Загрузка...

Крещение и спасение: свидетельство древней церкви

Это вторая часть серии статей на тему «Крещение и спасение». Здесь вы можете найти первую часть, в которой мы начали искать ответ на вопрос о том, необходимо ли крещение для спасения? 

 

Свидетельство о крещении Древней Церкви

 

Огромное значение в понимании смысла крещения имеют дошедшие до нас исторические свидетельства Древней церкви: учение двенадцати Апостолов (Дидахе)1, Никео-Константинопольский Символ Веры, труды Мужей Апостольских, Отцов и Учителей Церкви. Благодаря этим свидетельствам у нас есть возможность видеть, как Церковь понимала Писание, когда шла речь о богословских вопросах, в частности роли о крещения в спасении человека. Этих свидетельств огромное множество и, к сожалению, в объемах данной статьи нет возможности рассмотреть их все, поэтому обратимся только к наиболее значимым из них.

Один из самых ранних дошедших до нас документов, относящийся к I веку – послание Апостола Варнавы, автором которого по традиции Церкви считается Варнава, один из служителей вместе с Двенадцатью Апостолами и Апостолом Павлом (Деян 4:38). В этом послании сказано: «мы сходим в воду, полные грехов и нечистоты, а восходим из нее с приобретением — со страхом в сердце, и с надеждою на Иисуса в духе»2. Варнава пишет, что при крещении человеку прощаются грехи. По определению прощение грехов и есть спасение (см. Мф 1:21b).

Мученик Иустин Философ, живший во II веке, в Апологии писал: ««Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились…»3.

Феофил Антиохийский, живший во II веке в Антиохии, писал: «… Притом были благословлены Богом созданные из воды, чтобы и это служило знамением того, что люди, которые приступают к истине, возрождаются и благословляются Богом, примут покаяние и отпущение грехов посредством воды и бани возрождения»4. Фефоил пишет о крещении как о возрождении, посредством которого происходит отпущение грехов и очевидно он делает аллюзию на послание апостола Павла к Титу, говоря о «бани возрождения», т. е. о водном крещении (Тит 3:5).

Пресвитер Климент Александрийский (150–215): «Крещенные мы просвещаемся, просвещенные усыновляемся, усыновленные усовершаемся, совершенные делаемся бессмертными»5.

Один из самых влиятельных богословов и апологетов христианской веры Тертуллиан (160–220) служивший и служивший Богу в Карфагене, написал трактат «О крещении». Важно заметить, что данное сочинение Тертуллиан написал, как ответ представителям так называемой «каиновой ереси». Мы ничего не знаем об учении этой секты, но судя по тому, что писал Тертуллиан в своем трактате, что ее представители ставили под сомнение спасительную роль крещения, а также роль воды в крещении. Тертуллиан цитирует этих лжеучителей: «И здесь эти нечестивцы подстрекают к вопросам, а именно: “Крещение, — говорят они, — не нужно тем, кому достаточно веры. Ведь и Авраам был угоден Богу никак не таинством воды, но веры”»6. Вот, что Тертуллиан возражает им в своем трактате «о крещении»:

«Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной!.. Мы же, рыбки, вслед за «рыбой»7 нашей Иисусу Христу, рождаемся в воде…»8; «О, жалкое неверие, которое отказывает Богу в Его главных свойствах — простоте и силе! Что же? Разве не удивительно, что омовением разрушена смерть?»9; «Конечно, здесь есть сходство с обычным действием омовения, только вместо грязи мы покрыты грехами, которые и смываются водой»10; «Но так как определено, что никому не достичь спасения без крещения (в наибольшей степени это явствует из речения Господа, который говорит: Если кто не родится из воды, не будет иметь жизни, — то появляются мелочные, вообще легкомысленные рассуждения…»11.

Данные слова Тертуллиана показывают не только его личную позицию, как авторитетного учителя Церкви, но также однозначное отношение церкви о необходимости крещения для прощения грехов и спасения человека.

Святитель Григорий Нисский, живший в IV веке и служивший в Каппадокии, авторитетнейший богослов и апологет, один из трёх «великих каппадокийцев» пишет: «…Крещение есть очищение грехов, прощение прегрешений, причина обновления и возрождения…»12.

