Крещение и спасение: учение Библии и Апостольской церкви
Крещение является важным христианским установлением, поскольку оно заповедано Иисусом Христом и об этом учит Новый Завет. Практически все христианские конфессии признают его важность, но в каждой деноминации существует своё понимание крещения. Например, в одних церквях крещение считают таинством, в других только внешним «знаком» или «символом»1. Но имеет ли крещение отношение к спасению или это только внешний знак, символ? Дает ли Писание ясный ответ по этому вопросу?
Несмотря на совершенно разные взгляды как на учение, так и на практику крещения в различных церквях, Писание относит учение о крещении к основам христианской веры, «начатком» учения (Евр 6:1-2). То есть, правильное понимание учения о крещении необходимо для каждого человека, с самого начала своего духовного пути. В данной статье мы рассмотрим отрывки Нового Завета, где говорится о крещении и какое отношение оно имеет к спасению человека.
Необходимо ли крещение для спасения: Учение о крещении Апостольской церкви
Давайте обратимся к тем местам Нового Завета, где прямо говорится о крещении и встречается слово βάπτισμα3. Греческий словарь Нового Завета Б. Ньюмана дает следующее определение слову «крещение» (βάπτισμα): «1. Погружать в воду, омывать, очищать, совершать (ритуальное) омовение; 2. Крестить»4. В зависимости от контекста это слово могло обозначать «погружение», «омовение» или собственно «крещение». В древнегреческой литературе это слово обозначало процесс окрашивания ткани, а также обозначало утонувшее судно, т. е. полностью погруженное под воду. Иногда в эллинской литературе это слово могло обозначать «омываться», «принимать ванну». Но главное значение этого слова остается «погружать под»5. В Новом Завете βάπτισμα и однокоренные с ним слова практически во всех случаях употребляются в церемониальном значении, т. е. крещение. Единственное исключение встречаем в Откр 19:13, где причастие от глагола βάπτω не имеет религиозной коннотации слова6. Из 84 случаев, когда βάπτισμα и однокоренные с ним слова встречаются в Новом Завете, 38 раз относятся к обряду крещения Иоанна Крестителя, а 45 раз к христианскому крещению. Иисус учил мало о крещении: дважды мы встречаем в Великом поручении Христа в евангелии от Матфея (28:18-20) и в евангелии от Марка (16:15-16). Еще один случай, который можно отнести как указание Христа на крещение, когда Он говорил Никодиму о «рождении от воды и Духа» (Ин 3:3-7)7. Большинство упоминаний о христианском крещении мы встречаем в книге Деяний и в Посланиях.
Матфея 28:18-20
Это первое упоминание в Новом Завете о крещении как о христианском обряде. До этого Иисус и Его ученики крестили людей, но по форме оно не отличалось от крещения Иоанна Крестителя (Ин 3:22-23, 4:1-2). Главное отличие крещения, установленное Иисусом от крещения Иоанна Крестителя, что человек крестится во Имя всей Троицы: Отца, Сына и Святого Духа (Мф 28:19). Хотя здесь не говорится прямо о спасении, цель крещения заповеданная Христом – соединить нас с Триединым Богом. В своей книге, посвященной учению Отцов Церкви о Троице, Д. Ферберн пишет, что полное значение христианского спасения заключается не только в прощении грехов. Он пишет: «Быть спасенным – не означает просто получить спасение… на более глубоком уровне это означает стать приемным чадом Бога и приобщиться к взаимоотношениям, которые были извечно между Отцом и Сыном… Лишь посредством приобщения этим взаимоотношениям и с помощью Святого Духа человек способен начать жить»8. Ферберн Д. говорит, что уникальность христианства заключается в том, что человек приобщается к отношениям в Троице: «…Никакая другая религия не способна предложить и другого спасения быть не может»9. Котрелл Д. также пишет в книге «Крещение», что вера, которая необходима для спасения в эру Нового Завета отличается от веры в более раннюю эпоху, потому что человек вступает в особые, спасительные отношения с Богом в трех Лицах10.
