Загрузка...

Что есть реальность: как мировоззрение влияет на восприятие истины

Что есть реальность? Реальность — самое трудное явление для адекватного восприятия. Знать реальность — значит знать правду. Эти понятия взаимозаменяемы. Или, перефразируя, реальность — это реальное положение вещей, которое не всегда соответствует тому их положению, которое видим мы. Большинство из нас, вероятно, полагает, что реальность очевидна: ведь, оглядываясь вокруг, мы видим реальность, она повсюду. Однако, мы не всегда осознаем, что реальность просеивается через сито нашего восприятия. Если не верите, спросите женатого человека. И он вам скажет, что иногда он говорит одно, а его жена слышит совсем другое, и иногда она далеко не в восторге от его слов. Мы храним представления о вещах, какими они являются на самом деле, но основаны эти взгляды не на скале реальности, а на зыбучих песках нашего собственного её восприятия. Вещи действительно такие, какими являются, но взгляд на них каждого из нас закован в линзы наследственности, воспитания, опыта прошлых лет, и особенно, общественных норм.

Моральные устои и общественные нормы далеко не объективны. Это всего лишь общепринятые формы взаимодействия с реальностью и описания ее. Если называть лопату «лопатой» — значит отвечать объективной реальности, а соглашаться называть лопату «копалкой», или к примеру, «горбовыпрямителем» — это в рамках общественных норм. Это совсем не значит признать наши общественные нормы некомпетентными в описании реальности, это значит согласиться с тем, что неправильно признавать какой-то факт истинным только потому, что все согласились считать его таковым. Поскольку истина одна – и она у Бога, то и реальность только одна, Божья. Остальное можно приписать особенностям нашего восприятия окружающего мира.

Общепринятые общественные нормы плюс наши субъективные мнения и ожидания – вот что составляет основу нашего мироощущения. Мироощущение, независимо от его полноты и многогранности, все же не является истиной. Это не более чем связное, системное описание реальности. Чем полнее наше мироощущение, тем точнее его описание Божьей реальности. Оно дает нам возможность проверить на прочность качество нашего взгляда на мир. Например, Библия представляет человека «падшим». Все мы согрешили и были оправданы. Это описание реальности, предложенное мироощущением, основанном на Библии. В то же самое время, общественное мироощущение едва ли склонно называть человека злым. Вместо этого, в качестве описания людского поведения, используются такие термины, как «преступный», «асоциальный», «аддиктивное поведение» (от addict – «зависимость». прим.). Чье мироощущение дает более искренний взгляд на то, как в действительности обстоят вещи? В самом ли деле мы лишь слегка запутались, сбились с пути, или же в мире продолжает царить зло? Какое из мнений на ваш взгляд ближе к Божьей реальности? (У Бога нет мироощущения, Он есть реальность).

Сатана – отец лжи, и в его планы не входит адекватное восприятие нами Божьей реальности. К примеру, в Эдемском Саду Бог дал Адаму понятие о реальности: «а от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:17). Затем Сатана убедил Адама и Еву в ложной реальности: » И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие 3:4-5). Иисус также проповедовал об истинной людской природе: 15″ ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Евангелие от Матфея 13:15). Не является ли наше нежелание принимать Божью реальность такой, какой Он создал её для нас, преградой к духовной жизни и исцелению, которое нам обещано?

Восприятию реальности присуще её понимание. На каком-то уровне мы должны понять истину о чем-либо, чтобы адекватно это воспринять. Но это понимание должно иметь завершенное состояние, иными словами, быть полным. Адам и Ева не понимали всех «почему»,кроющихся за Божьими повелениями, но определенно были в состоянии понять простое положение вещей в сложившейся ситуации: «Бог заботится о нас, но если съедим плод – погибнем». И только когда они приняли решение поверить в ложь: «Бог на самом деле не так уж о нас и заботится..»., как тут же запутались и оказались неспособными понять истинное положение вещей.

