Загрузка...

Психологические границы личности: самозащита и неверная реакция

Наша сегодняшняя тема — психологические границы личности. Самозащита и самозабота – очень разные вещи. Мне потребовалось много лет для осознания того, что я занималась самозащитой, и что это самозащита, в конечном счете, ранила меня, окружающих, но больше всего — Бога.

 

Психологические границы личности человека

 

Вот в чем, как мне кажется, состоят различия между заботой о себе и самозащитой.

Самозабота: определенное поведение или его составляющие, используемые человеком для удовлетворения своих собственных физических, эмоциональных и духовных потребностей. В случае с христианином, это проявляется в том, как он поверяет Богу свои сокровенные желания и тайны, а также доверяет Ему в любых обстоятельствах.

Самозащита: поведение человека, которое, по своей сути, призвано защитить его от боли, проблем или страданий. Для христианина такое поведение означает неумение по-настоящему принять исцеляющую любовь Бога и неумение доверять Ему в неизвестном. Вместо этого он пытается контролировать это неизвестное, чтобы защитить себя в будущем от возможной боли или дискомфорта.

В течение многих лет я вела преданную Богу жизнь, беззаветно веря Ему во многом, но вместе с тем в моем сердце были области, совершенно не открытые Ему. Я служила и отказывалась от многих возможностей, которые предлагала жизнь, в конечном счете, я хотела обезопасить себя от боли. Как и те люди, о которых говорил Иеремия (2:1-13), вместо того, чтобы идти к Богу, как к «источнику воды живой», я оставила Его и высекла себе «водоемы разбитые, которые не могут держать воды».

Блажен, чьё сердце выбрало Твой путь, чья сила в Тебе (Псалтирь 83:6).

Немного о моих путях. Иногда самозащита исходит из опыта испытанной сильной боли или страха быть отвергнутым. У меня это было вызвано прошлыми, незаживающими ранами, вещами, которые я не доверяла Христу, вместо того, чтобы позволить Ему полностью заживить их. Истинное исцеление Христа более не приведет меня к самозащите, а позволит пойти на риск в любви, потому что теперь я ищу признания не от окружающих, а от самого Бога. Я могу, наконец, обратиться от своих нужд к нуждам других людей и учиться любить. Мне легче прощать и отпускать причиненную мне боль. Я также учусь расставлять разумные барьеры в общении, основой которых является не самозащита, но доверие Богу.

Никто не любит предательства или когда его предпочитают кому-то или чему-то. Мои родители предпочитали самозащиту любви ко мне. Я не чувствовала себя в безопасности, будучи ребенком, и не могла уберечься от боли, которую доставляли мне родители. Как следствие, повзрослев, я пыталась уберечь от боли других, чтобы создать любовь и безопасность там, где их не было. Я взяла на себя ответственность за эмоциональное благополучие других людей вместо того, чтобы позволить им прийти к ним самостоятельно. Я выработала для себя неправильные модели поведения и использовала их для самосохранения.

Свет мой — Господь и спасенье моё. Кого мне бояться? Крепость моя — Господь. Кого мне страшиться? (Псалтирь 26:1)

Когда я стала христианкой, то думала, что Бог стал всем для меня, но еще очень долго я пыталась заработать Его одобрение и признание. Не любовь Христа, но старание заработать то, что Он дал мне безвозмездно, — вот что вело меня в течение многих лет, как христианку. Я объездила весь мир, служа развивающимся церквям, помогала в ведении этих церквей, но часто чувствовала себя обремененной этим трудом. Но через все это Бог проводил меня с любовью. Его Слово успешно работало внутри меня. Помимо моего внешнего поведения, моя привычка к самозащите сказалась на моем сердце, особенно в отношении закона и прощения. Как результат, мне стало сложно любить людей. Я выросла в перфекционистку христианского типа, которая выглядела уверенно снаружи, но изнутри была ведома страхом и стыдом. Я была и до сих пор, может быть, являюсь властной и требовательной. Зная, что обладаю способностью внушать, я могла заставить окружающих чувствовать себя так, будто они никогда не достигнут совершенства, потому что мой суд исходил из моих собственных мыслей о своем несовершенстве.

Второзаконие 6:5 «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими».