Ещё один аспект данного отрывка, который свидетельствует о спасении – фраза «εις το όνομα» («во Имя»). Это выражение использовалось в мире греческого бизнеса и торговли, например перевод определенной суммы на счёт, носящий имя хозяина11. Использование выражения «εις το όνομα» указывает на цель крещения – мы становимся собственностью Бога. М. Дж. Хэррис отмечает: «Человек, которого крестят, переходит в собственность Триединого Бога»12. Таким образом, при крещении человек становится собственностью Бога, что эквивалентно обретению спасения13.
Марка 16:15-16
В евангелии от Марка мы также встречаем Великое поручение Христа. Но в отличии от евангелия от Матфея, здесь прямо показана связь между верой, крещением и спасением. Согласно евангелию от Марка, проповедь Евангелия делит всех людей на две категории: спасенных и неспасенных. Спасение в данном случае является обетованием Христа для тех, кто поверил в проповедь Евангелия и крестился. Таким образом, человек со своей стороны «верует и крестится» (Мк 16:16), а Бог со Своей стороны дарует человеку спасение. В данных словах Христа мы видим обетование Божье дать всем людям прощение и вечную жизнь14.
Глаголы «веровать» и «креститься» соединены союзом και («и»). Согласно данному отрывку, чтобы быть спасенным недостаточно только «веровать» в Евангелие, но также необходимо принять крещение. Это нисколько не противоречит принципу «Sola Fide»15, так как вера — это не только признание что Иисус есть Господь, но и послушание Ему (Иак 2:20-26). Крещение — это ответ веры человека на проповедь Евангелия, готовность принять Господство Христа, доверить Ему свою жизнь. В данном случае, верить – значит креститься, а креститься – значит верить. Поэтому крещение невозможно рассматривать отдельно от веры, как например, одно из дел закона. Крещение — это часть процесса обращения человека к Богу, проявление им веры, как и покаяние является проявлением веры16. И наоборот, крещение без веры невозможно, это был бы нонсенс. По этой причине во второй части Великого Поручения ничего не говорится о крещении, а только о неверии: «…а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Поэтому принцип «Sola Fide» является верным и в данном случае: вера является единственным абсолютно необходимым и неотъемлемым условием спасения, а неверие – основание для осуждения17.
1 Петра 3:21
После Мк 16:16 другой отрывок, который ясно и безапелляционно говорит о связи крещения со спасением это 1 Петр 3:21: «ныне…крещение… спасает воскресением Иисуса Христа» (νũν σώ̣ζει βάπτισμα … δι’ αναστάσεως ’Ιησοũ Χριστοũ). Здесь Петр использует сравнение и противопоставление. Сначала Петр сравнивает воды потопа и воды крещения. Он говорит об образе (воды Потопа) и реальности (воды крещения), на который указывал этот образ. Во время Потопа вода была судом Божьим над человечеством. Вода разделила людей на спасенных (в Ковчеге) и неспасенных (остальной мир). Точно также, вода крещения разделяет мир на спасенных и неспасенных. Вода Потопа Древнего мира, как прообраз, указывают на реальность настоящего времени, Эры Нового Завета – крещение.
В данном случае этот отрывок нисколько не противоречит спасению по благодати. Будучи человеческим актом, крещение целиком основывается на заслугах Христа, Его триумфальной победы над смертью и Его вечного правления в качестве живого Господа. Спасительная сила крещения – это не сила человеческого решения или действия, а сила, исходящая от Бога18:
… крещение…спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. (1Петр 3:21,22)
Дж. Бислей-Мюррей пишет, что крещение — это «встреча Бога и человека… это вера, обращенная к Божьей благодати и обретенной через Иисуса Христа… все это величие Его благодати открылось в страдающем и вознесенном Господе, которое мы встречаем в христианском крещении»19.
Деяния 2:38
В книге Деяний мы видим исполнение Великого поручения Христа. Впервые это произошло в день Пятидесятницы и этот день был излитием Святого Духа, начало действия Нового Завета, христианского крещения и рождение Церкви. После сошествия Духа Святого Апостол Петр проповедовал что Иисус есть Господь и Христос и возложил ответственность за смерть Мессии на иудеев: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян 2:36). Присутствующие услышали проповедь и испытали душевные муки — «были поражены в самое сердце» (Деян 2:37)20. В ответ на вопрос «что нам делать?», Петр дал понятное руководство к действию для грешников, которые хотят освободится от чувства вины и греха: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деян 2:38)21. Предлог для (εις) имеет значение цели22 и показывает цель покаяния и крещения – для прощения грехов23.
