Convention, held at Memphis, Tenn.,” Millennial Harbinger, 4th series, 2.4 (April 1852), P. 210.
19 Campbell A. The Christian System, in reference to the union of Christians, and a restoration of primitive СChristianity, as plead in the current reformation. Cincinnati: Published by H.S. Bosworth, 1867. P. 3-10.
20 Hicks J.M., Weedman M. Believers’ Baptism among Churches of Christ and Christian Churches 2015. P. 374.
21 Foster D.A. The Encyclopedia of the Stone-Campbell Movement. Grand Rapids: Eerdmans Publishing Company, 2004. P. 688.
22 Ibid. P. 673.
23 Hicks E.L. Rational Religion in the Ohio Western Reserve (1827-1830): Walter Scott and the Restoration Appeal of Baptism for the Remission of Sin 1992. № 4. P. 217.
24 Foster D.A. The Encyclopedia of the Stone-Campbell Movement. Grand Rapids: Eerdmans Publishing Company, 2004. P. 675.
25 Девельт Д. Церковь в Библии. М.: Протестант, 1994. C. 200-215.
26 Hicks J.M., Weedman M. Believers’ Baptism among Churches of Christ and Christian Churches 2015. P. 377.
27 Isaac Errett, “Our Position,” III.3, in Historical Documents Advocating Christian Union, ed. C. A. Young (reprint; Joplin, MO: College Press, 1985). P. 308.



Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест

 



Последние новости


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»