Обратите внимание на ключевой момент – первый шаг к грехопадению был в их отвращении от твердого на тот момент понимания истины. Как только это случилось, они тут же потеряли способность здраво отделять правду Бога от лжи Сатаны. Они получили знание как о добре, так и о зле, но потеряли представление об истинной реальности. Таковым является положение вещей для нас сегодня — постоянное столкновение взглядов, запутанный клубок правды и лжи, маскирующийся, однако же, под чистую правду, заставляющий нас снова и снова повторять вопрос римского прокуратора Пилата, заданный Иисусу 2000 лет назад: «Что такое истина?». Современное общество настолько запуталось в реальности сегодняшнего дня, что уже готово сдаться на милость Божьей истине, вопреки царящей псевдо-правде,ставящей во главу угла идею о том, что правда для каждого своя (для более глубокого изучения этой темы, см. «мировоззрение периода постмодернизма»).

Библия учит нас «не полагаться на свой разум» (Притчи 3:5-6). Но также нам советуют «приобретать разум» (Притчи 19:8). Оба эти совета одинаково истинны. Когда мы учимся на собственном жизненном опыте, то учимся, имея в основании ложь, окружающую нас, и собственные огрехи и особенности восприятия. В альтернативу всему этому нам предложено истинное восприятие. Однако есть несколько вещей, мешающих нам принять этот новый образ мышления.

Все мы были рождены с неукротимой жаждой познания. Это Божий подарок нам, направляющий нас на познание Его познания. Но с каждым благим даром от Бога мы получаем в придачу от Сатаны указания по извращенному его использованию. Ниже перечислены несколько причин, мешающих нам правильно воспринимать Божью реальность.

 

1. Мы не заботимся о том, чего мы не знаем. Поток наших знаний — это не ручей, текущий меж скал нашего невежества так, чтобы мы ощущали размер и форму наших пробелов в знании. Сущность нашего знания — как бы находиться внутри замкнутой сферы. Все, до чего нам есть дело, находится внутри этой сферы вместе с нами и не выходит за её пределы. Исходя из опыта прошлого, мы можем строить предположения о длине и ширине нашего невежества. Но по мере того, как эта сфера увеличивается в размерах, как увеличиваются в объеме наши знания, мы так же не имеем понятия о том, насколько велико пространство неизвестности вне этой оболочки. Опасность в том, чтобы полагать, будто в каждый отдельный момент времени (и размеров сферы), у нас есть все для жизни и благочестия, и в связи с этим, не пытаться более раздвигать границы своего познания.

 

2. Мы не замечаем намеков на то,что наше мировоззрение неспособно адекватно описать реальность. Если что-то не соответствует нашему взгляду на мир, проще не замечать этого, чем постараться изменить наше восприятие с учетом новых факторов. В научном сообществе этот феномен нашего сознания известен под названием «уклон подтверждения». Ученый-исследователь видит результаты, которые ему хочется видеть, посредством фокусировки на данных, подтверждающих теорию исследования, и игнорируя некоторые данные, отрицающие ее. Вот почему, к примеру, результаты фармацевтических опытов часто бывают двузначны. Также и мы часто пребываем в собственных рамках понимания о настоящей жизни христианина, основываясь лишь на нескольких ключевых отрывках, в которых находим подтверждение этому пониманию, и пропуская другие, более неудобные для нас. Любой, кто хоть раз общался на тему крещения с разными людьми, понимает, о чем идет речь. Но также мысль о том, что мы сами стали иммунны к этому избирательному способу изучения Писания, должна быть нами отброшена.

 

3. Мы преуменьшаем важность суммы знаний по какой-либо теме, если не ощущаем её важности для себя. Например, в один прекрасный день мы можем вдруг осознать, что недостаточно компетентны в астрофизике, но одновременно с этим мы понимаем, что знания о ней не так уж и важны в повседневной жизни, чтобы тратить время и силы на её изучение. Но такого рода идея может также давать плохие плоды. Например, однажды позволив свободе личности вытеснить по важности из человеческой жизни моральные устои, мы получили общество, в котором не принято делать добро просто потому что это добро. Обратитесь к историкам и статистикам с вопросом о том, какие изменения в нем произошли за последние несколько десятилетий.