Также Петр говорит о важном обетовании для тех, кто покается и крестится: «…и получите дар Святаго Духа» (Деян 2:38). Если учесть, что «вода» в Ин 3:5 относится к крещению, то в данном случае мы можем видеть более тесную связь со словами Иисуса о «рождении свыше» от воды и Духа Святого (Ин 3:5). Крещение — это единый акт воды и Духа и согласно словам Петра, это единовременное событие или, по крайней мере, происходит сразу одно после другого. Крещение – это рождение к новой жизни с Богом, в Его Царстве, которое дает Дух Святой24. Таким образом, крещение, прощение грехов, рождение свыше, крещение Духом Святым, получение Духа Святого, относятся к одному и тому же событию – спасению25.
Деяния 22:16
Еще одно важное свидетельство из книги Деяний о связи крещения со спасением – история обращения апостола Павла. В книге Деяний эта история изложена трижды: Деян 9:1-19; 22:1-16; 26:1-18. Последние два случая — это личное свидетельство Павла о своем обращении ко Христу. Важно отметить, что с точки зрения иудейского закона, Павел себя считал безупречным, верным Господу на протяжении всей жизни (Деян 22:3), но с Божьей позиции – грешником и неспасенным (1 Тим 1:15).
Важен вопрос – в какой момент Павел был спасен? Можно предположить, что, когда Иисус явился ему на пути в Дамаск и он дважды назвал Иисуса Господом (κύριε)26. Мы видим, что Савл послушно подчинился Словам Христа (Деян 9:5-6). Далее, ученик Христа Анания обратился к нему «брат Савл»27. Но то, что Савл назвал Иисуса Господом или Анания назвал Савла «братом» еще не свидетельствует о том, что будущий апостол на тот момент был спасен. Напротив, мы видим, как Анания говорит Савлу: «… брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа» (Деян 9:17). Далее Савл прозрел и крестился28 (Деян 9:18). В рассказе Павла слова Анании звучат так: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян 22:16). Из этого мы можем сделать вывод, что в тот момент, когда Анания встретил Савла, будущий апостол не имел Духа Святого и на нем были грехи. В век Мессии спасение включает в себе обладание Духом Святым (Рим 8:9) и прощение грехов, т. е. Савл на тот момент не был спасен. По этой причине, подобно Деян 2:38, ему было велено немедленно креститься, чтобы получить прощение грехов и дар Святого Духа. Это согласуется со словами Петра «… покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян 2:28 б). Глаголы «крестись» и «омой» (Деян 22:16) стоят в императиве, тогда как «призвав» является деепричастием, обстоятельством действия. Если бы для прощения грехов и получения Святого Духа достаточно было бы обратиться с покаянием и молитвой, то был бы другой порядок слов и другое повеление. Дж. Бислей-Мюррей пишет, что слова «призвав имя Господа» свидетельствуют о молитвенном духе крещения, когда человек вручает себя в руки Господу, полностью подчиняется Ему и принимает Его спасение29.
Слова «омой грехи свои» (Деян 22:16) относится также к крещению. По словам Д. Котрелла, единственным истинным средством смывания грехов является Кровь Христа. Только Господь может применять Свою кровь к душам людей. То, что доступно людям – это воды крещения. Поэтому Савлу было так решительно велено «омыть грехи»30, 31.
Римлянам 6:3-4
До этого были рассмотрены места из Писания которые относятся к тем, кто только собирался принять крещение. В послании к римлянам апостол Павел обращается к христианам, которые уже были крещены (Рим 6:1-6) и учит почему во Христе верующие не могут продолжать грешить. Павел обращается к событию, которое было в жизни каждого христианина и объясняет, что объективно произошло с человеком в момент крещения. Павел пишет: «неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим 6:3). Здесь Павел дает совершенно отличный взгляд на то, что происходит в момент крещения: это видимое физическое действие, которое имеет прямое отношение к невидимой духовной реальности. Согласно Павлу, в момент крещения, уверовавшие действительно умерли вместе с Христом и совоскресли с Ним. Через крещение происходит личное соучастие человека с тем событием, которое произошло с Христом на Голгофе. Человек проходит тоже путь, что и Иисус32. В момент крещения прекратилась прежняя греховная жизнь человека и началась новая жизнь с Богом. Павел пишет, что «…ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное…» (Рим 6:6).