Преподобный Исидор Пелусиот, ученик Иоанна Златоуста, служивший в Египте, писал: «Всем известно, что мы сами по себе погибли, а спасены Христом. Он оправдал крещением повинных наказанию, Он украсил небесными дарованиями»13.

Епископ Кирилл Иерусалимский (315–386): «Великая вещь предлежащее крещение. Оно есть: пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское; царствия ходатайство, дар усыновления»14. Здесь в его словах мы видим целый ряд синонимичных понятий, которые обозначают одно и тоже событие – спасение, которое происходит в момент крещения.

Подобное пишет Григорий Богослов Константинопольский (325–389): «Мы именуем [крещение] даром, благодатию, крещением, помазанием, просвещением, одеждою нетления, банею пакибытия, печатью, всем, что для нас досточестно. Именуем даром, как подаваемое тем, которые ничего не привносят от себя; благодатию, как подаваемое тем, которые еще и должны; крещением, потому что в воде спогребается грех; помазанием, как нечто священническое и царское, потому что помазывались цари и священники; просвещением, как светлость; одеждою, как прикровение стыда; банею, как омовение; печатью, как сохранение и знамение господства»15. «…Спасение свое всегда соделывай, и всякое время да будет благовременно для крещения…»16.

Святитель Василий Великий (330–379) служивший в Кесарии писал: «… Крещение для меня – начало жизни, и этот день – день пакибытия, первый из дней…».17 «Крещение – искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая одежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление Царствия, дарование сыноположения».18

Ефрем Сирин (306–373): «Господь даром прощает грехи многих, и крещение Его даром освобождает верующих от наказания»19.

Иоанн Златоуст (347 – 407): «…Вода (в крещении) употребляется как бы место рождения рождающегося. Что утроба для младенца, то – вода для верного: он в воде зачинается и образуется»20.

Читайте также:  Крещение и спасение: учение Библии и Апостольской церкви

Блаженный Диадох, живший в V веке и служивший в Древнем Эпире, Греции пишет: «Всесвятой Бог-Слово воплотился и, как Бог, чрез собственное Свое Крещение даровал нам воду спасения в возрождение, ибо мы возрождаемся в воде действием Святаго и Животворящаго Духа, вследствие чего тотчас очищаемся и по душе и по телу, если приступаем к Богу с полным расположением»21.

Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022): «…Мы, возрождаемые святым крещением, освобождаемые от рабства и делаясь свободными, если не послушаемся по своей воле врага нашего диавола, то этот лукавый никаким способом не может поселить в нас какое-либо зло»22.

Митрополит Феолипт Филадельфийский (1250–1322): «Во Христа облекся ты в спасительном крещении, отложил скверну (греховную) в Божественной бане сей, восприял в ней светлость духовной благодати и первозданное благородство»23.

Здесь приведена только малая часть существующих свидетельств Отцов и Учителей Церкви о крещении24. Несмотря на то, что они жили в разное время и в разных географических местах (Европа, Азия, Африка), мы видим, что их свидетельства о крещении полностью совпадают, они однозначно едины в том, что при крещении Бог дарует спасение человеку. Это тоже самое событие, при котором происходит прощение грехов, рождение свыше, усыновление, дар Святого Духа и т.д.

Рассматривая учение о крещении Отцов Церкви, необходимо обратить внимание на то, как они понимали отдельные Слова Писания, например Слова Христа «родиться свыше…родиться от воды и Духа» (Ин 3:3, 5). В предыдущей главе данный отрывок не был рассмотрен, потому что в нем нет слова «крещение», но это нисколько не значит, что Иисус не подразумевал под словами «родиться от воды и Духа» само крещение. Шмеман А. пишет, что в своем наставлении о крещении Отцы и Учителя Церкви часто обращаются к Словам Иисуса о «рождении свыше» (Ин 3:5). Он пишет, что большая ошибка современного христианства разделять форму и сущность, потому что без формы нет сущности25. Но по мнению многих современных протестантских учителей Слова Христа в Ин 3:5 никак не обозначают крещение, а имеют лишь «духовный» смысл, т.е. образные выражения, указывающие только на действие Духа Святого в жизни верующего26. Как уже было сказано выше, по причине ограниченного объема данной работы невозможно привести все цитаты Отцов и Учителей Церкви относительно толкования Ин 3:5. Но все они едины в том, что данные Слова Христа однозначно говорят о крещении. В комментарии на Ин 3:5 Митрополит Илларион (Алфеев) пишет: «… у ранней Церкви не было никакого сомнения ни в том, что “рождение свыше”, о котором Иисус говорил с Никодимом, осуществляется именно благодаря крещению, ни в том, что следствием веры и крещения является сошествие на человека Святого Духа»27.