 

4. Мы можем становиться ленивыми, когда дело доходит до непосредственного получения знаний. Как уже было описано выше,если мы не видим пользу получаемых знаний, мы теряем всякую мотивацию к их зарабатыванию. Очень немногие из нас изучают историю, соглашаясь, однако же, с известным афоризмом: «тот кто не знает своей истории, тот не имеет будущего». Не ирония ли судьбы тот факт, что как только Америка почувствовала на себе все тяготы экономического кризиса, как тут же рьяно стала копаться в уроках, полученных во времена «Великой Депрессии?» Это ли не урок даже и для учеников Иисуса? Разве мы первые, кто сталкивается сегодня с проблемами единства Церкви? Или были в прошлом и другие мужчины и женщины Бога, кто боролся с этими трудностями? Хранят ли 2000 лет истории христианской семьи ответы на важные для нас с вами вопросы или нам предстоит решать их, как будто узнав о них впервые?

 

5. Мы можем бояться последствий правды, и выбираем верить в ложь. Мы склонны хранить и следовать тем проявлениям истины, которые позволят нам и дальше жить в своей зоне комфорта. Что мы еще можем позволить себе, если еще не рожденный ребенок может считаться нежеланной ответственностью со всеми вытекающими последствиями? Но ведь оно — еще не человеческое существо, раз не имеет присущих ему форм, раздается в ответ. И вопрос решен. Величайший страх в поиске истины для многих из нас кроется в том, что мы можем её найти. Рука об руку с этим страхом живет чувство гордости. Только смиренный человек может отказаться от личного мировоззрения в пользу Божьего.

 

6. Мы все порой путаемся в своих предположениях. Читателю возможно, доводилось слышать о версии, согласно которой пьяные водители выживают в ДТП, которых не выдерживают трезвые; и что это происходит якобы именно из-за спирта, находящегося в крови выпившего, который будто бы предохраняет от нервного перенапряжения непосредственно в момент аварии. В действительности же, идея о том, что пьяным водителям легче выжить в ДТП, в корне ложна. Вне зависимости от подобных теорий, пьяные водители гибнут настолько же часто, насколько и трезвые, а трезвые выходят из дорожных катастроф, отделавшись легким испугом так же часто, как пьяные. В конечном же счете, мы принимаем на веру очевидную фальсификацию, которая, давя на уязвленное чувство справедливости (поступивший неправильно, в результате, оказывается в выигрышной ситуации), приобретает ореол истинности. Когда мы обнаруживаем пробел в своем мировоззрении, мы можем заполнить его правдой либо оставить на откуп нашим предположениям. Единственное же, чего мы категорически не можем сделать, — это оставить пробел пустым, ведь это противоречило бы нашей врожденной жажде знаний.

Друзья Иова наступили на те же грабли. Они потратили 28 глав, споря об ошибочном предположении, что плохие вещи случаются только с плохими людьми.

Получается, что Иов должен быть плохим человеком. В их головы не укладывалась мысль о том, что Иов мог быть праведником и заслужить такое наказание. Но откуда они взяли такое представление о реальности? Было ли это реальным положением вещей или таковым, каким они себе его представляли?

Перечисленные ниже тезисы тесно связаны с обсуждаемой проблемой:

  • Лишь предположение — то, что мы обладаем всеми необходимыми знаниями.
  • Лишь предположение — признавать за явлением постоянную частоту повторения и постоянные для него качества.
  • Лишь предположение — то, что наше мнение является мнением большинства.
  • Лишь предположение — считать, что мнение большинства из нашего круга общения — истинно.
  • Лишь предположение — считать что-то правильным, основываясь на традиции.
  • Лишь предположение — считать, что наши предположения истинны.

Предположения -обычный дневной рацион для нашего разума. Они отнимают минимум усилий и насыщают нас. Но полезен ли такой рацион? То, что нам действительно нужно, — это твердая пища, богатая витаминами истинных знаний. Правда, иногда мы вынуждены принимать решения, основываясь на хорошо проверенных предположениях. Возможно, что нам никогда не избавиться от предположений, но однако же мы должны всегда быть готовы произвести разведывательный маневр, чтобы проверить на прочность то или иное из них.