Павел делает акцент на том, что не просто умерли, а «…мы погреблись с Ним крещением в смерть…» (Рим 6:4). Мы видим, что прежде, чем началась новая жизнь с Богом, необходимо чтобы случилась смерть. Крещение — это смерть и погребение вместе с Христом. Вода в данном случае служит образом могилы, в которую погружается крещаемый. И точно так же, как погружение в воду является символом погребения, так и выход из воды является символом воскресения. Именно смерть Христа, Его погребение и воскрешение из мертвых дают смысл ритуалу крещения33. Соединение с Христом в этом акте освобождения по словам Дж. Бисли-Мюррея, крещение «…имеет катастрофические последствия для верующего. Его старая жизнь подверглась суду на Кресте, и новый человек начал жить»34.
Здесь важно заметить, что человек крестится «…во Христа Иисуса…» (Рим 6:3). В момент крещения человек становится Его частью, происходит его единение с Христом. Быть во Христе или быть частью Иисуса Христа – значит быть спасенным и это происходит в момент крещения. Таким образом, крещение делит жизнь человека «до» и «после». До крещения была жизнь без Бога, без спасения и после крещения — новая жизнь с Богом.
Колоссянам 2:11-13
Подобную идею погребения с Христом в крещении мы можем встретить в другом послании Павла к Колоссянам (Кол 2:11-13). Здесь ясно говорится о крещении, как об особом времени, в момент которого для нас наступило спасение. Павел использует образ обрезания, как иллюстрацию того, что в верующих произошли объективные изменения: «…совлечение греховного тела плоти…» (Кол 2:11). В этот же момент Бог «простил нам все грехи…» (Кол 2:13).
Хотя крещение совершают люди, в данном отрывке подчеркивается, что крещение — это когда «… обрезаны обрезанием нерукотворенным… обрезанием Христовым». Крещение — это «Божественное действие, которое совершает над человеком Бог»35. Очевидно, что слово «нерукотворенное» противопоставляется иудейскому обрезанию, то, что делают люди. Фактически Павел утверждает, что это прямое действие Христа над человеком («обрезание Христово»). Это причина, почему крещение не относится к тому, что человек «делает», к делам праведности или исполнению дел закона.
Другая причина, почему никто не может сказать, что крещение относится к благочестивому поступку или действию самого человека, потому что крещение это одно из немногих действий, которое человек не может совершить сам с собой. При крещении необходим другой человек, который крестит, а не сам человек крестится. В Новом Завете везде, где идет речь о крещении людей, глагол βαπτίζω стоит в пассивном залоге36.
Важно заметить, что на основании данного отрывка нельзя утверждать, что, подобно обрезанию, крещение является внешним «знаком» завета с Богом, «свидетельством» для внешних. Есть распространенное мнение, что крещение это замена в Новом Завете ветхозаветного обрезания, как внешний признак для людей, свидетельствующий о том, что человек уже спасен, он часть народа Божьего, он во Христе. Кол 2:11-13 единственное место в Новом Завете, где между крещением и обрезанием проводится параллель37. Действительно, обрезание – образ крещения, но нельзя ставить тождество между обрезанием и крещением: между ними существуют как сходства, так и различия. Самое главное отличие обрезания от крещения в том, что в Писании мы не видим указания на то, что обрезание связано со спасением. Напротив, о связи крещения со спасением в Писании говорится неоднократно, в том числе в данном отрывке. Здесь сказано, что в момент крещения, наша греховная природа была уничтожена (обрезана), т. е. мы были спасены. Другое отличие — обрезание относится к делам закона, повиновение закону Моисея, а крещение – вере. Здесь Павел утверждает, что крещение — это проявление веры человека: «… в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога…» (Кол 2:12). Человек спасается именно через личную веру и крещение — это проявление этой веры.