Например, Мученик Иустин Философ в Апологии писал: ««… Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. Ибо Христос сказал: «если не родитесь снова, то не войдете в царство небесное…»28.

Другой известный богослов и учитель Древней Церкви Иоанн Златоуст в комментарии на Евангелие от Иоанна (3:5) пишет: «Итак, слова Христовы имеют такой смысл: если ты не родишься свыше, если не приобщишься Духа посредством бани пакибытия, то не сможешь получить надлежащего обо Мне понятия…»29, «Слышите вы все, чуждые просвещения30: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в царствие небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, – еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в царстве знака. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»31.

Тертуллиан в трактате «О крещении» пишет: «А закон необходимости крещения дан и форма предписана. «Идите, – говорит, – научите… народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28.19). Вполне же согласующееся с этим законом разъяснение: “если кто не родится… водою и Духом, не войдет в Царствие Небесное” (Ин 3.5), уже возлагает на веру необходимость крещения. Таким образом все отселе уверовавшие были крещаемы»32.

Приведенные выше примеры свидетельств Отцов Церкви не являлись их частным мнением, это была позиция всей Церкви. Свидетельство этому один самых значительных исторических документов, который отражает позицию по принципиальным догматическим вопросам Древней Церкви — это Никео-Константинопольский Символ веры. Впервые Символ веры был рассмотрен на Первом Вселенском соборе в Никее (325 г.) и затем дополнен и подтвержден на Втором Вселенском соборе в Константинополе (381 г.)33. Все существующие христианские конфессии принимают авторитет Никео-Константинопольского Символа веры. Десятый член Символа говорит о крещении: «Исповедуем единое крещение в отпущение грехов» (ὁμολογοῦμεν ἓν βάπτισμα εἰς ἄφεσιν ἁμαρτιῶν)34. То, что крещение было включено в Символ, свидетельствует, во-первых, что это было важно для Церкви, как и тема Троицы. Во-вторых, показывает единую позицию Церкви по данному вопросу. Формулировка данного пункта о крещении предельно лаконична и носит декларативный характер, а это значит, что для Церкви значение крещения было предельно понятным, вне всякой дискуссии. Главное, что мы видим, что показана цель крещения – для прощения грехов. Слова Символа практически совпадают со словами Апостола Петра в день Пятидесятницы: «βαπτισθήτω… εις άφεσιν των αμαρτιων» (Деян 2:38). Очевидно, что Древняя Церковь исповедовала крещение, цель которого было прощение грехов. Православный богослов, профессор Александр Лосский в комментарии на Никео-Цареградский Символ веры пишет почему была важна необходимость упоминать крещение в Символе: «…Провозглашать, что оставление грехов возможно лишь в крещении, – значит признавать, что соединение со Христом в Церкви есть единственно верный путь спасения… Итак, это таинство есть начало всей христианской жизни, в нем человек рождается духовно… Крещение – неповторимый момент в жизни человека, поскольку таинством крещаемый оправдывается перед Богом, и не по собственным своим заслугам, а благодаря примирению и спасению, принесенным Спасителем»35.

Читайте также:  Вопросы Иисуса Христа: наблюдения и практические выводы

Такого же мнения придерживались и католические теологи средневековья и Мартин Лютер, инициатор Реформации, «отец» протестантизма. Лютер считал, что крещение является знамением спасения для человека, которым подтверждается Слово и намерение Божье. «Тот же самый Бог», – писал Лютер, – «Который сейчас спасает нас через Крещение… спас Авеля через его жертву, Ноя – через радугу, Авраама – через обрезание, а всех прочих – через соответствующие знамения»36.