 

7. Мы не в состоянии поставить реальность под сомнение. Часто мы даже не задумываемся, что какие-то наши предположения и жизненные позиции построены на лжи. И вот мы, сломя голову, летим по жизни, пока однажды буквально не разбиваем её о стену реальности (как случилось с друзьями Иова, когда они обнаружили себя в руках карающего Бога). Мы так счастливы среди своих полочек с аккуратно разложенными по ним шаблонами восприятия реальности, что мы слепо принимаем что-то на веру в моменты, когда должны бы вопросительно задуматься. Если мы в самом деле хотим, наконец, отказаться от лжи и принять истину, то должны вникать во все и все подвергать анализу, даже то, что говорит нам Бог. Моисей, нареченный другом Божьим, испытывал Его. Давид, возлюбленный Богом, испытывал Его так же. Исайя, Иеремия, Иезекииль — все они испытывали Бога. Даже Иисус это делал, с присущим Ему смирением. Вот вам новая задачка — найдите в Ветхом Завете персонажа, обладавшего властью и могуществом и притом не испытывавшим Бога. Он же никогда не отказывался ответить. Гедеон спрашивал Бога и, не поверив Его ответу, спросил снова… и Бог снова ответил! Даже если в планах Бога было медлить с ответом и учить вопрошающего, — Он всегда приветствовал вопрос, ведь как бы иначе отличить правду от лжи в особый момент жизни? Важность вопроса — даже не в получении верного ответа, а в том,чтобы выявить сердце, ищущее Божьей воли на свою жизнь, или, выражаясь более ясно, сердце ученика.

Простой вопрос: «Каков мой благой мотив верить в ______?» может подвести нас гораздо ближе к пониманию Божьей истины, чем мы можем вообразить. Он помогает отбросить ложные гипотезы и начать серьезный поиск знаний. Если бы Адам и Ева просто спросили у себя самих: «А есть ли благой мотив к тому, чтобы поверить Змею наперекор воле Бога?», » — то насколько по-другому могли бы сложиться для них дальнейшие обстоятельства? Кого имел в виду Иисус, когда говорил что люди слепы и глухи? Если бы они поставили под сомнение свои предположения о том, каким именно должен быть Мессия, что бы помешало им обратиться и получить исцеление? Бежал ли уважаемый читатель все еще напролом к грядущей катастрофе, если бы здравая мысль об опасности вдруг посетила ваш разум?

В течение последних нескольких месяцев автор задавал себе этот вопрос бесчисленное множество раз. Каждый день приносит с собой новые вещи, которые должны вызывать сомнения и нуждаются в проверке на прочность. Иногда эти вопросы просты, что-нибудь типа: «Каков мой благой мотив полагать, что в каждое блюдо в моем рационе я должен добавлять мясо?» Иногда попадаются вопросы посложнее: » Есть ли у меня благой мотив смотреть телевизор каждый день?» Или: «самое полезное дело для меня сегодня — изучать послание к Римлянам?». Или: «цель моей жизни — искать и спасать погибающих?» Если ежедневно мы не находимся в поисках ответов на наши вопросы, значит мы ответили на них себе сами, своими предположениями, гипотезами и догадками. Возможно, часть из них верна. Но с момента грехопадения ложь сатаны паразитически вплетена в наше восприятие, не давая ему практически никаких шансов на независимость.

Сатана — единственный, кто выигрывает от нашего бездействия, когда доходит дело до ревности о Божьих знаниях. Мы живем в обществе и культурных условиях, насквозь пронизанных ложью. Пока мы готовы ограничивать свое восприятие окружающего мира посредством апатичного спокойствия, отсутствия Божьих знаний и цепляния за ложь и ошибочные предположения, сатана может легко брать отпуск, а мы, как усердные работники, будем заниматься его делом — увековечения его лжи.

Давайте же держаться правды, чего бы нам это ни стоило, возрастать в уверенности о том, что Божья истина — единственная. И понимать, что наша лучшая защита от сатаны, – избегать его лжи, вместо этого заменяя её на Божью реальность.

 

Будьте славой для нашего Бога.

 

Автор: Джейсон Гоубл

Перевод: Антон Мельник



Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


Больше статей по теме


Другие темы



Проверь свои знания онлайн!
Что есть реальность: как мировоззрение влияет на восприятие истиныХотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»