Галатам 3:26-27
Идею, об оправдании только верой, мы видим в другом послании Павла к галатам. В данном послании Павел выступает категорически против обрезания как принципа, согласно которому человек может обрести спасение благодаря исполнению закона и в широком смысле благодаря делам (см. Гал 2:16, 19–21; 3:2, 5, 10-13; 5:2-6, 11-13). Павел настаивает, что человек получает дар сыновства по благодати только через веру — «…все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса…» (Гал 3:26). Крещение не является заменой обрезанию, как если бы это был новый закон, а относится к вере. Павел ставит знак тождества между проявлением веры и дальнейшим крещением. Здесь слова Павла соотносятся со Словами Христа в Великом поручении в евангелии от Марка (16:16). Для Павла верить – значит креститься, а креститься – значит верить38.
Как мы видим, здесь речь идет об одних и тех же людях: «… все вы сыны Божьи по вере… все вы… во Христа облеклись». Как было сказано выше, стать чадом Божьим, обозначает на более глубоком уровне обрести спасение (Ин 1:12), приобщение к взаимоотношениям, которые существовали извечно между Отцом и Сыном39. То есть, «креститься во Христа» или «облечься во Христа» являются синонимичными понятиями, описывающие одно и тоже духовное событие – начало единения с Христом, обретением спасения40.
Таким образом, крещение это ответ веры человека на предложенный ему незаслуженный благодатный дар Божий — спасение. Крещение не является исполнением закона и не является частью закона. Крещение относится к категории веры. Обобщая сказанное выше, при крещении Бог дарует человеку прощение грехов, Дух Святой, усыновление, становится частью народа Божьего. Человек облекается во Христа, становится частью Христа, получает новую жизнь, спасение. Все эти понятия идут вместе и относятся к одному событию — крещению41.
Здесь вы можете найти вторую часть данной статьи: Крещение и спасение. Свидетельство древней церкви
Автор: Сергей Глушонков, магистр богословия
Сноски и комментарии
1 Например, на официальной странице вероучения евангельских христиан-баптистов говорится, что крещение — это «исполнение заповеди Христа о Церкви…», «свидетельство веры и послушания…», «является торжественным обещанием Богу доброй совести». Здесь ничего не сказано ни о «таинстве», ни о спасении или прощении грехов. См.: Вероучение евангельских христиан-баптистов [Электронный ресурс]. URL: https://baptist.org.ru/faith/verouchenie (дата обращения: 18.05.2020)).
3 Другие отрывки Писания, в том числе, Ин 3:3-7 и Тит 3:5 будут упомянуты в следующей части статьи «учение о крещении Древней церкви», в свидетельстве Отцов Церкви.
4 Ньюман Б.М. Греческо-русский словарь Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 2012. С.44.
5 Walter A.E. Evangelical Dictionary of Theology. Grand Rapids, Michigan: Baker Book House, 1990. P.530.
6 В Откр 19:13 в синодальном переводе слово βεβαμμένον, причастие, образованное от глагола βάπτω, переведено как «обагренную».
7 Данное место в Писании является предметом богословских дискуссий. Есть точка зрения, что здесь Иисус не говорил о крещении. Так как в Ин 3:3-7 не встречается слово βάπτισμα, то данный отрывок не будет рассматриваться в данном разделе, а в свидетельстве Отцов Церкви.
8 Fairbairn D. Life in the Trinity: An Introduction to Theology with the Help of the Church Fathers, Downers Grove, Illinois: InterVarsity Press, 2010. P. 184-185.
9 Ibid. P. 182.
10 Котрелл Д. Крещение. Что говорит о нем Библия. М.: Протестант, 1993. С. 14, 15.
11 Bietenhard H. Theological Dictionary of the New Testament, Grand Rapids: Eerdmans, 1967. P. 274-275.
12 Harris M. J. Prepositions and Theology in the Greek New Testament: An Essential Reference Resource for Exegesis, Grand Rapids: Zondervan, 2017. P. 1209.
13 Котрелл Д. Крещение… С. 14.
14 Там же, С. 26.
15 С лат. «только вера». Один из пяти тезисов, провозглашенных Реформацией, т.е. спасение только по вере.