Что бы я ни делала, но если оно не основано на уверенности в благости Бога – это грех. Самозащита является грехом, потому что в действительности я говорю: «Боже, я не доверяю Твоей способности защитить меня. Я не доверяю Тебе производить изменения в этом человеке или в этой ситуации, вместо этого я вглядываюсь в них, чтобы заметить надежность или изменения в обстоятельствах». Я теряю способность ко Христовой любви, поступая так. Я ставлю себя и свою боль выше таковой у других. Если из-за страха быть не принятой я молчу в ситуации, в которой знаю, что должна высказаться, тогда я больше переживаю о том, что думают другие, чем о том, что думает Бог. И это грех. Когда моей целью становится комфорт, способ организовать свою жизнь так, чтобы защититься, прося людей не требовать от меня слишком многого, – в действительности я ищу оправдание для отсутствия любви.

За силой к Господу идите, за помощью (Псалтирь 104:4).

Самозабота убеждает нас в том, что мы лечим себя и заботимся о себе для того, чтобы дать другим людям от полноты, которую может даровать только Бог. Такой взгляд позволяет нам установить разумные границы, которые помогают людям самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия. Это тоже проявление любви. Кроме того, это направляет людей к Богу, вместо того, чтобы иметь дело с плохим обращением и прибегать к самозащите.

Читайте также:  Довериться Богу, чтобы сохранить любовь и мир в трудные времена

Когда я позволила Иисусу исцелить меня от моего прошлого, Он разоблачил грехи, которые отделяли меня от реального внутреннего роста: от гордости и самозащиты. Теперь, укоренившись в Божьей любви, я могу, наконец, встретиться лицом к лицу с этими грехами. Я вижу, как мужчины и женщины вокруг меня сидят в темноте и в одиночку борются с демонами из своего прошлого. Во мне обновилось чувство спасения, которое питает мое желание распространить это исцеление среди окружающих. Я не могу представить себе, как бы я проходила трудные времена моей жизни без Бога и Его народа, однако многие люди имеют с этим дело каждый день.

В октябре прошлого года я вышла на новую работу. Я вошла в вестибюль и увидела женщину-охранника, сидящую за стойкой регистрации, мимо которой многие, в том числе и работавшие на моем посту, проходят каждый день, не удостаивая её даже коротким «Привет». Я протянула руку, чтобы представиться, и она ответила: «Не люблю рукопожатий». Я почувствовала себя отвергнутой, но к счастью, теперь могла видеть прошлую себя; это было и о ней. В течение нескольких месяцев я осознанно делала выбор любить ее, быть теплой и настойчивой. Я решила не воспринимать ту первую реплику как личную обиду или повод к прекращению общения. И вот, одним январским утром, я вошла и сказала ей: «Доброе утро! Как ваши дела?», на что она ответила: «Хорошо бы Старбакс открылся.»… Я поднялась наверх и, сделав себе чашку кофе, я также сделала одну ей. Когда я отдала ей чашку, она встала со своего кресла, и та самая женщина, которая даже не пожала мне руку четыре месяца назад, протянула ко мне обе руки и крепко обняла меня. Все было не напрасно.

Бог изменил мою судьбу, и он использует меня, чтобы изменить судьбу многих других.

«Приведи меня к правде Твоей, мой Бог, мой Спаситель, всякий день на Тебя надеюсь. Яви любовь Твою нежную, вечную, не забудь меня в доброте. Грехов моей юности не поминай, ради имени Своего доброго вспомяни в любви меня, Господи. Воистину добр Господь, наставляя на путь грешников. Направляет кротких к правде, наставляет кротких в путях Своих. Справедлив Он и добр к тому, кто заветы Его исполняет. Много грехов совершил я, но во имя Твоё отпусти мне их, прошу. Тому, кто Господа боится, почитает, укажет Бог, каким путём идти. Жизнь такого во благе пройдёт, унаследуют дети землю». (Псалтирь 24:5-13)

Самозащита заставляла меня убегать от боли, однако, тем самым удерживала её внутри меня. Теперь я готова доверять Богу, даже если результаты не соответствуют моим ожиданиям. Я научилась иметь видение на будущее. Раньше я жила для самосохранения. Теперь видение на будущее позволяет меня просить: «Бог, используй меня, покажи мне, как бы Ты хотел, чтобы я использовала свою жизнь? Как я могу лучше любить тех, кого Ты поставил пред лицом моим?»

Читайте также:  Довериться Богу, чтобы сохранить любовь и мир в трудные времена

 

Автор: Казия Кедзия
Перевод: Антон Мельник

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


Больше статей по теме


Другие темы



Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»