Приведенные выше свидетельства показывают, что Церковь была единодушного мнения по вопросу крещения. Церковь верила, что Бог посылает дары спасения в установленное крещением время.

Здесь вы можете найти третью часть данной статьи — Крещение и спасение. Движение Реставрации XIX века.

 

Сергей Глушонков, магистр богословия

 

Ссылки и комментарии

 

1 Долгое время традиционно считалось время написания Дидахе середина I века. Но в последнее время ученые считают что это гораздо более поздний документ, написанный в середине II в. или даже в IV-V веках. Ткаченко А. А. Дидахе. Православная энциклопедия. М., 2007. Т. XIV : «Даниил — Димитрий». С. 666—675.
2 Послания мужей апостольских. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. С.104.
3 Сочинения Святаго Иустина Философа и Мученика. М.: Университетская типография, 1892. С. 92.
4 Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Сочинения древних христианских апологетов. Приложение к православному приложению, М.: В университетской типографии Катков и К, 1865. С. 44.
5 Иер. Тихон. Педагог Климента Александрийского, Харьков: Университетская типография, 1866. С.16.
6 Тертуллиан Избранные сочинения: Пер. с лат. / Общ. ред. и сост. А.А. Столярова. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. С. 101.
7 Здесь идет «игра слов». По-гречески слово «рыба»- Ίχθύς . В данном случае это слово является акронимом (прием, при котором слово составляется из начальных букв слов) и было широко используемо среди первых христиан как в написании, так и графически (изображение рыбы): Ἰησοῦς (Иисус), Χριστός (Христос), θεοũ (Божий), υἱός (Сын), σωτήρ (Спаситель).
8 Там же. С. 93.
9 Там же. С. 93.
10 Там же. С. 95.
11 Там же. С. 100.
12 Творения Григория Нисского. Ч.8. М.: Типография В. Готье, 1871. С.5.
13 Творения Святого Исидора Пелусиота: Письма. Ч. 1. М.: Типография В. Готье, 1859. С. 325.
14 Творения иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М.: в типографии В. Готье, 1855. С. 17.
15 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 3 М.: в типографии Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1844. С. 274.
16 Там же, С. 284.
17 Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Часть третья. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Лавра, 1900. С. 229.
18 Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Часть четвертая. М.: в типографии Августа Семена, 1846. С. 233.
19 Святой Ефрем Сирин Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Издательство «Отчий дом», 1995. С. 145.
20 Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1903. С. 167.
21 Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 2-й. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1890. С. 153.
22 Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 2-й. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1890. С. 153
23 Добротолюбие. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1900. С.163.
24 Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. 2-е издание-е изд., Козельск: Издание Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2011. С.376–415.
25 Шмеман А. прот. Водою и Духом. М.: Гнозис-Паломник, 1993. С. 73.
26 Например: Алексей Коломийцев. Что значит «родиться от воды»? | «Библия говорит» | 918 — YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=BBEz36vYyoc (дата обращения: 23.07.2020).
27 Илларион (Алфеев), митр. Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий. М.: Издательский дом «Познание», 2018. С. 126.
28 Сочинения Святаго Иустина Философа и Мученика. М.: Университетская типография, 1892. С. 92.
29 Полное собрание творений Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго. СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1902. С.158.
30 То есть крещение. Словом «просвещение» Древняя Церковь называла крещение. См. выше цитата Иустина Философа.
31 Полное собрание творений Святаго отца нашего Иоанна Златоуста… С. 162.
32 Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. С.101.
33 Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV-го века по XX. М.: Издательство А. И. Снегиревой, 1898. С.61.
34 Никео-Цареградский Символ веры.
35 Лосский В. Н., Еп. Петр (Л’ютье) Толкование на Символ Веры. Киев: Храм преподобного Агапита Печерского, 2000. С. 51.
36 Лютер М. О Вавилонском пленении Церкви. СПб.: Издательство Санкт-Петербурского христианского университета, 2017. С. 139.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


Больше статей по теме


Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»