16 В Евангелии от Луки 24:47 есть также Великое Поручение Христа: «и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима». По версии Луки в Великом Поручении не идет речь о крещении, вере и спасении. Но говорится о покаянии всех людей и об обетовании Божьем – прощение грехов. У Марка обетованием является спасение. Если рассматривать оба евангелия вместе, то в Великом Поручении Христа крещение и покаяние являются действиями веры человека, ответом на проповедь Евангелия. А спасение и прощение грехов – обетованием и даром Божьим.
17 Котрелл Д. Крещение… С. 24, 25.
18 Там же. С. 138.
19 Beasley-Murray G. R. Baptism in the New Testament, Grand Rapids: Wipf & Stock Publishers, 2006. P.262.
20 Перевод Еп. Кассиана (Безобразова).
21 Котрелл Д. Крещение… С.39.
22 Ньюман Б.М. Греческо-русский словарь Нового Завета… С. 68.
23 Существует позиция, что предлог εις следует переводить не как указание на цель действия («для»), а как указание на результат («в результате чего»). Исходя из этой точки зрения, фразу «εις άφεσιν των αμαρτιων υμων» предлагают понимать как «каждый из вас должен быть крещен как результат того, что ваши грехи прощены». Подобная точка зрения не поддерживается ни одним из существующих переводов (английских и русских), а также в примерно в 1500 случаях, где встречается εις в тексте Нового Завета, данный предлог не имеет контекстного значения «в результате чего».
24 Котрелл Д. Крещение… С.52-53.
25 Там же. С. 51
26 Греческое слово κύριος может иметь значение 1) Господь (Бог) и 2) господин (вежливое обращение к человеку). Из текста не совсем понятно, что имел в виду Савл.
27 обращение «брат» (ἀδελφός) было обычным обращением иудеев к друг другу, например Рим 9:3. Kittel G., Bromiley G. W., Friedrich G. Theological dictionary of the New Testament. Vol. I, Grand Rapids: WM. B. Eerdmans Publishing Company, 1964. P. 145.
28 Более корректный перевод εβαπτίσθη (аорист, в пассивном залоге) – «был крещен». Так, в переводе еп. Кассиана (Безобразова): «И тотчас как бы чешуя отпала от его глаз, и он прозрел, и встал и был крещён» (Деян 9:18)
29 Beasley-Murray G.R. Baptism…P.102.
30 Котрелл Д. Крещение… С.61.
31 Существуют другие упоминания «омытие» в Новом Завете, которые можно отнести к крещению: 1 Кор 6:11, Еф 5:26, Тит 3:5, Евр 10:22. Об этих отрывках будет сказано в следующем разделе.
32 Beasley-Murray G.R. Baptism…. P.131.
33 Ibid. P. 133.
34 Ibid. P. 138.
35 O’Bien P.T. Word Biblical Commentary. Colossians, Philemon. Word: Waco, 1982. P. 114.
36 Например, в Рим 6:3 в синодальном переводе сказано: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?». В синодальном переводе глагол «крестить» стоит в активном залоге, что можно неверно истолковать, что верующие сами себя крестили. Перевод Еп. Кассиана (Безобразова) дает более корректный перевод с греческого и «крестить» стоит в пассивном залоге: «Или вы не знаете, что все мы, кто были крещены во Христа Иисуса, в смерть Его были крещены?». Подобным образом, в Деян. 9:18, где говорится о крещении Савла (Павла) в синодальном переводе написано: «И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился…», тогда как перевод под ред. Епископа Кассиана (Безобразова) передает более верное представление о крещении: «И тотчас как бы чешуя отпала от его глаз, и он прозрел, и встал и был крещён».
37 Котрелл Д. Крещение… С. 114.
38 Там же. С. 94.
39 Fairbairn D. Life in the Trinity… P. 182.
40 Там же. С. 90.
41 Этот список не полный. К этому можно добавить: человек становится гражданином Царства Божьего, христианином (учеником), оправданным, святым, освященным, запечатленным, частью Тела Иисуса Христа, освобожденным, усыновленным, рожденным свыше, «записанным» в Книгу Жизни, получает имя, записанное на Небесах и т. д.
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»